Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 13:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка мер совершенствования бюджетного процесса, рассмотрение классификации доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.
Задачи данной работы заключаются в осуществлении анализа :
принципов построения бюджета, понятия бюджетный дефицит, государственный долг.
характеристики бюджетов разных стран
Введение………………………………………………………………….2
Глава 1.
1.1 Принципы построения бюджета, понятия бюджетный дефицит, государственный долг …………….…………………………………………….6
Сравнительная характеристика бюджетов разных стран .………...18
Глава 2.
Бюджет и государственный долг Российской Федерации…………20
Бюджет Пермского края………………………………………….34
Глава 3.
3.1.Направления реформирования современного бюджетного устройства Российской Федерации……………………………………………37
3.2. Направления реформирования бюджетного устройства Пермского края………………………………………………………………………………40
3.3. Собственная модель реформирования бюджетного устройства Пермского края и России………………………………………………………41
Заключение………………………………………………………………48
Список использованной литературы…………………………………..51
автономной области около 29 тысяч местных бюджетов (городских,
районных, сельских).
Все эти
бюджеты функционируют
законодательно
определённые источники
расходования средств. Так правительство полностью независимо в целях,
касающихся нации в целом: расходах на оборону, космос.
Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка. Ведущим звеном государственной бюджетной системы является государственный (федеральный) бюджет – основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Именно с его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта (до 40 % национального дохода).
Основным доходом государственного бюджета выступают налоги и
неналоговые платежи. За государственным бюджетом в РФ (так же, как и в
станах с развитой рыночной экономикой) закреплены главные налоги – налог
на прибыль юридических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины. К
налоговым доходам государственного бюджета относятся также штрафы и
пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства. К неналоговым
доходам относятся как обязательные платежи – доходы от использования
имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы от продажи
принадлежащего государству имущества, доходы от реализации
государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, так
и штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством,
доходом
от продажи конфискованных
В соответствии с Конституцией и законами РФ доходная часть
территориальных бюджетов должна состоять из закреплённых и
регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.
Закрепленные доходы поступают полностью в соответствующие бюджеты
(налогом субъекта Федерации является налог на имущество предприятий;
местные налоги; налог на имущество физических лиц; земельный налог).
Функции по составлению и исполнению бюджетов закреплены за органами
исполнительной власти. В соответствии с законами правительство
Российской
Федерации принимает
системы на предстоящий финансовый год (в России это календарный год).
Далее организуется работа по составлению проекта бюджета:
прогнозируется
социально – экономическое
основные показатели развития
Главным звеном российской бюджетной системы является Федеральный бюджет Российской Федерации. В нём аккумулируются основная часть ресурсов бюджетной системы страны.
Централизация средств в Федеральном бюджете даёт возможность
маневрировать ресурсами, направлять их на определяющие участки
экономического и социального развития, осуществлять единую социально –
экономическую политику в стране.
Учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время в нашей стране,
следует отметить задачи, которые выполняет российский бюджет на данном
этапе развития экономики:[15]
жизни
населения и обеспечение
экономики.
производственного инвестирования, повышения уровня собираемости
налогов.
финансовых рынках и сокращение дефицита государственного бюджета.
Бюджет Российской Федерации как основной финансовый план государства
основывается на показателях прогноза социально – экономического развития
страны на очередной год.
Общие показатели и структура доходов и расходов связываются с объёмом общественного производства и определяются налоговой системой и
экономической политикой государства.
Государственный бюджет взаимосвязан с финансовыми планами
предприятий
и организаций, денежными
Налоговые доходы составляют примерно 84% Федерального бюджета, неналоговые доходы – 7%, доходы целевых бюджетных фондов – 9%.[19]
Неналоговые доходы складываются из доходов от внешне – экономической
деятельности, а также от имущества, находящегося в государственной
собственности: перечисление прибыли Центрального банка РФ, дивиденды
по акциям, принадлежащим государству, доходы от сдачи в аренду
имущества,
находящегося в
сбор, доходы от проведения всероссийских государственных лотерей.
