Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:02, курсовая работа
Цель работы: изучить сущность и содержание нормативно – законодательного регулирования бытового обслуживания.
Задачи работы:
рассмотреть общие положения социальной сферы;
изучить классификацию бытового обслуживания;
изучить нормативные акты бытового обслуживания;
Введение 3
Глава 1. Характеристика бытового обслуживания населения, его социальное и экономическое значение 6
1.1. История и сущность бытового обслуживания населения 6
1.2 . Классификация и социально – экономическое значении бытового обслуживания населения 8
1.3. Методики разработки рационального норматива и потребительской корзины бытовых услуг 15
Глава 2. Нормативно – законодательное регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания 22
2.1. Понятия «норма», «норматив». Сущность планирования 22
2.2. Законодательное регулирование сферы бытовых услуг 29
Глава 3. Перспективы развития и проблемы бытового обслуживания населения 34
3.1. Проблемы развития БОН 34
3.2. Перспективы развития БОН 38
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Муниципальные органы управления, согласно Конституции РФ, независимы и самостоятельны в выборе тех функций, которые они будут исполнять. Данное обстоятельство остро ставит проблему определения пределов законодательного регулирования компетенций муниципальных органов власти в вопросах местного значения, а также границ самостоятельности в принятии управленческих решений. Учет и анализ потребительского поведения населения являются наиболее весомыми и значимыми в определении стратегических целей и задач, стоящих перед органами муниципального управления, поскольку именно социальное благополучие населения, обслуживание его интересов является главной целью их деятельности. Однако выделение этих интересов и ориентиров представляет определенную сложность, так как население не является однородным и группируется по различным признакам.
Одной из основополагающих задач, стоящих перед органами местного самоуправления, является то, что они «должны обеспечить удовлетворение основных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже государственных социальных стандартов» .
Управление муниципальным образованием предполагает определение системы отношений с разными субъектами, действующими на территории образования. Данная система состоит из следующих основных элементов:
хозяйствующие субъекты, как муниципальные, так и иных форм собственности;
общественные организации, объединения граждан, иные формы самоорганизации;
территориальные отделы администрации и муниципальные учреждения;
домашние хозяйства/семьи.
Органы местного самоуправления осуществляют несколько различных функций, которые, соответственно, находят отражение в общей структуре управления.
Во-первых, в отношении всех хозяйствующих субъектов орган местного самоуправления выступает как орган нормативный, имеющий право регулировать определенные виды хозяйственных отношений и издающий обязательные для исполнения на территории муниципального образования нормативные акты и правила.
Во-вторых, орган местного самоуправления является для большинства хозяйствующих субъектов заказчиком определенных видов работ, причем в последнее время эта его роль все время возрастает.
В-третьих, для всех хозяйствующих субъектов орган местного самоуправления выступает как организация, обеспечивающая условия для осуществления хозяйственной деятельности.
В-четвертых, для муниципальных предприятий орган местного самоуправления выполняет функции собственника.
Все
перечисленные функции должны исполняться
в различных структурных
С точки зрения собственника муниципальных предприятий, орган местного самоуправления заинтересован в их наивысшей рентабельности. Но предоставление преимуществ этим предприятиям при распределении муниципального заказа приведет к монополизму, завышению цен на услуги муниципальных предприятий и в итоге к дополнительным расходам местного бюджета. Поэтому крайне важно, чтобы функции единого заказчика и непосредственного управления деятельностью предприятий в структуре администрации были разведены.
Немаловажное
значение в структуре муниципального
образования занимают домашние хозяйства/семьи,
которые являются основой развития
системы духовного
Кроме того, развитие домохозяйств привело к решению четырех задач, непосредственно влияющих на развитие сферы услуг:
– восстановление и развитие материальной семейной собственности;
– развитие внутрисемейного производства предъявило невиданные прежде запросы к развитию материальных услуг (дороги, станции обслуживания и заправки, водоснабжение, канализация, различный ремонт и т.д.);
– высокая культура быта повысила стандарты качества и сложность материальных услуг. А это вызвало массовый спрос на культурного и квалифицированного работника сферы услуг, подняло издержки и цены на предоставляемые услуги;
– само развитие домашних хозяйств поставило конкурентные границы роста цен на услуги, предъявив спрос на широкий круг домашней техники для их производства на дому. Сложился определенный алгоритм в развитии отношений между товарным производством услуг и бытовой техники и нетоварным производством услуг в домашнем хозяйстве .
Тем
не менее, с сожалением приходится констатировать,
что «в российской экономике домохозяйства
не сделались еще реальным экономическим
субъектом рыночных отношений, стоящим
«на равных» с
Таким образом, проведенный в главе 2 анализ данных показывает, что… {3-4 предложения, вывод общий}
Анализируя состояние сферы бытового обслуживания, можно выделить следующие основные сдерживающие факторы развития бытового обслуживания в районах:
Во-первых: Географическая отдаленность населенных пунктов от стационарных специализированных объектов службы быта, их недостаточное количество, низкий уровень технической оснащенности.
