Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:00, курсовая работа
Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства.
Ее предметом является трудовая деятельность, а объектом исследования - системы "человек - орудие труда - предмет труда - производственная среда".
1. Оценка динамики качественных показателей интенсификации.
В 2004 году прослеживается уменьшение материалоотдачи на 0,1358 на 1 рубль выручки от реализации (93,6% к уровню 2003 года), как следствие – увеличение материалоемкости с 0,4724 до 0,5048.
2. Оценка соотношения темпов прироста материальных затрат и реализованной продукции. Темп прироста продукции в 2004 году составил 42,03%. Темп прироста материальных затрат составил 51,8%. Соотношение темпов прироста 51,8/42,03=1,23%. Следовательно, доля экстенсивности в 1% прироста продукции составила 1,23%, а доля интенсивности в использовании материальных ресурсов – 0,23%.
3. Определение абсолютного отклонения в затратах материальных ресурсов.
В 2004 году МЗотн=3408,8*1,4203=484,52 млн руб. Увеличение материальных затрат относительно роста продукции из-за неэффективного использования материальных ресурсов.
4. Оценка влияния экстенсивности и интенсивности на прирост выпуска продукции .
4.1. Влияние изменения величины материальных затрат в 2004 году: 5859*2,1167=12401,7 млн
4.2. Влияние интенсивного фактора или материалоотдачи в 2004 году: -0,1358*9995=-1357,321 млн
Наблюдается положительное влияние экстенсивного фактора. Прирост продукции составил значительную величину12401,7 млн. Интенсивный фактор оказывает отрицательное влияние . Суммарное влияние факторов: 12401,7-1357,321=11044,4 млн.
Проведем оценку показателей эффективности использования персонала предприятия. Расчеты оформим в виде таблицы 2.3.
Таблица 2.3 - Динамика показателей эффективности использования персонала предприятия.
Показатели | 2003 | 2004 | Абсолютное отклонение, млн руб | Темп роста, % |
Выручка от реализации (работ, услуг), млн руб | 13941 | 19800 | 5859 | 142,03 |
Среднесписочная численность ППП, чел | 1549 | 1502 | -47 | 97 |
Фонд оплаты труда, млн | 4539 | 5527 | 988 | 121,8 |
Выработка на 1-го работающего | 9 | 13,2 | 4,2 | 146,7 |
Продукция на 1 рубль ФОТ | 3,07 | 3,58 | 0,51 | 116,6 |
1. Оценка динамики качественных показателей интенсификации.
В 2004 году прослеживается рост выработки с 9 до 13,2.
2. Оценка соотношения темпов прироста оплаты труда и реализованной продукции. Темп прироста продукции в 2004 году составил 42,03%. Темп прироста численности ППП составил -3%. Темп прироста ФОТ составил 21,8%. Соотношение прироста продукции и численности ППП составляет: (-3)/42,03=-0,07%. Соотношение приростов продукции и ФОТ равно: 21,8/42,03=0,52%.
Следовательно, на каждый 1% прироста продукции численность ППП уменьшилась на 0,01%, т.е. если весь прирост продукции принять за 100%, то доля экстенсивности составит -7%, а доля интенсивности составит 107%.
На каждый процент прироста продукции ФОТ прирастал на 0,52, т.е. если весь прирост продукции принять за 100%, то доля экстенсивности составит 52%, а доля интенсивности – 48%.
3. Определение относительной экономии.
В 2004 году Эотн=1502-1549*1,4203=-698.
Средняя ЗП составит 5527/1502=3,7млн.
Стоимостное выражение экономии численности:
Ст выр = 3,7*(-698)=2582,6 млн.
Эотн = 5527-4523*1,4203=-919,74 млн.
На 919,74 понизилась полная себестоимость продукции.
4. Влияние экстенсивности, интенсивности использования персонала на прирост выпуска продукции.
4.1. Влияние экстенсивного фактора или численности ППП в 2004 году: -47*9=-423 млн руб. Экстенсивный фактор оказывает отрицательное влияние на выпуск продукции.
4.2. Влияние интенсивного фактора или выработки в 2004 году: (13,2-9)*1502=6308,4 млн руб. За счет интенсивного фактора рост продукции составил 6308,4 млн руб.
Суммарное влияние двух факторов: -423+6308,4=5885,4 млн руб.
2.2 Эргономический анализ и рационализация рабочего места
В данном курсовом проекте рассмотрим рабочее место мастера технологического участка, его должностные обязанности, принципы работы, условия в которых он работает.
Мастер является непосредственным руководителем первичного трудового коллектива, организатором труда и производства, воспитателем рабочих на возглавляемом уровне (участке).
Основными задачами мастера являются выполнение плановых заданий при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов, повышение производительности труда и качества продукции (работ) на основе выявления и использования резервов производства, и так же воспитание у рабочих чувства коллективизма, высокой ответственности за порученное дело.
Мастер должен быть активным проводником механического прогресса на участке, личным примером показывать образец сознательности, трудолюбия, творческой активности и инициативы, проявлять особую заботу о воспитании молодых рабочих.
Рассмотрим теперь обязанности мастера приготовительного цеха, которые непосредственно касаются его производственной деятельности.
В обязанности мастера приготовительного цеха входят следующие пункты:
1. Обеспечивает рабочих сырьем и вспомогательными материалами, проверяет качество выполняемых работ.
2. Проводит инструктаж рабочих по качественному выполнению операций, информирует рабочих о ходе выполнения плана по количественным и качественным показателям.
3. Принимает меры к устранению выявленных дефектов по качественному выполнению операций.
4. Обучает рабочих смежным операциям.
6. Оформляет документы: журнал передачи смены, журнал по технике безопасности, ведет учет выполнения плана, маршрутные листы.
7. Доводит до сведения начальника цеха основные результаты работы смены.
Произведем эргономическое обследование рабочего места.
Хотя работа мастера сопряжена с движением по цеху, но ему все же приходится работать и за своим столом. Поэтому обратим внимание на планировку рабочего места.
Рабочее место мастера оборудованы столом и стулом. Они должны соответствовать антропометрическим данным человека, обеспечивать удобное положение корпуса работника, создавать условия для меньшей утомляемости, хорошего зрительного восприятия, свободу движений и т.д. Окно не находится в поле зрения мастера, находящегося на рабочем месте, оно расположено справа. Поэтому днем солнце не мешает при работе в кабинете.
Чтобы избежать неблагоприятного воздействия лучистого тепла от приборов отопления, стол расположен на достаточном расстоянии.
Рабочая поверхность стола деревянная, твердая, гладкая. На поверхности стола и внутри его нет ничего лишнего, а средства труда, канцелярские принадлежности, документация имеют строго определенное место. Для
канцелярских принадлежностей предназначены специальные лотки. Размеры ящиков и полок в столах соответствуют размерах бумаг и папок. Обратим внимание на стул. Т.к. при работе мастер двигается по цеху и во время регламентированных перерывов он садится отдохнуть. Поэтому стул у
мастера должен быть удобным.
Рассмотрим факторы, характеризующие психическую нагрузку работника.
a) Факторы, влияющие на органы зрения. Работа мастера требует хорошее освещение данного технологического участка. При работе мастера с документами на его рабочем месте применяется комбинированное освещение, т.е. сочетание общего и местного освещения. Этот тип освещения применяется в темное время суток, а в светлое время – естественное, оно наиболее благоприятно для работника. При работе мастера непосредственно на технологическом участке ему в темное время суток достаточно и общего освещения, если только он не занимается обучением рабочего передовым приемам работы и другими операциями, которые требуют точности, а следовательно, и хорошей освещенности рабочего места.
b) Факторы, влияющие на органы слуха. Значительный удельный вес в работе мастера занимает общение с другими участниками трудового процесса. Поэтому влияние шума на производственную деятельность очень велико. Если производственный шум превышает допустимые нормы, то он может сильно помешать выполнению задания. При сильном шуме мастеру надо повышать голос, а это в конечном итоге может сказаться на голосовых связках. Поэтому надо обязательно следить за тем, чтобы шум не превышал допустимых норм.
Рассмотрим факторы внешней среды.
a. Микроклимат производственной среды. В понятие микроклимат производственной среды входят: температура воздуха, его влажность и скорость движения, а также температура окружающих поверхностей. Оптимальные микроклиматические условия создаются при сочетании параметров микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают сохранение нормального функционального и теплового состояния организма без напряжения реакции теплорегуляции. На рабочем месте мастера относительная влажность воздуха не соответствует норме и составляет соответственно 47% при норме (60%). Температура воздуха составляет 11 градусов, что ниже нормы на 11 градуса.
Таким образом, можно сделать вывод, что микроклимат ни соответствует санитарно-гигиеническим условиям, ни нормам температурно-влажностного режима технологического процесса.
b. Производственный шум. В настоящее время шум становится одним из наиболее распространенных факторов внешней среды. Вредное воздействие шума на организм может проявляться как в виде специфического поражения органов слуха, так и в виде нарушений многих других органов и систем. На нашем рабочем месте шум не превышает 85Дб и это соответствует норме. Источником шума является работающее оборудование. Других вредных производственных факторов в виде производственного излучения, пыли, вибрации на рабочем месте нет. Обратим внимание на вопросы, касающиеся организации труда на рабочем месте, структуры трудовой деятельности.
c. Режим труда. Продолжительность данной работы на 8 часов. Работа производится в 2 смены. Первая смена с 700 до 15.20. Обед с 11.00 до 11.20. Вторая смена с 15.20 до 23 .40. Обед с 19.00 до 19.20.
d. Методы работы.
При выполнении своей работы мастер цеха занимается следующим:
1. внимательное ознакомление с планом работ.
2. непосредственная работа с рабочими смены.
3. безошибочная работа с документами.
4. всеобъемлющий контроль за качеством работы.
Для улучшения организации рабочего места, методов и условий труда, можно предложить следующие мероприятия.
Рассматривая условия труда можно сделать следующие предложения:
При описании микроклимата в приготовительном цехе было указано, что температура и влажность воздуха значительно ниже нормы. Это сказывается на том, что работники быстро переутомляются. Недостаточная температура воздуха не позволяет мастеру использовать свое рабочее время с наибольшей отдачей. Для того чтобы избежать этого необходимо улучшить работу системы отопления, вентиляции и кондиционирования в цехе. Экономия на условиях работы не позволяет достигнуть максимальной производительности, а из-за не соблюдения температурно-влажностных режимов производства наблюдается рост выпуска некачественной продукции.
При рассмотрении эстетических условий было замечено, что стены окрашены голубой краской. Однако обшарпанность краски и неопрятный внешний вид стен неблагоприятно сказывается на эмоциональном настроении работника. Поэтому следует заново окрасить стены цеха светлыми и мягкими красками.
Так же необходимо усовершенствовать режим труда и отдыха, чтобы уменьшить период врабатываемости и увеличить фазу устойчивости работоспособности.
Информация о работе Оценка эргономических особенностей организации труда