Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:02, курсовая работа
Цель работы: изучить сущность и содержание нормативно – законодательного регулирования бытового обслуживания.
Задачи работы:
рассмотреть общие положения социальной сферы;
изучить классификацию бытового обслуживания;
изучить нормативные акты бытового обслуживания;
Введение 3
Глава 1. Характеристика бытового обслуживания населения, его социальное и экономическое значение 6
1.1. История и сущность бытового обслуживания населения 6
1.2 . Классификация и социально – экономическое значении бытового обслуживания населения 8
1.3. Методики разработки рационального норматива и потребительской корзины бытовых услуг 15
Глава 2. Нормативно – законодательное регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания 22
2.1. Понятия «норма», «норматив». Сущность планирования 22
2.2. Законодательное регулирование сферы бытовых услуг 29
Глава 3. Перспективы развития и проблемы бытового обслуживания населения 34
3.1. Проблемы развития БОН 34
3.2. Перспективы развития БОН 38
Заключение 45
Список использованной литературы 47
При разном уровне душевого дохода формируется специфическая структура потребления для каждой группы населения (группировка по уровню доходов – 1-й этап).
Далее: выделяется несколько типов потребителей; из них выбирается один с относительно низким душевым доходом, и его уровень дохода принимается за минимальный, соответственно, его потребление считается минимальным потреблением.
На
следующем этапе
Далее: выявляется зависимость между доходами и уровнем расходов, на основе которой устанавливается общая величина расходов, которая обеспечивает потребление на минимальном уровне.
На
последнем этапе
Таким образом, при составлении потребительской корзины учитываются минимальные прейскурантные цены. В составленной таким образом потребительской корзине платные услуги в целом занимают небольшой объем, а бытовые услуги, соответственно, еще меньше. При этом, они не рассматриваются по видам и в натуральном выражении.
Разработкой
нормативов в сфере быта занимается
также Центральный научно-
Рациональные
нормативы потребления бытовых
услуг рассматриваются при этом
как часть потребности
Анализ разработанных ЦНИИ быта рациональных нормативов показывает, что круг рассматриваемых здесь услуг шире и более детализирован. Однако, их недостатком является то, что они рассчитываются без учета факторов дохода населения и без региональной специфики. Во внимание не принимается различие регионов в культурно-бытовых условиях жизни людей, определяемых уровнем доходов населения, демографической ситуацией, природно-климатическими особенностями, национальными традициями.
Таким образом, возникает необходимость разработки новых нормативов, которые отвечают современным требованиям. Эти нормативы должны основываться на ряде принципов:
1)
принцип многоуровневости, предполагающий
разработку как конечных
2)
территориальный принцип,
3)
принцип использования
4) принцип цикличности, требующий пересмотра промежуточных нормативов при изменении ситуации на рынке;
5)
научно-исследовательский
Методика
разработки потребительской корзины
бытовых услуг если это можно сделать
как §1.4., то давайте его таковым и сделаем.
Если это относится к 1.3., то надо отступы
убрать.
Разрабатываемая потребительская корзина включает те услуги, которые являются наиболее важной частью общего комплекса бытового обслуживания. В их состав входит перечень услуг различной периодичности потребления:
Данный норматив целесообразно рассчитывать отдельно для мужчин и для женщин, т.к. составы потребляемых услуг в этих демографических группах отличаются друг от друга.
На
основе данной методики может составляться
и потребительская корзина
Разработка рассматриваемого норматива базируется на применении метода экспертных оценок и состоит из двух этапов:
1. Разрабатывается рациональная потребительская корзина бытовых услуг на одного человека в год. Данный норматив обеспечивает наиболее полное удовлетворение потребностей человека в бытовых услугах и выражает тот предел, к которому должно стремиться потребление бытовых услуг в различных группах населения. Под рациональными нормативами потребления бытовых услуг понимается взаимоувязанная система о ценах уровней среднедушевого потребления населением отдельных видов услуг в стоимостном выражении. Рациональное потребление означает процесс удовлетворения населением нужд и потребностей в соответствии с рациональной потребительской корзиной, в состав которой входят основные товары и услуги, способные создать условия для физического и духовного развития каждого индивида. Рациональные нормативы потребления бытовых услуг представляют собой строго фиксированные данные. В этом случаи следует учитывать такую экономическую категорию как эластичность спроса и предложение бытовых услуг.
2.
Осуществляется составление
Составление
потребительской корзины
- выявленных в ходе проведения анкетного опроса потребительских предпочтений жителей данного региона. Место каждого вида услуг в структуре потребительских предпочтений определяется в зависимости от величины доли респондентов, предпочитающих пользоваться данным видом услуг;
-
сведений о составе предметов
домашнего и личного
-
результатов анализа
-
информации о средних ценах
на услуги на момент
Для
определения степени
Нормативы служат для анализа уровня развития бытового обслуживания в регионе, степени обеспеченности бытовыми услугами и выступают в качестве критерия оценки социальной эффективности деятельности региональных органов управления. В этой связи необходимо принятие на уровне региональных органов власти комплекса мер по достижению рациональных нормативов потребления бытовых услуг наибольшим количеством потребителей (удельный вес жителей региона, обеспеченных услугами в соответствии с нормативами).
Порядок разработки потребительской корзины бытовых услуг9
Каждый из этапов делится на ряд подэтапов:
На первом этапе, где предусматривается разработка рациональной потребительской корзины бытовых услуг на одного человека в год в натуральном выражении
1.1.
прежде всего Определяется
1.2.
затем Осуществляется
где:
Ni – общее число посещений одним потребителем в год предприятий i-ой отраслевой группы услуг;
k – число услуг в данной отраслевой группе;
j – индекс услуги в отраслевой группе.
1.3.
Составление рациональной
1.3.1.
определяется сумма, затраченная на
потребление каждой услуги данной отраслевой
группы:
(1.2)
где:
Цj – цена j-ой услуги на период составления потребительской корзины;
1.3.2.
рассчитывается годовая сумма
расходов ан потребление услуг
данной отраслевой группы:
(1.3) (на уровне?)
1.3.3.
определяется годовая сумма
где m – общее число рассматриваемых отраслевых групп;
1.3.4. производится расчет годовой суммы расходов на потребление услуг в среднем на одного жителя региона:
где Чм – численность мужского населения региона;
Чж - численность женского населения региона;
Рм – годовая сумма расходов на бытовые услуги одного мужчины;
Рж – годовая сумма расходов на бытовые услуги одной женщины.
На втором этапе проводится группировка потребителей по уровню дохода на основе статистических данных о доходах населения региона в расчете на год. С этой целью:
2.1.
Осуществляется расчет годовой
суммы расходов на бытовые
услуги в каждой группе на
базе данных бюджетной