Основные тенденции развития рынка пива

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 04:36, дипломная работа

Описание работы

Сегодня одним из наиболее прибыльных и быстро развивающихся российских рынков является пивная промышленность. Повышение благосостояния населения и качества предлагаемой продукции положительно сказалось на развитии рынка, привлекло к нему внимание российских и зарубежных инвесторов. Ожесточилась конкуренция, увеличился ассортимент, объемы производства и инвестиций в рекламу. Неуклонно растет потребность в профессиональном персонале.

Содержание

Введение 5
Основные тенденции развития рынка пива 8
Обзор рынка пивной продукции в России 8
Обзор рынка пивной продукции на дальнем Востоке 21
Концепции развития пивопроизводства 27
2 Анализ хозяйственной деятельности 29
ООО «АМУР-ПИВО»
2.1 Общее положение ООО «АМУР-ПИВО» на рынке пива 29
2.2 Основные финансово-хозяйственные показатели 34
2.3 Анализ баланса предприятия 38
2.4 Оценка платежеспособности предприятия 41
2.5 Анализ финансовой устойчивости и
деловой активности 46
3 Планирование производства ассортимента продукции 49
3.1 Структура управления компании Heineken 49
3.2 Экономическая постановка задачи 51
3.3 Определение исходных данных 57
3.4 Расчет прогнозных значений показателей потери продукта 65
3.5 Определение фонда времени доступного для розлива 68
3.6 Математическая постановка модели 74
Заключение 75
Список использованных источников 76
Приложение А – Анализ ликвидности баланса 81
Приложение Б – Расчет прогнозных значений 82
Приложение В- Структура управления Heineken 85
Приложение Г – Развернутая математическая модель 86

Работа содержит 1 файл

Diplom.doc

— 886.00 Кб (Скачать)

К концу 1997 года в основном завершилось формирование 4 основных пивоваренных холдингов, которые контролируют около 50% российского рынка и могут увеличить свою долю до 70% через 2-3 года.

На рубеже 2000 года российский рынок пива может  достигнуть относительно высокой степени  насыщения, что приведет к резкому  обострению конкурентной борьбы, особенно на рынках Москвы и Московской области, а также Санкт Петербурга и Ленинградской области.

1.2 Обзор рынка  пивной продукции на Дальнем  Востоке

На сегодняшний  день пивной рынок Дальнего Востока  представлен жесткой конкуренцией отечественных пивоваренных компаний. Импортное пиво практически не оказывает заметной конкуренции и составляет около 3-5% от всех продаж. Основные рынки сбыта пива в регионе: Приморский и Хабаровский края. Активно потребляют пиво в Амурской, Еврейской областях.

В настоящее  время производство пива в регионе осуществляют 19 пивных заводов. Из них выделяются три явных лидера и основных конкурента - ОАО «Пивоиндустрия Приморья», ООО «АМУР-ПИВО» и «БАЛТИКА» общая доля выпуска которых достигает 90-95 % от общего производства пива на Дальнем Востоке.

Тенденция развития пивного рынка основана на стремительной "атаке" ведущих отечественных  пивоваренных компаний и активной "защите" местных производителей пива. Разрозненность и отсутствие единой взаимовыгодной стратегии, объединяющей интересы местных пивоваров, благоприятно влияет на беспрепятственное проникновение пива с запада России. Способствует этому и нейтральная позиция администраций большинства краев и областей региона по отношению к местным товаропроизводителям. Это заметно влияет на беспрепятственный выход на рынок конкурентов. Поддержка местным пивоваренным предприятиям оказывается лишь в 2-х регионах Дальнего Востока - в Хабаровском крае и Камчатской области.

Лидер по производству пива в регионе - ООО «АМУР-ПИВО» (годовой выпуск составляет около 4 миллиона доллларов). Продукция именно этой компании особо пользуется спросом и имеет превосходное качество настоящего пива.

