Особенности организации труда в инновационной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 03:41, реферат

Описание работы

Каждая организация, которая хочет выжить в условиях жесткой конкуренции, должна постоянно искать пути усовершенствования своей деятельности. В такой ситуации следует уделять внимание рациональному использованию всех видов ресурсов, находящихся в распоряжении омпании. Одним из важнейших ресурсов является персонал организации. Залог успешной деятельности организации - это его персонал со своими навыками, умениями, квалификацией и идеями.

Работа содержит 1 файл

Особенности организации труда в инновационной сфере.docx

— 35.36 Кб (Скачать)

Особенности организации труда в инновационной сфере 

    Каждая  организация, которая хочет выжить в условиях жесткой конкуренции, должна постоянно искать пути усовершенствования своей деятельности. В такой ситуации следует уделять внимание рациональному  использованию всех видов ресурсов, находящихся в распоряжении омпании. Одним из важнейших ресурсов является персонал организации. Залог успешной деятельности организации - это его персонал со своими навыками, умениями, квалификацией и идеями. Постоянное развитие персонала, поиск новых подходов к управлению им являются необходимыми атрибутами успешного функционирования организации. 

Состав  и функциональные особенности научно-технических кадров

Кадры инновационного предприятия (ИП) —  это прежде всего активные

участники процесса создания и освоения новой  техники (ПСНТ). Сложность

структуры кадров обусловливается особенностями  задач инноваций,

а также  спецификой научного и научно-технического труда (см. гл.1). Составляющими этой структуры являются кадры научных и инженерных работников, управленческий персонал, рабочие опытного производства, вспомогательный и обслуживающий персонал. Функциональное разделение

труда в ИП, как и в любой другой организации, осуществляется распределением работников по профессиям, специальностям, квалификации и должностям.

    Профессия означает определяющий вид трудовой деятельности, связанный с разделением общественного труда и требующий специальных знаний и навыков. Профессия предопределяется характером продукта труда и условиями его производства. Различают рабочие профессии (токарь, фрезеровщик, слесарь, лаборант и т. п.) и профессии, связанные с инженерно-технической деятельностью, наиболее характерной для ИП (инженер-электронщик, инженер-механик, техник-электрик и др.).

    Специальность связана с разделением профессионального  труда, определяемого особенностями средств труда, технологии и в целом производственным процессом в отраслевом плане. Так, в профессии токаря можно выделить специальности токаря-инструментальщика, токаря-универсала, токаря-расточника и т. д., а профессия инженера-электрика может иметь несколько специальностей: инженер-электрик по измерительным, электровакуумным или полупроводниковым приборам и т. д. Квалификация работника определяется уровнем специальных знаний и

практических  навыков. Наименование всех рабочих  профессий, руководителей, специалистов, служащих и их квалификационная характеристика регламентируются государственным классификатором.

Научные кадры — профессионально подготовленные специалисты, непосредственно участвующие в производстве научных знаний и подготовке

научных результатов для практического  использования, включая научно-

информационную  и проектно-конструкторскую деятельность. Научно-технические кадры «в международной статистике определяются как совокупность всех лиц, проживающих в стране, имеющих законченное образование третьей ступени (по Международной стандартной классификации образования) в области науки и техники либо не имеющих его, но занятых научно-технической деятельностью, где обычно требуется подобная квалификация ».

    Среди научных кадров существует сложная  дифференциация, строящаяся на внутрипрофессиональном и межпрофессиональном разделении труда. Это не только функционально-производственные различия, но и социальные различия, обусловленные неоднородностью труда, условиями труда, престижем и т. п. Основные структурные характеристики научных кадров: функциональная, профессиональная, квалификационная, возрастная.

    Функциональная  структура кадров — это распределение  работников, занятых в фундаментальных и прикладных исследованиях, разработках и экспериментах. В современных условиях возрастает роль таких категорий работников, как менеджеры в науке, специалисты по маркетингу наукоемкой

продукции.

