Оптимизация ассортимента продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ и оптимизация ассортимента выпускаемой продукции ОАО «КАМАЗ».
Данная цель определила следующие задачи исследования:
Обобщение понятия ассортимента продукции;
Проанализировать ассортимент продукции ОАО «КАМАЗ»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7
Понятие и сущность товарного ассортимента 7
Сущность ассортиментной политики предприятия 10
Показатели оценки эффективности оптимизации ассортимента 12
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22
Краткая характеристика ОАО «КАМАЗ» 22
Анализ динамики рынка и структуры спроса 29
Анализ ассортимента группы КАМАЗ 34
Выводы по аналитической части 43
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 46
Описание и обоснование предлагаемых мероприятий 46
Расчет затрат на выполнение предложенных мероприятий 49
Расчет эффективности предлагаемых мероприятий 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ1.docx

— 682.71 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ       7
    1. Понятие и сущность товарного ассортимента    7
    2. Сущность ассортиментной политики предприятия   10
    3. Показатели оценки эффективности оптимизации ассортимента 12
  2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ       22
    1. Краткая характеристика ОАО «КАМАЗ»     22
    2. Анализ динамики рынка и структуры спроса    29
    3. Анализ ассортимента группы КАМАЗ     34
    4. Выводы по аналитической части      43
  3. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ        46
    1. Описание и обоснование предлагаемых мероприятий   46
    2. Расчет затрат на выполнение предложенных мероприятий  49
    3. Расчет эффективности предлагаемых мероприятий   51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    55

ПРИЛОЖЕНИЯ          56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Для осуществления успешной деятельности на рынке необходима детально разработанная  и хорошо продуманная товарная политика. Дело в том, что решения по товару являются главенствующими в рамках разработки и реализации комплекса  маркетинга.

Основная задача товарной политики состоит  в определении  ассортимента товара, наиболее предпочтительного  для успешной работы на рынке и  обеспечивающего эффективность  деятельности предприятия в целом.

Ассортимент – это все  виды сорта и марки товаров, которые  выпускаются предприятием. Оптимальный  ассортимент обычно содержит товары, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла товара.

Умение компании сосредоточиться  на ключевых позициях своего ассортиментного  набора может являться одним из существенных факторов в достижении ею конкурентного  рыночного преимущества.

Актуальность выбранной темы несомненна, поскольку любой фирме, для того чтобы развиваться и преуспевать, необходимо правильно проанализировать ассортимент выпускаемой продукции  и принять решение либо о продолжении  выпуска товара, либо о снятии его  с производства  и исключении из номенклатуры.

В настоящее время в  условиях  рыночной экономики, когда к товару со стороны потребителя предъявляются  повышенные требования по качеству и  ассортименту от эффективности работы предприятия с производимым товаром  зависят все экономические показатели организации и рыночная доля.

Предметом исследования является  ассортимент продукции предприятия ОАО «КАМАЗ».

Объектом исследования является ОАО «КАМАЗ» - предприятие отечественной автомобильной индустрии.

 Целью данной курсовой работы является анализ и оптимизация ассортимента выпускаемой продукции ОАО «КАМАЗ».

Данная цель определила следующие  задачи исследования:

  1. Обобщение понятия ассортимента продукции;
  2. Проанализировать ассортимент продукции ОАО «КАМАЗ»;
  3. Выявить пути эффективного развития ОАО «КАМАЗ» за счет ассортимента выпускаемой продукции

Основные методы, использованные в  курсовой работе – это системный  анализ, анализ научных источников и анализ статистических данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. СУЩНОСТЬ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА

Принимая решение о  производстве, необходимо определить состав выпускаемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и маркам, т.е ассортимент.

Товарный ассортимент – группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен.

Ассортиментом является совокупность товаров, предназначенных:

    1. Для определенной области применения (бытовая техника);
    2. Для продажи в определенном ценовом интервале (престижные дорогие изделия);
    3. Для реализации в конкретных магазинах, супермаркетах, бутиках и т.д.;
    4. Для определенной категории потребителей (детская одежда).

Ассортимент товаров конкретизируется по их видам, разновидностям, наименованиям  и т.д.

Вид – совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Достаточно часто вид товара определяется по их внешнему виду, а для продуктов питания – дополнительно по вкусу, запаху, консистенции. Хотя эти признаки и не являются безусловными, но в силу доступности и простоты их чаще всего используют на практике.

Разновидность – совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков.

Наименование – совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, материалов, а так же конструкцией и технологией производства.

Номинальное наименование – именное обобщенное название товара, выпускаемого разными производителями.

Марочное наименование – индивидуальное наименование товара, выпускаемого определенным предприятием.

Формирование товарного  ассортимента – процесс постоянный, поскольку требования рынка всегда  ставят проблемы его улучшения, а их решение имеет соответствующую направленность.

Существуют четыре основных принципа формирования ассортимента:

    1. Функциональный – по близости выполняемых функций;
    2. Потребительский – по группам потребителей;
    3. Бытовой – по типам посреднический, торговых организаций или по стилю продажи;
    4. Ценовой – по уровню цен.

Формирование ассортимента может осуществляться:

    1. Созданием параметрического ряда (product line) – горизонтальная стратегия;
    2. Дифференциацией товара, предназначая каждый новый вариант для конкретного рыночного сегмента, - концентрическая стратегия;
    3. Диверсификацией производства и разработкой товарной номенклатуры (product mix) – конгломератная стратегия.

Важную роль в товарной политике играет управление ассортиментом, главной целью которого является его оптимизация. В процессе оптимизации  управленческие воздействия направляются на главные характеристики ассортимента: широту, насыщенность, глубину, гармоничность.

Широта ассортимента – это сумма составляющих ее ассортиментных групп. Ассортимент может быть слишком узок, если можно увеличить прибыли, дополнив его новыми изделиями. Он может быть для фирмы слишком широк, если прибыли можно увеличить, исключив из него ряд изделий.

Наращивание вниз – расширение ассортимента за счет товаров и услуг более низкого уровня. Многие фирмы поначалу располагаются в верхнем эшелоне рынка и в последствии постепенно расширяют свой ассортимент, чтобы охватить и нижние эшелоны. Цель – сдерживание конкурентов, наступление на них или проникновение в наиболее быстро растущие сегменты рынка.

Наращивание вверх – расширение ассортимента за счет товаров и услуг более высокого уровня. Фирмы, действующие на нижних сегментах рынка, обычно хотят проникнуть в высшие. Решение о наращивании вверх может оказаться рискованным. Конкуренты в выше лежащих эшелонах могут перейти в контратаку, начав проникновение в нижние эшелоны рынка.

Фирмы, работающие в среднем  эшелоне рынка, могут принять  решение о наращивании своего ассортимента и вверх и вниз.

Насыщенность ассортимента – это общее количество всех производимых товаров. Ассортимент пополняется и обновляется. Систематическое пополнение ассортимента может привести к его перенасыщению, что порой затрудняет покупателю осуществить выбор при покупке товара. Поэтому при расширении ассортимента желательно убедиться в том, что новые разновидности рыночных продуктов отличаются от уже существующих.

Глубина ассортимента определяется количеством ассортиментных позиций в каждой ассортиментной группе. Данная характеристика ассортимента показывает степень дифференциации товара. Глубина ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и предпочтениями покупателей.

Гармоничность ассортимента – степень близости товаров различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения и других показателей.

Характеристики ассортимента определяются следующими факторами:

    1. Условиями конкурентной среды;
    2. Типом поведения потребителей;
    3. Спецификой отрасли;
    4. Возможностью следовать компромиссному развитию бизнеса;
    5. Потенциалом компании;
    6. Видом стратегии бизнеса компании.

При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса его свойств и показателей, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента [Приложение 1].

 

 

    1. СУЩНОСТЬ  АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ

Ассортиментная политика предполагает решение вопроса о  происхождении товаров – продаже  товаров производимых фирмой или  приобретаемых ею из внешних источников.

Задачи ассортиментной политики могут быть различны. Среди них:

Информация о работе Оптимизация ассортимента продукции