Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ и оптимизация ассортимента выпускаемой продукции ОАО «КАМАЗ».
Данная цель определила следующие задачи исследования:
Обобщение понятия ассортимента продукции;
Проанализировать ассортимент продукции ОАО «КАМАЗ»;
ВВЕДЕНИЕ 5
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7
Понятие и сущность товарного ассортимента 7
Сущность ассортиментной политики предприятия 10
Показатели оценки эффективности оптимизации ассортимента 12
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22
Краткая характеристика ОАО «КАМАЗ» 22
Анализ динамики рынка и структуры спроса 29
Анализ ассортимента группы КАМАЗ 34
Выводы по аналитической части 43
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 46
Описание и обоснование предлагаемых мероприятий 46
Расчет затрат на выполнение предложенных мероприятий 49
Расчет эффективности предлагаемых мероприятий 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Третьим крупным экспортным рынком «КАМАЗа» по результатам 2010 года стал Азербайджан. Экспорт в эту республику составил 452 автомобиля и превысил объёмы поставок предыдущего года в 7 раз. Объёмы поставок грузовых автомобилей (по сравнению с 2009 годом) в Армению увеличены в 1,5 раза, Южную Осетию и Абхазию — в 8 раз.
В 2010 году создано совместное предприятие ЗАО «KAMAZ ARMENIA», доля ОАО «КАМАЗ» в совместном предприятии составляет 24%, подписано дилерское соглашение с ЗАО «KAMAZ ARMENIA».
Основные рынки, на которых группа осуществляет свою деятельность: ОАО «КАМАЗ» представлено в двух классах грузовых автомобилей: автомобили полной массой 14-40 тонн и автомобили полной массой 8-14 тонн. Основным выпускаемым классом автомобилей является класс по полной массе 14-40 тонн.
Основным рынком сбыта продукции ОАО «КАМАЗ» является Российская Федерация. Совокупный объём российского рынка грузовых автомобилей полной массой 14-40 по итогам 6 месяцев 2011 года составил 40,3 тыс. шт., что на 81,9% больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. По итогам 6 месяцев 2011 года на рынке России ОАО «КАМАЗ» реализовало 16172 грузовых автомобиля, что на 27% больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, в том числе:
- полной массой 14-40 тонн – 15766 шт.;
- среднетоннажных автомобилей полной массой 8-14 тонн – 406 шт.
Основными конкурентами ОАО «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей являются ОАО «МАЗ», ОАО «АЗ «УРАЛ», ХК «АвтоКРАЗ», автопроизводители стран дальнего зарубежья, осуществляющие сборку в России и импортирующие в страну.
Рисунок 2 [Приложение 3] показывает положение основных производителей и поставщиков на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн по итогам 6 месяцев 2011 года.
Снижение доли ОАО «КАМАЗ» по итогам 6 месяцев 2011 года на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн по сравнению с аналогичным периодом 2010 года обусловлено восстановлением утраченных в период кризиса позиций других автопроизводителей. В 2009 году российские производители ОАО «КАМАЗ» и ОАО «АЗ «УРАЛ» - значительно нарастили долю рынка, в то время как производители стран СНГ и дальнего зарубежья долю рынка значительно снизили. В 2010 и в отчетном периоде текущего года ОАО «МАЗ» и иностранные производители стран дальнего зарубежья восстанавливают свою долю на рынке, так как возрос спрос на грузовые автомобили. Также определенное влияние на снижение доли ОАО «КАМАЗ» в первой половине 2011 года оказал меньший объём отгрузки грузовых автомобилей по госзаказу в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.
Вместе с тем, доля ОАО «КАМАЗ» остается значительно выше докризисного уровня.[Рисунок 3. Приложение 4]
Доля ОАО «КАМАЗ» на российском рынке среднетоннажных грузовых автомобилей по итогам 6 месяцев 2011 года составила 15,3% (доля за аналогичный период 2010 года составляла 15,8%).
В настоящий момент все автопроизводители продолжают мероприятия по снижению затрат, уменьшению объёмов незавершенного производства, запасов товарно-материальных ценностей и запасов готовой продукции. Автопроизводители и их дилеры активизируют работу по продвижению и стимулированию спроса на выпускаемую продукцию, что ведет к росту конкуренции на рынке.
В настоящий момент конкуренцию продукции ОАО «КАМАЗ» на зарубежных рынках составляют:
1. Новые автомобили
2. Грузовые автомобили
китайских и индийских
3. Мировые лидеры всем известных марок – VOLVO, SCANIA, IVECO, MAN, DAF, Hino, Nissan, а также южнокорейские производители (Daewoo, Hyundai), ведущие активную борьбу за перспективные рынки Восточной Европы, СНГ и Азии, Ближнего Востока. Цены на грузовые автомобили этих марок превышают цены на автомобили КАМАЗ, а качество изготавливаемых автомобилей очень высокое.
4. Подержанные автомобили – как правило, это продукция упомянутой выше третьей группы производителей.
2.3 АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ГРУППЫ КАМАЗ
Анализ ассортимента проведем с помощью двух наиболее известных методов, которые при одновременном применении дают полную картину ситуации.
С помощью АВС-анализа можно анализировать вклад товара в результат работы магазина, а XYZ-анализ дает информацию о стабильности продаж товара.
По сути, АВС-анализ – это ранжирование ассортимента по разным параметрам.
В рамках общего рейтингового списка выделяют три группы объектов – А, В и С, которые отличаются по своей значимости и вкладу в оборот или прибыль компании (в зависимости от выбранного результата. Под словом «результат» в дальнейшем будем подразумевать или прибыль, или оборот):
Товары А – самые важные товары, приносящие первые 50% результата.
Товары В – «средние» по важности, приносящие еще 30% результата.
Товары С – «проблемные» товары, приносящие остальные 20% результата.
Такое соотношение процентов как раз и обусловлено правилом Парето –выделяем главные 80% результата (в данном случае это выделено как 50 + 30) и оставшиеся 20%.
Шаг 1. Анализ ассортимента по товарным группам. Оценивается период 3 года. Первым шагом является сбор данных за рассматриваемый период.
Таблица 1 – Оборот по товарным группам за 2008-2010 г.г.
Товарная категория |
Реализация 2008 (тыс. руб.) |
Реализация 2009 (тыс.руб.) |
Реализация, 2010 (тыс.руб.) |
Общий товарооборот за 3 года, тыс.руб. |
ИТОГО |
6 284 752 | |||
Автофургоны |
7 030 |
6 893 |
6 900 |
20 823 |
Нефтегазодобывающая техника |
21 643 |
17 917 |
18 095 |
57 655 |
Строительная техника |
83498 |
93243 |
87277 |
264 018 |
Лесовозная техника |
24 844 |
24 602 |
24 795 |
74 241 |
Бортовые автомобили |
30 922 |
34 524 |
32 122 |
97 568 |
Техника для перевозки лома |
7 620 |
7 575 |
7 771 |
22 966 |
Пожарная техника |
31 240 |
31 543 |
31 240 |
94 023 |
Автотехника для перевозки топлива, жидкости |
30 753 |
30 722 |
31 024 |
92 499 |
Запчасти |
52 618 |
53 128 |
52 618 |
158 364 |
Коммунальная техника |
14 856 |
11 282 |
17 314 |
43 452 |
Утилизация автомобилей |
14 281 |
14 706 |
14 847 |
43 834 |
Самосвалы |
15 430 |
23 775 |
12 120 |
51 325 |
Седельные тягачи |
277 440 |
274 720 |
285 600 |
837 760 |
Полуприцепы и прицепы НЕФАЗ |
21 955 |
22 040 |
21 976 |
65 971 |
Автобусы НЕФАЗ |
25 905 |
27 162 |
25 402 |
78 469 |
Шасси |
24 644 |
24 888 |
25 132 |
74 664 |
Автомобили с КМУ |
75 600 |
74 160 |
74 520 |
224 280 |
Автогидроподъёмники |
154530 |
155784 |
160559 |
470 873 |
Машины для ремонта и вахтовые автобусы |
138964 |
137020 |
136642 |
412 626 |
Услуги кап.ремонта |
11 787 |
16 805 |
12 020 |
40 612 |
Автобусы Marcopolo |
17 170 |
18 700 |
21 760 |
57 630 |
Дорожная техника |
499208 |
512265 |
504147 |
1 515 620 |
Военная техника |
267257 |
294130 |
281367 |
842 754 |
Полуприцепы и прицепы СЗАП |
168193 |
165783 |
164602 |
498 578 |
Силовые агрегаты |
48 516 |
47 583 |
48 050 |
144 149 |
Шаг 2. Отсортировав данные по их доле и доле в обороте с накопительным итогом, мы получаем группы А, В и С.
Таблица 2 – Отсортированные по доле в обороте товарные группы
Товарная категория |
Общий товарооборот за 3 года, тыс.руб. |
Доля в товарообороте, % |
Доля в обороте с |
Группа |
ИТОГО |
6284752 |
100 |
||
Дорожная техника |
1515620 |
24,11 |
24,11 |
А |
Военная техника |
842754 |
13,41 |
37,52 |
А |
Седельные тягачи |
837760 |
13,33 |
50,85 |
А |
Полуприцепы и прицепы СЗАП |
498578 |
7,93 |
58,79 |
В |
Автогидроподъёмники |
470873 |
7,49 |
66,28 |
В |
Машины для ремонта и вахтовые автобусы |
412626 |
6,57 |
72,85 |
В |
Строительная техника |
264018 |
4,20 |
77,05 |
В |
Автомобили с КМУ |
224280 |
3,57 |
80,62 |
В |
Запчасти |
158364 |
2,52 |
83,14 |
С |
Силовые агрегаты |
144149 |
2,29 |
85,43 |
С |
Бортовые автомобили |
97568 |
1,55 |
86,98 |
С |
Пожарная техника |
94023 |
1,50 |
88,48 |
С |
Автотехника для перевозки топлива, жидкости |
92499 |
1,47 |
89,95 |
С |
Автобусы НЕФАЗ |
78469 |
1,25 |
91,20 |
С |
Шасси |
74664 |
1,19 |
92,39 |
С |
Лесовозная техника |
74241 |
1,18 |
93,57 |
С |
Полуприцепы и прицепы НЕФАЗ |
65971 |
1,05 |
94,62 |
С |
Нефтегазодобывающая техника |
57655 |
0,92 |
95,53 |
С |
Автобусы Marcopolo |
57630 |
0,92 |
96,45 |
С |
Самосвалы |
51325 |
0,82 |
97,27 |
С |
Утилизация автомобилей |
43834 |
0,70 |
97,97 |
С |
Коммунальная техника |
43452 |
0,69 |
98,66 |
С |
Услуги кап.ремонта |
40612 |
0,65 |
99,30 |
С |
Техника для перевозки лома |
22966 |
0,37 |
99,67 |
С |
Автофургоны |
20823 |
0,33 |
100,00 |
С |
На основании анализа можно выделить явных лидеров продаж – это дорожная техника, военная техника и седельные тягачи.
Такой же анализ возможно провести по вкладу товаров ассортимента в прибыль компании. Тогда за основу будут взяты параметры прибыли – статистика по прибыли за период, доля в прибыли и доля с накопительным итогом.
Таблица 3 - АВС-анализ по прибыли
Товарная группа |
Прибыль за 3 года, тыс. руб. |
Доля группы в прибыли, % |
Доля в прибыли с |
Группа |
ИТОГО |
699 169 |
100 |
||
Седельные тягачи |
184 307 |
26,36 |
26,36 |
А |
Полуприцепы и прицепы СЗАП |
54 647 |
7,82 |
34,18 |
А |
Автомобили с КМУ |
51 584 |
7,38 |
41,55 |
А |
Дорожная техника |
45 726 |
6,54 |
48,09 |
А |
Запчасти |
44 342 |
6,34 |
54,44 |
В |
Бортовые автомобили |
32 198 |
4,61 |
59,04 |
В |
Автогидроподъёмники |
30 577 |
4,37 |
63,42 |
В |
Силовые агрегаты |
25 947 |
3,71 |
67,13 |
В |
Автобусы НЕФАЗ |
22 756 |
3,25 |
70,38 |
В |
Автобусы Marcopolo |
21 323 |
3,05 |
73,43 |
В |
Шасси |
19 413 |
2,78 |
76,21 |
В |
Лесовозная техника |
19 303 |
2,76 |
78,97 |
В |
Пожарная техника |
18 805 |
2,69 |
81,66 |
С |
Строительная техника |
17 864 |
2,56 |
84,21 |
С |
Полуприцепы и прицепы НЕФАЗ |
15 173 |
2,17 |
86,38 |
С |
Автотехника для перевозки топлива, жидкости |
14 800 |
2,12 |
88,50 |
С |
Самосвалы |
11 805 |
1,69 |
90,19 |
С |
Нефтегазодобывающая техника |
10 954 |
1,57 |
91,75 |
С |
Военная техника |
10 646 |
1,52 |
93,28 |
С |
Утилизация автомобилей |
10 082 |
1,44 |
94,72 |
С |
Коммунальная техника |
9 125 |
1,31 |
96,02 |
С |
Услуги кап.ремонта |
8 935 |
1,28 |
97,30 |
С |
Машины для ремонта и вахтовые автобусы |
7 396 |
1,06 |
98,36 |
С |
Автофургоны |
6 872 |
0,98 |
99,34 |
С |
Техника для перевозки лома |
4 593 |
0,66 |
100,00 |
С |