Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 07:43, дипломная работа
Практика показывает, что наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны [8].
Объектом исследования в данной работе является малое предприятие общество с ограниченной ответственностью «Память».
Предметом исследования выступает организация и развитие малых предприятий в торговле России.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение и анализ существующей организации и развития малых предприятий на примере предприятия ООО «Память» с последующим внесением предложений по ее оптимизации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить особенности организации коммерческой деятельности малых предприятий, раскрыть и обобщить теоретические и практические материалы;
• проанализировать деятельность предприятия ООО «Память», провести анализ основных экономических показателей рассматриваемого предприятия;
• выявить аспекты организации и развития, требующие дальнейшего совершенствования, разработать предложения по совершенствованию коммерческой деятельности ООО «Память».
Введение……………...…………………………………………………….. 3
Глава 1. Малое предпринимательство в системе рыночных отношений....................................................................................................... 6
1.1. Малое предпринимательство, как важнейший субъект производственно-торговой деятельности.................................................... 6
1.2. Создание малых предприятий........................................................... 12
1.2.1. Общие условия создания малых предприятий................................. 12
1.2.2. Регистрация субъектов малого предпринимательства, постановка на налоговый учет...................................................................... 18
1.2.3. Открытие расчетных счетов, лицензирование, сертификация....... 19
1.3. Основы коммерческой деятельности малых предприятий............. 21
1.3.1. Динамика развития малых предприятий в России.......................... 21
1.4. Преимущества и недостатки малого бизнеса................................... 23
Глава 2. Деятельность ООО «Память»....................................................... 26
Блок 1. Характеристика предприятия...................................................... 26
1.1. Общее описание организации............................................................... 26
1.2. Миссия и цели предприятия (организации)........................................ 27
1.3. История (этапы) создания предприятия (организации), его регистрация, учредительные документы..................................................... 28
1.4. Классификация предприятия................................................................ 29
Блок 2. Маркетинговый подход к организации коммерческой деятельности предприятия розничной (оптовой) торговли....................... 29
2.1. Оценка рынка сбыта.............................................................................. 29
2.2. SWOT-анализ.......................................................................................... 30
2.3. Оценка рынка сбыта.............................................................................. 30
2.4. Конкурентное окружение...................................................................... 32
2.5. Цели и разработка стратегии маркетинга............................................ 32
Блок 3. Управление коммерческой деятельностью предприятий торговли........................................................................................................... 33
3.1. Организационная структура управления............................................. 33
3.2. Система управления коммерческой деятельностью в торговом предприятии на основе анализа внутренней и внешней среды................. 34
Блок 4. Материально-техническая база предприятия............................. 35
Блок 5. Организация товароснабжения предприятия............................. 37
Блок 6. Организация хранения товаров на складах и управление запасами........................................................................................................... 39
Блок 7. Анализ основных экономических показателей торговой организации и эффективности коммерческой деятельности..................... 42
Заключение.................................................................................................... 44
Список литературы................................................................................... 45
Усиление роли малого бизнеса в экономике зависит и от увеличения числа малых предприятий. Между тем за последние три года, несмотря на рост абсолютных значений числа малых предприятий наблюдается устойчивая тенденция снижения их доли в общем числе частных предприятий.
Положительным фактором роли малого предпринимательства в экономике является и увеличение числа постоянно работающих. Так, средняя численность работников малых предприятий в 2008г. составила 8227,8 тыс.чел., этот показатель неуклонно растет [7].
Роль и место малого бизнеса в российской экономике трудно переоценить. Малое предпринимательство, располагая всего 3,4% стоимости основных средств экономики РФ, произвело около 12% ВВП (внутреннего валового продукта) России. Полученная малым бизнесом прибыль составляет пятую часть всей прибыли, полученной экономикой страны. Каждый вложенный в малое предприятие рубль приносит 1,35 рубля прибыли, в то время как в целом по экономике – 0,73 рубля.
Способствует
развитию предпринимательства
И все же численность малых предприятий в нашей стране значительно меньше, чем за рубежом. Для сравнения, только в обрабатывающей и добывающей промышленности Японии функционирует свыше 6 млн. малых предприятий, в народном хозяйстве США – свыше 18 млн. предприятий. В странах с развитой рыночной экономикой ежегодно возникают сотни тысяч предприятий малого бизнеса. Так, в ФРГ ежегодно возникало 350-400 тысяч предприятий. В это число включаются все «производственные единицы» - от индивидуалов-надомников до предприятий с сотней рабочих и более. За это же время, то есть за год, прекращают свое существование 320-340 тысяч предприятий. В Италии такое соотношение лучше. Возникает за год 300-350 тысяч предприятий, прекращают свою деятельность 150-180 тысяч.
Как видно из этих данных, конкуренция между индивидуалами и мелкими предприятиями носит достаточно жесткий характер и приводит к сокращению их «жизненного цикла». Однако в подавляющем большинстве случаев они не становятся банкротами. Предприниматели переключаются на производство новых видов товаров, на другие работы и услуги. Происходит гибкое изменение, расширение рынка, что обеспечивает динамизм всего хозяйства. Мелкие предприятия, «открывшие» новый вид товаров или услуг, начинают заполнять свой «сегмент», свою часть рынка, расширяют производство и могут стать средними, а при благоприятных условиях – и крупными.
Таким образом, Россия только в самом начале пути массового создания и развития предприятий малого бизнеса, которые в странах с развитой рыночной экономикой занимают важное место в производстве промышленной продукции. Так, в Японии на долю мелких и средних предприятий приходится 55% реализованной продукции промышленности, около 60% объема оптовой торговли и более 80% - розничной. На них работает более 80% от общей численности работающих.
Выделять малые предприятия из массы товаропроизводителей заставляет жесткая конкурентная борьба. Малые предприятия в условиях рыночной экономики не могут действовать наравне с крупными, особенно в годы становления. Ведь малый бизнес – это небольшие предприятия по численности работающих, по объему производства, величине имущества, вовлеченного в процесс производства. В процессе хозяйственной деятельности они неизбежно сталкиваются с рядом организационно-технических и коммерческих трудностей. Например, с дефицитом материально-технических ресурсов, высокими процентами на кредиты, относительно большие затраты на изучение рынка, рекламу, подготовку и повышение квалификации кадров. Малые предприятия – это повышенный риск всей хозяйственной деятельности. Если крупные предприятия могут резко увеличить свои доходы просто за счет перехода на массовый выпуск продукции, то предприятиям малого бизнеса надо рассчитывать на оптимальную хозяйственную ориентацию, на узкие группы потребителей, находить выгодные формы взаимосвязи с крупными предприятиями. В таких условиях рыночных отношений предприятия малого бизнеса нуждаются в поддержке и защите со стороны государства как особый хозяйственный субъект.
Предпринимательство
и предпринимательская
Предпринимательство, которое осуществляется без применения наемного труда, раньше регистрировалось как индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательство с применением наемного труда регистрировалась как предприятие. Новый Гражданский кодекс (ГК) такой организационно-правовой формы не предусматривает. Поэтому индивидуальное (семейное) частное предприятие подлежало до 1 июля 1999г. преобразованию в хозяйственное товарищество, общество или кооператив.
В
феврале 2000г. Правительство приняло
постановление «О Федеральной программе
государственной поддержки малого предпринимательства
в РФ на 2000-2001 годы». Государственная дума
в июле одобрила эту программу, целью которой
является обеспечение благоприятных условий
для развития малого предпринимательства
на основе повышения качества и эффективности
мер государственной поддержки на федеральном
уровне. Предполагается, что в результате
реализации программы государственной
поддержки будут охвачены от 200до 250 тыс.
малых предприятий, количество рабочих
мест увеличится до 8,5 млн. единиц. По завершению
мероприятий программы общий вклад малого
предпринимательства предусмотрена, прежде
всего, его поддержка в агропромышленном
комплексе и в сфере производства импортозаменяющей
продукции [7].
1.2.
Создание малых
предприятий
1.2.1.
Общие условия создания
малых предприятий
Создание
собственного дела в России осуществляется
в соответствии с действующим
гражданским законодательством, федеральными
законами об отдельных организационно-
-
наличие имущества для
-
наличие определенного объема
финансовых средств,
-
наличие нежилых помещений,
- предварительное изучение предполагаемого рынка, на который предприниматель будет предлагать для реализации результаты предпринимательской деятельности;
-
формирование команды
Для выбора карьеры в бизнесе необходимо провести четкий анализ своих качеств, способностей и возможностей, чтобы, не отказаться от мечты создать собственное дело, прояснить свои слабые места и постоянно учиться искусству быть собственником дела, уметь рисковать, предвидеть неудачи и стараться их избежать. Поэтому предприниматель должен уметь рассчитывать предпринимательские последствия от риска, сохранять предпринимательскую тайну, владеть всей информацией о деятельности собственного предприятия, потребителях продукции, клиентах, поставщиках, конкурентах.
Будущий российский предприниматель непременно должен помнить важнейшее правило: в организации своего бизнеса он должен рассчитывать на собственные силы, ибо только малое предпринимательство пользуется определенной поддержкой со стороны властей [8].
Этапы
создания собственного
дела
Практически
любой предприниматель, задумав
создание собственного дела, осуществляет
следующие этапы этого
-
возникновение и обоснование
идеи о занятии определенным
видом предпринимательской
- постановка перспективных целей осуществления своей идеи;
-
формирование решения об
-
подбор квалифицированных и
-
определение финансовых
-
разработка учредительных
-
проведение комплекса
- разработка бизнес-плана;
- государственная регистрация фирмы в установленном порядке;
-
постановка на учет в
-
регистрация своей фирмы в
уполномоченных
-
открытие в любом банке
-
заключение договоров на
- получение разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности;
- проведение глобальных маркетинговых исследований рынка;
- заключение договоров поставки, купли-продажи товаров (услуг) с потребителями;
-
проведение необходимой
- организация учета доходов и расходов.
Несомненно,
все этапы создания собственного
дела крайне важны, но решающий – это
обоснование
Формы
малого бизнеса
Организация собственного дела при наличии соответствующих материальных, финансовых и других возможностей может быть осуществлена посредством следующих форм:
1.
Приобретение предприятия (
Право на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и другие свойства индивидуализации продавца предприятия и его товаров, работ и услуг, а также принадлежащие ему на основании лицензии права использования таких средств индивидуализации переходят к покупателю, если иное не предусмотрено договором продажи предприятия, который заполняется в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Состав и стоимость продаваемого предприятия определяется в договоре продажи предприятия на основе полной инвентаризации предприятия, проводимой в соответствии с установленными правилами такой инвентаризации.
Договор
продажи предприятия подлежит государственной
регистрации и считается
Продажа предприятия покупателю продавцом осуществляется по передаточному акту, в котором указываются данные о составе предприятия и об уведомлении кредиторов о продаже переданного имущества и перечень имущества, обязанности по передаче которого не исключены продавцом ввиду его утраты. Предприятие считается переданным покупателю со дня подписания передаточного акта обеими сторонами [8].