Нормативно – законодательное регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить сущность и содержание нормативно – законодательного регулирования бытового обслуживания.
Задачи работы:
 рассмотреть общие положения социальной сферы;
 изучить классификацию бытового обслуживания;
 изучить нормативные акты бытового обслуживания;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика бытового обслуживания населения, его социальное и экономическое значение 6
1.1. История и сущность бытового обслуживания населения 6
1.2 . Классификация и социально – экономическое значении бытового обслуживания населения 8
1.3. Методики разработки рационального норматива и потребительской корзины бытовых услуг 15
Глава 2. Нормативно – законодательное регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания 22
2.1. Понятия «норма», «норматив». Сущность планирования 22
2.2. Законодательное регулирование сферы бытовых услуг 29
Глава 3. Перспективы развития и проблемы бытового обслуживания населения 34
3.1. Проблемы развития БОН 34
3.2. Перспективы развития БОН 38
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Работа содержит 1 файл

курсовая бытовое.DOC

— 800.00 Кб (Скачать)

 

     В современных условиях бытовое обслуживание приобретает всё более универсальный  характер при специализации отдельных  видов и типов обслуживания.

     Как сфера экономической деятельности  бытовое обслуживание составляет отдельный  сегмент сферы сервиса, цель которого – удовлетворение бытовых человеческих потребностей.

     Что бы вы сказали по данным этой таблицы? Число падает…

    1. . Классификация и социально – экономическое значении  
      бытового обслуживания населения
 

     Перечень  бытовых услуг, оказываемых населению на территории Российской Федерации, представлен в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН). Классификатор был утвержден Госстандартом Российской Федерации 28.06.1993 г. (последнее изменение – 28.03.2008 г.). Классификатор разработан для решения следующих задач:

  1. повышение стандартизации в сфере услуг;
  2. изучение спроса и прогнозирование объема реализации услуг;
  3. повышение эффективности применения средств вычислительной техники;
  4. проведение процесса сертификации услуг с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;
  5. приведение классификации услуг в соответствие с международными стандартами.

     Для классификатора услуг населению  принята иерархическая классификация  с делением всего классификационного множества объектов на группы. Затем каждую группу делят на подгруппы, которые в свою очередь делят на виды деятельности по целевому функциональному назначению. В ОКУН используют последовательную систему кодирования. 

                          ХХ        Х        Х       ХХ       КЧ

                         ──┬──    ──┬──    ──┬──    ──┬──    ──┬──

Группа                     │        │        │        │        │

───────────────────────────┘        │        │        │        │

Подгруппа                           │        │        │        │

────────────────────────────────────┘        │        │        │

Вид                                          │        │        │

─────────────────────────────────────────────┘        │        │

Услуга                                                │       │

──────────────────────────────────────────────────────┘        │

Контрольное число                                              │

───────────────────────────────────────────────────────────────┘ 

     Общая структура кодового обозначения  классификатора услуг населению имеет следующую схему:

     Там, где табличка переползает на другую страницу, давайте сделаем «продолжение табл. 2»

Таблица 2

Структура бытовых услуг по ОКУН

(с учетом  изменений на 28.03.2008 г.)3 

Подгруппа Вид Услуга
ед. %
011      
 
 
Ремонт, окраска и пошив обуви Ремонт обуви 30  
Окраска обуви 5  
Пошив обуви 12  
Прочие  услуги по ремонту и пошиву обуви 10  
Итого услуг в подгруппе 57 6
012        
 
 
 
 
Ремонт  и пошив швейных, меховых и  кожаных изделий, головных уборов и  изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий Ремонт  швейных, меховых  и кожаных изделий,  головных уборов и изделий текстильной  галантереи 31  
Пошив  швейных, меховых  и кожаных  изделий,  головных уборов и изделий текстильной  галантереи 32  
Прочие  услуги  по ремонту и пошиву швейных, меховых  и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной  галантереи 10  
Ремонт  трикотажных изделий 11  
Пошив и вязание трикотажных изделий 18  
Прочие  услуги при пошиве и вязании трикотажных изделий 5  
Итого услуг в подгруппе 107 11
013      
 
 
Ремонт  и техническое обслуживание бытовой  радиоэлектронной аппаратуры, бытовых  машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий Ремонт     и    техническое    обслуживание    бытовой радиоэлектронной аппаратуры 69  
Ремонт  бытовых машин 18  
Ремонт  бытовых приборов 91  
Ремонт  и изготовление металлоизделий 51  
Итого услуг в подгруппе 229 24
014     
 
Изготовление  и ремонт мебели Изготовление  мебели 17  
Ремонт мебели 10  
Прочие  услуги по изготовлению и ремонту  мебели 9  
Итого услуг в подгруппе 36 4
015      
 
 
Химическая  чистка и крашение, услуги прачечных Химическая  чистка 31  
Прочие  услуги при химической чистке 25  
Крашение 7  
Услуги  прачечных 21  
Итого услуг в подгруппе 84 9
016     
 
Ремонт  и строительство жилья и других построек Ремонт жилья  и других построек 12  
Строительство жилья и других построек 22  
Прочие  услуги, оказываемые при ремонте  и строительстве жилья и других построек 14  
Итого услуг в подгруппе 48 5
Подгруппа Вид Услуга
ед. %
017         
 
 
 
 
 
Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования   
Техническое обслуживание легковых автомобилей 13  
Ремонт  легковых автомобилей 17  
Техническое   обслуживание   грузовых   автомобилей  и автобусов 13  
Ремонт  грузовых автомобилей и автобусов 19  
Техническое  обслуживание  и  ремонт  мототранспортных средств 6  
Прочие  услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств 55  
Техническое обслуживание и ремонт строительно-дорожных машин и оборудования 59  
Итого услуг в подгруппе 182 19
018    
Услуги  фотоателье и фото- и кинолабораторий Услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий 25  
Прочие услуги производственного характера 24  
Итого услуг в подгруппе 49 5
019         
 
 
 
 
 
Услуги  бань и душевых, парикмахерских. услуги предприятий по прокату. ритуальные, обрядовые услуги Услуги бань и душевых 0  
Прочие  услуги, оказываемые в банях и душевых 2  
Услуги  парикмахерских 37  
Услуги  предприятий по прокату 37  
Ритуальные  услуги 27  
Обрядовые услуги 4  
Прочие  услуги непроизводственного характера 53  
Итого услуг в подгруппе 160 17
  Итого подгрупп бытовых услуг по ОКУН 9  
  Итого видов  бытовых услуг по ОКУН 40  
  Итого услуг  по ОКУН 952 100

 

     На  сегодняшний день ОКУН выделяет 952 бытовые  услуги, группируя их в 9 подгрупп. По состоянию на 01.01.2005 г. на территории города Екатеринбурга насчитывается 692 вида услуг, но не все из них названы в ОКУН.

     Таблица 3

     Объем платных бытовых услуг населению  по видам (млн. руб., в 1995 – млрд. руб.)4 

  1995 2000 2005 2006 2007 2008
Все оказанные  платные бытовые  
услуги
21838 87889 228679 277883 330839 406107
    в том числе:
           
ремонт, окраска и пошив обуви 484 2427 6280 7171 8024 9352
ремонт  и пошив швейных, меховых  
и кожаных изделий, головных уборов  
и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и  вязание  
трикотажных изделий
3285 9138 20997 22998 26447 29374
ремонт  и техническое обслуживание  
бытовой радиоэлектронной  
аппаратуры, бытовых машин  
и приборов, ремонт и изготовление  
металоизделий
1608 6822 14970 16960 19196 21154
изготовление  и ремонт мебели 385 1394 4228 8967 9511 12836
химическая  чистка и крашение 92 610 1715 2083 2573 3104
услуги  прачечных 660 1167 1826 1975 2064 2135
ремонт  и строительство жилья  
и других построек
5956 18559 62571 78406 98406 122326
техническое обслуживание и ремонт  
транспортных средств, машин  
и оборудования
1590 17951 55040 65860 81650 105599
услуги  фотоателье, фото- и кино- 
лабораторий
382 2499 5701 6346 7114 8240
услуги  бань и душевых 268 1393 4435 5592 7037 9120
услуги  парикмахерских 1029 4519 15731 19916 25484 31818
услуги  по прокату  102 228 1087 1487 1991 2659
ритуальные услуги 900 5227 18247 22765 23719 29271
транспортно-экспедиторские услуги 2913 8574
другие  услуги 2184 7381 15851 17357 17625 19119

 

     В настоящее время российский рынок  бытовых услуг выходит на качественно  новый уровень. Все больше людей  и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Увеличивается число организаций бытового обслуживания.

     Объем рынка бытовых услуг в России оценивается в 400–500 млн. долларов США (по данным игроков рынка). В 2006 году рост рынка составил 5,9%.5

     Российский  рынок бытового обслуживания во многом своеобразен по отношению к европейскому рынку. Так, в России в сфере бытового обслуживания населения получило распространение  не малое частное предпринимательство, не семейный бизнес, как на Западе, а коллективные, кооперативные формы хозяйствования. Владельцами предприятий сферы быта являются: трудовые коллективы – 63%, юридические лица – 23% и физические лица – 13%.

     В современных условиях отрасль бытового обслуживания населения развивается неустойчиво, о чем, в частности, свидетельствует следующий факт. Удельный вес бытовых услуг в общем объеме платных услуг населению не имеет тенденции к росту. В 2000 году он составил 12,6%, в 2001 году – 12,2%, в 2002 году – 11,7%, в 2003 году – 10,7%, в 2004 году – 10,5% , в 2005 – 10,1, в 2006 -  9,9, в 2007 -  9,7 , в 2008 – 9,9 (см. рисунок 1.1).  

     Рисунок 1.1 – Динамика доли бытовых услуг в общем объеме платных услуг населению в России в 2000–2007 гг., %6 

     Интенсивному  развитию организаций бытового обслуживания способствует все возрастающий спрос  на бытовые услуги, как со стороны  корпоративных клиентов – банков, офисных и торговых центров, так и со стороны частных лиц. По мнению экспертов маркетингового агентства Bauman Innovation, спрос на бытовые услуги в последние годы увеличивается на 25–30% ежегодно и обусловлен главным образом стремлением состоятельных людей улучшить качество своей жизни и сэкономить время на повседневных делах.

     По  данным Bauman Innovation, целевой аудиторией для предоставления качественных бытовых  услуг в России сегодня выступают  не более 10–15% населения – это наиболее обеспеченная часть россиян. Эта аудитория в целом уже охвачена действующими организациями бытового обслуживания.7

     Данный  факт позволяет полагать, что, несмотря на оптимистичные показатели развития отрасли бытовых услуг в России, уже в ближайшие годы тенденция  бурного роста может приостановиться, поскольку рынок столкнется с  ограничениями спроса.

     Объем платных услуг на душу населения растет с каждым годом. Как видно из следующего рисунка.

     

     Рис 1.2. Объем бытовых услуг на душу населения см. оформление Рис.1.1.

     В соответствии с неравномерностью спроса на бытовые услуги среди населения с различным уровнем дохода одними из основных тенденций производства бытовых услуг на современном этапе выступают: снижение предложения по целому ряду бытовых услуг в связи с приватизацией и перепрофилированием предприятий, а также в некоторых случаях «вымывание» услуг, производимых по ценам, доступным для малодоходных слоев населения, и увеличение предложения услуг для населения с высокими доходами.  

     Таблица 4

Объем платных  бытовых услуг населению в Свердловской области (миллионов рублей; 1995 г. – млрд. руб.)8 

1995 2000 2005 2006 2007 2008
589 1691 6397 8933 11576 14665

 

     Из  данных таблицы видно, что… (одно-два  предложения на тему того, что видно  из таблицы J )Таким образом, сфера бытовых услуг  имеет большую социальную, экономическую и политическую значимость, а также очень прочно связана с задачей  повышения качества жизни населения. Качество жизни - интегральное понятие, комплексно выражающее количественный и качественный аспект удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

1.3. Методики разработки рационального норматива  
и потребительской корзины бытовых услуг

 

     В основе методов разработки нормативов рационального потребления лежит  группировка товаров и услуг  в рамках конкретных сфер потребления. Идея разработки таких нормативов исходит из полного охвата круга товаров и услуг, относящихся к тому или иному потребительскому комплексу.

     Разработка  рациональных нормативов производится рядом методов.

     Наиболее  широкое применение получил нормативно-статистический метод  Н.М. Римашевского. При использовании этого метода общие расходы семьи рассчитываются на основе выявленной  статистическим путем зависимости общего уровня расходов от уровня дохода, определяемого нормативным образом на базе бюджетной статистики.

Информация о работе Нормативно – законодательное регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания