Основные тенденции развития рынка пива

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 04:36, дипломная работа

Описание работы

Сегодня одним из наиболее прибыльных и быстро развивающихся российских рынков является пивная промышленность. Повышение благосостояния населения и качества предлагаемой продукции положительно сказалось на развитии рынка, привлекло к нему внимание российских и зарубежных инвесторов. Ожесточилась конкуренция, увеличился ассортимент, объемы производства и инвестиций в рекламу. Неуклонно растет потребность в профессиональном персонале.

Содержание

Введение 5
Основные тенденции развития рынка пива 8
Обзор рынка пивной продукции в России 8
Обзор рынка пивной продукции на дальнем Востоке 21
Концепции развития пивопроизводства 27
2 Анализ хозяйственной деятельности 29
ООО «АМУР-ПИВО»
2.1 Общее положение ООО «АМУР-ПИВО» на рынке пива 29
2.2 Основные финансово-хозяйственные показатели 34
2.3 Анализ баланса предприятия 38
2.4 Оценка платежеспособности предприятия 41
2.5 Анализ финансовой устойчивости и
деловой активности 46
3 Планирование производства ассортимента продукции 49
3.1 Структура управления компании Heineken 49
3.2 Экономическая постановка задачи 51
3.3 Определение исходных данных 57
3.4 Расчет прогнозных значений показателей потери продукта 65
3.5 Определение фонда времени доступного для розлива 68
3.6 Математическая постановка модели 74
Заключение 75
Список использованных источников 76
Приложение А – Анализ ликвидности баланса 81
Приложение Б – Расчет прогнозных значений 82
Приложение В- Структура управления Heineken 85
Приложение Г – Развернутая математическая модель 86

Работа содержит 1 файл

Diplom.doc

— 886.00 Кб (Скачать)

Хотя данный сегмент продолжает оставаться самым популярным, занимая более половины рынка по объему, тем не менее по стоимостному показателю его доля по итогам I квартала 2006 года (44,1%) впервые за все годы наблюдения оказалась ниже совокупной доли высокоценовых марок - лицензионных и премиальных (45%). Во втором квартале текущего года разрыв в пользу дорогих брендов увеличился и составил 1,6%. Очевидно, что российский потребитель все в большей степени ориентируется на качественную пивоваренную продукцию; это, в свою очередь, создает благодатную почву для укрепления позиций высокомаржинальных брендов в портфелях лидеров пивоваренного рынка.

Интересной  особенностью развития экономичного сегмента был тот факт, то вся активность компаний в течение I полугодия 2006 года в этой категории носила исключительно региональный характер. Две компании из числа лидеров отрасли объявили о выходе новых сортов для региональных рынков.

Отличительной особенностью современного этапа развития коммуникации с потребителем становится поиск новых форм представления товара на рынке - в первую очередь упаковки. В условиях ограничений на телевизионную рекламу пива, которые существенно затруднили вывод и поддержку новых марок, производители перенесли акцент с запуска новых брендов на поддержание интереса к уже известным. Это привело к развитию менее затратных атрибутов, не затрагивающих продукт как таковой: новые типы упаковок (алюминиевая бутылка), отвинчивающаяся и рельефная крышка, пробка с кольцом и прочее. Очевидно, что эти тенденции влияют и на рыночные предпочтения потребителей пива в отношении различных видов тары.

Российский  рынок пива остается ненасыщенным как  по количеству, так и по ассортименту. По уровню потребления пива на душу населения Россия значительного  уступает развитым странам, что предполагает наличие заметного потенциала роста по мере повышения покупательной способности населения, развития культуры потребления пива, переориентации населения с употребления крепких спиртных напитков на пиво как более «здоровый» продукт. В таблице 1 показан сравнительный анализ употребления пива в различных странах.

Таблица 1 - Потребление  пива на душу населения в некоторых  странах 

Страна

Уровень потребления пива, литров в год

Германия

146,1

Великобритания

121,0

Россия

17-20

В том числе  Санкт-Петербург

45

Москва

40


В девяностые годы видимое потребление пива в России заметно сократилось и лишь с 1996 года начался его рост, составивший  в 1996 году и 1997 году соответственно 18% и 40% (учет «неофициального» импорта пива в Россию практически не сказывается  на темпах роста видимого потребления).

Таблица 2 - Видимое  потребление пива в России

в миллионах  декалитров

Потребление пива

1985

1990

1992

1993

1994

1995

1996

1997

Видимое потребление  пива

335

335

269

248

219

198

233

320

Динамика видимого потребления пива,1985=100

100

99,8

80,2

73,9

65,4

59,0

69,7

95,4


Несмотря на появление в последние годы значительного  количества импортного пива, российский потребитель продолжает ориентироваться  на сорта пива, производимого отечественными пивоваренными заводами.

С учетом того, что российское население традиционно ориентируется на пищевые продукты отечественного производства, предпочитая их импортным, можно прогнозировать сохранение соответствующей структуры потребления пива в России в средне- и долгосрочной перспективе /3/.

Достаточно  однозначно складывается ситуация и  в области ценовой ориентации российских потребителей пива. Наиболее массовым сегментом российского  рынка пива остаются сорта, предлагаемые по средним ценам и имеющие  приемлемое качество.

 

Таблица 3 - Ориентация потребителей на цену при покупке пива (процент от потребителей пива) 

Уровень цены

В Москве

В целом по России

Низкая

13,9

20,5

Средняя

63,7

63,6

Высокая

12,6

10,0


Более высокая  доля потребителей пива в целом по России, ориентирующихся на низкую цену, объясняется значительным разрывом в уровнях доходов в среднем по Москве и по России. Поскольку в ближайшие годы не ожидается выравнивания межрегиональных различий в уровне доходов на душу населения, а также их существенного повышения в целом по России, сложившаяся «ценовая» структура потребительского спроса населения на пиво будет сохраняться.

Основным фактором, формирующим предложение пива на российском рынке, является внутреннее производство. После длительного  периода сокращения производства, связанного с адаптацией предприятий отрасли к новым экономическим условиям, с 1996 года начался быстрый рост производства, прирост которого в 1996-97 годах составил почти 43%.

Вместе с  тем, темпы наращивания выпуска  пива были медленнее, чем динамика импортных поставок. Начиная с со второй половины 1997 года произошло резкое увеличение импорта пива, что объяснялось активизацией шагов иностранных производителей, направленных на захват российского рынка, обеспокоенных наращиванием производства пива в России и заметным укреплением конкурентных позиций национальных компаний. Удельный вес импорта в совокупном предложении достиг 21% в 1997 году (с учетом "неофициального" импорта - 40%). При этом пиво импортировалось главным образом из стран дальнего зарубежья, тогда как поставки из СНГ не превышали 8%. Крупнейшим поставщиком пива на российский рынок является Германия, на долю которой приходится около 20% всех поставок.

Таблица 4 - Предложение  пива в России, миллионов. декалитров

Предложение

1985

1990

1992

1993

1994

1995

1996

1997

Производство  пива

331,0

333,0

268,5

239,1

207,4

176,6

220,0

252,5

Импорт пива

4,5

1,8

0,6

8,9

12,0

21,5

13,8

67,5

Доля импорта, в процентах

1,3

0,5

0,2

3,6

5,5

10,9

5,9

21,1


По-видимому, такой  скачок импорта пива является временным  явлением, и уже в ближайшее время доля импорта в предложении пива в России снизится до уровня в 10%, хотя и будет выше 3-8%, которые характерны для европейских стран.

В России действуют 234 пивоваренных завода, которые на 1 января 1998 года располагали мощностями по производству 371,1 миллион декалитров пива в год. Хотя уровень загрузки производственных мощностей повысился с 59% в 1996 году до 68% в 1997 году, он продолжает оставаться низким.

Несмотря на достаточно длительные сроки окупаемости  инвестиций в российскую пивоваренную промышленность, которые оцениваются  в 10-15 лет, в ближайшие 5 лет в модернизацию и строительство пивоваренных заводов  России будет вложено около одного миллиарда долларов. Это приведет не только к заметному увеличению производства пива, но и поднимет ведущие пивные заводы на новый технологический уровень.

Недостаточная развитость сырьевой базы пивоваренной промышленности остается одним из факторов, сдерживающих ее развитие. Наиболее узким местом является обеспечение предприятий отрасли солодом и хмелем.

Совокупные  мощности по производству солода составили  на 1 января 1998 года 468 тысяч тонн. В  девяностые годы производство солода в России упало почти на 35%. Загрузка производственных мощностей снизилась с 89,7% в 1990 году до 57,7% в 1997 году.

Таблица 5 - Производство солода в России, тысяч тонн

Производство в год

1990

1995

1996

1997

Производство  солода

420

269

212

270


Потребности пивоваренной промышленности России в хмеле (7-8 тысяч тонн ежегодно) обеспечиваются за счет отечественного производства в среднем на 30%. Крупнейшие пивоваренные заводы, расположенные в Москве и Санкт-Петербурге, работают в основном на импортном хмеле.

Государственное регулирование явилось существенным фактором, сдерживавшим развитие российской пивоваренной промышленности в девяностые годы. Суммарное налогообложение пивоваренного производства достигало 70-80% от товарной продукции. К тому же производство пива подпадало под регулирование производства алкогольной продукции. Поскольку не было ясности по поводу налогового статуса пивоварен, они зачастую облагались дополнительными налогами со стороны местных и региональных властей.

В 1996-1997 годах  произошло заметное ослабление государственного регулирования отрасли, что положительно сказалось на ее состоянии. Если в 1994-95 годах акциз на пиво составлял 40%, то в 1996 году он был снижен до 15%, а затем заменен фиксированной ставкой в 500 неденоминированных рублей. Положительное влияние на отрасль оказало также исключение пива из алкогольной продукции и отмена ранее введенной спецмаркировки пива.

В то же время  пока нет ясности по поводу перспектив нового налогового регулирования производства пива, которое будет заложено в  обсуждаемом в Государственной Думе Налоговом кодексе. Содержащиеся в проекте предложения предполагают усиление налогового бремени пивоваренных заводов.

Подведя итоги  можно сделать несколько окончательных  выводов о состоянии рынка  пива в России.

Российский  рынок пива остается ненасыщенным как по количеству, так и по ассортименту. По уровню потребления пива на душу населения Россия значительного уступает развитым странам, что предполагает наличие заметного потенциала роста.

Российский  потребитель продолжает ориентироваться  на сорта пива, производимого отечественными пивоваренными заводами. Наиболее массовым сегментом российского рынка пива остаются сорта, предлагаемые по средним ценам и имеющие приемлемое качество.

Основным фактором, формирующим предложение пива на российском рынке, является внутреннее производство, которое с 1996 года стало быстро расти. Однако темпы наращивания выпуска пива были медленнее, чем динамика импортных поставок, что привело к резкому росту доли импорта в предложении в 1997 году.

Несмотря на достаточно длительные сроки окупаемости инвестиций в российскую пивоваренную промышленность, в ближайшие 5 лет в модернизацию и строительство пивоваренных заводов России будет вложено около 1 миллиард долларов. Это приведет не только к заметному увеличению производства пива, но и поднимет ведущие пивные заводы на новый технологический уровень.

Недостаточная развитость сырьевой базы пивоваренной промышленности остается одним из факторов, сдерживающих ее развитие. Наиболее узким  местом является обеспечение предприятий отрасли солодом и хмелем /4/.

В 1996 - 1997 годах  пивоваренная промышленность оставалась одной из наиболее прибыльных отраслей российской экономики.

В 1996-1997 годах  произошло заметное ослабление государственного регулирования отрасли, что положительно сказалось на ее состоянии. Однако пока нет ясности по поводу перспектив нового налогового регулирования производства пива, которое будет заложено Налоговом кодексе.

Информация о работе Основные тенденции развития рынка пива