Направления реформирования современного бюджетного устройства Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка мер совершенствования бюджетного процесса, рассмотрение классификации доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.
Задачи данной работы заключаются в осуществлении анализа :
принципов построения бюджета, понятия бюджетный дефицит, государственный долг.
характеристики бюджетов разных стран

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
Глава 1.
1.1 Принципы построения бюджета, понятия бюджетный дефицит, государственный долг …………….…………………………………………….6
Сравнительная характеристика бюджетов разных стран .………...18
Глава 2.
Бюджет и государственный долг Российской Федерации…………20
Бюджет Пермского края………………………………………….34
Глава 3.
3.1.Направления реформирования современного бюджетного устройства Российской Федерации……………………………………………37
3.2. Направления реформирования бюджетного устройства Пермского края………………………………………………………………………………40
3.3. Собственная модель реформирования бюджетного устройства Пермского края и России………………………………………………………41
Заключение………………………………………………………………48
Список использованной литературы…………………………………..51

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению

налогообложения;

  • циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики;
  • дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных

государственных вложений в развитие экономики.

  • дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал,

неэффективность ее финансово-кредитных связей, неспособность

правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В

 этом случае  дефицит – явление чрезвычайно тревожное, требующее

принятия не только срочных и действенных экономических мер, но

соответствующих политических решений.

  • сокращение налогов в целях стимулирования экономики;
  • усиление влияния политического бизнес цикла в последние годы,

связанное с  проведением «популярной» макроэкономической политики

  • увеличения государственных расходов и снижения налогов перед

 очередными  выборами;

      Отсюда  ясно, что в условиях динамично  развивающейся экономики с 

устойчивыми, а главное – эффективными международными связями

бюджетный дефицит (конечно, в разумных пределах) не страшен. Поскольку

 в долг  жили и продолжают жить многие  экономически развитые 

государства. Правда, при этом количество не должно переходить в

отрицательное качество, т.е. сумма полученных государством в долг

финансовых ресурсов не должна ложиться тяжким

грузом на экономику  страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться

сокращением социальных программ.

  Основными Методами борьбы с крупными дефицитами и ростом

  государственного долга являются:[1;17-25]

1. Введение конституционной  поправки, законодательно устанавливающей ежегодно сбалансированный бюджет.

2. Требование  ежегодного сокращения дефицитов  до момента достижения 

сбалансированного бюджета.

3. Предложение  об установлении новых федеральных налогов или введение

 более высоких  ставок действующих налогов.

4. Усиление приватизации  экономики посредством продажи  государственных

активов и программ в частный сектор.

5. Предоставление  президенту права вето по строкам  и статьям бюджетных

расходов.

При выработке  стратегии борьбы с бюджетным  дефицитом необходимо

руководствоваться следующим:

  1. Бюджетный дефицит – зло, но еще большим злом для экономки и

 финансов страны является мнимое его устранение путем чисто

 математических  операций, так как в этом случае вместо «лечения»

экономики ее болезнь  переходит в скрытые формы, бороться с которыми

гораздо труднее.

  1. Баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над

расходами не следует  рассматривать в качестве неотъемлемой черты 

здоровой, динамично развивающейся экономики, мировой опыт показывает,

что на отдельных  этапах развития общества, в условиях специфических для 

каждой страны, бюджетный дефицит вполне допустим.

  1. Величина бюджетного дефицита, о чем свидетельствует мировой опыт, не

 должна превышать  предельно допустимого размера,  определяемого 2-3%

ВНП, но реально  это далеко не так, поскольку только одна из составляющих

расходной статьи – налоговые сборы оставляют  желать лучшего.

  1. Для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться различные

формы государственного кредита (как внутреннего, так и  внешнего). Работа

печатного станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной  потребностями 

товарооборота, должна расцениваться как мера, грубо  нарушающая законы

денежного обращения, а потому, недопустимая. Дефицит должен

покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом

рынке государственных  ценных бумаг.

  1. Для преодоления бюджетного дефицита необходимо «лечение» самой

 экономики,  т.к. без обеспечения динамизма  в ее развитии и реально

 ощутимой  эффективности невозможно добиться  финансовой устойчивости 

страны, какие бы прогрессивные финансовые меры ни применялись при этом.

Перечисленные принципы должны обязательно реализовываться  при 

разработке конкретной программы мер по снижению бюджетного дефицита и

управлению им.

      Быстрая ликвидация бюджетного дефицита, не подкрепленная  реальными шагами в направлении  стабилизации самой экономики лишь осложнит и без того трудную финансовую ситуацию в стране, создаст ненужные преграды на пути достойного выхода из кризиса.

      В программу конкретных мероприятий  по сокращению бюджетного

 дефицита следует включить такие меры, которые с одной стороны,

стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный  фонд страны, а с 

другой, способствовали сокращению государственных расходов, например:

  • изменение направлений инвестирования бюджетных средств в

отрасли народного  хозяйства с целью значительного  повышения финансовой

отдачи от каждого  бюджетного рубля;

  • более широкое использование финансовых льгот и санкций,

 позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и

стимулирующих рост общественного производства;

  • снижение военных расходов;
  • запрещение ЦБ страны предоставлять кредиты правительственным

 структурам 

  • оформления задолженности государственными ценными бумагами.

 В мировой  практике для снижения бюджетного  дефицита используется такая

форма, как привлечение  в страну иностранного капитала. С  его помощью 

решаются сразу несколько задач:

  • сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на

финансирование капиталовложений (а значит уменьшается разрыв между

доходами и  расходами);

  • расширяется база для производства товаров и услуг;
  • появляется новый налогоплательщик (следовательно, увеличиваются

доходные поступления  в бюджет);

  • улучшается состояние платежного баланса.

Понимая исключительную выгодность политики привлечения в  страну

иностранного  капитала, все страны, включая и  развитые экономики,

стремятся поощрять импорт капитала.[14; 8]

      Основные  факторы бюджетного дефицита и повышение государственного долга:

во-первых, увеличивающейся дестабилизацией  экономики, понижением

уровня  общественного производства.

 во-вторых, глубокой и структурной и технологической

 несбалансированностью производства, постоянным истощением природных

ресурсов, углублением процесса де индустриализации хозяйства,

 понижением  научно - технического потенциала;

в третьих, невероятно высоким уровнем инфляции, повальным увеличением

 цен,  ослаблением контроля за финансово  – хозяйственной деятельностью

предприятий.

в четвертых, нерациональной внешнеэкономической деятельностью

государства.

 в  пятых, крупномасштабным оборотом  «теневого капитала»;

в шестых, большими непродуктивными затратами, приписками, кражами;

в седьмых неэффективный  бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы

      В странах с фиксированным количеством  денег в обороте могут быть

использованы  три способа покрытия дефицита бюджета  – государственные 

займы, жесткое налогообложение и эмиссия бумажных денег, то есть

 увеличение денежной массы в обороте, что приводит к увеличению

государственного  долга.

      Государственный долг – это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени.

  Различают внешний и внутренний государственный долг.

  Внешний государственный долг – это долг данного государства другим государствам, иностранным банкам и компаниям, международным организациям и отдельным лицам.

  Внешний государственный долг обусловлен рядом  макроэкономических факторов, действие которых обуславливает объективную природу такой задолженности. Назовём факторы циклического дисбаланса в экономике, вызванного автоматическим сокращением налоговых  поступлений в бюджет и сокращением государственных расходов в условиях циклического спада деловой активности. Кроме того, следует назвать факторы, обуславливающие структурный дисбаланс. То есть, решение вопросов, связанных с налаживанием новых видов производства в стране, с техническим перевооружением имеющейся структуры основного капитала требует притока дополнительных финансовых ресурсов. Одним из каналов получения дополнительного капитала являются внешние займы и кредиты.

  Какие средства следует причислять к объёму внешнего госдолга? Только те, которые были получены правительством страны и правительственными учреждениями или сюда следует относить долги отдельных банков и фирм?

  Международная практика показывает, что внешний  долг – это совокупная сумма долгов Центробанка, правительства, и отдельных банков и компаний.

  Во  многих странах мира действует правило, согласно которого все более менее значительные объёмы внешних заимствований отдельных рыночных субъектов данной страны гарантируется в той или иной степени

  государством. Следовательно, объём внешнего долга  включает в себя как

  суверенные (государственные) долги, так и долги отдельных рыночных

  субъектов.[6;42-49]

  Приток  внешних заимствований с одной  стороны имеет субъективные

  основания в виде решений правительственных  органов о необходимости 

  внешних займов и кредитов. С другой стороны он имеет и объективные

    основания, обусловленные складывающейся  макроэкономической

Информация о работе Направления реформирования современного бюджетного устройства Российской Федерации