Основные популярные сорта компании: Амур-пиво, Три медведя, Охота, ПИТ, Zlaty Bazant.  География поставок предприятия - Хабаровский край, Приморский край, Амурская область, Магадан, Сахалин, Камчатка, Еврейская область, Якутия - практически весь Дальний Восток. 
      Развитию пивного рынка Дальнего Востока способствует активность местных коммерческих структур, а не предприятий-производителей. Проявляется это, в основном, во время активного покупательского спроса, когда существует устойчивый дефицит товара. При этом крупные оптовые компании, с целью удовлетворения спроса и извлечения прибыли, вынуждены проявлять интерес к тем пивоваренным компаниям, которые способны выделить продукцию с надежной гарантией сбыта. Как правило, такими компаниями являются крупные пивоваренные заводы вне территории Дальнего Востока.

Однако, в период спада покупательского спроса (сентябрь-ноябрь), заметно активное проявление интереса к региональным рынкам со стороны самих предприятий-производителей, что выражается в их маркетинговой и рекламной деятельности.

Развитие Дальневосточного пивного рынка в период его  становления при существовании  устойчивого спроса на товар способствует существованию большого числа посредников. Особенно это проявляется в весенне-летний период, когда предприятия работают в максимальном режиме и особо не занимаются дистрибьюцией. Именно этим и объясняется существенная разница между заводскими и розничными ценами на пиво.

В осенне-зимний период, когда производители стремятся  сохранить объемы производства своей  продукции, это соотношение составляет 50% на 50%. То есть компании стараются  сами влиять на процесс распределения и ценообразования товара, тем самым уменьшая долю посредников.

С каждым годом  влияние за контроль над рынками  сбыта между производственными  предприятиями и крупными коммерческими  оптово-розничными компаниями (посредниками) становится все жестче.

В последнее время складывается тенденция слияния мелких поставщиков пива в крупные объединения и группы. Основная направленность таких групп - посредническая деятельность между производителями пива и потребителями. В период активизации покупательского спроса и ограничения производственного предложения эти компании более конкурентоспособны, в отличие от других. При этом основными конкурентными преимуществами являются: широкий ассортимент пива от различных производителей, выгодные для розничных точек условия работы. Это зачастую противоречит интересам производственных предприятий, основная цель которых - сбыт только своего товара.

Подобное развитие ситуации на пивном рынке Дальнего Востока, без осуществления кардинальных мер, способствует стремительному проникновению на рынок Дальнего Востока продукции конкурентов. Уменьшение доли рынка дальневосточных пивоваренных компаний в пользу крупных отечественных производителей пива, а также устойчивое "навязывание" рынку "европейского" вкуса напитка приведет к активному появлению покупательского спроса на импортное пиво, что противоречит интересам доходной части любого местного бюджета. 
В основном, конкуренция на пивном рынке представлена по отдельным видам продукции. Главным сектором жесткой конкуренции является бутылочное пиво. Общий ассортиментный перечень поставляемой продукции на сегодняшний день насчитывает 68 сортов бутылочного пива отечественных производителей.

Предприятия-конкуренты используют в основном две схемы  дистрибьюции своего товара: через  организацию официального представителя  и централизованных поставок по установленным ценам и через оптовую сеть. Поставки продукции осуществляются в основном железнодорожным  транспортом.