Во-вторых:
Отсутствие экономической
В-третьих: Недостаточно активная позиция органов местного самоуправления и их участие в развитии сферы бытового обслуживания на местах.
Наряду с вышеназванными факторами существует ряд проблем, характерных для сферы бытового обслуживания:
- отсутствие современной нормативной правовой базы и механизмов регулирования взаимоотношений между исполнителями, потребителями бытовых услуг и органами власти. Отрасль фактически выпала из сферы нормативного регулирования из-за отсутствия разработчиков. Вся нормативная база предприятий отрасли осталась на уровне 1990 года. За это время в стране изменилась экономическая среда, и нормативные акты, ориентированные на прежнюю экономическую среду, утратили силу, а новые правовые акты не принимались. За последнее десятилетие введены в действие лишь Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 (действующая редакция от 12.10.1999)3. Между тем, подсчитано, что в утверждении и переутверждении нуждаются более 80 тысяч нормативов, ГОСТов, стандартов и т.п. документов, регулирующих совокупность отраслевых групп бытовых услуг;
- недостаток квалифицированных кадров, особенно при организации услуг с применением современных технологий;
- слабая материально-техническая база, отсутствие современного оборудования и новых технологий;
- недостаток технических средств и автотранспорта для организации выездного обслуживания;
- острая потребность и сложность в получении кредитов на развитие бытовых услуг;
- недостаток оборотных средств;
- низкий уровень рентабельности, величина которой находится в пределах 5–10%. Даже у лидеров рынка рентабельность редко поднимается выше 10%. Одним из основных факторов невысокой рентабельности предприятий бытовых услуг выступают длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов. Например, техническое перевооружение фабрики-прачечной обходится в 3 миллиона долларов США, а сроки возврата вложенных средств находятся в пределах 70-ти лет.17
В
первую очередь именно на решение
проблемы рентабельности ориентированы
сопутствующая и сетевая
Рис. 2.4 Проблемы, с которыми сталкивались в своей работе руководители (владельцы) организаций, занимавшихся бытовым обслуживанием населения (по данным анкетирования руководителей (владельцев) объектов бытового обслуживания на 1 июля 2006 г.; в процентах от общего числа ответивших)18
Из рисунка видно, что…
- недоступность к имуществу и высокие расходы на коммунальные услуги.
- бухгалтерский учет и аудиторское обслуживание, которые практически не представлены в отрасли;
Между тем, сфера бытовых услуг, как было отмечено ранее, включает более 25 отраслевых групп услуг, многие из которых имеют высокую социальную значимость и связаны с риском для клиента с точки зрения его личной безопасности или материального ущерба. Очевидные проблемы с инфраструктурой этой сферы затрудняют вхождение в рынок новых хозяйствующих субъектов и приводят к уходу с рынка многочисленных малых предприятий, действующих в низкодоходных, но социально значимых видах деятельности. Поддержка предпринимательства в этой сфере по линии инфраструктуры способствовала бы укреплению отрасли и решению многочисленных социальных проблем.
Важнейшим
условием повышения инвестиционной
привлекательности региона
Среди других актуальных для российского рынка бытовых услуг проблем необходимо отметить:
– Низкое качество оказываемых услуг, во многом являющееся следствием таких факторов, как: устаревшее оборудование, низкая квалификация персонала, низкая заработная плата.
– Значительное количество проверок, которые не помогают, а скорее мешают деятельности предприятия.
– Нездоровая конкуренция, например, на предприятиях по ремонту радиоэлектронной аппаратуры. Действует значительное количество мастеров, оказывающих услуги в частном порядке, что является незаконным, так как такие мастера не платят налогов, аренды, коммунальных платежей и в результате получают сверхприбыли.
Для
решения актуальных для современного
российского рынка бытовых
– Совершенствование кредитной системы и разработка специальных программ кредитования предприятий сферы бытового обслуживания населения. Сегодня лишь 5% предприятий бытовых услуг пользуются кредитами коммерческих банков. Необходимо упростить доступ к кредитным ресурсам и их получение. Для этого важно активно использовать возможности предоставления льготных кредитов предприятиям, в том числе через фонд поддержки малого предпринимательства, так как более 80% предприятий бытовых услуг относятся к малому бизнесу.
– Предоставление предприятиям обслуживания населения налоговых льгот, льгот по арендной плате.
– Совершенствование нормативного регулирования деятельности предприятий бытового обслуживания.
И другие меры.
В целом для поднятия и развития отрасли бытовых услуг в России важна социально-ориентированная государственная политика, в рамках которой предусмотрены значительные расходы на социальную сферу.