Организация и развитие малых предприятий в торговле России (на примере предприятия ООО «Память» (бюро ритуальных услуг)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 07:43, дипломная работа

Описание работы

Практика показывает, что наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны [8].
Объектом исследования в данной работе является малое предприятие общество с ограниченной ответственностью «Память».
Предметом исследования выступает организация и развитие малых предприятий в торговле России.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение и анализ существующей организации и развития малых предприятий на примере предприятия ООО «Память» с последующим внесением предложений по ее оптимизации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить особенности организации коммерческой деятельности малых предприятий, раскрыть и обобщить теоретические и практические материалы;
• проанализировать деятельность предприятия ООО «Память», провести анализ основных экономических показателей рассматриваемого предприятия;
• выявить аспекты организации и развития, требующие дальнейшего совершенствования, разработать предложения по совершенствованию коммерческой деятельности ООО «Память».

Содержание

Введение……………...…………………………………………………….. 3
Глава 1. Малое предпринимательство в системе рыночных отношений....................................................................................................... 6
1.1. Малое предпринимательство, как важнейший субъект производственно-торговой деятельности.................................................... 6
1.2. Создание малых предприятий........................................................... 12
1.2.1. Общие условия создания малых предприятий................................. 12
1.2.2. Регистрация субъектов малого предпринимательства, постановка на налоговый учет...................................................................... 18
1.2.3. Открытие расчетных счетов, лицензирование, сертификация....... 19
1.3. Основы коммерческой деятельности малых предприятий............. 21
1.3.1. Динамика развития малых предприятий в России.......................... 21
1.4. Преимущества и недостатки малого бизнеса................................... 23
Глава 2. Деятельность ООО «Память»....................................................... 26
Блок 1. Характеристика предприятия...................................................... 26
1.1. Общее описание организации............................................................... 26
1.2. Миссия и цели предприятия (организации)........................................ 27
1.3. История (этапы) создания предприятия (организации), его регистрация, учредительные документы..................................................... 28
1.4. Классификация предприятия................................................................ 29
Блок 2. Маркетинговый подход к организации коммерческой деятельности предприятия розничной (оптовой) торговли....................... 29
2.1. Оценка рынка сбыта.............................................................................. 29
2.2. SWOT-анализ.......................................................................................... 30
2.3. Оценка рынка сбыта.............................................................................. 30
2.4. Конкурентное окружение...................................................................... 32
2.5. Цели и разработка стратегии маркетинга............................................ 32
Блок 3. Управление коммерческой деятельностью предприятий торговли........................................................................................................... 33
3.1. Организационная структура управления............................................. 33
3.2. Система управления коммерческой деятельностью в торговом предприятии на основе анализа внутренней и внешней среды................. 34
Блок 4. Материально-техническая база предприятия............................. 35
Блок 5. Организация товароснабжения предприятия............................. 37
Блок 6. Организация хранения товаров на складах и управление запасами........................................................................................................... 39
Блок 7. Анализ основных экономических показателей торговой организации и эффективности коммерческой деятельности..................... 42
Заключение.................................................................................................... 44
Список литературы................................................................................... 45

Работа содержит 1 файл

дор.дип. память.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

      2. Аренда предприятия. По договору аренды возможно использование  его для осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии с договором аренды  предприятие арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату, во временное владение и пользование земельные участки, здания, сооружения оборудование и другие входящие в состав предприятия основные средства, передать в порядке, на условиях и в пределах, определяемых договором.

      Права арендодателя, полученные им на основании  разрешения (лицензии) на занятие соответствующей  предпринимательской деятельностью, не подлежит передаче арендатору, однако в соответствии с законом о лицензировании право лицензии может быть в установленном порядке переоформлено на арендатора.

      Договор аренды предприятия заключается  в письменной форме путем составления  одного документа, подписанного сторонами. Договор аренды предприятия подлежит государственной регистрации и  считается заключенным с момента  такой регистрации.

