Нормативно – законодательное регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить сущность и содержание нормативно – законодательного регулирования бытового обслуживания.
Задачи работы:
 рассмотреть общие положения социальной сферы;
 изучить классификацию бытового обслуживания;
 изучить нормативные акты бытового обслуживания;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика бытового обслуживания населения, его социальное и экономическое значение 6
1.1. История и сущность бытового обслуживания населения 6
1.2 . Классификация и социально – экономическое значении бытового обслуживания населения 8
1.3. Методики разработки рационального норматива и потребительской корзины бытовых услуг 15
Глава 2. Нормативно – законодательное регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания 22
2.1. Понятия «норма», «норматив». Сущность планирования 22
2.2. Законодательное регулирование сферы бытовых услуг 29
Глава 3. Перспективы развития и проблемы бытового обслуживания населения 34
3.1. Проблемы развития БОН 34
3.2. Перспективы развития БОН 38
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Работа содержит 1 файл

курсовая бытовое.DOC

— 800.00 Кб (Скачать)

     Муниципальные органы управления, согласно Конституции  РФ, независимы и самостоятельны в  выборе тех функций, которые они  будут исполнять. Данное обстоятельство остро ставит проблему определения  пределов законодательного регулирования  компетенций муниципальных органов власти в вопросах местного значения, а также границ самостоятельности в принятии управленческих решений. Учет и анализ потребительского поведения населения являются наиболее весомыми и значимыми в определении стратегических целей и задач, стоящих перед органами муниципального управления, поскольку именно социальное благополучие населения, обслуживание его интересов является главной целью их деятельности. Однако выделение этих интересов и ориентиров представляет определенную сложность, так как население не является однородным и группируется по различным признакам.

     Одной из основополагающих задач, стоящих  перед органами местного самоуправления, является то, что они «должны обеспечить удовлетворение основных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже государственных социальных стандартов» .

     Управление  муниципальным образованием предполагает определение системы отношений  с разными субъектами, действующими на территории образования. Данная система состоит из следующих основных элементов:

     хозяйствующие субъекты, как муниципальные, так  и иных форм собственности;

     общественные  организации, объединения граждан, иные формы самоорганизации;

     территориальные отделы администрации и муниципальные  учреждения;

     домашние  хозяйства/семьи.

     Органы  местного самоуправления осуществляют несколько различных функций, которые, соответственно, находят отражение  в общей структуре управления.

     Во-первых, в отношении всех хозяйствующих  субъектов орган местного самоуправления выступает как орган нормативный, имеющий право регулировать определенные виды хозяйственных отношений и издающий обязательные для исполнения на территории муниципального образования нормативные акты и правила.

     Во-вторых, орган местного самоуправления является для большинства хозяйствующих субъектов заказчиком определенных видов работ, причем в последнее время эта его роль все время возрастает.

     В-третьих, для всех хозяйствующих субъектов  орган местного самоуправления выступает  как организация, обеспечивающая условия для осуществления хозяйственной деятельности.

     В-четвертых, для муниципальных предприятий  орган местного самоуправления выполняет функции собственника.

     Все перечисленные функции должны исполняться  в различных структурных подразделениях, поэтому отношения с хозяйствующими субъектами должны строиться на разных принципах. Так, с точки зрения размещения муниципального заказа, органу местного самоуправления безразлично, какое предприятие его будет выполнять, лишь бы условия (стоимость, сроки и др.) были наиболее выгодными.16

     С точки зрения собственника муниципальных  предприятий, орган местного самоуправления заинтересован в их наивысшей  рентабельности. Но предоставление преимуществ  этим предприятиям при распределении  муниципального заказа приведет к монополизму, завышению цен на услуги муниципальных предприятий и в итоге к дополнительным расходам местного бюджета. Поэтому крайне важно, чтобы функции единого заказчика и непосредственного управления деятельностью предприятий в структуре администрации были разведены.

     Немаловажное  значение в структуре муниципального образования занимают домашние хозяйства/семьи, которые являются основой развития системы духовного производства, индустрии общественной культуры, а  также оказывают решающее воздействие  на развитие сферы материальных услуг (коммунальных, бытовых, транспортных, общественного питания и т.д.).

     Кроме того, развитие домохозяйств привело  к решению четырех задач, непосредственно  влияющих на развитие сферы услуг:

     – восстановление и развитие материальной семейной собственности;

     – развитие внутрисемейного производства предъявило невиданные прежде запросы  к развитию материальных услуг (дороги, станции обслуживания и заправки, водоснабжение, канализация, различный  ремонт и т.д.);

     – высокая культура быта повысила стандарты качества и сложность материальных услуг. А это вызвало массовый спрос на культурного и квалифицированного работника сферы услуг, подняло издержки и цены на предоставляемые услуги;

     – само развитие домашних хозяйств поставило  конкурентные границы роста цен на услуги, предъявив спрос на широкий круг домашней техники для их производства на дому. Сложился определенный алгоритм в развитии отношений между товарным производством услуг и бытовой техники и нетоварным производством услуг в домашнем хозяйстве .

     Тем не менее, с сожалением приходится констатировать, что «в российской экономике домохозяйства  не сделались еще реальным экономическим  субъектом рыночных отношений, стоящим  «на равных» с предпринимателями  и государством. В лучшем случае их рассматривают как потребителей товаров и услуг, т.е. как население, получающее в ходе распределения в значительной мере через государственные каналы необходимые материальные и нематериальные блага. Домохозяйства выглядят скорее как объект воздействия, а не полноправный субъект экономической деятельности».

     Таким образом, проведенный в главе 2 анализ данных показывает, что… {3-4 предложения, вывод общий}

 

Глава 3. Перспективы развития и проблемы бытового обслуживания населения

    1. Проблемы  развития БОН
 

     Анализируя  состояние сферы бытового обслуживания, можно выделить следующие основные сдерживающие факторы развития бытового обслуживания в районах:

     Во-первых: Географическая отдаленность населенных пунктов от стационарных специализированных объектов службы быта, их недостаточное количество, низкий уровень технической оснащенности.

     Во-вторых: Отсутствие экономической привлекательности  занятие бизнесом в сфере бытовых  услуг. Низкая платежная способность  основной массы населения приводит к тому, что предприятия службы быта стараются сохранить цены на доступном уровне, в результате вынуждены зачастую работать с убытками. Количество предпринимателей в сфере бытовых услуг растет низкими темпами, граждане, оказывающие нелегально бытовые услуги, не торопятся регистрировать свою коммерческую деятельность официально.

     В-третьих: Недостаточно активная позиция органов  местного самоуправления и их участие  в развитии сферы бытового обслуживания на местах.

     Наряду  с вышеназванными факторами существует ряд проблем, характерных для  сферы бытового обслуживания:

     - отсутствие современной нормативной правовой базы и механизмов регулирования взаимоотношений между исполнителями, потребителями бытовых услуг и органами власти. Отрасль фактически выпала из сферы нормативного регулирования из-за отсутствия разработчиков. Вся нормативная база предприятий отрасли осталась на уровне 1990 года. За это время в стране изменилась экономическая среда, и нормативные акты, ориентированные на прежнюю экономическую среду, утратили силу, а новые правовые акты не принимались. За последнее десятилетие введены в действие лишь Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 (действующая редакция от 12.10.1999)3. Между тем, подсчитано, что в утверждении и переутверждении нуждаются более 80 тысяч нормативов, ГОСТов, стандартов и т.п. документов, регулирующих совокупность отраслевых групп бытовых услуг;

     - недостаток квалифицированных кадров, особенно при организации услуг с применением современных технологий;

     - слабая материально-техническая база, отсутствие современного оборудования и новых технологий;

     - недостаток технических средств и автотранспорта для организации выездного обслуживания;

     - острая потребность и сложность в получении кредитов на развитие бытовых услуг;

     - недостаток оборотных средств;

     - низкий уровень рентабельности, величина которой находится в пределах 5–10%. Даже у лидеров рынка рентабельность редко поднимается выше 10%. Одним из основных факторов невысокой рентабельности предприятий бытовых услуг выступают длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов. Например, техническое перевооружение фабрики-прачечной обходится в 3 миллиона долларов США, а сроки возврата вложенных средств находятся в пределах 70-ти лет.17

