Организация синтетического и аналитического учёта источников собственных средств предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение организации синтетического и аналитического учёта источников собственных средств предприятия.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть понятие, состав, цель и задачи учёта источников собственных средств предприятия
Рассмотреть нормативно – правовые акты по учёту источников собственных средств предприятия
Охарактеризовать особенности учёта уставного фонда унитарного предприятия, акционерного общества и простого товарищества
Охарактеризовать особенности учёта собственных акций (долей)
Охарактеризовать особенности учёта резервного фонда предприятия
Охарактеризовать особенности учёта добавочного фонда предприятия
Охарактеризовать особенности учёта нераспределённой прибыли предприятия
Охарактеризовать особенности учёта целевого финансирования
Раскрыть проблемы и пути их решения учёта уставного, резервного и добавочного фондов предприятия, вопросы учёта использования чистой прибыли предприятия

Работа содержит 1 файл

Организация бухгалтерского учёта фондов и резервов предприятия.docx

— 163.22 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     Каждая  организация независимо от организационно – правовых форм собственности должна располагать экономическими ресурсами  для осуществления производственно  – хозяйственной и финансовой деятельности.

     Основными источниками финансирования являются собственные средства.

     Собственные средства предприятия играют главную  роль в организации кругооборота фондов, так как предприятия, работающие на коммерческой основе, должны обладать определённой имущественной и оперативной  самостоятельностью с тем, чтобы  деятельность организации была рентабельна  и организация могла нести  ответственность за принимаемые  решения. Формирование этих средств  происходит в момент организации  предприятия, когда создаётся уставный фонд. Источником формирования уставного  фонда в этом случае служат инвестиционные средства учредителей предприятия.  В процессе работы предприятия источником пополнения собственных средств  является прибыль, полученная в результате деятельности предприятия. Она впоследствии распределяется на различные цели предприятия: выплату дивидендов, создание резервного фонда, фонда накопления, потребления  и т. д. Также предприятие может  получать целевое финансирование, которое  используется на строго обозначенные цели. 

     Актуальность  темы исследования данной курсовой работы. В современных условиях структура и организация бухгалтерского учёта капитала является тем фактором, который оказывает непосредственное влияние на эффективность деятельности предприятия и его финансовое состояние. К сожалению, практика показывает, что многие предприятия недостаточно внимания уделяют структуре и учёту собственного капитала предприятия, что в свою очередь, отражается на эффективности их деятельности. Поэтому исследование проблем бухгалтерского учёта формирования и использования собственных средств предприятия приобретает особую актуальность. 

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение организации синтетического и аналитического учёта источников собственных средств предприятия.

     Задачи курсовой работы:

  1. Раскрыть понятие, состав, цель и задачи учёта источников собственных средств предприятия
  2. Рассмотреть нормативно – правовые акты по учёту источников собственных средств предприятия
  3. Охарактеризовать особенности учёта уставного фонда унитарного предприятия, акционерного общества и простого товарищества
  4. Охарактеризовать особенности учёта собственных акций (долей)
  5. Охарактеризовать особенности учёта резервного фонда предприятия
  6. Охарактеризовать особенности учёта добавочного фонда предприятия
  7. Охарактеризовать особенности учёта нераспределённой  прибыли предприятия
  8. Охарактеризовать особенности учёта целевого финансирования
  9. Раскрыть проблемы и пути их решения учёта уставного, резервного и добавочного фондов предприятия, вопросы учёта использования чистой прибыли предприятия

     Данная  курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ОРГАНИЗАЦИЯ СИНТЕТИЧЕСКОГО И АНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЁТА ИСТОЧНИКОВ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

     1.1 ИСТОЧНИКИ СОБСТВЕННЫХ  СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИХ УЧЁТА

     Хозяйствующий субъект  для осуществления своей  деятельности должен располагать необходимыми экономическими ресурсами (активами), способными принести экономическую выгоду от их использования.

     Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет фонды организации как источники  формирования собственных средств  субъекта хозяйствования. Их формирование осуществляется за счёт вкладов участников (учредителей) в уставный фонд создаваемой  коммерческой организации, прибыли  и резервов, создаваемых в установленном  порядке. Источники собственных средств, накопленные в процессе хозяйственной деятельности, обеспечивают рост имущества собственника (собственников).

     К собственным источникам хозяйственных  средств относятся:

  1. Уставный фонд, т. е. стоимость средств в натуральной или денежной форме, переданная организации собственниками (государством, акционерами, учредителями) для осуществления хозяйственной деятельности, оговоренной в уставе;
  2. Прибыль, т. е. дополнительная, прибавочная стоимость, образующаяся как разница превышения выручки от реализации произведённой продукции (работ, услуг) над затратами по производству и реализации этой продукции. Но часть прибыли отчисляется в бюджет  государства в виде налога на прибыль, налога на недвижимость, налога на доходы. Оставшаяся сумма прибыли  используется на нужды производства, на материальное поощрение работников;
  3. Резервный фонд, который создаётся за счёт прибыли, оставшейся после уплаты налогов;
  4. Добавочный фонд является внутренним источником формирования чистых активов организации, образуемым за счёт прироста стоимости имущества и получения иных доходов, отличных от прибыли;
  5. Безвозмездные (спонсорские) поступления денежных  средств и материальных ценностей от других юридических и физических лиц;
  6. Нераспределённая прибыль.

     По  способу инвестирования источники  образования собственных средств  организации делятся на внешнее  инвестирование – средства, вложенные  учредителями (вклады в уставный фонд хозяйствующего субъекта, вклады товарищей  в имущество по договору простого товарищества) или полученные безвозмездно в виде целевого финансирования; внутреннее финансирование – средства, полученные в процессе хозяйственной деятельности (часть прибыли, направленной на увеличение чистых активов организации (реинвестированная  прибыль), резервный фонд, добавочный фонд и т. п.).

     Целью бухгалтерского учёта фондов и целевого финансирования является формирование информации, необходимой для осуществления  контроля за их состоянием в отчётном периоде, а также для принятия управленческих решений по оптимизации их размера.

     В соответствии с поставленной целью  перед бухгалтерским учётом  фондов и целевых поступлений стоят  следующие задачи:

  • Своевременное и правильное отражение в учёте формирования и использования фондов и целевых средств;
  • Контроль за правильным использованием полученных целевых средств;
  • Контроль правильности проведения переоценки основных средств и активов, а также своевременности отражения в учёте её результатов.

     Выполнение задач, поставленных перед бухгалтерским учётом фондов и целевого финансирования, направлено на формирование достоверной информации о создании и использовании уставного, резервного и добавочного фондов, а также целевого финансирования /8/.

 

     1.2 ОБЗОР НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО УЧЁТУ ИСТОЧНИКОВ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ

  1. Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учёте и отчётности» (в редакции Законов Республики Беларусь от 25. 06. 2001 № 42-3, от 17.05.2004 № 278-3, от 29.12.2006 № 188-3). Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и предоставлению бухгалтерской отчётности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учёта и отчётности в Республике Беларусь. Закон имеет 18 статей:

     Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

     Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе, и их определения

     Статья 3. Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности

     Статья 4. Основные задачи бухгалтерского учета  и отчетности

     Статья 5. Государственное регулирование  бухгалтерского учета и отчетности

     Статья 6. Организация бухгалтерского учета. Учетная политика организации

     Статья 7. Главный бухгалтер, его права  и обязанности

     Статья 8. Основные требования к ведению  бухгалтерского учета

     Статья 9. Первичные учетные документы

     Статья 10. Регистры бухгалтерского учета

     Статья 11. Оценка активов и обязательств

     Статья 12. Инвентаризация активов и обязательств

     Статья 13. Состав бухгалтерской отчетности

     Статья 14. Представление бухгалтерской  отчетности

     Статья 15. Публикация бухгалтерской отчетности

     Статья 16. Хранение документов бухгалтерского учета и отчетности

     Статья 17. Ответственность за нарушение  законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности

     Статья 18. Международные договоры

 
     
  1. Инструкция  по инвентаризации активов и обязательств, Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007г. № 180//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 № 16, 3/17745. Инструкция устанавливает единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств

организаций, ведущих в соответствии с законодательством  бухгалтерский учёт, оформление результатов  инвентаризации и отражения их в  учёте. В ходе инвентаризации документально  подтверждается наличие, состояние  и оценка активов и обязательств путём сопоставления с данными  бухгалтерского учёта, проверки обязательств с целью правильного формирования доходов и расходов организации, резервов, а также достоверности  сумм дебиторской и кредиторской задолженности, проверки образования и использования источников собственных средств, средств целевого финансирования и др. Инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но находящиеся в их бухгалтерском учёте за балансом.

  1. Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003г. № 89 «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учёта и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учёта». Настоящая Инструкция устанавливает единые подходы к применению Типового плана счетов бухгалтерского учёта и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учёта. В Инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространённых из них. Типовой план счетов и Инструкция предназначены для ведения бухгалтерского учёта в организациях всех форм собственности и видов деятельности независимо от их организационно – правовых форм, ведущих учёт методом двойной записи.
  2. Положения по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации», с изменениями и дополнениями от 12.11.2003 г. №152 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2002, № 55,83/8076;2003, № 133, 8/10239. Данное Положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учётной политики организации. Настоящее Положение распространяется в части формирования учётной политики  - на организации независимо от организационно – правовых форм. Положение состоит из четырёх глав:

     Глава 1. Основные положения

     Глава 2. Формирование учётной политики

     Глава 3. Раскрытие учётной политики

     Глава 4. Изменение учётной политики

  1. Декрет Президента Республики Беларусь от 16. 01. 2009 г. №1 «Об упорядочении регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». Данный Декрет регулирует основные правовые аспекты в области регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования. Декрет состоит из:

    Положение о государственной регистрации  субъектов хозяйствования:

    Глава 1. Общие положения

    Глава 2. Уставный фонд коммерческой организации

    Глава 3. Регистрирующие органы

    Глава 4. Обращение за государственной регистрацией

    Глава 5. Рассмотрение документов, предоставленных  для регистрации

Информация о работе Организация синтетического и аналитического учёта источников собственных средств предприятия