Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:02, курсовая работа
Цель работы: изучить сущность и содержание нормативно – законодательного регулирования бытового обслуживания.
Задачи работы:
рассмотреть общие положения социальной сферы;
изучить классификацию бытового обслуживания;
изучить нормативные акты бытового обслуживания;
Введение 3
Глава 1. Характеристика бытового обслуживания населения, его социальное и экономическое значение 6
1.1. История и сущность бытового обслуживания населения 6
1.2 . Классификация и социально – экономическое значении бытового обслуживания населения 8
1.3. Методики разработки рационального норматива и потребительской корзины бытовых услуг 15
Глава 2. Нормативно – законодательное регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания 22
2.1. Понятия «норма», «норматив». Сущность планирования 22
2.2. Законодательное регулирование сферы бытовых услуг 29
Глава 3. Перспективы развития и проблемы бытового обслуживания населения 34
3.1. Проблемы развития БОН 34
3.2. Перспективы развития БОН 38
Заключение 45
Список использованной литературы 47
где q – индекс выделенной группы по уровню дохода;
Дq – годовой доход одного потребителя в q-ой группе;
В – удельный вес расходов на бытовые услуги в доходе потребителя рассматриваемой группы.
В рамках рассчитываемых сумм составляется перечень услуг, доступных для потребителей каждой группы с учетом:
а) каждая услуга рассматривается в соответствии с ее местом в структуре потребительских предпочтений, выявленных в результате проведения социологического опроса;
б) потребители бытовых услуг с низким уровнем дохода ориентируются на количественный параметры потребления, т.е. предпочитают пользоваться более дешевыми услугами.
См. образец Глава
1 и параграф 1.1.
Норма – это размер плановых затрат на расчетную единицу. Норма – абсолютное число.
Норматив – выражает плановый уровень тех или иных затрат. Норматив – относительное число.10
Следует так же обратить внимание на то, что понятия "норма" и "норматив", используемые в практике нормативного регулирования, не тождественны по своему экономическому содержанию. Понятие "норма" происходит от латинского "norma" – руководящее начало, образец, правило. В экономике нормой называется узаконенный, признанный обязательным порядок (например, норма права). Другая трактовка данного термина связана с пониманием нормы как предельной величины расхода ресурсов на определенные цели. В отличие от нормы, норматив обычно отражает количественную меру связи между различными показателями.
Под экономическими нормативами понимаются абсолютные или относительные величины, применяемые для регулирования экономических отношений в народном хозяйстве и выражающие требования к затратам, результатам производства, их распределению и использованию. Нормативы – это форма контроля государства за деятельностью хозяйствующих субъектов. Они отражают связи между объективными экономическими категориям и соответствующими показателями.
Нормативы
устанавливают связи между
Функции нормативов классифицируются следующим образом:11
Начиная с 60-х годов ХХ века научными учреждениями отрасли бытового обслуживания разрабатывался ряд экономических нормативов. Нормативная база бытового обслуживания населения представляла собой совокупность нескольких видов социально-экономических нормативов, целевых показателей, социальных гарантий, рациональных нормативов.12
Целевые показатели применялись в качестве предплановых оценок в долгосрочном планировании и отражали такой уровень развития отрасли, который обеспечивал бы полное по объему и структуре удовлетворение разумных потребностей человека.
Социальные гарантии представляли собой нормо - директивы текущего планирования и служили количественным ориентиром для деятельности отрасли бытового обслуживания населения.
Расчет рациональных нормативов на новый период проводился от базы, в качестве которой применялся достигнутый на момент планирования уровень развития отрасли. Такой подход был заимствован из практики планирования в сфере материального производства, т.к. в течение многих лет отрасль бытового обслуживания приравнивалась к отраслям промышленности и наделялась их характеристиками.
Планирование от базы не может отражать тенденции развития отрасли бытового обслуживания, т.к. она относится к социальной сфере и имеет субъективную природу, зависящую от потребностей и мотивов конкретного потребителя.13
Планирование
от базы характеризовало лишь стратегию
развития отрасли, выбранную органами
управления и не учитывало изменения
ситуации на рынке услуг, связанного
с влиянием ряда факторов: уровня доходов
населения, спроса на услуги, сезонности,
реальных мотивов поведения потребителей,
иерархии потребностей и пр.
Таблица 5
Динамика
среднедушевых доходов
Годы | рублей в месяц (до 1998г.-тыс.руб.) |
1970 | 0,074 |
1975 | 0,099 |
1980 | 0,121 |
1985 | 0,142 |
1990 | 0,217 |
1991 | 0,47 |
1992 | 4,017 |
1993 | 45,27 |
1994 | 206,6 |
1995 | 515,9 |
1996 | 769,5 |
1997 | 940,6 |
1998 | 1010,2 |
1999 | 1658,9 |
2000 | 2281,1 |
2001 | 3062 |
2002 | 3947,2 |
2003 | 5170,4 |
2004 | 6410,3 |
2005 | 8111,9 |
2006 | 10196 |
2007 | 12602,7 |
2008 | 15135,8 |
Давайте табличку развернем? Годы – в строчку, рубли – тоже в строчку. Просто по краям растянуть ее нужно. Из данных таблицы видно…
В основе целевых показателей и социальных гарантий лежит научно-обоснованный уровень потребления услуг, т.е. рациональный норматив.
Согласно ГОСТ Р - 52492 -2005 «Услуги бытовые. Социальные нормы и нормативы к услугам» представлены следующие нормативы:
Номер таблицы
1 у вас уже есть… Сможете
через Fine Reader распознать и как обычную
табличку вставить?
Рис. 2.3 Удельный вес платных бытовых услуг населению в общем объеме платных услуг и в потребительских расходах домашних хозяйств (в процентах)15
Из рисунка видно, что…
Для отрасли бытового обслуживания населения рациональные нормативы потребления, в отличие от социальных гарантий, служат не столько количественным ориентиром, сколько показателем, отражающим основные направления развития отрасли. Такого рода нормы разрабатывались по всем элементам личного потребления (продукты питания, непродовольственные товары, материально-0бытовые, социально-культурные услуги и т.д.) и базировались на использовании четких физиологических, рациональных, технологических, санитарных, гигиенических критериев потребления и расходования.
В условиях современной России трансформируется вся система социально-экономических функций и прерогатив государственных и муниципальных органов власти. Переход к новым экономическим отношениям настоятельным образом требует от органов муниципального управления изменения своей деятельности и создания таких условий, при которых адаптация населения к рыночным механизмам прошла бы без катастрофических потрясений и социальной напряженности. Все это предполагает создание эффективного, отвечающего современным требованиям правового механизма регулирования сферы бытовых услуг.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией системы бытового обслуживания населения, основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей», других законах и нормативных правовых актах Российской Федерации и реализуется в рамках Федерального закона «Об основах организации бытового обслуживания населения в Российской Федерации».
Действие этого Федерального закона распространяется на всю систему бытового обслуживания населения в Российской Федерации, включающую в себя деятельность органов бытового обслуживания населения по оказанию услуг на основе договоров и выполнению работы для населения, в том числе бытовых услуг по изготовлению изделий (пошиву вещей), проведению ремонтных, профилактических работ по индивидуальным заказам, оздоровительных и косметических услуг (немедицинского характера), а также других бытовых услуг по удовлетворению потребностей граждан, относящихся к личным (бытовым, семейным) нуждам и не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности (услуги мастерских, бань, прачечных, химчисток, фотоателье, парикмахерских, ателье проката и других).
Анализ нормативной правовой базы показывает следующее:
На уровне Российской Федерации сфера бытового обслуживания косвенно регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей";
Законом Российской Федерации от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании";
Законом Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Законом Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446.
Непосредственно регулирующими отношение между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания нормативно-правовыми актами являются:
Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025;
Закон Российской Федерации от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
В
сфере бытового обслуживания наряду
с законами и правилами действуют
государственные стандарты
Кроме федерального уровня, сфера бытовых услуг регулируется и на муниципальном уровне органами местного самоуправления, которые состоят из субъекта управления (непосредственно сами органы) и объекта управления (муниципального образования и муниципального хозяйства).