    Интеллектуальный  потенциал специалистов — совокупность природных

способностей  и приобретенных знаний, умений, навыков, которые приводятся в действие и используются для достижения определенных научно-технических целей с затратой умственной энергии.

    Мобильность научных кадров — «способность ученых к изменению специализации, объекта исследования, места работы, места жительства и т. п.» Она «определяет перспективы развития новых научных направлений, способствует усилению интеграции различных областей знания, более полному удовлетворению общественных потребностей. В условиях экономического роста мобильность расценивается как один из решающих факторов, обеспечивающих успехи страны в сфере науки и техники. В то же время в кризисной ситуации значительный отток кадров из научных организаций может представлять угрозу для дальнейшего развития науки. Изучение мобильности даст возможность оценить перспективы изменения структуры, уточнить направления подготовки научных кадров, наметить меры по их перераспределению » . Задача по обеспечению притока молодых кадров в науку находится в органической взаимосвязи с другой — воссозданием в России системы раннего выявления талантов, отбором, подготовкой талантливых кадров и вовлечением их в научный процесс, тем более что в настоящее время наблюдается процесс старения кадров в науке.

    В самом общем виде кадры сферы  науки подразделяются на такие группы:

1) научные  работники (включая ученых научно-исследовательских  секторов

вузов, ведущих научные исследования), а  также научно-руководящий

персонал;

2) научно-технический  и научно-вспомогательный персонал;

3) производственный  персонал;

4) административно-хозяйственный  персонал.

      Научные работники представляют особую социально-профессиональную общность. В нее включается целая группа родов занятий, профессий, специальностей, классифицируемых по предмету исследования, роду деятельности в соответствии с разделением труда в науке. В номенклатуру должностей этих специалистов входят: главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник.

    Одной из особенностей науки является ее высокая инерционность, проявляющаяся в продолжительных периодах формирования научных школ, исследовательских направлений и коллективов. Для обеспечения передовых позиций в мировой экономике государство должно поддерживать спрос на научную продукцию независимо от рыночной конъюнктуры.

    Особые  требования должны предъявляться к  руководителям ИП любого уровня. Это прежде всего высокий профессионализм, организаторские способности, коммуникабельность, умение создать в коллективе нормальный психологический климат, направить усилия всех его членов на решение поставленных задач. Современный руководитель обязан уметь планировать и контролировать деятельность подчиненных, оперативно принимать и реализовывать управленческие решения. В квалификационную характеристику каждого руководителя и специалиста входят три составляющие: должностные обязанности с перечислением функций работника; требования к специальным и правовым знаниям, которые работник использует при выполнении должностных функций; квалификационные требования, определяющие уровень (сложность), профиль специальной подготовки работника.

    При построении организационных структур ИП целесообразно использовать укрупненную группировку специалистов: исследователи, конструкторы, технологи и рабочие опытного производства.

    К производственному персоналу относятся  рабочие, которые участвуют в технологических процессах по изготовлению материальных ценностей или в работах по оказанию производственных услуг (ремонт, техническое обслуживание, перемещение грузов, обеспечение сохранности материалов и комплектующих изделий, участие в проведении экспериментов), а также лаборанты всех профессий. Рабочие опытного производства участвуют в производственном процессе и выполняют все виды работ по изготовлению и испытанию элементов макетов, опытных образцов и опытных партий изделий, материалов, средств эксперимента, технологического оборудования, оснастки и инструмента. В то же время не все лаборанты в ИП относятся к рабочим.

    Так, в академической науке имеются  лаборанты с высшим или со средним специальным образованием, участвующие в научных исследованиях. Они относятся к специалистам или техническим исполнителям. Потребность в производственном персонале рассчитывается в калькуляциях тем.