Динамично развивающееся  пивоваренное предприятие ООО «АМУР–ПИВО»  в 2008 году отпраздновало своё 48-летие. Оно было основано в 1960 году как пивоваренный завод «Хабаровский № 2», а в 1992-м преобразовано в открытое акционерное общество. Продукция ОАО «АМУР–ПИВО» отмечена серебряным орденом на Московской международной выставке-ярмарке «Пивоиндустрия» в 2000 году. В 2002 году завод «АМУР–ПИВО» вошёл в группу компаний «Пивоварни Ивана Таранова» (ПИТ), имеющую предприятия в Калининграде, Новотроицке, Хабаровске. Объединение позволило группе «ПИТ» увеличить долю своего присутствия на российском рынке до 4,2 %. Инвестиции, полученные заводом от Европейского банка реконструкции и развития и от японских партнёров, были направлены на модернизацию производства, в результате которой объёмы выпускаемой продукции возросли на 43 % и достигли 900 тыс. гектолитров в год. В 2003 году на Всероссийском конкурсе «Бренд года» торговая марка «АМУР–ПИВО» получила первую премию в категории «региональный проект». Через год компания начала реализацию своих товаров за пределами региона. С 12 августа 2004 года ОАО «АМУР–ПИВО» возглавляет Г.В. Гельфенбуйм, который внёс большой вклад в развитие компании и реконструкцию предприятия. Под его руководством осуществлен ряд проектов: модернизация производства, оптимизация численности персонала, запуск в эксплуатацию станции водоподготовки Jurby Water Tech, станции рекуперации СО2 Union, новой линии розлива пива. В результате выпуск продукции завода увеличился до 1,2 миллион гектолитров в год. В 2005 году корпорация Heineken сообщила о подписании договора по покупке 100 % акций компании «ПИТ». В 2005 году ОАО «АМУР-ПИВО» было награждено золотой медалью, а его руководитель Г.В. Гельфенбуйм стал победителем конкурса «Золотой Меркурий», проводимого Хабаровским краевым объединением промышленников и предпринимателей. Под руководством Григория Викторовича реализуются социальные программы: завод оказывает помощь школам-интернатам, организациям ветеранов и объединениям инвалидов, детско-юношеским спортивным клубам, выступает спонсором футбольного клуба «СКА-Энергия».

В результате сделки между Объеденными пивоварнями Ивана Таранова и концерна Heineken в России в 2006 году ОАО «АМУР–ПИВО» вошло в состав концерна, включающего в себя десять заводов, расположенных на территории РФ. В настоящее время концерн Heineken занимает третье место на быстро развивающемся российском пивном рынке — пятом по величине в мире. С 1992 года инвестиции в реконструкцию завода составили более 50 миллионов долларов, что позволило компании к 2006 году более чем в семь раз увеличить объёмы производства. Если в первые годы работы мощность предприятия составляла 170 тысяч гектолитров пива в год, то теперь только за один месяц выпускается 100–120 тысяч гектолитров. Директором пивоварни был назначен бывший директор завода Балтимор Иванов Александр Константинович. За время его правления был реализован ряд проектов по охране окружающей среды, без отходного производства, программа подготовки молодых специалистов.

ОАО «АМУР–ПИВО»  обеспечивает поставку готовой продукции  в Магаданскую, Камчатскую и Сахалинскую  области, в районы Восточной и Западной Сибири. Бренд «АМУР–ПИВО» — это настоящий дальневосточный стандарт качества. В производстве используются новейшие технологии, налажена работа с поставщиками, строго соблюдающими общеевропейские требования к качеству сырья и материалов. Всё это позволяет сохранить неизменный вкус продукта и способствует росту популярности выпускаемого пива не только в Хабаровском крае, но и во всём Дальневосточном регионе России.

 

1.3 Концепции  развития пивопроизводства 

 

С активным ростом рынка, растет и  спрос на квалифицированный персонал, способный этот бизнес поддерживать и развивать. Приоритетными направлениями политики большинства пивоваренных компаний стали развитие системы продаж и дистрибуции. Основная доля вакансий на рынке пивной промышленности приходится на сферу продаж и составляет около 80% от всех открытых позиций.

Сейчас  на рынке труда не наблюдается  острого дефицита среди специалистов в этой области, хотя высококвалифицированные  профессионалы, способные приносить  стабильный и постепенно растущий доход компании, требуются всегда.

Еще одной  из наиболее востребованных профессий  в пивной промышленности становится логистика. В условиях современного рынка компании все больше ориентируются  на потребителя, что проявляется  в их стремлении к удовлетворению всех возможных потребностей.

 Для  конкретного  потребителя высокий уровень качества определенного  товара  или  услуги  означает наличие такого сочетания  потребительских  свойств,  которое  удовлетворяет его  возможностям.  Одним  из  важнейших  свойств  является стоимость  товара  или  услуги,  которая  в значительной степени зависит от издержек, связанных с различными операциями и работами. А снижение общих издержек может быть достигнуто путем применения концепции и принципов логистики в практике деятельности компаний /5/.

Рынок постоянно меняется и совершенствуется, и в скором будущем успешно  работать смогут только те компании, которые  владеют всеми стратегиями и  инструментарием маркетинговой  и рекламной деятельности, имеют  налаженную работу профессионалов в области продаж, а также опытных специалистов по логистики.

По  сравнению с прошлым годом  объем отгрузок продукции ООО  «АМУР-ПИВО» увеличился на 30%. Кроме  того на данный момент  предприятие  превышает объем продаж по сравнению  с объемом продаж запланированных на начало июня 2008 года на 26%. Для того чтобы потребитель навсегда запомнил «вкус Хабаровского пива» необходимо поддерживать дистрибъюции на таком уровне. В сложившейся ситуации снижение отгрузок может означать неудовлетворенность потребителя, что поведет за собой к еще большему «недовольству рынка» и снижению продаж.

Поэтому одной из приоритетных задач  эффективного производства является качественное планирование и применение математических методов оптимизации.

 

2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АМУР-ПИВО»

 

2.1 Общее положение  ООО «Амур-Пиво» на рынке пива

 

Завод   основан  в 1960 году как «Хабаровский №2» с  изначальной  мощностью  170 000 гектолитров  в год. В 1992 года завод приватизирован коллективом через акционирование и оформлен как ОАО «Амур-пиво». Начинается  глобальная реконструкция производственных площадей - реконструированы фильтрационный и бродильно-лагерный  цеха,  производственная  мощность  пивоварни увеличивается до 250 000 гектолитров в год. Производится покупка и монтаж ЦКТ1, начинается строительство варочного цеха.

К весне 2001 года в ОАО «АМУР-ПИВО» начинают поступать  предложения о сотрудничестве от различных крупных компаний-производителей. В начале 2002 года «АМУР-ПИВО» выбирает в качестве партнёра-инвестора группу компаний «Пивоварни Ивана Таранова». Благодаря новым инвестициям продолжается масштабная реконструкция завода: построена новая варница, объёмы производства увеличиваются до 900 000 гектолитров, тем самым годовой объем выпуска пива увеличивается в 3,4 раза. Построены новое ЦКТ2, цех розлива пива, новая линия розлива в ПЭТ.

В мае 2002 году в  истории завода происходит знаменательное событие: «Пивоварни Ивана Таранова»  выпускают новую, ориентированную  на рынок Дальнего Востока марку  пива, идентичную названию завода  - «Амур Пиво». Для бренда разрабатывается уникальная маркетинговая стратегия на основе партнерства с Всемирным Фондом дикой природы (WWF) по спасению популяции амурского тигра на Дальнем Востоке. В 2003 году бренд «Амур Пиво» получает первую премию в категории «Региональный проект» на всероссийском конкурсе «Effie 2003 / Бренд Года».

В 2004 году партнерство  завода с WWF продолжается: запускается  программа по выделению стипендий  среди дальневосточных ВУЗов - «Российский  бизнес за родную природу!», задачей которой становится помощь студентам в развитии дальневосточного региона.

В августе 2005 года Heineken NV сообщает о подписании договора по покупке 100% акций компании «Пивоварни Ивана Таранова», владеющей тремя пивоварнями в Калининграде, Новотроицке и Хабаровске.

Объемы  производства увеличиваются. Во второй раз предприятие подтверждает звание миллионщика – два года подряд выпускает и реализует более  одного миллиона гектолитров пива.

Сейчас в линейке  брендов пивоварни лидируют любимые  дальневосточниками: «Амур Пиво», «Три Медведя», «Жигулевское», «ПИТ», «ПИТ Акапулько», «Доктор Дизель», все более популярными становятся «Охота крепкое» и «Zlaty Bazant».

Информация о работе Основные тенденции развития рынка пива