Отдельное, не менее, а, может быть, и более важное звено бюджетной
системы Российской Федерации составляют многочисленные местные
бюджеты. Если в советские времена стремление к всеобщей централизации
приводило к тому, что удельный вес местных бюджетов в государственном
бюджете СССР не превышал 10-15 %, то с началом рыночных [5;256]
преобразований в ведение местных властей были переданы отрасли
хозяйства, связанные с непосредственным обслуживанием населения,
массовая
сеть социально-культурных
бюджетов
в настоящее время
бюджетных расходов на здравоохранение, более 60 % расходов на
просвещение, крупные бюджетные средства направляются на развитие
производственной и социальной инфраструктуры .Свод
федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие
“Консолидированный бюджет” РФ. Этот бюджет используется для анализа
показателей
бюджетной системы и не
органом власти. Разработка и исполнение бюджетов любого уровня
представляет
собой чрезвычайно сложную
составление, рассмотрение, утверждение, собственно исполнение, а также
контроль за исполнением, что получило название бюджетного процесса.
Бюджетный
процесс регулируется уже
основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР”, прочими
законами РФ, законами республик в составе РФ, решениями государственных
представительных органов власти субъектов Федерации, Правилами о
порядке составления и исполнения бюджета, издаваемыми Министерством
финансов РФ на основе бюджетного законодательства [3, стр. 209].
Бюджетный процесс - не просто сложный, но и чрезвычайно длительный процесс. Его составление и рассмотрение длится более года, год (с 1 января по 31 декабря) продолжается его исполнение, около полугода занимает составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для
завершение исполнения бюджета, кроме бюджетного периода (финансового
года)
предоставляется еще и
течение
которого заканчиваются
рамках исполнения бюджета [3, 216]. Действующей конституцией
определен круг органов государственной власти, участвующих в разработке
и утверждении бюджета, а также в контроле за его исполнением. Первым
этапом бюджетного процесса является его составление исполнительными
органами
власти. Составлению бюджета
прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых
создается сводный финансовый баланс государства по территории России
(СФБ). В денежной форме он выражает социально-экономическое развитие
страны, позволяет полнее анализировать движение стоимости общественного
продукта и национального дохода, учитывать объем и направления
использования финансовых ресурсов. СФБ выражает финансовую программу
в общем виде, задача же бюджета - ее конкретное, развернутое выражение.
СФБ помогает органам исполнительной власти определять доходы бюджета и
постатейно разрабатывать его расходы.
Стремительный рост внешнего долга в 80-90-х годах вызвал волну дискуссий, связанных с проблемой управления госдолгом. Ошибочная экономическая политика последних советских и первых российских правительств в части внешних заимствований, а также принятие Россией на себя финансовых обязательств СССР существенно увеличили долговое бремя. Относительная тяжесть долга возросла также в результате значительного снижения реального курса рубля в 1991-1992 гг. и в 1998 г.
Увеличение внешнего долга сопровождалось взрывным ростом платежей по его обслуживанию и погашению. Неспособность осуществлять выплаты дважды за последние десятилетие – в декабре 1991 г. и августе 1998 г. – привела к национальным дефолтам. Соглашения о реструктуризации долговых платежей нельзя признать удачными. Хотя они позволили уменьшить нагрузку на экономику страны в течение 1992-2000 гг., но существенно увеличили бремя внешнего долга, как в целом, так и в части, приходящейся на первое десятилетие XXI века.
В 1992-1999 гг. советские долги на сумму в 91 млрд. долл. были реструктурированы, причем просроченные процентные платежи в 19,7 млрд. долл. были переоформлены как новый долг. За те же годы российское правительство получило новые займы на сумму 74,3 млрд. долл., в том числе 23,6 млрд. в счет погашения основной части долга. Таким образом, оно увеличило размеры основного долга на 50,7 млрд.долл. Однако за прошедшие девять лет общий объем государственного внешнего долга возрос не на 70,4 млрд. долл. (19,7 + 50,7), а на 83,6 млрд. – с 67,8 млрд. на конец 1991 г. до 155,6 млрд. на конец 1998 г. [14]