Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:14, курсовая работа
Цель исследования – на основе экономического анализа выявить уровень доходности активов предприятия и обосновать конкретные предложения по его повышению за счет эффективного использования всех видов имущества.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Проанализировать динамику и структуру активов предприятия;
- Рассчитать систему показателей, характеризующих эффективность основных видов имущества предприятия в целом;
- Выявить факторы, под влиянием которых достигаются эффективность предприятия, о определить резервы ее повышения;
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПОНЯТИЕ "АКТИВЫ ПРЕДПРИЯТИЯ" И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 7
1.1 Сущность и состав активов предприятия 7
1.2 Порядок формирования и пополнения активов предприятия в рыночных условиях 12
1.3 Показатели эффективности предприятия, определяемые на основе стоимости его активов 16
2 АНАЛИЗ ОБЪЕМОВ СТРУКТУРЫ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВОВ ГОРМОЛЗАВОДА № 1 23
2.1Экономическая характеристика ОАО «ГМЗ №1» и продукции 23
2.2 Анализ использования внеоборотных активов 28
2.3 Анализ использования оборотных активов 33
2.4 Анализ обобщающих показателей эффективности использования активов предприятия 38
3 РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОСТИ АКТИВОВ ГОРМОЛЗАВОД № 1 45
3.1 Резервы повышения эффективности использования оборотных средств 45
3.2 Резервы эффективности использования основных средств 48
3.3Направления оптимизации дебиторской задолженности 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..………61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС ОАО "ГМЗ №1" С 1.01 ПО 31.12 2010 ГОДА………………….…..…………………………………….63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ ОАО ОАО "ГМЗ №1" С 1.01 ПО 31.12 2010 ….………………………………………….65
Пд — число календарных дней в периоде.
Так как оборотные активы, можно представить выражением:
(1. 6)
где t1 — продолжительность одного оборота оборотных активов в отчетном периоде, то формула примет следующий вид:
(1 .7)
При использовании коэффициента закрепления
расчет суммы высвободившихся
(1. 8)
где К1 — коэффициент закрепления оборотных активов в отчетном периоде.
Результат со знаком «-» означает сумму высвободившихся оборотных активов, а со знаком «+» — сумму дополнительно вовлеченных в оборот активов.
Эффективность использования основных фондов определяет потребность предприятия в основных средства. Чем выше эффективность использования, тем относительно меньше объем основных фондов, требующийся для нормального осуществления товаров и услуг.
При анализе основных фондов следует изучить их состав, структуру,
Эффективность использования фондов определяетс как общие показатели, характеризующие эффективность использования всей совокупности фондов, так и частные, характеризующие эффективность и использования отдельных групп фондов.
К обобщающим показателям эффективности следует отнести показатели фондоотдачи, рентабельности, фондоемкости, фондооснащенности, фондовооруженности, интегральный коэффициент эффективности использования основных фондов.
Рентабельность основных фондов определяется отношением общей прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов
Р = П/Фсг*100 (1.9)
где Р - рентабельность;
П – прибыль;
Фсг - среднегодовая стоимость основных фондов
Фондоемкость характеризует стоимость основных фондов в расчете на один рубль реализованных товаров. Определяется отношением среднегодовой стоимости основных фондов к объему товарооборота;
Фе = Фсг/ООП (1.10)
где Фе – фондоемкость;
ОПП – объем произведенной продукции;
Рента́бельность акти́вов –и относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.
Рентабельность активов — индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Применяется для сравнения эффективности предприятий одной отрасли и вычисляется по формуле:
Ra = P / A (1.11)
где: Ra — рентабельность активов, P — прибыль за период, A — средняя величина активов за период.
Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данного предприятия и родственных по сфере приложения капитала предприятий. Такими качественными (т.е. неформализуемыми) критериями являются: широта рынков сбыта продукции; наличие продукции, поставляемой на экспорт;.
Количественная оценка дается по двум направлениям: степень выполнения плана (установленного вышестоящей организацией или самостоятельно) по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста; уровень эффективности использования ресурсов .
Коэффициент оборачиваемости
активов вычисляется как
Анп, Акп - величина активов на начало и конец периода.
Рост данного показателя в течении нескольких периодов свидетельствует о более эффективном управлении активами.
Коэффициент оборачиваемости
дебиторской задолженности
(1.13)
Где, ДЗнп, ДЗкп - дебиторская задолженность на начало и конец периода.
Период оборота дебиторской
задолженности характеризует
Средневзвешенная стоимость капитала может быть рассчитана как:
, (1.14)
где
.
где:
- WACC
- требуемая или ожидаемая доходность от собственного капитала
- требуемая или ожидаемая доходность от заёмных средств
- ставка налога на прибыль для компании
- всего заёмных средств
- всего собственного капитала
- всего инвестированного капитала
Это уравнение описывает ситуацию для однородных собственного и заемного капитала. Если в капитале присутствуют привилегированные акции со своей стоимостью, то формула будет включать дополнительные слагаемые для каждого источника капитала.
Коэффициент финансовой устойчивости – доля чистых активов в совокупных активах компании. Коэффициент финансовой устойчивости показывает долю активов компании финансируемых за счет собственного капитала. Он равен тношению суммы источников собственных средств и долгосрочных кредитов и займов к итогу актива баланса:
Кфу = ПК / Вб (1.15)
Долгосрочные заемные
средства (включая долгосрочные кредиты)
вполне правомерно присоединить к собственным
средствам предприятия, поскольку
по режиму их использования они приближаются
к собственным источникам. Поэтому
кроме расчета коэффициентов
финансовой устойчивости и независимости
предприятия анализируют
Для предприятия коэффициент финансовой независимости (его ещё называют коэффициент автономии) равен отношению собственного капитала к сумме всех средств, включая обязательства, резервов предприятия и т.д.
Ка = Собственные средства/Совокупные активы (1.16)
На основе рассматриваемых показателей проведен экономический анализ уровня доходности активов ОАО «Гормолзавод №1 ».
Открытое акционерное общество «Городской молочный завод №1» (ОАО «ГМЗ №1») создано на базе арендного предприятия «ГМЗ№1» в 1996году с целью выпуска молочной продукции, отвечающей высоким современным стандартам. Открытое акционерное общество «Городской молочный завод №1» является одним из ведущих производителей молочной продукции в Республике Беларусь.
Пакет акций ОАО является коммунальной собственностью г.Минска, функции контроля и управления которыми осуществляет КУП «Минскгорпищепром». Размер уставного фонда составляет 55 195 000 белорусских рублей. Уставный фонд разбит на простые акции в размере 15770 штук. В том числе: - физическим лицам принадлежит 7574 акции или 48,0%; колхозам и совхозам - 19 акций или 0,1 %; - доля акций, принадлежащих государству, составляет 8177 штук или 51,9 % от их общего числа.
ОАО «ГМЗ №1» выпускает более 80 видов сырково-творожных изделий, освоено производство йогуртов, майонезов, молока, сметаны с биодобавками, кефира и др.
В денежном выражении за 2009 год произведено продукции на сумму 65991 млн.руб. , в то время как в 2008г. объем производства составил 54286 млн.руб. темп роста составил 120%.
Ассортимент выпускаемых изделий расширяется за счет новых видов молочной продукции: сырки глазированные на мармеладе, сырки глазированные с различными начинками, творог зерненый с наполнителями, йогурт молочный «Утро» с иннулином, с фруктами.
Приоритетным направлением для ОАО «ГМЗ № 1» является производство творога и творожных изделий, сметаны, сырков глазированных, йогуртных десертных продуктов на основе йогурта и творога.
Помимо поставок продукции в торговую сеть города Минска продукция поставляется в Брестскую, Гомельскую, Витебскую, Могилевскую, Минскую области, а также в Российскую Федерацию.
Несмотря на ужесточающиеся условия поставок и усиление конкурентной борьбы на рынке Российской Федерации, ОАО планирует увеличить экспорт своей продукции на 10 % по сравнению с 2009 г. Увеличение экспорта в 2010 г. позволит получить приток валютных средств, которые будут направлены на техническое перевооружение предприятия. В таблице 2.1 приведены данные о динамике экспортных и внутренних поставок в 2010 году (план).
Таблица 2.1 - Динамика экспортных и внутренних поставок в 2010 году (план)
Базовый |
2010 |
2010 (в т.ч. по кварталам) | ||||
Наименование показателей |
Период (2009) |
1кв. |
2кв. |
3кв. |
4кв. | |
Внутренний рынок |
67270 |
191315 |
18616 |
39361 |
57792 |
75546 |
Россия |
4446 |
13375 |
1146 |
2646 |
4417 |
5166 |
Итого |
71716 |
204691 |
19763 |
42007 |
62209 |
80712 |
Удельный вес реализуемой |
||||||
рынкам сбыта (%) |
||||||
Внутренний рынок |
93,8 |
94,2 |
93,7 |
92,9 |
93,6 | |
Россия |
6,2 |
5,8 |
6,3 |
7,1 |
6,4 | |
ИТОГО |
100 |
400 |
100 |
100 |
100 |
100 |
План производства продукции на 2010 год представлен в таблице 2.2 .
Таблица 2.2- План производства продукции ОАО «ГМЗ№1» на 2010год
Наименование товара |
Объем Производства, тонн |
Выручка, млн.руб. |
2 |
3 |
4 |
|
177 |
155,4 |
|
150 |
59,9 |
|
180 |
34,7 |
|
50 |
8,1 |
|
33 |
3,4 |
|
5 |
6,5 |
|
15 |
5,2 |
ИТОГО: |
284,5 |
На сегодняшний день глазированные сырки ОАО «ГМЗ №1» благодаря своему высокому качеству и постоянной работе над расширением ассортимента занимают около ¾ рынка глазированных сырков. Но рынок не стоит на месте. Насыщенность и современные тенденции развития рынка, выход новых конкурентов и расширение ассортимента уже имеющихся приводит к выводу о расширении ассортимента глазированных сырков ОАО «ГМЗ №1»
Продукция предприятия поставляется более чем в 2000 торговые точки г. Минска и Республики. Маркетинговой службой ОАО «ГМЗ №1» в 2009 году проводились и проводятся мероприятия по расширению рынка сбыта продукции в Могилевской, Гомельской, Витебской, Гродненской и Брестской областях, в результате чего объем продаж по этим областям составляет 16,8%. В 2010 году планируется увеличение доли рынка за счет более полного освоения областных и районных городов Республики Беларусь.
В целом, необходимо отметить,
что, несмотря на рост объемов реализации,
в исследуемом периоде