Оптимизация ассортимента продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ и оптимизация ассортимента выпускаемой продукции ОАО «КАМАЗ».
Данная цель определила следующие задачи исследования:
Обобщение понятия ассортимента продукции;
Проанализировать ассортимент продукции ОАО «КАМАЗ»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7
Понятие и сущность товарного ассортимента 7
Сущность ассортиментной политики предприятия 10
Показатели оценки эффективности оптимизации ассортимента 12
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22
Краткая характеристика ОАО «КАМАЗ» 22
Анализ динамики рынка и структуры спроса 29
Анализ ассортимента группы КАМАЗ 34
Выводы по аналитической части 43
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 46
Описание и обоснование предлагаемых мероприятий 46
Расчет затрат на выполнение предложенных мероприятий 49
Расчет эффективности предлагаемых мероприятий 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ1.docx

— 682.71 Кб (Скачать)

Для торговой компании нормальным уровнем оборачиваемости можно  считать оборачиваемость 1-2 месяца. Естественно, скорость оборачиваемости  зависит от специфики бизнеса. Для  некоторых компаний оборачиваемость  может составлять 1-2 недели, для других – 3-5 месяцев.

Если же оценить удельную наценку (наценка / оборачиваемость), то эффективность у группы 2 будет намного выше (16 % в месяц против 7 %).

Важно отметить, что высокая  оборачиваемость хороша только в  том случае, если складской запас  в анализируемом периоде был  достаточным. Ведь повышать оборачиваемость  можно не только за счет увеличения продаж (что хорошо), но и искусственно (что плохо) за счет неоправданного сокращения складских запасов. Поэтому  анализируя значение оборачиваемости, нужно проверить, не был ли складской  запас (при высокой оборачиваемости) слишком низким.

Причинами образования  плохо реализуемой продукции (неликвидов) могут быть:

  • снижение спроса в связи с появлением конкуренции (появление непосредственного конкурента либо снижение спроса на этот вид продукции на рынке в результате появления аналогичного товара);
  • снижение спроса в связи с потерей клиентов (проанализируйте текучесть ваших клиентов, их доли, тогда можно будет сделать вывод о риске ухода (перехода) вашего клиента к конкуренту);
  • ошибочные закупки излишнего количества товара (бывает трудно «угадать», особенно если этот процесс полностью зависит от человеческого фактора);
  • ошибочные закупки устаревших товаров (каждый товар имеет свой «жизненный цикл», и закупщику не следует опираться исключительно на предыдущий опыт – это может привести к образованию неликвидов);
  • другие причины, связанные со складской деятельностью (порча товаров из-за повреждений, повышенной влажности; брак, не замененный поставщиком по рекламациям; оприходование по ошибке; пересортица в поставках; потери на складе из-за небрежности в указании адресов, обнаруженные при инвентаризации).

Аналогично может быть рассчитан показатель удельной маржинальной рентабельности, который учитывает  оборачиваемость продукции и  имеет смысл доходности за период (например, за месяц):

Уд.Rм = ,

где Уд.Rм – удельная маржинальная рентабельность,

       R – маржинальная рентабельность,

       Срок  О. – срок оборачиваемости. 

В качестве срока оборачиваемости  обычно принимают финансовый цикл. Финансовый цикл, или цикл обращения  денежных средств, представляет собой  время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота. [Приложение 2].

Поэтому если предприятие  испытывает дефицит оборотных средств, то есть денежные средства являются ограничивающим фактором, то в качестве цикла оборачиваемости следует принимать финансовый цикл – время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота.

Однако если дефицита оборотных  средств нет и длина финансового  цикла близка к нулю или отрицательна (например, если предприятие получает авансы за продукцию на длительный срок), то ограничивающим фактором на количество произведенного товара будут уже  не денежные средства, а производственные мощности или существующий спрос  на товар.

Выше рассмотрен показатель оборачиваемости, который характеризует  скорость обращения статей оборотного капитала. Но если коэффициент оборачиваемости  товара для какой-либо ассортиментной группы превышает допустимое значение (товар продается дольше, чем запланировано), то возникает вопрос: действительно  ли плохо продается товар или  слишком большие остатки товара на складе?

На этот вопрос помогает ответить сравнение объемов продаж с другими группами (первый рассмотренный  критерий) и анализ уходимости товара с квадратного метра торговой площади или погонного метра полки.

Уход. = ,

где  S – занимаемое место в м2.

Введем понятие собственного оборотного капитала (СОК). Собственный оборотный капитал складывается из средств, вложенных в товарную группу (запасы сырья, незавершенное производство, готовая продукция, дебиторская задолженность, (минус) кредиторская задолженность).

Коэффициент «прибыль на собственный  оборотный капитал» (рентабельность капитала) показывает эффективность вложения средств в отдельную ассортиментную группу. Показатель применяется в случае, когда существуют ограничения в денежных средствах. Если исходить только из ограничения по финансовым ресурсам, то с помощью данного показателя можно сделать следующие выводы:

Лучше всего работать на «чужих» деньгах (предоплата от клиентов, товарный кредит от поставщиков). Тогда  СОК отрицательный, дефицита денег  нет, сам показатель прибыль на СОК не рассчитывается(не имеет смысла).

Если возможности работы на «чужих» деньгах нет, то необходимо работать с ассортиментом, отдача от вложенных средств в который максимальна.

Для того чтобы получить целостное представление об ассортиментной группе, набор выбранных количественных критериев для оценки ассортимента необходимо дополнять качественными  характеристиками.

Поэтому процесс оптимизации  структуры ассортимента все же следует  начинать с определения целей  компании, и уже на основании этих целей производить выбор наиболее значимых для компании в данный момент критериев оценки, которые дадут  целостное представление о работе с ассортиментом.

Экономически обоснованная и установленная для магазинов номенклатура товаров оказывает, в конечном итоге, положительное влияние на экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности предприятий. Широта ассортимента товаров, заложенная в номенклатуру, создает нормальные условия для организации товароснабжения и выполнения расчетных показателей товарооборота, способствует тем самым повышению средней стоимости покупки, росту объема товарооборота с 1 кв. м площади торгового зала. Заложенные в номенклатуру правильные соотношения между товарами высокой и медленной оборачиваемости приводят к поддержанию оптимального уровня средних товарных запасов. Кроме того, при расчетах для магазинов уровня издержек обращения, в процессе формирования ассортимента возможно достичь и запланированного уровня рентабельности путем правильного сочетания в ассортименте товаров с высокими и низкими торговыми скидками.

Планирование ассортимента товаров в магазинах с учетом перечисленных выше основных факторов и методов позволяет обеспечить удовлетворение покупательского спроса, повышение экономической эффективности предприятия и уровня торгового обслуживания населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО  «КАМАЗ»

ОАО «КАМАЗ» - предприятие  отечественной автомобильной индустрии.

Уставный капитал «КАМАЗа» составляет 35,36 млрд. рублей. Самые крупные пакеты акций принадлежат государству и коммерческим банкам.

Единый производственный комплекс группы организаций ОАО  «КАМАЗ» охватывает весь технологический  цикл производства грузовых автомобилей  — от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения.

Сегодня группа организаций  «КАМАЗ» включает в себя более 150 организаций, расположенных в России, СНГ и дальнем зарубежье. ОАО  «КАМАЗ» имеет сборочные предприятия  во Вьетнаме, Иране, Казахстане, Пакистане, Индии. Сборка производится полностью  из комплектующих изделий, поставляемых с «КАМАЗа». С иностранными партнёрами согласовывается программа локализации производства деталей и узлов из состава сборочных машинокомплектов в странах дислокации сборочных предприятий.

В подразделениях и дочерних обществах ОАО «КАМАЗ» работает около 50 тысяч человек.

ОАО «КАМАЗ» – единственный из представителей машиностроительной области, получивший в 2006 году Премию правительства  РФ в области качества; лауреат  премии «Российский торговый Олимп» в номинации «Конкурентоспособность и качество», в 2010 году внесён в Реестр золотых сертификатов CДС «Военный Регистр».

Группа компаний «КАМАЗ»  — крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. ОАО «КАМАЗ»  занимает 11-е место среди ведущих  мировых производителей тяжёлых  грузовых автомобилей и 8-е место  в мире по объёмам выпуска дизельных  двигателей.

ОАО «КАМАЗ» выпускает  широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили (более 30 моделей, свыше 400 комплектаций, автомобили с правым рулём), прицепы, автобусы, тракторы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. Грузовые автомобили марки КАМАЗ представлены более чем 50 базовыми модификациями с разнообразной комплектацией. За последние годы гамма выпускаемой продукции расширилась за счёт новых моделей и семейств автомобилей – от городских развозных грузовиков до автомобилей повышенной грузоподъёмности для эксплуатации в составе автопоездов полной массой до 120 тонн.

«КАМАЗ» традиционно позиционирует  на рынке грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн. В последние  годы гамма продукции компании значительно  расширилась. Освоено производство среднетоннажных автомобилей, расширен модельный ряд автомобилей повышенной грузоподъемности. Кроме того, на рынок были выведены новые продукты: автомобили КАМАЗ-43255, КАМАЗ-43261, КАМАЗ-63505.

В 2009-2010 годах грузовые автомобили КАМАЗ начали оснащаться рестайлинговыми кабинами. В предыдущие годы были улучшены технические характеристики и потребительские свойства автомобилей – как путём применения автокомпонентов ведущих производителей, так и внедрения собственных оригинальных разработок. Всё это позволило компании создать так называемый «модельный ряд 2010 года», который составит основу производственной программы компании до создания совершенно нового модельного ряда автомобилей КАМАЗ к 2014 году. В 2012 году, с вводом в России технических регламентов, соответствующих международным стандартам «Евро-4», КАМАЗы будут оснащаться двигателями этого экологического уровня.

Система менеджмента качества ОАО «КАМАЗ» соответствует требованиям  ИСО 9001:2008, ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008) и ГОСТ РВ 15. 002 – 2003. Сертификаты соответствия выданы Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр».

Клиенты ОАО «КАМАЗ»  – предприятия всех отраслей экономики, где применяются грузовые автомобили, компании, занимающиеся грузовыми автоперевозками, региональные и городские автохозяйства  России и стран традиционных продаж, естественные монополии, крупные корпоративные  клиенты, государственные предприятия  и учреждения, подразделения силовых  министерств и ведомств. Крупнейшие потребители продукции ОАО «КАМАЗ»  в нашей стране – Министерство обороны России, МЧС, «ГАЗПРОМ», «ЛУКОЙЛ», «СУЭК», «ТНК» и др.

Достижения ОАО «КАМАЗ»  определяются не только высоким качеством  и техническим уровнем продукции, но и эффективной стратегией работы на рынке. Поддерживаются деловые связи  с более чем 600-ми предприятиями  России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Сеть продаж и сервиса  ОАО «КАМАЗ» охватывает все регионы  России и СНГ, а также традиционные рынки сбыта. С компанией сотрудничают 109 дилеров и 18 агентов. Под брендом  «КАМАЗа» работает более 100 фирменных сервисных автоцентров и более 300 сервисных точек обслуживания в России и за рубежом. Система технического обслуживания построена на принципах единого стиля и максимального приближения услуг к потребителю. Развитие сервисной сети идёт по двум направлениям – строительство новых и реконструкция имеющихся сервисных центров.

23 ноября 2005 года было  открыто совместное предприятие  германского концерна Zahnrad Fabrik и ОАО «КАМАЗ» – общество с ограниченной ответственностью «ЦФ КАМА». Это первое производство, созданное на «КАМАЗе» с участием иностранной фирмы и выпускающее продукцию под ее торговой маркой. И первый пример организации промышленного производства высокотехнологичной продукции мирового уровня в России. СП ежегодно выпускает 5000 коробок передач. Подписано соглашение по увеличению производственных мощностей СП с девяти до 89 тысяч коробок передач в год.

Информация о работе Оптимизация ассортимента продукции