Оптимизация ассортимента продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ и оптимизация ассортимента выпускаемой продукции ОАО «КАМАЗ».
Данная цель определила следующие задачи исследования:
Обобщение понятия ассортимента продукции;
Проанализировать ассортимент продукции ОАО «КАМАЗ»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7
Понятие и сущность товарного ассортимента 7
Сущность ассортиментной политики предприятия 10
Показатели оценки эффективности оптимизации ассортимента 12
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22
Краткая характеристика ОАО «КАМАЗ» 22
Анализ динамики рынка и структуры спроса 29
Анализ ассортимента группы КАМАЗ 34
Выводы по аналитической части 43
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 46
Описание и обоснование предлагаемых мероприятий 46
Расчет затрат на выполнение предложенных мероприятий 49
Расчет эффективности предлагаемых мероприятий 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ1.docx

— 682.71 Кб (Скачать)

Третьим крупным экспортным рынком «КАМАЗа» по результатам 2010 года стал Азербайджан. Экспорт в эту республику составил 452 автомобиля и превысил объёмы поставок предыдущего года в 7 раз. Объёмы поставок грузовых автомобилей (по сравнению с 2009 годом) в Армению увеличены в 1,5 раза, Южную Осетию и Абхазию — в 8 раз.

В 2010 году создано совместное предприятие ЗАО «KAMAZ ARMENIA», доля ОАО «КАМАЗ» в совместном предприятии составляет 24%, подписано дилерское соглашение с ЗАО «KAMAZ ARMENIA».

Основные рынки, на которых  группа осуществляет свою деятельность: ОАО «КАМАЗ» представлено в двух классах грузовых автомобилей: автомобили полной массой 14-40 тонн и автомобили полной массой 8-14 тонн. Основным выпускаемым классом автомобилей является класс по полной массе 14-40 тонн.

Основным рынком сбыта  продукции ОАО «КАМАЗ» является Российская Федерация. Совокупный объём российского рынка грузовых автомобилей полной массой 14-40 по итогам 6 месяцев 2011 года составил 40,3 тыс. шт., что на 81,9% больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. По итогам 6 месяцев 2011 года на рынке России ОАО «КАМАЗ» реализовало 16172 грузовых автомобиля, что на 27% больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, в том числе:

- полной массой 14-40 тонн  – 15766 шт.;

- среднетоннажных автомобилей полной массой 8-14 тонн – 406 шт.

Основными конкурентами ОАО  «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей являются ОАО «МАЗ», ОАО «АЗ «УРАЛ», ХК «АвтоКРАЗ», автопроизводители стран дальнего зарубежья, осуществляющие сборку в России и импортирующие в страну.

Рисунок 2 [Приложение 3] показывает положение основных производителей и поставщиков на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн по итогам 6 месяцев 2011 года.

Снижение доли ОАО «КАМАЗ»  по итогам 6 месяцев 2011 года на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн по сравнению с аналогичным периодом 2010 года обусловлено восстановлением утраченных в период кризиса позиций других автопроизводителей. В 2009 году российские производители ОАО «КАМАЗ» и ОАО «АЗ «УРАЛ» - значительно нарастили долю рынка, в то время как производители стран СНГ и дальнего зарубежья долю рынка значительно снизили. В 2010 и в отчетном периоде текущего года ОАО «МАЗ» и иностранные производители стран дальнего зарубежья восстанавливают свою долю на рынке, так как возрос спрос на грузовые автомобили. Также определенное влияние на снижение доли ОАО «КАМАЗ» в первой половине 2011 года оказал меньший объём отгрузки грузовых автомобилей по госзаказу в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.

Вместе с тем, доля ОАО  «КАМАЗ» остается значительно выше докризисного уровня.[Рисунок 3. Приложение 4]

Доля ОАО «КАМАЗ» на российском рынке среднетоннажных грузовых автомобилей по итогам 6 месяцев 2011 года составила 15,3% (доля за аналогичный период 2010 года составляла 15,8%).

В настоящий момент все  автопроизводители продолжают мероприятия по снижению затрат, уменьшению объёмов незавершенного производства, запасов товарно-материальных ценностей и запасов готовой продукции. Автопроизводители и их дилеры активизируют работу по продвижению и стимулированию спроса на выпускаемую продукцию, что ведет к росту конкуренции на рынке.