     В первую очередь именно на решение  проблемы рентабельности ориентированы  сопутствующая и сетевая модели, рекомендуемые экспертами как наиболее эффективные в современных условиях для ведения бизнеса бытовых  услуг. Примечательно, что проблема низкой рентабельности и высоких издержек не останавливает инвесторов, развивающих различные виды бытовых услуг. В частности, наиболее быстрыми темпами в настоящее время развивается сегмент клининга, характеризующийся наиболее высокими издержками на рынке бытовых услуг (только в оборудование и подготовку кадров необходимо инвестировать не менее полумиллиона долларов). Ежегодно сегмент клининга увеличивается на 50%, в нем появляется до 20 новых компаний. 
 
 
 
 
 

Рис. 2.4 Проблемы, с которыми сталкивались в своей работе руководители (владельцы) организаций, занимавшихся бытовым обслуживанием населения (по данным анкетирования руководителей (владельцев) объектов бытового обслуживания на 1 июля 2006 г.; в процентах от общего числа ответивших)18

Из рисунка  видно, что…

     - недоступность к имуществу и высокие расходы на коммунальные услуги.

     - бухгалтерский учет и аудиторское обслуживание, которые практически не представлены в отрасли;

     Между тем, сфера бытовых услуг, как  было отмечено ранее, включает более 25 отраслевых групп услуг, многие из которых имеют высокую социальную значимость и связаны с риском для клиента с точки зрения его личной безопасности или материального ущерба. Очевидные проблемы с инфраструктурой этой сферы затрудняют вхождение в рынок новых хозяйствующих субъектов и приводят к уходу с рынка многочисленных малых предприятий, действующих в низкодоходных, но социально значимых видах деятельности. Поддержка предпринимательства в этой сфере по линии инфраструктуры способствовала бы укреплению отрасли и решению многочисленных социальных проблем.

     Важнейшим условием повышения инвестиционной привлекательности региона является формирование адаптивной саморазвивающейся  системы поддержки предпринимательства, создание необходимой инфраструктуры, включающей совокупность предприятий, организаций и институтов, обеспечивающих нормальные условия жизнедеятельности и процесс воспроизводства в регионе. Это справедливо в отношении регионов в целом, в отношении малого предпринимательства, составляющего основу рыночной экономики на региональном уровне, в отношении социальной сферы и социально-значимых видов предпринимательства, составляющих центральное звено сферы бытовых услуг, особо нуждающихся в поддержке со стороны органов управления.

     Среди других актуальных для российского  рынка бытовых услуг проблем необходимо отметить:

     – Низкое качество оказываемых услуг, во многом являющееся следствием таких  факторов, как: устаревшее оборудование, низкая квалификация персонала, низкая заработная плата.

     – Значительное количество проверок, которые не помогают, а скорее мешают деятельности предприятия.

     – Нездоровая конкуренция, например, на предприятиях по ремонту радиоэлектронной аппаратуры. Действует значительное количество мастеров, оказывающих услуги в частном порядке, что является незаконным, так как такие мастера не платят налогов, аренды, коммунальных платежей и в результате получают сверхприбыли.

     Для решения актуальных для современного российского рынка бытовых услуг  проблем, по мнению экспертов, эффективны следующие меры:

     – Совершенствование кредитной системы и разработка специальных программ кредитования предприятий сферы бытового обслуживания населения. Сегодня лишь 5% предприятий бытовых услуг пользуются кредитами коммерческих банков. Необходимо упростить доступ к кредитным ресурсам и их получение. Для этого важно активно использовать возможности предоставления льготных кредитов предприятиям, в том числе через фонд поддержки малого предпринимательства, так как более 80% предприятий бытовых услуг относятся к малому бизнесу.

     – Предоставление предприятиям обслуживания населения налоговых льгот, льгот по арендной плате.

     – Совершенствование нормативного регулирования  деятельности предприятий бытового обслуживания.

     И другие меры.

     В целом для поднятия и развития отрасли бытовых услуг в России важна социально-ориентированная государственная политика, в рамках которой предусмотрены значительные расходы на социальную сферу.

Информация о работе Нормативно – законодательное регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания