Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 04:36, дипломная работа
Сегодня одним из наиболее прибыльных и быстро развивающихся российских рынков является пивная промышленность. Повышение благосостояния населения и качества предлагаемой продукции положительно сказалось на развитии рынка, привлекло к нему внимание российских и зарубежных инвесторов. Ожесточилась конкуренция, увеличился ассортимент, объемы производства и инвестиций в рекламу. Неуклонно растет потребность в профессиональном персонале.
Введение 5
Основные тенденции развития рынка пива 8
Обзор рынка пивной продукции в России 8
Обзор рынка пивной продукции на дальнем Востоке 21
Концепции развития пивопроизводства 27
2 Анализ хозяйственной деятельности 29
ООО «АМУР-ПИВО»
2.1 Общее положение ООО «АМУР-ПИВО» на рынке пива 29
2.2 Основные финансово-хозяйственные показатели 34
2.3 Анализ баланса предприятия 38
2.4 Оценка платежеспособности предприятия 41
2.5 Анализ финансовой устойчивости и
деловой активности 46
3 Планирование производства ассортимента продукции 49
3.1 Структура управления компании Heineken 49
3.2 Экономическая постановка задачи 51
3.3 Определение исходных данных 57
3.4 Расчет прогнозных значений показателей потери продукта 65
3.5 Определение фонда времени доступного для розлива 68
3.6 Математическая постановка модели 74
Заключение 75
Список использованных источников 76
Приложение А – Анализ ликвидности баланса 81
Приложение Б – Расчет прогнозных значений 82
Приложение В- Структура управления Heineken 85
Приложение Г – Развернутая математическая модель 86
ВКР. 030590140
ВКР 030590140
Выпускная квалификационная работа содержит пояснительную записку на 89 листах формата А4, включающую 21 таблиц, 7 рисунков, 40 литературных источника, 5 приложений.
ЦКТ, ББТ, SCU, CLASS, PET, ПРОСТОИ ЛИНИИ, ПОТЕРИ ЭКСТРАКТА, АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью, пивная отрасль, а также протекающие здесь экономические процессы.
Предметом исследования является проблемы и вопросы, связанные с эффективностью планирования производства, а также перспективы использования математических методов для обеспечения качественного планирования.
Цель исследования состоит в анализе производственных процессов и выборе эффективного варианта производства ассортимента продукции. В связи с этим основными задачами выступают: изучение технических процессов производства пива, анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, задача выбора оптимального плана производства, исследование и прогнозирование производственных коэффициентов.
В процессе работы составлялись экономические формулировки рассматриваемых задач и математические модели. Поиск и анализ оптимального решения поставленных задач осуществлялись при помощи ППП Microsoft Excel.
Введение
2 Анализ
хозяйственной деятельности
ООО
«АМУР-ПИВО»
2.1 Общее положение
ООО «АМУР-ПИВО» на рынке пива
2.2 Основные
финансово-хозяйственные
2.3 Анализ баланса
предприятия
2.4 Оценка платежеспособности предприятия 41
2.5 Анализ финансовой устойчивости и
деловой
активности
3 Планирование
производства ассортимента
3.2 Экономическая постановка задачи 51
3.3 Определение
исходных данных
3.4 Расчет прогнозных значений
показателей потери продукта
3.5 Определение фонда времени доступного для розлива 68
3.6 Математическая постановка модели 74
Заключение
Список использованных источников 76
Приложение А – Анализ ликвидности баланса 81
Приложение Б – Расчет прогнозных значений 82
Приложение В- Структура управления Heineken 85
Приложение Г – Развернутая математическая модель 86
Приложение Д – Решение задачи
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня одним из наиболее прибыльных и быстро развивающихся российских рынков является пивная промышленность. Повышение благосостояния населения и качества предлагаемой продукции положительно сказалось на развитии рынка, привлекло к нему внимание российских и зарубежных инвесторов. Ожесточилась конкуренция, увеличился ассортимент, объемы производства и инвестиций в рекламу. Неуклонно растет потребность в профессиональном персонале.
В настоящее время практически завершился передел «советского наследства» - российских пивных заводов. Мелкие и средние производители уже нашли свои ниши и своего потребителя, а группа компаний-лидеров смогла отделиться от средних конкурентов и продемонстрировать устойчивость своего бизнеса в условиях кризиса.
Искать инвестиции, расти и укреплять присутствие своих брэндов на рынке - такова основная цель пивного бизнеса последних лет. Сегодня наступает время сильно конкурентного рынка, борьбы крупных компаний между собой, подъема средних производителей, в том числе и региональных, развертывания и укрупнение сбытовых сетей, время вывода новых брэндов и больших рекламных затрат. Некоторые эксперты предрекают, что это будет не менее эффектно, чем пивной бум середины девяностых.
Сейчас некоторые аналитики
склонны драматизировать
На российском рынке пива присутствуют около 300 компаний-производителей, но крупных из них – не более 20. Безусловным одним из российских и мировых лидеров рынка является Heineken, по разным оценкам производящий от 40 до 45% российского пива и владеющий концерном Heineken Russia. Кстати, компания Heineken за последнее время приобрела уже шесть российских пивных заводов, полагая, что с их помощью ей удастся значительно увеличить объемы производства основных сортов пива, которые голландцы производят в России. И теперь их количество составляет 10 заводов в России, и 159 в мире. Среди мировых производителей пива компания занимает четвертое место.
ООО «АМУР-ПИВО» входит в состав группы заводов Heineken в России. На сегодняшний день это успешно развивающееся предприятие, которое 53% дистрибъюции всей алкогольной продукции в Хабаровске, 95% этих продаж составляет доля продукции произведенной на заводе.
Кроме того завод успешно занимается реализацией товаров получаемых из отходов производства, таких как углекислота, аспирация, дрова, дрожжи, пенопласт. Планируется разработка новых проектов по реализации сухих дрожжей и сухого льда, не дорогостоящего товара которого на Хабаровском рынке является диффецитным. Управление завода ведет активную политику охраны окружающей среды, в начале 2008 года были успешно реализованы проекты очистки отходов (в том числе и токсичных) перед сбросом их в канализацию, в 2005 году были выделены средства с бюджета завода в фонд защиты амурского тигра.
Так же завод совместно с
Некоторые из студентов, принятых на практику в дальнейшем были приняты на работу на период производственной практики и после получения документа об окончании и образования.
1 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПИВА
1.1 Обзор рынка пивной продукции в России
Пиво является популярным напитком в любые времена и при любом уровне доходов населения. В России с каждым годом выпивается все больше пива. По данным Минсельхоза, за прошедший год в нашей стране было сварено 732 000 000 декалитров этого напитка. Сегодня потребление пива практически в 2,5 раза превышает уровень шестидесятых годов.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в прошлом году в России было произведено 1000 миллионов дал пива (6,0% роста относительно 2006 года). С экономической точки зрения начало 2005 года было одним из самых слабых за все предыдущие годы. Это дало повод аналитикам говорить о практически полном насыщении рынка и о весьма умеренных темпах его дальнейшего роста. Вместе с тем динамика первых месяцев 2006 года стала очередной неожиданностью даже для специалистов. Очень холодная зима почти на всей территории России крайне негативно сказалась на экономических показателях пивоваренной отрасли в первые месяцы 2006 года; так, в январе падение производства по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составило 12,4%. Такого "низкого" старта в начале года отрасль не показывала с советских времен. В феврале положение стабилизировалось и показатели отрасли сравнялись с аналогичным периодом прошлого года. В последующие месяцы возобладала тенденция к увеличению темпов роста производства: за январь-апрель 2006 года они выросли на 19,7%. Это было связано, с одной стороны, с восстановлением уровня выпуска продукции в отрасли после спада в январе-феврале 2006 года, а с другой стороны, с увеличением активности основных игроков на рынке/1/.
Сравнивая динамику роста производства за последние 3 года, важно отметить, что и в 2005, и в 2006 годах индустрия после относительно слабых показателей в начале года в последующие месяцы восстанавливала свою динамику в рамках существовавших ранее прогнозов, то есть развитие отрасли в течение года шло по восходящей траектории. Такой эффект зачастую комментируется так, что базовая причина роста - сезонный фактор, то есть увеличение продаж в период зима-лето формирует увеличение роста производства в отрасли. Однако это ошибочное мнение.
Во-первых, в последние годы можно было наблюдать самый различный характер развития отрасли. Так, например, динамика темпов роста производства в 2004 году относительно рассматриваемых отчетных периодов 2003 года, напротив, развивалась по нисходящей траектории, то есть с прямо противоположной тенденцией по сравнению с 2005-2006 годами. Во-вторых, резкие колебания в темпах роста производства в пределах одного или нескольких месяцев могут объясняться климатическим фактором (например, суровыми морозами в начале текущего года), при этом влияние данного фактора зачастую носит локальный характер. Это говорит о том, что хотя сезонность и оказывает влияние на объемы продаж в тот или иной период, но она незначимый фактор, определяющий характер развития отрасли в течение года в целом (в отличие от таких существенных показателей и макроэкономических процессов, как среднедушевой доход населения, соотношение цен на крепкий и слабый алкоголь, инфляция, налоговая политика государства, валютное и таможенно-тарифное регулирование).
Вместе с
тем в России сезонность продаж играет важную
роль в определении стратегии и тактики
компаний в отношении вывода и поддержки
своих брендов. Пик продаж в пивоваренной
отрасли приходится на июль, за которым
сразу следует постепенное снижение объемов
продаж, которое продолжается вплоть до
октября.
Ноябрь и последующие зимние месяцы характеризуются
неустойчивыми показателями, которые
могут колебаться в зависимости от ряда
субъективных факторов, таких как погода
или длинные праздничные дни. Разница
между производственными показателями
за месяц между январем и пиком продаж
в июле варьируется в пределах 90-100%. При
этом разница между июльскими и декабрьскими
показателями уже существенно меньше
и колеблется в пределах 50-70%. В итоге это
создает определенный положительный баланс
между январскими продажами начала года
и его концом (декабрем) в рамках 20-30%, связанный
с ростом рынка в течение этого периода.
Знание характера сезонности продаж важно для регулирования оперативного планирования деятельности предприятий. Так, например, в летние месяцы существенно увеличивается спрос на пиво в более крупных упаковках - преимущественно ПЭТФ. Также сезонность влияет на распределение предпочтений потребителей между легкими и крепкими сортами. Эти обстоятельства, безусловно, учитываются производителями при реализации своих маркетинговых кампаний в различных регионах России.
Данные по производству пива по субъектам Российской Федерации за январь-май 2006 года показывают снижение выпуска продукции в 30 регионах страны. В 43 регионах при этом наблюдался рост производства; в 36 из них его темпы совпадали со среднеотраслевыми по стране в целом, либо превышали их, а 21 регион показал рост свыше 20% /2/.
Анализируя данные по федеральным округам, надо отметить, что Центральный и Южный ФО закончили пять месяцев текущего года с отрицательной динамикой производства, а в Приволжском, Уральском и Сибирском рост производства был на уровне 20% и выше. Уровень использования среднегодовой мощности по отрасли за отчетный период составил 74,4%.
Предварительные итоги первого полугодия 2006 года в целом подтвердили наметившиеся тенденции развития рынка тарированного пива в более ранние периоды. Наиболее ярко выраженные и устойчивые тенденции шести месяцев 2006 года - это укрепление позиций лицензионного сегмента и снижение доли средне ценового пива, продолжающееся падение относительных продаж "ст. бутылки" среди различных видов тары и увеличение популярности легкого пива.
Среди всех ценовых категорий тарированного пива спрос на лицензионные сорта растет наиболее быстрыми темпами. По данным на апрель-май 2006 года, его доля в натуральном выражении составила 9,1%. Только за последний год, с I квартала 2005 года по I квартал 2006 года, удельный вес лицензионных марок вырос на 2%. Такой ситуации способствует несколько факторов. Во-первых, наблюдается увеличение доходов населения (особенно в крупных городах), что стимулирует потребителя к переходу на более дорогие сорта. Во-вторых, немаловажную роль играет активность компаний в этом сегменте, стремящихся усилить свои позиции в высокоприбыльных категориях.
Что же касается сегмента отечественных премиальных марок, то в I квартале 2006 года доля этой ценовой категории в общем объеме продаж составила 23,3%, что на 1,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Относительные продажи этого сегмента традиционно несколько увеличиваются в зимние месяцы и уменьшаются в летний период. Сравнивая сопоставимые периоды в течение последних трех лет, в начале 2006 года можно увидеть слабовыраженную тенденцию к увеличению спроса на премиальное пиво.
Спрос на марки экономичного (или среднеценового) сегмента пивного рынка устойчиво снижался на протяжении нескольких лет, и первое полугодие 2006 года не стало исключением. В первом квартале доля этой ценовой категории сократилась до 53% от общего объема продаж в натуральном выражении, что на 3,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. Во втором квартале эта тенденция продолжилась - удельный вес "среднеценовых" сортов снизился до 52,5%.