      Передача  предприятия арендатору осуществляется по передаточному акту. Подготовка предприятия к передаче, включая  составление и предоставление на подписание передаточного акта, является обязанностью арендодателя и осуществляется за его счет, если иное не предусмотрено договором аренды [8].

      3. Франчайзинг – представляет собой соглашение крупных корпораций с малыми фирмами или отдельными предпринимателями, производственными или функционально-операционными компаниями. Сущность франчайзинга состоит в таком способе ведения предпринимательского бизнеса, при котором фирма-франчайзер предоставляет своему партнеру (франчайзи) право осуществлять определенный вид деятельности с использованием своей технологии, лицензии, ноу-хау, фирменной торговой марки. При этом франчайзи обязуется соблюдать предписанные стандарты и качество проектов. Франчайзер консультирует партнера при выборе сферы торговли и услуг, организации торговли и сбытовой сети, проведение рекламной компании.

      Предпринимательская деятельность, организованная по месту франчайзинга, считается прогрессивной и динамичной формой организации бизнеса. Существуют три основных вида франчайзинга: товарный, производственный, деловой. Товарный франчайзинг – такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупает у ведущей компании права на продажу товаров с ее торговой маркой. Производственный франчайзинг – передача технологии партнеру для производства продукции. Деловой франчайзинг является наиболее популярным способом франчайзинга. В данном случае франзайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под его именем [8].

      4. Учреждение собственного дела  в определенной организационно-правовой форме.  

 

1.2.2. Регистрация субъектов малого предпринимательства,

постановка  на налоговый учет 
 

      Для регистрации в качестве субъекта малого предпринимательства, в соответствии со статьей 4 Закона № 88-ФЗ должно быть подано заявление установленного образца. И с этого момента коммерческая организация или физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, проходит процедуру регистрации и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством [6].

      Государственная регистрация осуществляется в течение 3 дней с момента предоставления необходимых документов либо в течение 30 календарных дней с даты почтового  отправления, указанной в квитанции  об отсылке учредительных документов.

      Регистрация осуществляется путем присвоения организации  очередного номера в журнале регистрации  поступающих документов проставлением  специальной надписи с наименованием  регистрационного органа, номером и  датой на первой странице устава организации, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию [8, с.171].

      В соответствии с постановлением Правительства  РФ от 17 мая 2002г. №319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц» с 1 июля 2002 года государственную регистрацию осуществляют инспекции МНС России.

      Таким образом, в настоящее время в  ходе регистрации предприятия параллельно  производится и постановка предприятия  на налоговый учет.

      Уклонением от постановки на налоговый учет НК РФ называет ситуацию, когда налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность без постановки на учет в налоговом органе. Ведение такой деятельности влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб. (п.1 ст.117 НК РФ). При осуществлении деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев с нарушителя взыскивается штраф в размере 20% доходов, полученных за этот период (п.2 ст.117 НК РФ) [6, с.15]. 

1.2.3. Открытие расчетных счетов, лицензирование, сертификация 

      После постановки на налоговый учет и получение  свидетельства об этом, организации и индивидуальные предприниматели могут открыть счета в банках. На основании пункта 1 статьи 86 НК РФ банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Причем банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

      Сами  налогоплательщики обязаны в  десятидневный срок сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии ими своих счетов в банках (п.2 ст.23 НК РФ). За нарушение указанного срока статей 118 НК РФ 5000 рублей [6, с.16]. 

Лицензирование  отдельных видов  деятельности 

      В некоторых случаях малые предприятия не смогут осуществлять свою деятельность даже после того, как они зарегистрировались и открытии расчетные счета, поскольку статьей 49 ГК РФ установлено, что на осуществление отдельных видов деятельности, перечень которых определяется законом, требуется специальное разрешение (лицензия). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом.

      То  же относится и к индивидуальным предпринимателям, поскольку пунктом 3 статьи 23 ГК РФ оговорено, что к  предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц.

      В настоящее время правила лицензирования определяет Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступивший в силу с 10 февраля 2002г. и  заменивший одноименный Закон от 25 сентября 1998г. № 158-ФЗ.

      В соответствии с законом лицензируемыми являются виды деятельности, осуществление  которых может повлечь за собой  нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, строго определены Законом № 128-ФЗ.

      За  рассмотрение заявления о выдаче лицензии, а также за выдачу самой лицензии взимается лицензионный сбор. Сбор за рассмотрение заявления о выдаче лицензии определен Законом № 128-ФЗ в размере 300 рублей, а сбор за предоставление самой лицензии – в размере 1000 рублей [6]. 

Сертификация товаров, работ, услуг 

      Кроме получения лицензии, имеются и  другие аспекты, которые необходимо учесть при подготовке к работе предприятия.

      Так, постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997г. № 1013 утверждены Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации (например, товары для детей, продовольственные товары, транспортные услуги, услуги торговли и общественного питания).

      Постановлением  Правительства РФ от 3 января 2002г. № 3 из Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, исключены услуги розничной торговли непродовольственными товарами.

      Стоимость услуги в зависимости от сложности  работ может достигать 3500 рублей, срок его действия устанавливает  орган по сертификации с учетом итогов оценки соответствия услуги, но не более чем три года [6]. 

1.3. Основы коммерческой  деятельности малых  предприятий 

1.3.1. Динамика развития  малых предприятий  в России 
 

      Малое предпринимательство в России имеет  значительный потенциал экономического роста. В настоящее время российский малый  бизнес еще не оказывает столь существенного влияния на социально-экономическое развитие, как это происходит в развитых странах, где функционирует множество малых предприятий, обеспечивая занятость населения и создание конкурентной среды. В то же время число малых предприятий в России неуклонно растет начиная с 2002г. К концу 2005г. количество малых предприятий выросло почти на 10% по сравнению с 1999г., составив 979,3 тыс.

      Общая численность занятых в этом секторе экономики выросла с 1999г. более чем на 18%, составив в 2009г. 8933,7 тыс.человек. При этом наблюдалась достаточно устойчивая тенденция роста постоянно занятых работников, их количество увеличилось к концу 2009г. на 24% по сравнению с 1999г., а их доля в общей численности занятых в малом предпринимательстве в 2002-2009гг. удерживалась на высоком уровне, составляя 90,1-90,5%.

    

  Рис.1 Структура численности занятых на малых предприятиях России

    (по  категориям занятости) 

      При этом сохраняется существенная неравномерность  распределения малых предприятий  по территории России. Плотность распространения  малых предприятий в России (количество малых предприятий на 1000 жителей) значительно отстает от показателей  стран с развитой рыночной экономикой. В РФ в целом в 2009г. на 1000 жителей приходилось около 6-7 малых предприятий. Выше, чем по России в целом, плотность распространения малых предприятий в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) (в среднем примерно 12 малых предприятий на 1000 жителей) и Центральном федеральном округе (ЦФО) (9 малых предприятий на 1000 жителей). Самая низкая плотность характерна для южного федерального округа (ЮФО) (примерно 4,8 малых предприятий на 1000 жителей).

      Плотность распространения малых предприятий к уровню Западной Европы приближаются лишь города Москва и Санкт-Петербург. На конец 2005г. в г.Санкт-Петербург в среднем на 1000 жителей приходилось 25 малых предприятий, в г.Москве – свыше 19 [5].

    

Рис.2. Число  малых предприятий в среднем  на 1000 жителей (на конец 2005г.; единиц) ЦФО – центральный федеральный округ; СЗФО – северо-западный федеральный округ; ЮФО – южный федеральный округ; ПФО – приволжский федеральный округ; УФО – уральский федеральный округ; СФО – сибирский федеральный округ; ДФО – дальневосточный федеральный округ. 
 

1.4. Преимущества и недостатки малого бизнеса 

      Анализируя  зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать следующие преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствованиям; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

      Собственники  малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому числу наемных работников. Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Информация о работе Организация и развитие малых предприятий в торговле России (на примере предприятия ООО «Память» (бюро ритуальных услуг)