Организация продажи товаров и пути ее совершенствования (на материалах магазина «Продукты» ФТИ НАН Беларуси)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить структуру и принципы рациональной организации продажи товаров; рассмотреть данные вопросы на примере магазина «Продукты» ФТИ НАН Беларуси. На основании расчетов и анализа внести необходимые предложения по повышению эффективности продажи товаров; рассмотреть пути совершенствования организации продажи товаров в целом по отрасли и конкретно по предприятию.

Содержание

Введение
1. Содержание и принципы организации продажи товаров _____________ 6
1.1. Планировка и подбор торгово-технологического оборудования______ 6
1.2. Формирование торгового ассортимента и нормативная документация предприятия_________________________________________________ 9
1.3. Торгово-технологический процесс_______________________________ 12
2. Анализ организации продажи товаров магазина «Продукты» ФТИ НАН Беларуси _______________________________________________________ 16
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина___________ 16
2.2. Оценка эффективности использования торговой площади магазина «Продукты» ФТИ НАН Беларуси___________________________________ 20
2.3. Оценка устойчивости ассортиментного перечня и анализ затрат времени на обслуживание покупателей _____________________________________ 23
2.4. Оценка дополнительных услуг и уровня культуры обслуживания в магазине «Продукты» ФТИ НАН Беларуси __________________________ 26
3. Рекомендации по повышению эффективности организации продажи товаров _________________________________________________________30
Заключение_____________________________________________________ 35
Список использованных источников________________________________ 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа-2-Лена.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

Источник: собственная разработка

 

На основании проверок наличия товаров каждой из групп на период с 10 по 30 сентября рассчитаем коэффициент устойчивости ассортиментного перечня. Воспользуемся формулой:

 

где Ку – коэффициент устойчивости ассортиментного перечня; n – количество проверок; А – количество наименований товаров по группам ассортиментного перечня:

Как мы видим, коэффициент устойчивости ассортиментного перечня достаточно высок, однако не соответствует норме. Каковы же причины несоблюдения в магазине ассортиментного перечня их пути устранения?

В первую очередь необходимо наладить бесперебойную поставку товаров, чтобы исключить отсутствие продуктов той или иной товарной группы в розничной продаже магазина. Далее следует изучить повседневный, предпраздничный и сезонный спрос на отдельные виды товаров выделить наиболее популярные из них и увеличить объёмы поставок данных товаров в магазин.

В своей работе мы уже неоднократно отмечали какое большое социальное значение имеют общие затраты времени на покупку, в том числе на осмотр товаров, выбор, консультацию и расчёт. Каждое предприятие стремится свести эти затраты к минимальным, здесь, конечно же, большое влияние оказывают методы продажи товаров.

Поскольку в нашем магазине применяется традиционный метод продажи (через прилавок), но, несомненно, здесь наблюдаются все негативные моменты этого спроса продажи, а именно: процесс обслуживания занимает много времени, иногда образуются очереди.

По данным наших наблюдений рассчитаем коэффициент затрат времени покупателей на ожидание обслуживания в нашем магазине.

 

Таблица 5. Результаты затрат времени покупателей на ожидание обслуживания в магазине «Продукты» ФТИ в период с 24-28 сентября 2007г.

 

Элементы затрат времени

Замеры времени, с

номера наблюдений

1

2

3

4

5

Ожидание консультации, Зк

 

Ожидание отпуска товаров, Зо

 

Ожидание расчёта, Зр.

45

 

40

 

35

52

 

48

 

24

64

 

42

 

17

75

 

39

 

27

72

 

41

 

22

Источник: собственная разработка

 

Определяем средние затраты времени по каждому элементу затрат времени на ожидание обслуживания по формуле:

 

Где Зк, Зо, Зр.- средние затраты времени на ожидание консультации, отпуска товара и расчёта, с; З1, З2, … Зn – затраты времени по каждому замеру, с; n – количество производственных замеров, ед.

 

 

Определяем фактические затраты времени на ожидание обслуживания по каждому отдельному наблюдению:

1)     45+40+35=120;

2)     52+48+24=124;

3)     64+42+17=123;

4)     75+39+27=141;

5)     72+41+22=135.

 

Рассчитываем коэффициент времени покупателей на ожидание обслуживания по каждому наблюдению:

где Зо – оптимальные (нормативные) затраты времени на ожидание обслуживания, с.

                               

 

 

                     

 

 

Как видим в трёх случаях наблюдений результаты практически равнозначны и фактические коэффициенты затрат времени соответствуют нормативному коэффициенту.

В двух других случаях фактические затраты на ожидание обслуживания немного превышают нормативные. Увеличение затрат времени, на наш взгляд, возникает в обеденное время, когда наплыв покупателей несколько выше, за счёт чего образуется очередь, что неизбежно ведёт к увеличению затрат времени.

Поскольку увеличение затрат времени незначительно, то максимально и своевременно подготовив товары к продаже, а также обладая хорошим знанием ассортимента и профессиональными навыками, работникам торгового зала удастся свести их до минимума.

 

2.4. Оценка дополнительных услуг и уровня культуры обслуживания ъ

в магазине «Продукты» ФТИ НАН Беларуси

 

Хочется отметить, что в магазине ведётся большая работа по дополнительному обслуживанию. Это, прежде всего, обеспечение работников института и близлежащих учреждений спецпитанием. Как правило сотрудникам ежедневно сталкивающимся с вредными условиями труда выдаются талоны на спецпитание (молоко и молочные продукты). Магазин взял на себя обязанность обеспечивать этих людей необходимыми продуктами питания.

К дополнительному обслуживанию магазина относится также комплектование новогодних подарков для детей сотрудников института.

Рассчитаем коэффициент дополнительного обслуживания покупателей за два последних года, исходя из следующих данных:

1.      Количество обязательных услуг, представленных покупателям в магазине – 2; количество проверок за год -1; фактически оказано услуг при первой проверке – 2, при второй -2.

2.      Объём фактически представленных услуг по видам:

 

Таблица 5. Дополнительные услуги предприятия

 

2005 год

2006 год

Реализация талонов спецпитания, шт.

5950

6120

Комплектование подарочных наборов, шт.

310

275

Источник: собственная разработка

 

Коэффициент дополнительного обслуживания рассчитываем по формуле:

где у – количество предусмотренных услуг, ед.; у1,  у2, уn – количество предоставленных услуг, ед.; n1 – количество проверок за год; уо1,  уо2… уоn – объёмы отдельных видов услуг, фактически предоставленных в 2005 году; уn1,  уn2… уnn – объёмы отдельных видов услуг, фактически предоставленных в 2006 году; n 2 - количество предоставленных покупателям услуг по видам.

 

Полученный результат указывает на очень высокий коэффициент дополнительного обслуживания.

На основании проведённых ранее расчетов мы можем провести оценку уровня культуры обслуживания. Для этого нам недостаёт одного частного показателя-коэффициента культуры обслуживания по мнению покупателей Км. Находим его по формуле:

 

Км = Мп : Мв,

 

где Мп – количество покупателей, давших отличную и хорошую оценку состояния культуры обслуживания в магазине, чел; Мв – общее количество покупателей, оценивших состояние культуры обслуживания в магазине, чел.

 

Км = 85:100=0,85

 

             

Таблица 6. Расчёт обобщающего коэффициента культуры обслуживания в магазине «Продукты» ФТИ.

 

Магазин «Продукты» ФТИ

Частные показатели культуры обслуживания

Обобщающий показатель

Коб

Категория магазина по уровню культуры обслуживания.

Устойчивости ассортимента Ку

Дополнительного обслуживания

Кд

Затраты времени на обслуживание Кз

Культуры обслуживания по мнению покупателей

Км

 

0,87

0,98

0,9

0,85

0,835

средняя

 

Значимость показателей

 

З1=0,45

 

З2=0,20

 

З3=0,25

 

З4=1,0

 

 

Источник: собственная разработка

 

Рассчитываем обобщающий коэффициент уровня культуры обслуживания по формуле:

 

Коб = ( З1  Ку) + ( З2  Кв) + ( З3  К3) + Км  : 2,

 

где З1,  З2, З3, 34 – значимость каждого из четырёх показателей (табл. 6).

 

Коб = ( 0,45  0,87) + ( 0,20  0,98) + ( 0,25  0,9) + 0,85 : 2 = 0,835

 

В зависимости от величины обобщающего коэффициента работа коллектива магазина оценивается по следующим категориям: в магазинах с высоким уровнем культуры обслуживания этот коэффициент составляет 0,901 и более, со средним – от 0,701 до 0,900 и с низким – 0,700. Следовательно, наш магазин относится к категории со средним уровнем культуры обслуживания. Несомненно отрицательное воздействие на данный результат оказали недостаточно высокие частные показатели устойчивости ассортимента Ку и культуры обслуживания по мнению покупателей Км, а также показатель затрат времени на обслуживание. Поэтому для повышения культуры обслуживания (нашим) коллективом нашего магазина необходимо:

      довести устойчивость товарного ассортимента до необходимого уровня;

      свести затраты времени на обслуживание до минимальных.

Устранение недостатков по вышеизложенным показателям повысят частный показатель Км, что позволит магазину перейти от средней до категории с высоким уровнем культуры обслуживания.

Подводя итог всего анализа и расчётов по нашему магазину можно сделать следующие выводы: 1) в целом организация продажи товаров нашего предприятия, исходя из соответствующего материально-технического оснащения удовлетворительна, оптимально возможному уровню соответствуют затраты времени покупателей на обслуживание, а также коэффициент дополнительного обслуживания.

К сожалению, низкая эффективность использования установочной и экспозиционной площадей торгового зала, а также необходимость проведения определённой организационной работы по соблюдению ассортиментного перечня накладывают негативный отпечаток на организацию продажи товаров нашего предприятия.

В следующей главе будут определены пути совершенствования, организации продажи товаров магазина, чтобы достичь наиболее высоких финансово-экономических показателей его деятельности.

 

 

 


3. Рекомендации по повышению эффективности организации продажи товаров

 

 

Несомненно, сегодня крайне важно определить основные пути дальнейшего развития розничной торговли в республике, её качественного улучшения с целью более полного удовлетворения спроса населения и повышения культуры торгового обслуживания. В первой главе были рассмотрены все составляющие необходимой и наиболее эффективной организации продажи товаров. Каковы же пути её совершенствования, как поднять на более высокий уровень организацию продажи товаров и культуру обслуживания покупателей? Именно эти вопросы будут рассмотрены в заключительной главе курсовой работы.

Информация о работе Организация продажи товаров и пути ее совершенствования (на материалах магазина «Продукты» ФТИ НАН Беларуси)