Нормативно – законодательное регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить сущность и содержание нормативно – законодательного регулирования бытового обслуживания.
Задачи работы:
 рассмотреть общие положения социальной сферы;
 изучить классификацию бытового обслуживания;
 изучить нормативные акты бытового обслуживания;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика бытового обслуживания населения, его социальное и экономическое значение 6
1.1. История и сущность бытового обслуживания населения 6
1.2 . Классификация и социально – экономическое значении бытового обслуживания населения 8
1.3. Методики разработки рационального норматива и потребительской корзины бытовых услуг 15
Глава 2. Нормативно – законодательное регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания 22
2.1. Понятия «норма», «норматив». Сущность планирования 22
2.2. Законодательное регулирование сферы бытовых услуг 29
Глава 3. Перспективы развития и проблемы бытового обслуживания населения 34
3.1. Проблемы развития БОН 34
3.2. Перспективы развития БОН 38
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Работа содержит 1 файл

курсовая бытовое.DOC

— 800.00 Кб (Скачать)

                                                                             (1.6) 

     где q – индекс выделенной группы по уровню дохода;

     Дq – годовой доход одного потребителя в q-ой группе;

     В – удельный вес расходов на бытовые  услуги в доходе потребителя рассматриваемой  группы.

     В рамках рассчитываемых сумм составляется перечень услуг, доступных для потребителей каждой группы с учетом:

     а) каждая услуга рассматривается в  соответствии с ее местом в структуре потребительских предпочтений, выявленных в результате проведения социологического опроса;

     б) потребители бытовых услуг с  низким уровнем дохода ориентируются  на количественный параметры потребления, т.е. предпочитают пользоваться более дешевыми услугами.

 

Глава 2. Нормативно – законодательное  регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания

2.1. Понятия «норма», «норматив». Сущность планирования

См. образец Глава 1 и параграф 1.1. 

     Норма – это размер плановых затрат на расчетную единицу. Норма – абсолютное число.

     Норматив  – выражает плановый уровень тех  или иных затрат. Норматив – относительное  число.10

     Следует так же обратить внимание на то, что  понятия "норма" и "норматив", используемые в практике нормативного регулирования, не тождественны по своему экономическому содержанию. Понятие "норма" происходит от латинского "norma" – руководящее начало, образец, правило. В экономике нормой называется узаконенный, признанный обязательным порядок (например, норма права). Другая трактовка данного термина связана с пониманием нормы как предельной величины расхода ресурсов на определенные цели. В отличие от нормы, норматив обычно отражает количественную меру связи между различными показателями.

     Под экономическими нормативами понимаются абсолютные или относительные величины, применяемые для регулирования экономических отношений в народном хозяйстве и выражающие требования к затратам, результатам производства, их распределению и использованию. Нормативы – это форма контроля государства за деятельностью хозяйствующих субъектов. Они отражают связи между объективными экономическими категориям и соответствующими показателями.

     Нормативы устанавливают связи между ресурсами  предприятий и конечными результатами, в которых заинтересовано общество, ориентируют хозяйствующих субъектов на принятие экономических решений, отвечающих как интересам занятых на них людей, так и экономики в целом, служат средством достижения этих интересов. Основной задачей нормативных показателей, применяемых в целях регулирования экономической деятельности как на макро-, так и на микроуровне, является повышения обоснованности планово-программных документов и преодоления их субъективизма. С помощью нормативов достигается объективно обусловленная связь между результатами производства, затратами и доходами предприятий. Определяются важнейшие общественные потребности и возможности их удовлетворения при научно-обоснованных, по возможности минимальных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

     Функции нормативов классифицируются следующим образом:11

  1. регулирующие. Нормативы могут быть использованы для упорядочения финансовых взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом, министерствами, и различных звеньев экономики друг с другом; регулирования соотношения затрат и результатов, обеспечения соответствия результатов хозяйственной деятельности общественным требованиям и интересам. Примером регулирующих нормативов являются ставки налогов, уплачиваемых предприятиями и организациями в бюджеты различных уровней; нормативы, устанавливаемые Центральным банком для регулирования деятельности кредитных учреждений; экологические нормативы (предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды, налоги экологического характера) и др.;
  2. стимулирующие. Нормативы должны ориентировать предприятия и организации на повышение эффективности хозяйственной деятельности, лучшее использование ресурсов. Примером могут являться налоговые льготы, предоставляемые хозяйствующим субъектам, ведущим свою деятельность в приоритетных отраслях экономики; нормативы амортизационных отчислений, предусматривающие ускоренную амортизацию основных фондов для определенных категорий предприятий; нормативы фондов экономического стимулирования;
  3. распределительные. С помощью нормативов может осуществляться регулирование распределения ресурсов и результатов хозяйственной деятельности в экономике (например, нормативы распределения прибыли предприятий);
  4. оценочные. Существует большое число нормативных показателей, позволяющих оценить эффективность хозяйственной деятельности предприятия или организации в целом, а также отдельные ее аспекты – нормативы эффективности капитальных вложений, рентабельности, продолжительности строительства, оборачиваемости оборотных средств, освоения производственных мощностей, ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта и др.. Такие виды норм и нормативов широко используются в практике аудита. Сами по себе они не являются регуляторами экономической деятельности, но служат основой для последующего принятия управленческих решений.