В настоящий момент конкуренцию  продукции ОАО «КАМАЗ» на зарубежных рынках составляют:

1. Новые автомобили производителей  стран СНГ (МАЗ, УРАЛ, КРАЗ), находящиеся  в одной стратегической группе с ОАО «КАМАЗ». Соотношение цена/качество продукции данных конкурентов близко к продукции ОАО «КАМАЗ».

2. Грузовые автомобили  китайских и индийских производителей  на рынках стран Азии и АзиатскоТихоокеанского региона, Африки, Ближнего Востока, наращивающих производство высочайшими темпами. Их качество, как и основные технико-эксплуатационные параметры не значительно уступают автомобилям производства ОАО «КАМАЗ».

3. Мировые лидеры всем  известных марок – VOLVO, SCANIA, IVECO, MAN, DAF, Hino, Nissan, а также южнокорейские производители (Daewoo, Hyundai), ведущие активную борьбу за перспективные рынки Восточной Европы, СНГ и Азии, Ближнего Востока. Цены на грузовые автомобили этих марок превышают цены на автомобили КАМАЗ, а качество изготавливаемых автомобилей очень высокое.

4. Подержанные автомобили  – как правило, это продукция  упомянутой выше третьей группы производителей.

 

2.3 АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ГРУППЫ КАМАЗ

Анализ ассортимента проведем с помощью двух наиболее известных  методов, которые при одновременном  применении дают полную картину ситуации.

С помощью АВС-анализа можно анализировать вклад товара в результат работы магазина, а XYZ-анализ дает информацию о стабильности продаж товара.

По сути, АВС-анализ – это ранжирование ассортимента по разным параметрам.

В рамках общего рейтингового списка выделяют три группы объектов – А, В и С, которые отличаются по своей значимости и вкладу в оборот или прибыль компании (в зависимости от выбранного результата. Под словом «результат» в дальнейшем будем подразумевать или прибыль, или оборот):

Товары А – самые важные товары, приносящие первые 50% результата.

Товары В – «средние» по важности, приносящие еще 30% результата.

Товары С – «проблемные» товары, приносящие остальные 20% результата.

Такое соотношение процентов  как раз и обусловлено правилом Парето –выделяем главные 80% результата (в данном случае это выделено как 50 + 30) и оставшиеся 20%.

Шаг 1. Анализ ассортимента по товарным группам. Оценивается период 3 года. Первым шагом является сбор данных за рассматриваемый период. 

Таблица 1 – Оборот по товарным группам  за 2008-2010 г.г.

Товарная категория

Реализация 2008 (тыс. руб.)

Реализация 2009 (тыс.руб.)

Реализация, 2010 (тыс.руб.)

Общий товарооборот за 3 года, тыс.руб.

ИТОГО

     

6 284 752

Автофургоны

7 030

6 893

6 900

20 823

Нефтегазодобывающая техника

21 643

17 917

18 095

57 655

Строительная техника

83498

93243

87277

264 018

Лесовозная техника

24 844

24 602

24 795

74 241

Бортовые автомобили

30 922

34 524

32 122

97 568

Техника для перевозки лома

7 620

7 575

7 771

22 966

Пожарная техника

31 240

31 543

31 240

94 023

Автотехника для перевозки топлива, жидкости

30 753

30 722

31 024

92 499

Запчасти

52 618

53 128

52 618

158 364

Коммунальная техника

14 856

11 282

17 314

43 452

Утилизация автомобилей

14 281

14 706

14 847

43 834

Самосвалы

15 430

23 775

12 120

51 325

Седельные тягачи

277 440

274 720

285 600

837 760

Полуприцепы и прицепы  НЕФАЗ

21 955

22 040

21 976

65 971

Автобусы НЕФАЗ

25 905

27 162

25 402

78 469

Шасси

24 644

24 888

25 132

74 664

Автомобили с КМУ

75 600

74 160

74 520

224 280

Автогидроподъёмники

154530

155784

160559

470 873

Машины для ремонта и вахтовые автобусы

138964

137020

136642

412 626

Услуги кап.ремонта

11 787

16 805

12 020

40 612

Автобусы Marcopolo

17 170

18 700

21 760

57 630

Дорожная техника

499208

512265

504147

1 515 620

Военная техника

267257

294130

281367

842 754

Полуприцепы и прицепы СЗАП

168193

165783

164602

498 578

Силовые агрегаты

48 516

47 583

48 050

144 149

 

 

Шаг 2. Отсортировав данные по их доле и доле в обороте с накопительным итогом, мы получаем группы А, В и С.

Таблица 2 – Отсортированные по доле в обороте товарные группы

Товарная категория

Общий товарооборот за 3 года, тыс.руб.

Доля в товарообороте, %

Доля в обороте с накопительным  итогом, %

Группа

ИТОГО

6284752

100

   

Дорожная техника

1515620

24,11

24,11

А

Военная техника

842754

13,41

37,52

А

Седельные тягачи

837760

13,33

50,85

А

Полуприцепы и прицепы СЗАП

498578

7,93

58,79

В

Автогидроподъёмники

470873

7,49

66,28

В

Машины для ремонта и вахтовые автобусы

412626

6,57

72,85

В

Строительная техника

264018

4,20

77,05

В

Автомобили с КМУ

224280

3,57

80,62

В

Запчасти

158364

2,52

83,14

С

Силовые агрегаты

144149

2,29

85,43

С

Бортовые автомобили

97568

1,55

86,98

С

Пожарная техника

94023

1,50

88,48

С

Автотехника для перевозки топлива, жидкости

92499

1,47

89,95

С

Автобусы НЕФАЗ

78469

1,25

91,20

С

Шасси

74664

1,19

92,39

С

Лесовозная техника

74241

1,18

93,57

С

Полуприцепы и прицепы НЕФАЗ

65971

1,05

94,62

С

Нефтегазодобывающая техника

57655

0,92

95,53

С

Автобусы Marcopolo

57630

0,92

96,45

С

Самосвалы

51325

0,82

97,27

С

Утилизация автомобилей

43834

0,70

97,97

С

Коммунальная техника

43452

0,69

98,66

С

Услуги кап.ремонта

40612

0,65

99,30

С

Техника для перевозки лома

22966

0,37

99,67

С

Автофургоны

20823

0,33

100,00

С

 

На основании анализа  можно выделить явных лидеров  продаж – это дорожная техника, военная техника и седельные тягачи.

Такой же анализ возможно провести по вкладу товаров ассортимента в прибыль компании. Тогда за основу будут взяты параметры прибыли – статистика по прибыли за период, доля в прибыли и доля с накопительным итогом. 

Таблица 3 - АВС-анализ по прибыли

Товарная группа

Прибыль за 3 года, тыс. руб.

Доля группы в прибыли, %

Доля в прибыли с накопительным  итогом, %

Группа

ИТОГО

699 169

100

   

Седельные тягачи

184 307

26,36

26,36

А

Полуприцепы и прицепы СЗАП

54 647

7,82

34,18

А

Автомобили с КМУ

51 584

7,38

41,55

А

Дорожная техника

45 726

6,54

48,09

А

Запчасти

44 342

6,34

54,44

В

Бортовые автомобили

32 198

4,61

59,04

В

Автогидроподъёмники

30 577

4,37

63,42

В

Силовые агрегаты

25 947

3,71

67,13

В

Автобусы НЕФАЗ

22 756

3,25

70,38

В

Автобусы Marcopolo

21 323

3,05

73,43

В

Шасси

19 413

2,78

76,21

В

Лесовозная техника

19 303

2,76

78,97

В

Пожарная техника

18 805

2,69

81,66

С

Строительная техника

17 864

2,56

84,21

С

Полуприцепы и прицепы НЕФАЗ

15 173

2,17

86,38

С

Автотехника для перевозки топлива, жидкости

14 800

2,12

88,50

С

Самосвалы

11 805

1,69

90,19

С

Нефтегазодобывающая техника

10 954

1,57

91,75

С

Военная техника

10 646

1,52

93,28

С

Утилизация автомобилей

10 082

1,44

94,72

С

Коммунальная техника

9 125

1,31

96,02

С

Услуги кап.ремонта

8 935

1,28

97,30

С

Машины для ремонта и вахтовые автобусы

7 396

1,06

98,36

С

Автофургоны

6 872

0,98

99,34

С

Техника для перевозки лома

4 593

0,66

100,00

С

Информация о работе Оптимизация ассортимента продукции