Оптимизация ассортимента продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ и оптимизация ассортимента выпускаемой продукции ОАО «КАМАЗ».
Данная цель определила следующие задачи исследования:
Обобщение понятия ассортимента продукции;
Проанализировать ассортимент продукции ОАО «КАМАЗ»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7
Понятие и сущность товарного ассортимента 7
Сущность ассортиментной политики предприятия 10
Показатели оценки эффективности оптимизации ассортимента 12
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22
Краткая характеристика ОАО «КАМАЗ» 22
Анализ динамики рынка и структуры спроса 29
Анализ ассортимента группы КАМАЗ 34
Выводы по аналитической части 43
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 46
Описание и обоснование предлагаемых мероприятий 46
Расчет затрат на выполнение предложенных мероприятий 49
Расчет эффективности предлагаемых мероприятий 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ1.docx

— 682.71 Кб (Скачать)

Военная техника. Поставка продукции Министерству обороны  Российской Федерации – ещё одно перспективное направление деятельности компании. В феврале 2006 года ОАО «КАМАЗ» получило лицензии Федерального агентства по промышленности Министерства промышленности и энергетики РФ, предоставляющие права на разработку, производство, ремонт и утилизацию вооружений и военной техники.

Автомобильная техника  на шасси КАМАЗ составляет самую  многочисленную группу в автопарке  Вооружённых Сил РФ с соответствующими технико-тактическими характеристиками – около 50 тысяч единиц. Автомобили КАМАЗ по своим тактико-техническим  характеристикам превосходят отечественные  и зарубежные аналоги. На шасси КАМАЗ  монтируется более 350 образцов вооружения и военной техники. КАМАЗы составляют основу транспортных средств подразделений и частей материально-технического обеспечения.

По заказу Минобороны ОАО  «КАМАЗ» разработало унифицированное  семейство армейских автомобилей  семейства «Мустанг» с соответствующими эксплуатационными свойствами и  монтажными возможностями. Высокая  подетальная и поагрегатная унификация и внутри семейства (до 85%) и с автомобилями народнохозяйственного назначения (до 97%) создаёт основу мобилизационных ресурсов государства.

По итогам 2009 г ОАО «КАМАЗ» увеличило свою рыночную долю до 55%, что обусловлено следующими факторами:

- увеличение доли госзаказа  в структуре продаж;

- снижение ценовой конкурентоспособности  импортной автотехники в связи с повышением таможенных пошлин в январе 2009 г;

- девальвация российского  рубля по отношению к евро  и доллару, обеспечившая ценовое  преимущество автотехники российского производства как на внутреннем, так и на внешнем рынках;

- смещение спроса в  сегмент недорогой отечественной  автотехники, обеспеченной недорогим сервисным обслуживанием и запасными частями, а также разветвленной сетью сервисного обслуживания;

- интенсивная работа  ОАО «КАМАЗ» и дилеров компании  по продвижению продукции;

- реализация мер антикризисной  программы «КАМАЗ»,направленных, в частности, на снижение объемов незавершенного производства, запасов товарно-материальных ценностей и готовой продукции.

Всё это позволяет компании совершенствовать автомобили марки  КАМАЗ до уровня лидеров мирового автомобилестроения. ОАО «КАМАЗ»  проводит на внутреннем рынке активную, сбалансированную и самостоятельную  ценовую политику, ориентируясь, прежде всего, на рыночный спрос и оптимальное  соотношение в критерии «цена+качество».

Анализ финансовых результатов Группы организаций «КАМАЗ» по РСБУ за 2010 год показывает устойчивую положительную динамику всех показателей.

Объём выручки от реализации продукции, товаров и услуг за 2010 год по сравнению с 2009 годом увеличился на 19,6% (с 64 876 млн. руб. — до 77 583 млн. руб.). Фактический рост оказался значительно выше ожидаемых темпов роста спроса на продукцию в первом после кризиса году. Российский рынок грузовой техники полной массой от 14 до 40 тон вырос почти в 2 раза — до 58 тысяч единиц автотехники, в то время как в 2009 году на российском рынке было продано всего 39 тысяч автомобилей данного класса. Рост спроса в 2010 году был обусловлен постепенным оживлением секторов экономики, что, в свою очередь, положительно повлияло на рост продаж «КАМАЗа».

В 2010 году было продано 32 тысячи грузовых автомобилей, что на 25% больше, чем в 2009 году.

При этом рост продаж на внутреннем рынке опережал рост экспорта, поскольку оживление экономики России, вызванное ростом цен на нефть, было значительно более активным, чем на других рынках развивающихся стран, являющихся традиционными рынками сбыта «КАМАЗа». В результате продажи на внутреннем рынке возросли на 6 тысяч единиц, или 28% и достигли 28 тысяч, а продажи на экспорт увеличились лишь на 4% и достигли 4 тысяч единиц. За 2010 год поступило выручки от экспорта продукции 6 530 млн. руб., или 9,5% от общей суммы выручки.

Основными рынками экспорта автомобилей КАМАЗ в 2010 году являлись Казахстан, Кавказ, Украина, Средняя Азия, Латинская Америка, Африка, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия и Европа. При этом 29% экспортной продукции реализовано в странах дальнего зарубежья и 71% — в странах СНГ без учета России.

По другим видам продукции  также наблюдался в основном устойчивый рост выручки от продаж на внутреннем рынке. Реализация автобусов НЕФАЗ увеличилась на 10% и достигла 858 единиц. Выручка от продажи запасных частей на рынке РФ составила порядка 7 млрд. руб., что на 2 млрд. руб. больше, чем в 2009 году. Продажи запасных частей на экспорт изменились незначительно и составили в 2010 году 1,1 млрд. руб. Возросли продажи продукции диверсификации на 4 млрд. руб. Выручка от этого вида продукции составила в 2010 году 8,5 млрд. руб.

Одним из важнейших достижений 2010 года можно считать получение положительного финансового результата по прибыли от продаж. За прошедший год этот показатель составил 1 млрд. руб., или 1% от выручки Группы. Для сравнения: в 2009 году был получен убыток от продаж на сумму 2,1 млрд. руб., или минус 3% от выручки Группы «КАМАЗ».

Повышение рентабельности стало закономерным результатом роста объемов продаж автомобильной техники, запасных частей, продукции диверсификации. Поскольку в структуре себестоимости достаточно большую долю занимают накладные расходы, сокращение которых не может находиться в прямой зависимости от объемов продаж, добиться положительного результата от операционной деятельности можно было только наращиванием объемов реализации, а также системной реализацией программы сокращения издержек по всем статьям расходов Группы.

Совокупный эффект от снижения затрат в 2010 году составил 3,7 млрд. руб. в основном по следующим направлениям:

- сокращение затрат на закупки путем снижения закупочных цен, конструкторско-технологических мероприятий и энергоносителей — 2,5 млрд. руб.;

- сокращение прочих расходов — 0,2 млрд. руб.;

- сокращение затрат по логистике — 0,2 млрд. руб.;

- сокращение затрат, связанных с управлением производства, — 0,7 млрд. руб.

Таким образом, «КАМАЗу» удалось минимизировать операционные издержки, что в совокупности с ростом объемов продаж позволило в 2010 году повысить рентабельность и получить положительный результат по прибыли от продаж.

В 2010 году чистый убыток Группы «КАМАЗ» составил 2,2 млрд. руб., что, безусловно, значительно лучше результата за 2009 год, когда этот показатель составлял почти минус 7 млрд. руб. Получить положительный результат по чистой прибыли в 2010 году не позволили все еще достаточно высокие финансовые расходы, в том числе расходы на обслуживание долга Группы организацийВ числе стратегических приоритетов до 2018 года в программе названы:

- начало выпуска после  2013 года принципиально нового  модельного ряда, обладающего потребительскими  свойствами и технико-экономическим  характеристиками, соответствующими  мировым требованиям; 

- достижение полной адаптивности  компании, её способности изменять  параметры бизнеса в зависимости  от ситуации на рынке; 

- обеспечение сбалансированных  финансово-экономических показателей  на уровне не ниже среднеотраслевых;

- глобальность компании  – стратегическое партнёрство  с мировыми лидерами, фокусирование  деятельности на ключевых рынках.

Главным достижением 2010 года, на мой взгляд, можно считать то, что компания сумела удержать 47-процентную долю на столь быстро растущем рынке. В 2010 году продажи ОАО «КАМАЗ» составили 32 тысячи автомобилей, что на 25% больше, чем было продано годом ранее.

Рост продаж и сокращение расходов продемонстрировали серьёзное улучшение финансовых показателей компании. Выручка от продаж достигла 78 млрд. рублей, что на 20% больше, чем в 2009 году. Компания получила положительный результат от операционной деятельности, равный 1 млрд. руб., в то время как в 2009 году операционный убыток составлял 2 млрд. руб. И всё же существенная финансовая нагрузка помешала «КАМАЗу» в 2010 году выйти на безубыточный уровень по чистой прибыли.

 

2.2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РЫНКА И СТРУКТУРЫ СПРОСА

В 2010 году происходило активное посткризисное восстановление российского рынка грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн. Размер внутреннего спроса на грузовую автотехнику достиг почти половины докризисного 2008 года и составил 58,7 тысячи единиц. По итогам 2009 года объём продаж грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн составил всего 39,1 тыс. единиц, что соответствовало более чем трехкратному падению рынка в сравнении с 2008 годом [рис.1]

 

 

В кризисный период доля рынка российских производителей (ОАО «КАМАЗ», ОАО АЗ «Урал») значительно возросла. Если в 2008 году доля «КАМАЗа» составляла всего 28% рынка, то в 2009 году этот показатель вырос до 55%. Рост доли рынка был обусловлен следующими факторами:

- увеличение объема государственного заказа;

- снижение ценовой конкурентоспособности импортной автотехники в связи с повышением таможенных пошлин в январе 2009 года;

- низкий курс российского рубля по отношению к евро и доллару в начале 2009 года, обеспечивший ценовое преимущество автотехники российского производства как на внутреннем, так и на внешнем рынках;

- смещение спроса в сегмент недорогой отечественной автотехники, обеспеченной сравнительно дешевым сервисным обслуживанием и запасными частями;

- интенсивная работа ОАО «КАМАЗ» и дилеров компании по продвижению продукции.

В условиях восстановления объемов рыночного спроса в 2010 году вполне закономерным выглядит некоторое снижение доли «КАМАЗа» на российском рынке грузовых автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Это объясняется некоторым ослаблением влияния таких факторов, как дополнительный государственный заказ, ослабление курса рубля по отношению к иностранной валюте и ограничение возможностей покупателей по финансированию приобретения более дорогой техники.

Вместе с тем следует  отметить, что рыночная доля «КАМАЗа» осталась значительно выше докризисного уровня и составила по итогам 2010 года 47%, а если оценивать прирост продаж автопроизводителей в абсолютном выражении, «КАМАЗ» продемонстрировал наибольший показатель по итогам года.

Если говорить о более  близкой перспективе, то уже в 2011 году прогнозы аналитиков обещают рост отечественного рынка грузовой техники полной массой от 14 до 40 тонн до 85 тысяч автомобилей. Эти обнадеживающие данные открывают перед компанией новые возможности для увеличения продаж.

Российский рынок среднетоннажных грузовых автомобилей также активно восстанавливается после кризиса. В 2010 году общий объём продаж данного вида техники составил 6,4 тыс. единиц, что на 36,4% больше, чем в 2009 году.

Активизировались продажи  у большинства производителей, значительно  возросли продажи ОАО «КАМАЗ». В 2010 году компания реализовала на российском рынке 823 среднетоннажных автомобиля КАМАЗ-4308, что на 70% больше, чем в 2009 году.

За счёт снижения продаж ЗИЛ доля «КАМАЗа» на российском рынке среднетоннажных грузовых автомобилей выросла с 10,3 до 12,9%.

В 2010 году в первую десятку крупных импортеров продукции «КАМАЗа» вошли Казахстан (1521 ед.), Украина (453), Азербайджан (452), Афганистан (407), Куба (159), Индия (140), Кот д’Ивуар (135), Беларусь (116), Вьетнам (77).

Эти проблемы касаются не только ОАО «КАМАЗ» - украинский рынок новых грузовых автомобилей полной массой свыше 16 т за 2010 год по сравнению с 2009 годом сократился на 15,7%. В 2010 году объём экспорта автомобилей КАМАЗ был ниже на 1,3% от аналогичного показателя предыдущего года (459 ед. — в 2009 году, 453 ед. — в 2010 году). Однако, несмотря на трудности, ОАО «КАМАЗ» вышло в абсолютные лидеры продаж на рынке Украины в своём классе грузовых автомобилей. По итогам 2010 года компания заняла в сегменте грузовых автомобилей полной массой свыше 16 тонн долю в 26,7%.

Информация о работе Оптимизация ассортимента продукции