     Начиная с 60-х годов ХХ века научными учреждениями отрасли бытового обслуживания разрабатывался ряд экономических нормативов. Нормативная база бытового обслуживания населения представляла собой  совокупность нескольких видов социально-экономических нормативов, целевых показателей, социальных гарантий, рациональных нормативов.12

     Целевые показатели применялись в качестве предплановых оценок в долгосрочном планировании и отражали такой уровень  развития отрасли, который обеспечивал  бы полное по объему и структуре  удовлетворение разумных потребностей человека.

     Социальные  гарантии представляли собой  нормо - директивы текущего планирования и служили количественным ориентиром для деятельности отрасли бытового обслуживания населения.

     Расчет  рациональных нормативов на новый период проводился от базы, в качестве которой применялся достигнутый на момент планирования уровень развития отрасли. Такой подход был заимствован из практики планирования в сфере материального производства, т.к. в течение многих лет отрасль бытового обслуживания приравнивалась к отраслям промышленности и наделялась их характеристиками.

     Планирование  от базы не может отражать тенденции  развития отрасли бытового обслуживания, т.к. она относится к социальной сфере и имеет субъективную природу, зависящую от потребностей и мотивов  конкретного потребителя.13

     Планирование  от базы характеризовало лишь стратегию  развития отрасли, выбранную органами управления и не учитывало изменения  ситуации на рынке услуг, связанного с влиянием ряда факторов: уровня доходов  населения, спроса на услуги, сезонности, реальных мотивов поведения потребителей, иерархии потребностей и пр. 
 

     Таблица 5

     Динамика  среднедушевых доходов населения  по России14 

Годы рублей в месяц  
(до 1998г.-тыс.руб.)
1970 0,074
1975 0,099
1980 0,121
1985 0,142
1990 0,217
1991 0,47
1992 4,017
1993 45,27
1994 206,6
1995 515,9
1996 769,5
1997 940,6
1998 1010,2
1999 1658,9
2000 2281,1
2001 3062
2002 3947,2
2003 5170,4
2004 6410,3
2005 8111,9
2006 10196
2007 12602,7
2008 15135,8

     Давайте табличку развернем? Годы – в строчку, рубли – тоже в строчку. Просто по краям растянуть ее нужно. Из данных таблицы видно…

     В основе целевых показателей и  социальных гарантий лежит научно-обоснованный уровень потребления услуг, т.е. рациональный норматив.

     Согласно  ГОСТ Р - 52492 -2005 «Услуги бытовые. Социальные нормы и нормативы к услугам» представлены следующие нормативы:

Номер таблицы 1 у вас уже есть… Сможете  через Fine Reader распознать и как обычную  табличку вставить? 
 
 
 
 

     

Рис. 2.3 Удельный вес платных бытовых услуг населению в общем объеме платных услуг и в потребительских расходах домашних хозяйств (в процентах)15

Из рисунка  видно, что…

     Для отрасли бытового обслуживания  населения рациональные нормативы  потребления, в отличие от социальных гарантий, служат не столько количественным ориентиром, сколько показателем, отражающим основные направления развития отрасли. Такого рода нормы разрабатывались по всем элементам личного потребления (продукты питания, непродовольственные товары, материально-0бытовые, социально-культурные услуги и т.д.) и базировались на использовании четких физиологических, рациональных, технологических,  санитарных, гигиенических критериев потребления и расходования.

2.2. Законодательное регулирование сферы бытовых услуг

 

     В условиях современной России трансформируется вся система социально-экономических функций и прерогатив государственных и муниципальных органов власти. Переход к новым экономическим отношениям настоятельным образом требует от органов муниципального управления изменения своей деятельности и создания таких условий, при которых адаптация населения к рыночным механизмам прошла бы без катастрофических потрясений и социальной напряженности. Все это предполагает создание эффективного, отвечающего современным требованиям правового механизма регулирования сферы бытовых услуг.

     Правовое  регулирование отношений, возникающих  в связи с организацией системы  бытового обслуживания населения, основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей», других законах и  нормативных правовых актах Российской Федерации и реализуется в рамках Федерального закона «Об основах организации бытового обслуживания населения в Российской Федерации».

     Действие  этого Федерального закона распространяется на всю систему бытового обслуживания населения в Российской Федерации, включающую в себя деятельность органов бытового обслуживания населения по оказанию услуг на основе договоров и выполнению работы для населения, в том числе бытовых услуг по изготовлению изделий (пошиву вещей), проведению ремонтных, профилактических работ по индивидуальным заказам, оздоровительных и косметических услуг (немедицинского характера), а также других бытовых услуг по удовлетворению потребностей граждан, относящихся к личным (бытовым, семейным) нуждам и не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности (услуги мастерских, бань, прачечных, химчисток, фотоателье, парикмахерских, ателье проката и других).

     Анализ  нормативной правовой базы показывает следующее:

     На  уровне Российской Федерации сфера  бытового обслуживания косвенно регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

     Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей";

     Законом Российской Федерации от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом  регулировании";

     Законом Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации";

     Законом Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

     Государственной программой развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446.

     Непосредственно регулирующими отношение между  потребителями и исполнителями  в сфере бытового обслуживания нормативно-правовыми  актами являются:

     Правила бытового обслуживания населения в  Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025;

     Закон Российской Федерации от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".

     В сфере бытового обслуживания наряду с законами и правилами действуют  государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТы), классификаторы, инструкции, регламенты.

     Кроме федерального уровня, сфера бытовых  услуг регулируется и на муниципальном  уровне органами местного самоуправления, которые состоят из субъекта управления (непосредственно сами органы) и  объекта управления (муниципального образования и муниципального хозяйства).

Информация о работе Нормативно – законодательное регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания