Нормативно – законодательное регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить сущность и содержание нормативно – законодательного регулирования бытового обслуживания.
Задачи работы:
 рассмотреть общие положения социальной сферы;
 изучить классификацию бытового обслуживания;
 изучить нормативные акты бытового обслуживания;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика бытового обслуживания населения, его социальное и экономическое значение 6
1.1. История и сущность бытового обслуживания населения 6
1.2 . Классификация и социально – экономическое значении бытового обслуживания населения 8
1.3. Методики разработки рационального норматива и потребительской корзины бытовых услуг 15
Глава 2. Нормативно – законодательное регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания 22
2.1. Понятия «норма», «норматив». Сущность планирования 22
2.2. Законодательное регулирование сферы бытовых услуг 29
Глава 3. Перспективы развития и проблемы бытового обслуживания населения 34
3.1. Проблемы развития БОН 34
3.2. Перспективы развития БОН 38
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Работа содержит 1 файл

курсовая бытовое.DOC

— 800.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  Уральский государственный экономический  университет                                                                                       
Кафедра Экономики сферы услуг
 
 
 

                                          

  Курсовая работа 

по курсу: Экономика и организация бытового обслуживания населения 

на тему: Нормативно – законодательное регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания

   
 
 

                               

                                                               Выполнила:

                              студентка гр. ЭСС-06            Порфирьева Е. Ю. 

                                              Руководитель:                                             

                                                                                          ассистент

                                             Костоусов Л.А. 
           

                          

                            

                                                                                      

                                                              
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2010

 

Содержание

 

Введение

 

     Одной из наиболее социально значимых отраслей сферы платных услуг для города является бытовое обслуживание населения. Российской Федерации, наличием ряда негативных моментов, в числе которых такие, как снижение объемов потребления бытовых услуг, непропорциональное развития отраслевых групп услуг, недостаток предприятий, оказывающих услуги по доступным ценам основной массе населения. В соответствии с Концепцией развития социального обслуживания населения Российской Федерации одним из важнейших звеньев является создание системы социального обслуживания, обеспечивающей разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения на территориальном уровне.

     Отсутствие  предприятий оказывающих многие из ранее распространенных видов  услуг, стало характерным не только для сельских населенных пунктов  и малых городов, но и для густонаселенных  районов и микрорайонов крупных  городов России.  
Поскольку предприятия бытового обслуживания создаются именно для удовлетворения потребностей населения, главным образом, той территории (города, района), на которой они сами расположены, перспективы развития данной сферы во многом зависят от внимания к ней органов местной власти и управления. В создании качественных условий для жизнедеятельности населения немаловажное значение играют показатели уровня развития бытового обслуживания, именно это и должно определять активное участие администраций и муниципалитетов в регулировании функционирования рынка бытовых услуг региона, города, муниципального образования.  
Повышение эффективности производства бытовых услуг, усиление его ориентации на удовлетворение потребностей различных социальных групп населения возможно только с учётом выявления и разрешения проблем, которые существуют на уровне предприятий, оказывающих бытовые услуги, совершенствования административно-  
экономических подходов в регулировании бытового обслуживания на муниципальном уровне и разработки стратегии развития отрасли на уровне крупного города или региона.  
Бытовое обслуживание населения (далее по тексту - БОН) традиционно несет на себе большую социальную нагрузку, а также является сферой наиболее приоритетного приложения труда и предоставления рабочих мест.

     Предприятия службы быта удовлетворяют бытовые  потребности населения, проживающего на определенной территории. При этом конкретные условия и особенности  обслуживаемых районов - численность  и плотность населения, покупательская способность, транспортная доступность и другие факторы - становятся определяющими во всей деятельности службы быта, формировании их производственной программы, определении пунктов размещения, оптимизации их специализации и назначения.

     За  период рыночных преобразований сфера БОН претерпела большие изменения. В 1991 - 1995 годах в связи с ликвидацией структур государственного управления бытовым обслуживанием на всех уровнях, проведением коммерциализации и приватизации было практически ликвидировано всякое управление этой сферой деятельности, от службы быта остались разрозненные мелкие предприятия без оборотных средств, налаженных связей в области снабжения материалами и запасными частями.

     Эта работа актуальна, так как социально-бытовое обслуживание населения занимает особое место в формировании рыночной экономики страны. А нормативно – законодательное регулирование этой отрасли нуждается в тщательном анализе. Правительство должно пересмотреть многие правовые акты и государственные стандарты.

     Объект  исследования  данной работы:  нормативное и законодательное регулирование бытового обслуживания.

     Предмет исследования: анализ и количественные характеристики рынка бытовых услуг и нормативно – законодательных актов этой сферы.

       Цель работы: изучить сущность  и содержание нормативно – законодательного регулирования бытового обслуживания.

     Задачи  работы:

  • рассмотреть общие положения социальной сферы;
  • изучить классификацию бытового обслуживания;
  • изучить нормативные акты бытового обслуживания;
  • рассмотреть законодательное регулирование этой сферы
  • сформулировать основные проблемы и перспективы сферы бытового обслуживания населения.

     Работа  состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы из 23 наименований.

     Первая  глава - Характеристика бытового обслуживания населения, его социальное и экономическое значение. Она состоит из трех параграфов:

- История и сущность бытового обслуживания населения

- Классификация  и  социально – экономическое значении бытового обслуживания населения

- Методики разработки рационального норматива и потребительской корзины бытовых услуг

     Вторая  глава – Нормативно – законодательное регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания. Она состоит из двух параграфов:

- Понятия «норма», «норматив». Сущность планирования

- Законодательное регулирование сферы бытовых услуг

     Третья  глава – Перспективы развития и проблемы бытового обслуживания населения. Эта глава состоит из двух параграфов: 

- Проблемы развития БОН

- Перспективы развития БОН

     Работа  изложена на  48 страницах печатного текста, содержит  7 таблиц  и 4 рисунков.

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ЕГО СОЦИАЛЬНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

    1. История и сущность бытового обслуживания населения
 

     Бытовые услуги – платные услуги, оказываемые  физическим лицам, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

     Бытовое обслуживание населения (англ. service industry for population)1 — деятельность юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм, а также граждан-предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ) на территории РФ, осуществляемая в соответствии с ГК РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» и Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации. Правила не распространяются на юридических лиц и граждан-предпринимателей, занимающихся грузовыми перевозками для населения, техническим обслуживанием и ремонтом транспортных средств, принадлежащих гражданам, а также оказывающих услуги ломбардов и камер хранения, услуги по устранению недостатков в приобретенных в торговой сети изделиях в период гарантийного срока их эксплуатации. Эти сферы деятельности регулируются специальными нормативными актами.

     Если  исполнители работ и услуг  наряду с изготовлением одежды, головных уборов, мебели, кожгалантерейных, металлических и др. изделий по индивидуальным заказам граждан осуществляют изготовление изделий в порядке массового или серийного производства без предварительного заказа потребителей и последующую их реализацию населению, то отношения исполнителей с потребителями (включая требования к качеству изделий, гарантии, меры ответственности и др.) регулируются в порядке, установленном разд. II Закона РФ «О защите прав потребителей».

     В Советском Союзе существовала четкая структуризация отраслей народного хозяйства и, хотя термины «малый бизнес» и «ремесленничество» не применялись, можно было назвать отрасли, которые содержали предприятия и организации, аналогичные по экономическим параметрам и механизмам управления предприятиям малого бизнеса и ремесленничества. Фактически все эти отрасли, за исключением некоторых направлений деятельности промкооперации, в период реформаторства, с 1990 по 1998 год, были разрушены принятыми федеральными законами, постановлениями правительства, новыми структурами управления на местах и вновь избранными руководителями регионов и законодательных собраний, малосведущими в этом деле.

     Наиболее  сильному разрушению подверглись бытовое  обслуживание населения и местная  промышленность.

     С учетом того, что служба быта еще в 1987 году перешла на договорные условия работы и фактически превратилась в 137 тыс. мелких производителей услуг, у которых остались централизованными лишь специализированные, заготовительные, ремонтные, метрологические, транспортные и подобные им подразделения, количество предприятий бытового обслуживания к 1996 году уменьшилось до 57 тыс., а если не принимать во внимание «методику досчета» Госкомстата России, то их число стало еще меньше. Сохранилось лишь около 50 тыс. предприятий, причем многие из них только по названию относятся к сфере бытового обслуживания. Объем бытовых услуг в сопоставимых ценах составил в 1996 году всего около 6% от уровня 1990 года.

     Бытовое обслуживание населения до 1991 года существовало как специфическая  отрасль народного хозяйства, которая обеспечивала удовлетворение самых насущных потребностей населения в среднем на 70% от рационального норматива. Объем бытовых услуг в России в 1990 году достиг более 5,5 млрд руб., а темп его роста в 1988 – 1990 годах составлял в среднем 15% в год. В отрасли работало около 1,2 млн человек и насчитывалось более 130 тыс. ателье, мастерских и приемных пунктов бытового обслуживания. В сельской местности практически во всех центральных усадьбах существовали комплексные приемные пункты, а в районных центрах и крупных селах действовали дома бытовых услуг со всем комплексом услуг (ремонт холодильников, телевизоров, пошив и ремонт одежды и обуви, химчистка, стирка, парикмахерские услуги, ремонт и строительство жилья и т.п.).

     Однако  в малых городах, особенно в сельской местности и северных районах, положение катастрофическое. Там служба быта практически отсутствует. О простом человеке – сельском труженике, рабочем добывающей промышленности на северных окраинах нашей страны, т.е. о людях, которые фактически поддерживают нашу развалившуюся промышленность и экономику, - государство совсем забыло.  

Таблица 1

Число ателье ( цехов, мастерских, салонов) бытового обслуживания в городской и сельской местности2 

  2003 2006
Городская 
местность
Сельская  
местность
Городская 
местность
Сельская  
местность
Число ателье (цехов, мастерских, салонов) -  
всего
38620 9911 34058 7892
в том  числе оказывающих услуги:        
ремонт, окраска и пошив обуви 2214 321 1786 306
ремонт  и пошив одежды, ремонт, пошив  и вязание трикотажных изделий 4390 1056 3305 865
ремонт  и техническое обслуживание бытовой  и радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление  металлоизделий 3860 500 2796 360
из  него  ремонт и изготовление металлоизделий 960 72 631 66
изготовление и ремонт мебели 540 75 560 60
химическая  чистка и крашение 515 12 442 9
услуги  прачечных 1262 220 933 119
ремонт  и строительство жилья и других построек 718 145 748 132
техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования 5435 504 5776 496
услуги  фотоателье, фото- и кинолабораторий 2100 244 1725 252
услуги  бань и душевых 4037 2796 3547 2104
услуги  парикмахерских 6857 1415 6459 1346
услуги  по прокату 768 173 657 194
ритуальные  услуги 2717 781 2533 645
другие  услуги 3207 1669 2791 1004

Информация о работе Нормативно – законодательное регулирование деятельности предприятий бытового обслуживания