Организация продажи товаров и пути ее совершенствования (на материалах магазина «Продукты» ФТИ НАН Беларуси)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить структуру и принципы рациональной организации продажи товаров; рассмотреть данные вопросы на примере магазина «Продукты» ФТИ НАН Беларуси. На основании расчетов и анализа внести необходимые предложения по повышению эффективности продажи товаров; рассмотреть пути совершенствования организации продажи товаров в целом по отрасли и конкретно по предприятию.

Содержание

Введение
1. Содержание и принципы организации продажи товаров _____________ 6
1.1. Планировка и подбор торгово-технологического оборудования______ 6
1.2. Формирование торгового ассортимента и нормативная документация предприятия_________________________________________________ 9
1.3. Торгово-технологический процесс_______________________________ 12
2. Анализ организации продажи товаров магазина «Продукты» ФТИ НАН Беларуси _______________________________________________________ 16
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина___________ 16
2.2. Оценка эффективности использования торговой площади магазина «Продукты» ФТИ НАН Беларуси___________________________________ 20
2.3. Оценка устойчивости ассортиментного перечня и анализ затрат времени на обслуживание покупателей _____________________________________ 23
2.4. Оценка дополнительных услуг и уровня культуры обслуживания в магазине «Продукты» ФТИ НАН Беларуси __________________________ 26
3. Рекомендации по повышению эффективности организации продажи товаров _________________________________________________________30
Заключение_____________________________________________________ 35
Список использованных источников________________________________ 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа-2-Лена.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

При установке оборудования в торговом зале необходимо обеспечить свободную циркуляцию покупателей внутри магазина, которая достигается за счёт:

      оформления указателей отделов в виде вывесок или флагов;

      обеспечение хорошей просматриваемости всех отделов магазина;

      выкладки товаров повышенного спроса в местах, влияющих на передвижение покупателей;

      расстановки оборудования параллельно движению покупательских потоков так, чтобы обеспечить посещение наибольшей глубины зала;

      соблюдение взаимосвязи основных отделов торгового зала, соответствующих подсобных и иных помещений;

      устранение лишнего напольного оборудования.

Итак, планировка торгового зала может считаться удачной, если достигнуто равновесие между комфортом при движении покупателей и эффективным использованием торгового пространства.

Важным дополнением торгового технологического оборудования магазинов является торговый инвентарь, который представляет собой приспособления, инструменты и приборы, применяемые для показа и обработки товаров в процессе обслуживания покупателей. Рациональное использование инвентаря способствует ускорению торгово-технологического процесса, повышению культуры обслуживания покупателей, улучшению условий и повышению производительности труда торговых работников, сокращению издержек обращения.

Конечно же, любой магазин невозможно представить без торгового измерительного оборудования.

К весам предъявляются метрологические и эксплуатационные требования. Важнейшими метрологическими требованиями являются: точность взвешивания, чувствительность, постоянство показателей и устойчивость. К основным эксплуатационным требованиям относят: надёжность, наглядность показателей, максимальная скорость взвешивания. Кроме того, весы должны отвечать определённым санитарно-гигиеническим требованиям. Торговое измерительное оборудование должно своевременно подвергаться проверке и клеймению.

Важную роль в торгово-технологическом процессе магазина играют расчётные операции с покупателями. От правильной их организации зависят затраты покупателями времени на приобретение товаров.

Требования налогового законодательства, которые необходимо соблюдать при использовании КСА в качестве средств расчётов при продаже товаров, установлены Инструкцией о порядке использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов, утверждённой              постановлением МНС РБ от 09.09.2004г. № 103 [4, с. 38].

Используемые аппараты должны быть установлены в местах, доступных для визуального присмотра покупателем информации индикатора.

На каждый КСА ведётся книга кассира-операциониста по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 103. Записи в книге кассира-операциониста производятся ежедневно в хронологическом порядке.

В настоящее время в торговле широко внедряются кассовые аппараты, позволяющие вести не только расчёты с покупателями, но и обрабатывать магнитные и микропроцессорные карты, а также собственные предоплатно-дисконтные карты магазина. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает компьютерная касса, представляющая собой специально оборудованный компьютер.

Контрольно-кассовые машины обеспечивают наглядность, простоту и правильность расчёта, контроль за ведением расчётно-кассовых операций, точность учёта денежных поступлений. При этом значительно ускоряется процесс расчётов с покупателями.

 

 

 

1.2. Формирование торгового ассортимента и нормативная документация предприятия

 

 

Один из важнейших этапов в организации продажи товаров – формирование торгового ассортимента предприятия, который представляет собой номенклатуру товаров, принадлежащих, как правило, к разным товарным группам, подгруппам, видам и разновидностям.

Доля различных товаров в структуре торгового ассортимента определяется специализацией предприятия, его материально-технической базой, потребительским спросом и другими факторами. Поэтому считается, что торговый ассортимент – это набор товаров, сформированный по определённым признакам и призванный удовлетворять спрос в некоторый момент времени [17, с. 97].

Нужно отметить также, что различают групповой и развернутый ассортименты. Групповой ассортимент включает товары, объединённые потребительским (одежда, обувь, галантерея) или сырьевым (ткани, меха, пластмасса) признаком. Развёрнутый ассортимент означает внутригрупповую разбивку по подгруппам, видам, артикулам, сортам, а также по различным признакам (сырью, размеру, цвету, фасону и пр.).

Непродовольственные товары, имеющие большое число отличительных признаков (фасонов, моделей, расцветок, размеров, цен и т.д.), относятся к товарам сложного ассортимента. Товары, не имеющие большого количества разновидностей, относятся к товарам простого ассортимента.

В зависимости от характера спроса различают товары частого, периодического, редкого и сезонного спроса.

К товарам частого спроса относятся такие, потребность в которых существует повседневно (продукты). К товарам периодического спроса относятся ткани, обувь, одежда. Частота спроса на них определяется сроком их службы. К товарам редкого спроса относятся товары длительного пользования. Некоторые непродовольственные товары имеют ярко выраженный сезонный спрос (ёлочные игрушки, спортивные товары).

Различают также основной ассортимент и сопутствующие товары. Так, в магазине по продаже тканей сопутствующими товарами являются выкройки, нитки, пуговицы, в обувном магазине – предметы ухода за обувью, чулочно-носочные изделия и т.д.

Под формированием товарного ассортимента магазина понимается подбор такого перечня товаров, который будет способствовать наиболее полному удовлетворению спроса покупателей.

Для правильности определения ассортимента товаров в розничной торговой сети необходимо руководствоваться перечнем товаров, входящих в укрупнённые товарные группы, отражаемые в государственной статистической отчётности (товарный словарь) – приложение к постановлению Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29.10.2004г. № 190 [5, стр. 35].

Структура торгового ассортимента индивидуальна в каждом конкретном случае. Ассортимент универмага или супермаркета может включать несколько товарных групп: ассортимент специализированного магазина – одну группу товаров, но представленную большим числом видов, разновидностей и наименований.

Наконец, важнейшим и неотъемлемым условием организации продажи товаров является соблюдение основных правил ведения розничной торговли. Порядок осуществления розничной торговли изложен в «Основных правилах ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности на территории Республики Беларусь», утверждённых постановлением Совета Министров 2 ноября 1992г.

Эти правила распространяются на всех субъектов хозяйствования независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности на территории республики.

Все торговые предприятия обязаны соблюдать установленный режим работы и товарный профиль, санитарные требования. Они должны быть оборудованы в соответствии с требованиями охраны труда, здоровья, защиты окружающей среды, хранения и продажи товаров, противопожарной безопасности. На входных дверях предприятия должна быть расположена вывеска с указанием его названия, принадлежности (собственника), режима работы. Внутри магазина на видном месте располагают извлечения из Основных правил и других нормативных актов, регулирующих ведение розничной торговли.

Торговое предприятие самостоятельно изыскивает товарные ресурсы, заключает договоры на приобретение товаров, организует оказание услуг. Приёмка товаров по количеству и качеству на предприятиях всех форм собственности осуществляется в соответствии с нормативными актами и сопроводительными документами.

Торговая техника должна соответствовать всем требованиям, отвечать правилам и технике безопасности, быть исправной, проверенной и клейменной органами Белстандарта.

На все реализуемые товары должны быть соответствующие документы с указанием в них реквизитов поставщика, количества, цены, общей суммы.

Часть продовольственных и непродовольственных товаров имеют специфические правила розничной продажи, которые регламентированы специальными правилами: хлеб и хлебобулочные изделия, плодоовощная продукция, молочные продукты, пушно-меховые, овчинно-шубные товары, легковые автомобили, мотоциклы, электробытовые, мебельные товары и др.

Запрещается хранить в магазине не оформленный надлежащим образом товар, а также товар, не принадлежащий ему. Принятые торговым предприятием товары направляются в продажу не позднее двух дней с момента поступления – для продовольственных товаров, трёх дней для непродовольственных, одного дня – для плодоовощной продукции.

Не допускаются к реализации товары, подлежащие обязательной сертификации, без сертификатов соответствия.

Контроль и ответственность за соблюдение основных правил осуществляют уполномоченные на то органы, в порядке, установленном законодательством.

Соблюдение правил поведения продавца повышает культуру торговли. В первую очередь, поведение продавца по отношению к покупателю должно быть всегда корректным, этичным, вежливым, основываться на принципе: «покупатель всегда прав». Воспитание у продавцов такой психологии – залог коммерческого успеха торгового предприятия и его положительного имиджа.

Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 27 марта 2002г. № 10 был утверждён Перечень основных нормативных и технологических документов, которые должны находится в объектах розничной торговли [1, с. 9].

С введением данного нормативного документа утрачивает силу Примерный перечень основной нормативной и технической документации, которая должна быть на предприятиях торговли, утверждённый приказом Минторга РБ от 30.09.1996г. № 100.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 07 04.2004г. № 384 утверждены Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров [2, с. 10].

Важнейшим условием документального оформления магазина является наличие лицензии – специального разрешения на розничную торговлю.

На примере нашего предприятия далее нами будет представлен более полный перечень документов, которые должны находиться в каждом торговом предприятии розничной торговли.

 

1.3. Торгово-технологический процесс

 

              Чтобы как можно полнее раскрыть тему, т.е. организацию продажи товаров, необходимо остановить своё внимание на торгово-технологическом процессе, его сущности и содержании.

              Торгово-технологический процесс – это комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций по доведению товаров до потребителей при сохранении их качества, с минимальными затратами труда и времени и высотой культуры обслуживания покупателей. Под операцией понимается часть технологического процесса, выполняемая отдельными работниками, соответствующими приёмами и методами.

              Торговые операции связаны главным образом со сменой формы стоимости (изучение спроса, составление заявок на завоз, формирование ассортимента, реклама и информация). Качество и своевременность этих операций влияют на широту и устойчивость ассортимента, бесперебойность продажи и культуру торговли в целом. Предмет труда здесь не только товар, но и покупатели [12, с. 87].

              Технологические операции связаны с обработкой товарных потоков. Они включают транспортировку, приёмку, хранение, подготовку к продаже, фасовку, упаковку, перемещение, выкладку на торговом оборудовании. Технологический процесс состоит из основных и вспомогательных операций:

      основные операции – выявление спроса, формирование ассортимента, размещение и выкладка, отпуск, расчёты, упаковка, услуги, т.е. операции, связанные с продажей товара и обслуживанием покупателей;

      вспомогательные операции – приёмка, распаковка, хранение, подготовка, доставка в торговый зал, тарооборот, т.е. операции, связанные с обработкой товарных потоков и тары.

Какие же факторы влияют на торгово-технологический процесс? Это:

      спрос и предложение товаров;

      степень готовности товаров к продаже;

      состояние товарных запасов и материально-технической базы магазинов;

      система товароснабжения;

      тип и размер, специализация магазинов;

      степень хозяйственной самостоятельности.

Торгово-технологический процесс можно разбить на три части:

1)     операции с товарами до предложения в торговом зале покупателям (загрузка, доставка в зону приёмки, приёмка, доставка на хранение или подготовку, хранение, подача в торговый зал, выкладка);

2) операции по непосредственному обслуживанию (встреча покупателя, предложение товаров, отбор товаров, расчёт);

3) дополнительное обслуживание (приём заказов, раскрой тканей, подготовка одежды, доставка товаров на дом и т.д.).

              Нужно отметить, что при организации торгово-технологических процессов в магазинах необходимо соблюдать следующие принципы:

Информация о работе Организация продажи товаров и пути ее совершенствования (на материалах магазина «Продукты» ФТИ НАН Беларуси)