    «Вспомогательный  персонал охватывает работников, выполняющих вспомогательные функции, связанные с проведением НИР: работников планово-экономических, финансовых подразделений, патентных служб, подразделений научно-технической информации, научно-технических библиотек; рабочих, осуществляющих монтаж, наладку, обслуживание и ремонт научного оборудования и приборов; рабочих опытных экспериментальных производств; лаборантов, не имеющих высшего и среднего специального образования.» Прочий персонал (служащие) «включает работников по хозяйственному обслуживанию, а также выполняющих функции общего характера, связанные с деятельностью организации в целом (работники бухгалтерии, кадровой службы, канцелярии, подразделений материально-технического обеспечения, машинистки и т. п.).

    Важнейшей характеристикой кадров ИП является их квалификационный состав. К каждому виду деятельности руководителя, специалиста, служащего предъявляются соответствующие квалификационные требования, для них устанавливаются должностные обязанности и объем специальных знаний. Квалификационные характеристики выполняют три функции: служат основанием для составления рабочих инструкций по должностям, являются критерием при аттестации работников для замещения должностей и основанием для установления денежного оклада. Научные работники и специалисты реализуют профессию, специальность и квалификацию, занимая должность, которая определяет границы компетенции работника — его обязанности, права, ответственность.

    Подробная характеристика данных групп специалистов сводится либо к детальному описанию работ, выполняемых каждым из них, либо к установлению конечного результата деятельности работника в процессе выполнения НИОКР. Сложность классификации категорий специалистов обусловливается неоднозначностью определений исследовательских, конструкторских и технологических работ, наличием взаимосвязей в процессе получения промежуточных и конечных результатов.

Организация труда

      Организация труда (ОТ) в коллективе должна обеспечивать наиболее

рациональное  использование ресурсов при данном уровне развития техники

и технологии. Наука об ОТ в рамках отдельного трудового коллектива —

составная часть экономики труда, которая  является отраслью экономической

науки, исследующей проблемы организации  труда в масштабе всего

общества. Социальные, психофизиологические и  эстетические основы ОТ

имеют для работников ИП особое значение, так как решающее воздействие

на людей, их работоспособность, производительность труда оказывает та

производственная  среда, в которой протекает их трудовая деятельность.

Поэтому практическая работа по внедрению ОТ опирается на достижения

комплекса наук по трудовой деятельности.

    Направления ОТ— это общие пути практической деятельности, которыми  характеризуется процесс совершенствования системы организации труда в коллективе. Мероприятия по основным направлениям следует внедрять в рамках единой программы совершенствования организации исследований и разработок.

    Разделение  труда в ОТ осуществляется по роли в процессе исследований, разработок и проектирования: основная и вспомогательная деятельность, основной и вспомогательный труд. К основной относятся все виды трудовой деятельности научных работников, конструкторов, инженеров, техников и рабочих, направленные на поиск, анализ и переработку информации, проведение исследований, разработку, проектирование, изготовление и испытание образцов новой техники, а также распространение информации о ней и внедрение у потребителей.

    К вспомогательной деятельности относится  обеспечивающая деятельность, направленная на материально-техническое снабжение ИП, доставку (не поиск, не анализ!) информации и ее распространение, обслуживание основных работников всеми видами услуг, включая подачу электроэнергии, обеспечение приборами и оборудованием, связью, вычислительными работами и т. п.

    Оптимальные формы разделения и кооперации труда  должны внедряться на основе применения наиболее рациональной технологии ведения исследований и разработок, эффективных методов коллективной работы, организации четкого взаимодействия между научно-исследовательскими, производственными и вспомогательно-обслуживающими подразделениями.

    Разделение  труда неразрывно связано с его  кооперацией, т. е. установлением взаимосвязей отдельных исполнителей в едином процессе исследований и разработок. Рациональная кооперация труда работников обеспечивается их оптимальным распределением по структурным подразделениям, а внутри последних — по видам деятельности на основе установления оптимальных соотношений численности работников по категориям и должностям.

Информация о работе Особенности организации труда в инновационной сфере