Нормативно – законодательное регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить сущность и содержание нормативно – законодательного регулирования бытового обслуживания.
Задачи работы:
 рассмотреть общие положения социальной сферы;
 изучить классификацию бытового обслуживания;
 изучить нормативные акты бытового обслуживания;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика бытового обслуживания населения, его социальное и экономическое значение 6
1.1. История и сущность бытового обслуживания населения 6
1.2 . Классификация и социально – экономическое значении бытового обслуживания населения 8
1.3. Методики разработки рационального норматива и потребительской корзины бытовых услуг 15
Глава 2. Нормативно – законодательное регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания 22
2.1. Понятия «норма», «норматив». Сущность планирования 22
2.2. Законодательное регулирование сферы бытовых услуг 29
Глава 3. Перспективы развития и проблемы бытового обслуживания населения 34
3.1. Проблемы развития БОН 34
3.2. Перспективы развития БОН 38
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Работа содержит 1 файл

курсовая бытовое.DOC

— 800.00 Кб (Скачать)

     Экспертами  отмечается значимость разработки институционального механизма регулирования рынка  бытовых услуг, основой для которого, в частности, может выступать германская модель. В рамках этой модели предприятия сферы услуг условно подразделяются на две большие группы: предприятия с «особыми» задачами и предприятия, осуществляющие свою деятельность по законам рынка. Деятельность первой группы предприятий направлена на решение государственных задач, а получение прибыли на втором месте. Финансирование этих предприятий зависит от политики государственных органов. К примеру, устанавливаются верхние границы цен, при этом, если предприятие терпит убытки, они покрываются из бюджета. Этим предприятиям представляются многочисленные льготы: денежные кредиты за счет государственных средств, субсидирование государством процентных выплат и т.д. Предприятия второй группы ориентированы на получение прибыли и являются полноправными экономическими субъектами рынка.

     Подобная  система организации услуг сочетает платность и льготность, открыта  для всех потребителей, предоставляя возможность наиболее полного удовлетворения бытовых потребностей групп населения с различным уровнем дохода.

3.2. Перспективы развития БОН

 

     Улучшению работы отраслей бытового обслуживания должны способствовать различные мероприятия.

     Для результативной работы в современных  условиях особенно важным является проведение эффективной кадровой политики. В этих целях основными задачами в области кадров необходимо считать:

     - подбор, переподготовку и повышение квалификации руководящих кадров, специалистов и мастеров производства, работников, которые непосредственно связаны с обслуживанием заказчика.

     Надо  активнее привлекать пенсионеров, домохозяек, инвалидов к работе в сфере  услуг, в кооперации по обслуживанию населения. Труд перечисленных категорий  граждан в индивидуальном порядке  уже применяется на государственных  предприятиях бытового обслуживания. Его правовой основой являются принятые за последнее время в союзных республиках специальные нормативные акты.

     - расстановку и использование кадров на основе точного определения квалификационных требований к ним;

     - составление должностных, квалификационных требований к каждому рабочему месту;

     - регулярная аттестация работников;

     - непрерывное повышение квалификации работников через УПК министерства и другие образовательные учреждения;

     - усиление ответственности руководителей подразделений за состояние трудовой дисциплины и текучесть кадров;

     - воспитание сознательного, творческого отношения каждого работника к своей работе, рациональному использованию рабочего времени;

     - организация конструкторско-технологической лаборатории и оказание предприятиям помощи по внедрению новых технологий, конструкторских разработок.

     Таблица 7

Средняя численность работавших в организациях бытового обслуживания населения (тыс. человек)19

1996 1999 2003 2006
560,7 444,8 428,1 381,8

 

     В целом для поднятия и развития отрасли бытовых услуг в России важна социально-ориентированная государственная политика, в рамках которой предусмотрены значительные расходы на социальную сферу. На современном этапе развития рынка бытовых услуг в России весьма актуальна разработка институционального механизма регулирования рынка.

     К сожалению, в нашей  стране развитие услуг сдерживалось объективными обстоятельствами, связанными со спецификой развития всей экономики  страны в целом в течение двадцатого века. Потрясения, пережитые нашей  страной, сильно замедлили темпы развития в этой области по сравнению с промышленно-развитыми странами мира.

     Только в 60-е годы страны союза обратили внимание на бытовые услуги. Была поставлена задача удовлетворения потребностей всего  населения страны в услугах, правда только "в пределах рациональных норм потребления". Однако финансирование развития сферы услуг шло по остаточному принципу и не являлось приоритетным направлением развития. Поэтому, к концу 80-х годов по уровню душевого потребления всех услуг в целом страны бывшего союза отставала от США в 5 раз, по душевому потреблению бытовых услуг - в 2. Даже разработанные рациональные нормативы, учитывающие минимально необходимую потребность в услугах, не удовлетворялись. По сравнению с ними обеспеченность бытовыми услугами составляла 77% от норматива, в том числе, по ремонту и строительству жилья - 8,6%, по ремонту транспорта - 14,1%, по химчистке - 29,8%, по услугам парикмахерских - 43,4% и т.д.20

     Если ранее многие виды бытовых услуг были заведомо убыточными или весьма низко рентабельными, то в условиях рынка они тем более не могли выжить. Многие приватизированные предприятия службы быта поменяли свой профиль. Одновременно с приватизацией предприятий были ликвидированы городские и региональные органы управления бытовым обслуживанием. Часть из них была преобразована в акционерные общества, в состав которых вошло незначительное количество бывших подведомственных предприятий. К сожалению, в процессе приватизации многие крупные предприятия (дома бытовых услуг, фабрики-прачечные и объединения по ремонту бытовой техники) распались на мелкие цеха, участки, мастерские, ателье, бывшие ранее структурными подразделениями и единицами этих предприятий. Как правило, это сопровождалось снижением ассортимента и потерей объемов оказываемых услуг, снижением уровня бытового обслуживания населения.

     Тарифы на услуги росли существенно быстрее, чем  цены на непродовольственные товары народного потребления. Прежде всего, это было связано с непродуманной  системой экономической мотивации  предпринимательства, неумением начинающих предпринимателей мыслить стратегически, желанием немедленного получения высоких прибылей.

     Численность предприятий, занятых предоставлением услуг, резко уменьшилась. Существенно  усугубили ситуацию и инфляционные процессы.

     Современное состояние  экономики чревато многими опасностями  для малого предпринимательства  вследствие несовершенства рыночных институтов и механизмов. Проблемы его неотделимы от решения макроэкономических задач, и, в частности, снижения инфляции, устойчивого валютного курса, борьбы с коррупцией, обеспечения безопасности бизнеса, претворения в жизнь принятых законов и норм в области поддержки предпринимательства. Опросы выявили следующие трудности, связанные с обеспечением деятельности таких фирм:

     - бюрократические препоны и проволочки при регистрации и лицензировании;

     - взяточничество;

     - удушающий контроль многочисленных дублирующих органов;

     - слабость системы коммерческого кредита ( в качестве стартового капитала в подавляющем большинстве случаев 74% пользуются личными сбережениями, 5,3% берут в долг у друзей и родных);

     - проблемы поиска и использования производственного помещения (стоимость нежилых помещений или их аренда весьма велики, а выдача разрешений на их использование часто связана с коррупцией);

     - трудности, вызванные несовершенством рынка;

     - резкий спад платежеспособного спроса;

     - плохая работа банковских и юридических структур делает неэффективными легальные способы борьбы с неплатежами;

     - неэффективность действий государственных органов по сбору налогов (повышение ставок налогов и репрессий за ошибки ведет к расширению нелегального оборота).

     Все эти препятствия  могли бы быть устранены или уменьшены  путем реализации программ поддержки  бытового обслуживания. Но, несмотря на социальную значимость сферы бытовых услуг, на современном этапе какие-либо программы ее развития реально не могут быть осуществлены в силу дефицита финансовых средств государства. Возможно включение таких программ в уже существующие направления, связанные с поддержкой малого предпринимательства, использование планов их реализации с целью развития предприятий бытовых услуг.

     Однако, при значительном числе отрицательных последствий  ускоренной приватизации, имеется ряд  положительных моментов, в которых  проявилась специфика сферы сервиса, в частности, ее гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям. Это позволило службе сервиса, и бытовому обслуживанию в частности, не только выжить, но и занять законное, достаточно важное место среди других отраслей экономики страны.

     Экономическое значение сферы бытовых услуг объективно возрастает в годы кризисов в силу того, что она призвана значительно, и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских услуг. Она дает возможность приблизить производство к потребителю, помочь выравниванию условий жизни, вовлечь в производство часть материальных и финансовых ресурсов населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления, создать новые рабочие места, ускорить демонополизацию, развивать конкуренцию, служить источником ощутимых бюджетных поступлений.

     Одним из самых весомых  факторов воздействия сферы бытовых  услуг на повышение эффективности  общественного производства многие экономисты называют ее влияние на воспроизводство рабочей силы.

     Бытовые услуги оказывают значительное влияние на рост производительности труда в общественном производстве. Это происходит в направлении совершенствования социально-бытовых условий на производстве, рационального использования и высвобождения внерабочего времени трудящихся для самосовершенствования. К числу таких социально-бытовых условий наряду с организацией питания, оказанием медицинской помощи, созданием санитарно - гигиенических условий на производстве относят и обеспечение соответствующего бытового обслуживания. Создание коммунально-бытовых объектов на предприятии (пункты питания, медицинского обслуживания, торговые точки, организация системы продуктовых заказов, выездное обслуживание, введение системы приема заказов на бытовое обслуживание и др.) в значительной степени способствует повышению работоспособности каждого работника.21

     И последнее, несколько  утраченное временно качество бытового обслуживания населения - экономия денежных доходов населения. В связи с  изменением структуры потребительских  расходов наблюдается постоянный прирост доли расходов на бытовую технику, компьютерную технику, автомобили, индивидуальное строительство. Соответственно возрастающий объем потребностей в их ремонте и обслуживании требует своего удовлетворения на достойном уровне. Привлечение специалистов службы быта для выполнения всевозможных бытовых работ позволяет оказывать высококачественные услуги, экономя при этом средства населения. Нормальное обслуживание и качественный ремонт существенно продлевают жизнь технике, экономя средства ее владельцев на приобретение новой в случае поломки. Раньше существенную значимость играло также и восстановление потребительской стоимости одежды, обуви и т.п. Стирка, химчистка, ремонт обуви, часов, сумок и т.п. экономили денежные доходы населения, продлевая жизнь самых необходимых вещей. Однако сейчас положение несколько изменилось из-за сближения стоимости новой вещи и ее ремонта. С одной стороны, развитие массового промышленного производства существенно снизило цену на эти товары. Выпуск вещей малыми партиями с учетом индивидуальных особенностей потребителей снизил число клиентов ателье индивидуального пошива или изготовления, так как удовлетворил тех, кто предпочитает использовать нестандартные модные вещи. С другой стороны, не умея мыслить стратегически, многие предприниматели взвинчивают цены на ремонт (не заботясь о качестве) и теряют потребителей. Частично в этом есть вина не только предпринимателей, но и государства. Непомерные налоги, высокая арендная плата определяют уровень цен на услуги. Льготы для малорентабельных услуг, оказываемых предприятиями бытового обслуживания беднейшим слоям населения, не только улучшили бы социальное положение населения, но и способствовали бы росту поступлений в бюджет за счет существенного расширения числа клиентов, способных оплачивать эти услуги.

     Таким образом, сфера  бытовых услуг имеет большую  социальную, экономическую и политическую значимость, а также очень прочно связана с задачей повышения  качества жизни населения. Качество жизни - интегральное понятие, комплексно выражающее количественный и качественный аспект удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

     Качество жизни  характеризует в количественно  измеряемых единицах (социальных показателях  и индикаторах) состояние целевой  группы (населения муниципального образования), субъективные и объективные стороны ее жизнедеятельности (образа жизни) и объективные условия этой жизни. Структура системы "качество жизни населения территории"может быть представлена в следующем виде:

Информация о работе Нормативно – законодательное регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания