Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:52, курсовая работа
Цель работы – изучить структуру и принципы рациональной организации продажи товаров; рассмотреть данные вопросы на примере магазина «Продукты» ФТИ НАН Беларуси. На основании расчетов и анализа внести необходимые предложения по повышению эффективности продажи товаров; рассмотреть пути совершенствования организации продажи товаров в целом по отрасли и конкретно по предприятию.
Введение
1. Содержание и принципы организации продажи товаров _____________ 6
1.1. Планировка и подбор торгово-технологического оборудования______ 6
1.2. Формирование торгового ассортимента и нормативная документация предприятия_________________________________________________ 9
1.3. Торгово-технологический процесс_______________________________ 12
2. Анализ организации продажи товаров магазина «Продукты» ФТИ НАН Беларуси _______________________________________________________ 16
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина___________ 16
2.2. Оценка эффективности использования торговой площади магазина «Продукты» ФТИ НАН Беларуси___________________________________ 20
2.3. Оценка устойчивости ассортиментного перечня и анализ затрат времени на обслуживание покупателей _____________________________________ 23
2.4. Оценка дополнительных услуг и уровня культуры обслуживания в магазине «Продукты» ФТИ НАН Беларуси __________________________ 26
3. Рекомендации по повышению эффективности организации продажи товаров _________________________________________________________30
Заключение_____________________________________________________ 35
Список использованных источников________________________________ 36
В магазине также в обязательном порядке находятся сопроводительные документы, подтверждающие поступление товаров: товарно-транспортные накладные по форме ТТН-1; книга учета поступления товаров, документы, удостоверяющие качество и безопасность товаров, ассортиментный перечень товаров, утвержденный в установленном порядке.
В наличии также имеется книга учёта проверок (ревизий), санитарный журнал, книга отзывов и предложений, книга кассира-операциониста, журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте, журнал регистрации метрологического контроля средств измерений.
Имеются также государственные стандарты и другие нормативные документы по стандартизации на основные реализуемые товары, основные правила ведения розничной торговли на территории Республики Беларусь. Для более полного изучения хозяйственной деятельности предприятия все финансово-экономические показатели предсталены в таблице 1.
Таблица 1.Финансово-экономические показатели работы предприятия розничной торговли – магазина «Продукты» ФТИ за 2005-2006 гг.
Показатель | Год | 2006 г. к 2005 г. | ||
2005 | 2006 | в % | в сумме (+, -) | |
Розничный товарооборот, млн. руб.
| 144,6 | 153,6 | 1,06 | +9 |
Количество торговых объектов, входящих в состав организации, ед. | 1 | 1 | - | - |
Торговая площадь, м2 | 74 | 74 | - | - |
Товарооборот на 1-го работника, млн.р. | 28,92 | 30,72 | 1,06 | +1,8 |
Товарооборот на 1 м2 торговой площади, млн.р. | 1,954 | 2,076 | 1,06 | +0,122 |
Валовые доходы, млн. руб | 27,116 | 27,461 | 1,01 | +0,345 |
в % к товарообороту | 5,3 | 5,6 | - | +0,3 |
Прибыль от реализации, млн. руб | 5,825 | 8,778 | 1,51 | +2,953 |
в % к товарообороту | 4,0 | 5,7 | - | +1,7 |
Расходы на реализацию, млн. руб | 17,982 | 20,871 | 1,16 | +2,889 |
в % к товарообороту | 8,0 | 7,4 | - | -0,6 |
Товарооборачиваемость, дн. | 0,567 | 0,607 | 1,07 | +0,04 |
Количество договоров на поставку товаров, ед. | 36 | 41 | - | - |
Средняя торговая надбавка, % | 18,6 | 18,6 | - | - |
Источник: собственная разработка
Исходя из данных, приведенных в таблице, можно сделать следующие выводы: финансово-экономическая деятельность предприятия имеет положительную тенденцию развития, так как наблюдается рост всех показателей.
2.2. Оценка эффективности использования торговой площади магазина «Продукты» ФТИ НАН Беларуси
Важная роль в организации продажи товаров магазина отводится размещению их в торговом зале, их выкладке на оборудовании, оптимальному распределению установочной и экспозиционной площадей между отдельными группами товаров.
Пожалуй, самые используемые способы выкладки товаров в магазине – это в виде пирамид и стопок на полках, а также навалом в контейнерах и витринах. Товары размещаются с учётом частоты спроса на отдельные виды, чтобы уменьшить трудовые затраты продавца и повысить производительность его труда. Однократные товары выкладывают на всех полках горки по вертикали, т. е. используется «вертикальная» система
выкладки. При этом достигается хорошая обзорность товаров, что позволяет покупателям быстро ориентироваться во всем ассортименте.
В магазине также используется горизонтальная система выкладки: определённый товар занимает одну или две полки.
Большинство расфасованных товаров, а также хлеб и хлебобулочные изделия выкладывают навалом в контейнеры.
В отдельных прилавках-витринах «Таир» выкладываются кисломолочные продукты и колбасные изделия, при этом учитывается принцип образности товаров.
Этикетки прикрепляются к товарам переднего ряда, в магазине производится постоянное пополнение запасов на полках и витринах, если товар основного ассортимента распродан, в этом случае опустевшие полки заполняют товаром импульсивного спроса.
Нужно отметить, что полки и витрины постоянно поддерживаются в опрятном виде – промываются и протираются. Запачканный товар и товар с изъянами удаляется и уценивается.
В данной главе мы попытаемся проанализировать организацию продажи товаров нашего магазина, путём расчетов, проверок и наблюдений выявить эффективности использования торговой площади магазина, проанализировать соблюдение ассортиментного перечня, а также провести анализ затрат времени на ожидание обслуживания покупателей и другие организационные моменты.
Итак, мы уже отмечали, что эффективность использования торговой площади магазина для установки оборудования и выкладки товаров играет огромную роль в организации процесса продажи товаров. Поэтому на основании данных о количестве оборудования торгового зала магазина, его видах и размерах мы рассчитаем коэффициенты установочной и экспозиционной площадей торгового зала.
Поскольку оптимальный показатель коэффициента установочной площади для магазинов с торговой площадью до 100 м2 составляет 0,32, а в нашем случае Куст.=0,23, то можно определить эффективность использования установочной площади нашего торгового зала:
Таблица 2. Виды, количество и размеры торговой мебели в магазине «Продукты» ФТИ.
Вид оборудования | Количество оборудования | Размеры оборудования, м. | |
длина | ширина | ||
Горки пристенные Низкотемпературная витрина Прилавки-витрины «Таир-102» Прилавки обслуживания Колёсные контейнеры | 9
1
2 2 7 | 1
2
1,80 1,50 0,87 | 0,7
0,80
0,9 0,60 0,67 |
Коэффициент установочной площади (Куст.) определяется как отношение суммы площадей оснований оборудования (Побор.), к площади торгового зала (Пт.з.): Куст.=
Подставим наши значения и рассчитаем Куст., получим: Куст.= |
Источник: собственная разработка
На основании проведённых расчётов можно сделать вывод о том, что эффективность использования торговой площади нашего магазина недостаточно высока.
Далее рассчитаем коэффициент экспозиционной площади нашего торгового зала и эффективность её использования.
Таблица 3. Виды, количество и размеры полок торговой мебели в магазине «Продукты» ФТИ.
Вид оборудования | Количество оборудования, единиц | Размеры полок, м. | |
длина | ширина | ||
Горки пристенные: полка 1 полка 2 полка 3 | 9 |
1,0 1,0 1,0 |
0,7 0,6 0,5 |
Низкотемпературная витрина | 1 | 2,0 | 0,8 |
Прилавки-витрины «Таир-102» | 2 | 1,8 | 0,9 |
Прилавки обслуживания | 2 | 1,5 | 0,6 |
Колёсные контейнеры | 7 | 0,87 | 0,67 |
Источник: собственная разработка
Итак, площадь для выкладки товаров называется экспозиционной. Она представляет собой сумму площадей всех плоскостей оборудования, используемых для показа товаров. Она включает все горизонтальные, вертикальные и наклонные плоскости, на которых размещаются товары.
Коэффициент экспозиционной площади Кэксп. Исчисляется как отношение площадей всех элементов оборудования для выкладки товаров Пэксп. к площади торгового зала магазина:
Расчёт экспозиционной площади контейнера производится пот формуле:
где Пэксп. – экспозиционная площадь одного контейнера, м2; У – установачная площадь одного контейнера, м2; h – высота укладки товара в контейнере – 1,2 м.; 0,3 – среднее принятое расстояние между полками контейнера, м.
Итак, рассчитаем экспозиционную площадь одного контейнера:
В нашем магазине 7 контейнеров, следовательно:
2,32 7=16,24 м2
Далее рассчитаем Пэксп. полок:
(0,7+0,6+0,5)=1,8 м2
У нас девять горок, следовательно получаем:
1,8 м2 9= 16,2 м2
Рассчитываем коэффициент экспозиционной площади:
Оптимальный коэффициент экспозиционной площади для нашего предприятия равен 0,76.
Определим эффективность экспозиционной площади торгового зала:
Как видим, эффективность использования экспозиционной площади также далека от желаемого результата. В связи с этим необходимо пересмотреть вопрос по подбору и расстановке оборудования торгового зала, чтобы достичь наиболее рационального и эффективного использования как установочной так и экспозиционной площадей.
2.3. Оценка устойчивости ассортиментного перечня
и анализ затрат времени на обслуживание покупателей
Для анализа организации продажи товаров в магазине рассчитаем коэффициент устойчивости ассортиментного перечня.
В ассортиментном перечне выделено 30 групп товаров.
Таблица 4. Результаты проверки соблюдения ассортиментного перечня товаров в магазине «Продукты» ФТИ на период с 10 по 30 сентября 2007 г.
№ п/п | Ассортиментный перечень товаров | Количество проверок | |||
1 | 2 | 3 | |||
1. | Кисломолочная продукция | + | + | + | |
2. | Сыры сычужные (плавленые) | + | + | + | |
3. | Колбасные изделия п/к, с/к | + | + | + | |
4. | Рыбные консервы | + | + | - | |
5. | Соки | + | + | + | |
6. | Кондитерские изделия | + | + | + | |
7. | Мука пшеничная | + | - | + | |
8. | Макаронные изделия | + | + | - | |
9. | Коньяк | + | - | + | |
10. | Минеральная вода | + | + | + | |
11. | Водка и ликероводочные изделия | + | + | - | |
12. | Шампанское, вино игристое | + | + | + | |
13. | Спички | - | - | + | |
14. | Молочные консервы | + | + | - | |
15. | Кофе растворимый, молотый | + | + | + | |
16. | Майонез | + | + | + | |
17. | Масло животное | + | + | - | |
18. | Копчёности | + | + | + | |
19. | Плодовоовощные консервы | + | + | + | |
20. | Сахар | + | + | + | |
21. | Печенье | + | + | + | |
22. | Крупа | + | + | - | |
23. | Хлеб и хлебобулочные изделия | + | + | + | |
24. | Соль | + | - | + | |
25. | Безалкогольные напитки | + | + | + | |
26. | Вино, напитки крепкие | + | + | + | |
27. | Табачные изделия | + | + | + | |
28. | Масло растительное | - | + | + | |
29. | Мясные консервы | + | + | + | |
30. | Чай | + | + | + | |
Всего:
|
30 наименований | 28 | 26 | 24 |