Нормативно – законодательное регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить сущность и содержание нормативно – законодательного регулирования бытового обслуживания.
Задачи работы:
 рассмотреть общие положения социальной сферы;
 изучить классификацию бытового обслуживания;
 изучить нормативные акты бытового обслуживания;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика бытового обслуживания населения, его социальное и экономическое значение 6
1.1. История и сущность бытового обслуживания населения 6
1.2 . Классификация и социально – экономическое значении бытового обслуживания населения 8
1.3. Методики разработки рационального норматива и потребительской корзины бытовых услуг 15
Глава 2. Нормативно – законодательное регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания 22
2.1. Понятия «норма», «норматив». Сущность планирования 22
2.2. Законодательное регулирование сферы бытовых услуг 29
Глава 3. Перспективы развития и проблемы бытового обслуживания населения 34
3.1. Проблемы развития БОН 34
3.2. Перспективы развития БОН 38
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Работа содержит 1 файл

курсовая бытовое.DOC

— 800.00 Кб (Скачать)

     При разном уровне душевого дохода формируется специфическая структура потребления для каждой группы населения (группировка по уровню доходов – 1-й этап).

     Далее: выделяется несколько типов потребителей; из них выбирается один с относительно низким душевым доходом, и его  уровень дохода принимается за минимальный, соответственно, его потребление считается минимальным потреблением.

     На  следующем этапе устанавливается  величина расходов в этой группе.

     Далее: выявляется зависимость между доходами и уровнем расходов, на основе которой  устанавливается общая величина расходов, которая обеспечивает потребление на минимальном уровне.

     На  последнем этапе устанавливается  детальная структура расходов. При  этом исходят из уровня потребления  материальных благ и услуг в натуральном  выражении, достигнутого в среднем по населению, исключая те товары и услуги, которые не являются характерными для потребления в основной массе населения. Стремление потребителя к достижению наиболее распространенного стандарта потребления не может быть реализовано при более низком уровне дохода. Кроме того, учитывается то, что семьи с низким уровнем дохода ориентируются прежде всего на количественные параметры потребления, отказывая себе в качестве потребляемых благ, что находит отражение в их цене их потреблении.

     Таким образом, при составлении потребительской корзины учитываются минимальные прейскурантные цены. В составленной таким образом потребительской корзине платные услуги в целом занимают небольшой объем, а бытовые услуги, соответственно, еще меньше. При этом, они не рассматриваются по видам и в натуральном выражении.

     Разработкой нормативов в сфере быта занимается также Центральный научно-исследовательский  институт бытового обслуживания (ЦНИИ быта), где используется метод, сущность которого заключается в расчете рациональных норм потребления отдельных видов бытовых услуг на одного человека в год в стоимостном выражении.

     Рациональные  нормативы потребления бытовых  услуг рассматриваются при этом как часть потребности населения  в услугах, которая может быть удовлетворена только предприятиями бытового обслуживания, и определяется на конкретный момент времени уровнем социально-экономических условий. Рациональная потребность в бытовых услугах в данном случае не ограничена величиной денежных доходов населения. В то же время она обусловлена социально-экономическими условиями жизнедеятельности человека и увязана с другими рациональными показателями уровня жизни (рациональные наборы одежды, обуви, предметов длительного пользования; оптимальное соотношение выпуска товаров народного потребления; культурный уровень населения, демографическая структура населения).

     Анализ  разработанных ЦНИИ быта рациональных нормативов показывает, что круг рассматриваемых здесь услуг шире и более детализирован. Однако, их недостатком является то, что они рассчитываются без учета факторов дохода населения и без региональной специфики. Во внимание не принимается различие регионов в культурно-бытовых условиях жизни людей, определяемых уровнем доходов населения, демографической ситуацией, природно-климатическими особенностями, национальными традициями.

     Таким образом, возникает необходимость  разработки новых нормативов, которые  отвечают современным требованиям. Эти нормативы должны основываться на ряде принципов:

     1)  принцип многоуровневости, предполагающий  разработку как конечных показателей,  отражающих рациональную модель уровня жизни, так и промежуточных, который ограничиваются заданными параметрами ресурсного обеспечения (уровень доходов населения);

     2) территориальный принцип, подразумевающий  расчет нормативов в отдельности  для каждого региона с учетом его специфики;

     3) принцип использования натуральных  показателей. Данный подход наиболее  приемлем в условиях инфляции  и позволяет легко получить  стоимостной эквивалент разрабатываемого  норматива при существующем уровне  цен на услуги;

     4) принцип цикличности, требующий пересмотра промежуточных нормативов при изменении ситуации на рынке;

     5) научно-исследовательский принцип,  при использовании которого разработка  нормативов базируется на результатах  социологических исследований, проводящихся  с целью изучения потребностей населения в бытовых услугах. 

     Методика  разработки потребительской корзины  бытовых услуг если это можно сделать как §1.4., то давайте его таковым и сделаем. Если это относится к 1.3., то надо отступы убрать. 

     Разрабатываемая потребительская корзина включает те услуги, которые являются наиболее важной частью общего комплекса бытового обслуживания. В их состав входит перечень услуг различной периодичности потребления:

  1. услуги постоянного пользования: ремонт обуви, парикмахерские услуги;
  2. услуги периодического спроса: документальное фото, химическая чистка одежды, ремонт одежды, стирка белья;
  3. услуги разового потребления: пошив одежды, пошив обуви.

      Данный  норматив целесообразно рассчитывать отдельно для мужчин и для женщин, т.к. составы потребляемых услуг в этих демографических группах отличаются друг от друга.

      На  основе данной методики может составляться и потребительская корзина бытовых  услуг общесемейного пользования, но при этом нормативы потребления  данного вида услуг разрабатываются  в целом на семью.

      Разработка  рассматриваемого норматива базируется на применении метода экспертных оценок и состоит из двух этапов:

     1. Разрабатывается  рациональная потребительская корзина бытовых услуг на одного человека в год. Данный норматив обеспечивает наиболее полное удовлетворение потребностей человека в бытовых услугах и выражает тот предел, к которому должно стремиться потребление бытовых услуг в различных группах населения. Под рациональными нормативами потребления бытовых услуг понимается взаимоувязанная система о ценах уровней среднедушевого потребления населением отдельных видов услуг в стоимостном выражении. Рациональное потребление означает процесс удовлетворения населением нужд и потребностей в соответствии с рациональной потребительской корзиной, в состав которой входят основные товары и услуги, способные создать условия для физического и духовного развития каждого индивида. Рациональные нормативы потребления бытовых услуг представляют собой строго фиксированные данные. В этом случаи следует учитывать такую экономическую категорию как эластичность спроса и предложение бытовых услуг.

      2. Осуществляется составление реальных  потребительских корзин бытовых  услуг для групп населения  с разным уровнем доходов. В  современных условиях при наличии  большой дифференциации доходов в различных слоях населения целесообразна разработка реальных потребительских корзин бытовых услуг по каждой из групп. Реальная потребительская корзина представляет собой конкретный перечень услуг, доступных для потребителей данной группы.

     Составление потребительской корзины производится как в натуральном, так и в  стоимостном выражении на основе:

       - выявленных в ходе проведения анкетного опроса потребительских предпочтений жителей данного региона. Место каждого вида услуг в структуре потребительских предпочтений определяется в зависимости от величины доли респондентов, предпочитающих пользоваться данным видом услуг;

     - сведений о составе предметов  домашнего и личного потребления  у населения, где рассматривается  минимальный состав обуви, а  также структура образования  гардероба одежды у населения;

     - результатов анализа натуральных  показателей деятельности предприятий службы быта данного региона;

     - информации о средних ценах  на услуги на момент разработки  норматива.

     Для определения степени обеспеченности населения данного региона бытовыми услугами необходимо сопоставить реальную потребительскую корзину с рациональной.

     Нормативы служат для анализа уровня развития бытового обслуживания в регионе, степени  обеспеченности бытовыми услугами и  выступают в качестве критерия оценки социальной эффективности деятельности региональных органов управления. В этой связи необходимо принятие на уровне региональных органов власти комплекса мер по достижению рациональных нормативов потребления бытовых услуг наибольшим количеством потребителей (удельный вес жителей региона, обеспеченных услугами в соответствии с нормативами).

      Порядок разработки потребительской корзины  бытовых услуг9

      Каждый  из этапов делится на ряд подэтапов:

      На  первом этапе, где предусматривается  разработка рациональной потребительской  корзины бытовых услуг на одного человека в год в натуральном выражении

      1.1. прежде всего Определяется ассортимент  услуг в данной отраслевой  группе наиболее часто потребляемых  большей частью населения, при  этом учитывается удельный вес  каждой услуги в структуре  потребления, который анализируется  в натуральных показателях деятельности предприятий бытового обслуживания региона;

      1.2. затем Осуществляется экспертная  оценка частоты пользования конкретной  услугой потребителем в течение года (Пj) на базе информации о составе предметов личного потребления у населения. Расчет общего числа посещений в год одним потребителем предприятия данной отраслевой группы: 

                                                                          (1.1) 

      где:

      Ni – общее число посещений одним потребителем в год предприятий i-ой отраслевой группы услуг;

      k – число услуг в данной отраслевой группе;

      j – индекс услуги в отраслевой группе.

      1.3. Составление рациональной потребительской  корзины бытовых услуг на одного  потребителя в год в стоимостном  выражении:

      1.3.1. определяется сумма, затраченная на потребление каждой услуги данной отраслевой группы: 

       (1.2) 

      где:

      Цj – цена j-ой услуги на период составления потребительской корзины;

      1.3.2. рассчитывается годовая сумма  расходов ан потребление услуг  данной отраслевой группы: 

               (1.3) (на уровне?)                                                                                                                                                    
 

      1.3.3. определяется годовая сумма расходов  на потребление услуг всех  отраслевых групп, входящих в корзину: 

                                 

                       (1.4) 

      где m – общее число рассматриваемых отраслевых групп;

      1.3.4. производится расчет годовой  суммы расходов на потребление  услуг в среднем на одного  жителя региона:

      

                                                             (1.5)

         

     где Чм – численность мужского населения региона;

     Чж - численность женского населения региона;

     Рм – годовая сумма расходов на бытовые услуги одного мужчины;

     Рж – годовая сумма расходов на бытовые услуги одной женщины.

     На  втором этапе проводится группировка потребителей по уровню дохода на основе статистических данных о доходах населения региона в расчете на год. С этой целью:

     2.1. Осуществляется расчет годовой  суммы расходов на бытовые  услуги в каждой группе на  базе данных бюджетной статистики  об удельном весе расходов  на бытовые услуги одного потребителя  в годовом доходе и уровне годового дохода а рассматриваемых группах: 

Информация о работе Нормативно – законодательное регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания