Автор: v****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 11:15, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение организации и регулирования налично-денежного обращения в Республике Беларусь и разработка направлений по его совершенствованию.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
1) изучить понятие денежного оборота, его структуру и принципы организации;
2 определить агрегаты денежной массы и их значение в экономике государства;
3) выявить роль центрального банка в регулировании налично-денежного оборота;
4) обозначить особенности налично-денежного оборота в Республике Беларусь.
Иногда проводится деноминация, которая представляет собой увеличение нарицательной стоимости обесценившихся денежных знаков без переименования денежной единицы и осуществляется с целью упрощения ценообразования, упорядочения денежного обращения, облегчения учета и расчетных операций, а также для придания большего веса национальной валюте по сравнению с иностранными. Старые денежные знаки обмениваются на новые в соответствии с коэффициентом укрупнения, по нему же одновременно пересчитываются действующие цены, тарифы, номинальная заработная плата, балансы хозяйствующих субъектов и кредитных учреждений и т. д. При этом курс национальной валюты может быть повышен по коэффициенту, не совпадающему с коэффициентом деноминации, если это диктуется интересами государства во внешнеэкономической сфере.
Устойчивость денежного обращения зависит от соответствия предложения денег экономически обоснованному спросу на них. Спрос на деньги определяется спросом хозяйствующих субъектов, населения и государства на денежные средства в функциях средства обращения, платежа и накопления. В конечном счете, он зависит от уровня производства и цен, в том числе от цены на ссудный капитал — ссудного процента. Денежное предложение формируется на счет эмиссии денег, которая определяется размерами государственного долга, объемами кредитования общественного хозяйства, золото — валютными резервами государства (следует иметь в виду, что предложение денег зависит не только от величины денежной массы, но и от скорости денежного обращения).
Поскольку равновесие между спросом на деньги и их предложением в современных условиях не обеспечивается автоматически, они могут отклоняться друг от друга в ту или иную сторону под воздействием различного рода факторов. Данные отклонения могут регулироваться, во-первых, стихийно, через механизм ценообразования на рынке ссудных капиталов. Так, увеличение спроса на деньги, в конечном счете, вызывает повышение ставки ссудного процента до величины, обеспечивающей новый уровень равновесия, и наоборот, уменьшение спроса на деньги обусловливает понижение равновесной ставки ссудного процента. Соответственно уменьшение денежного предложения, в конечном счете, приводит к возрастанию равновесной ставки, а его увеличение вызывает обратный процесс. Во-вторых, несовпадение спроса на деньги и их предложения может регулироваться посредством денежно-кредитной политики государства, которая влияет на конъюнктуру рынка ссудных капиталов главным образом путем изменения денежного предложения [11, с. 10].
Однако устойчивость денежного обращения, как известно, связана не только со сбалансированностью финансово-кредитной сферы, она зависит также от уровня товарного обеспечения обращающейся денежной массы. Денежное обращение отражает все экономические пропорции рыночного хозяйства, в том числе и пропорции товарного оборота, поскольку деньги опосредствуют движение общественного продукта через все фазы воспроизводства. Соответственно на состояние денежного обращения оказывают существенное влияние сбалансированность материально-вещественной и денежно-стоимостной структуры общественного воспроизводства (на всех уровнях), соблюдение важнейших экономических пропорций — воспроизводственных, отраслевых, территориальных и т.д.
К числу основных воспроизводственных пропорций обычно относят:
-
соотношение между сферой
-
соотношение между I и II подразделениями
общественного
производства, которое относится к
важнейшим воспроизводственным пропорциям.
Произведенные товары должны соответствовать
потребностям общества, в противном случае
они не будут реализованы. Полная реализация
общественного продукта возможна только
при определенной пропорциональности
между I и II подразделениями, обеспечивающей
сбалансированный обмен между ними средствами
производства и предметами потребления,
а также удовлетворение потребностей
отраслей не производственной сферы. Несоблюдение
рассматриваемой пропорции прямо ведет
к нарушению соответствия между натурально-вещественной
и стоимостной формой общественного
продукта;
-
соотношение между элементами
стоимости общественного
-
соотношение между фондом
-
соотношение между отдельными
стадиями процесса
Помимо рассмотренных, на устойчивость денежного обращения оказывают влияние и другие воспроизводственные пропорции, например, соотношение между темпами роста производительности труда и средней заработной платы, между темпами роста денежных доходов населения и производства предметов потребления и оказания услуг и т.д. Важное значение имеет также соблюдение отраслевых пропорций, к которым относятся соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями, межотраслевые и внутриотраслевые пропорции. Отраслевая структура производства определяет товарное предложение, его соответствие или несоответствие потребностям общественного хозяйства и населения (в качестве обеспечения, денег могут выступать лишь товары, пользующиеся спросом). Следует также отметить влияние на устойчивость денежного обращения территориальных пропорций, которые представляют собой соотношения между размещением производительных сил и производством товаров в отдельных экономических районах. Несбалансированность производства и потребления в экономических районах вызывает миграцию денег, которая может выступить дестабилизирующим фактором на региональных товарных и денежных рынках.
Пропорции общественного производства взаимосвязаны, представляют собой единую систему. Их основу составляет взаимодействие производства и потребления, рыночным выражением которого является соотношение платежеспособного спроса на товары и их предложения. Любые нарушения пропорций общественного производства проявляются на рынке в форме диспропорции между спросом и предложением. Однако соотношение спроса и предложения не только пассивно реагирует на возникающие дисбалансы, но и выступает как регулирующий фактор, способствующий пропорциональному развитию, так как стремится к состоянию равновесия. Регулирующая функция спроса и предложения реализуется через воздействие их соотношения на уровень рыночных цен.
Хотя
спрос и предложение тесно
связаны между собой, они выступают
как самостоятельные элементы рыночных
отношений, обладают относительной
независимостью развития. Предложение
может некоторое время
Система
пропорций общественного
Поддержание устойчивости национальной валюты является в современных условиях одной из важнейших экономических задач государства. Государственные регулирующие мероприятия практически направлены на обеспечение сбалансированности платежеспособного спроса и товарного предложения, соблюдение экономически обоснованных товарно-денежных пропорций и воздействуют прямо или косвенно на динамику воспроизводственных процессов, размеры инвестиций, уровень цен, заработной платы и т. д. При этом объектом государственного регулирования выступают главным образом денежные отношения, процессы, протекающие в денежно-кредитной сфере, так как возникающие здесь дисбалансы дают первичный толчок развитию инфляции, а зачастую являются и основными ее причинами.
Поскольку
любое нарушение
Бюджетно-финансовое регулирование осуществляется посредством изменения величины и структуры государственных расходов, а также налогообложения хозяйствующих субъектов и физических лиц. Следует отметить, что применение фискальных мер управления денежным оборотом довольно эффективно, однако требует, как правило, сравнительно длительной административной и законодательной процедуры. В связи с этим фискальная политика недостаточно оперативна и, кроме того, не обладает избирательностью действия. Необходимо также иметь в виду, что значительный дефицит государственного бюджета и рост государственного долга, как это имеет место в настоящее время во многих странах, препятствуют масштабному применению фискальных мер, в частности, увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью стимулирования экономического роста.
Денежно-кредитное регулирование характеризуется большей гибкостью, позволяющей оказывать на денежный оборот более частые, тонкие и избирательные воздействия, обеспечивает более быструю отдачу осуществляемых мер, их значительную эффективность, располагает многочисленным рыночным инструментарием, как общего, так и селективного действия, практически ограждено от политического давления. Оно представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную (в частности банковскую) систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Конечной целью денежно-кредитного регулирования является поддержание покупательной способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста.
Денежно-кредитное регулирование является функцией и прерогативой Центрального банка страны, который обладает правом эмиссии национальной валюты и несет ответственность за ее устойчивость. Его роль значительно выросла в ходе процесса демонетизации золота, когда возникла необходимость постоянного регулирования денежного обращения. В современных рыночных условиях Центральный банк — орган централизованного государственного контроля и управления денежно-кредитной сферой. Воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, Центральный банк тем самым оказывает влияние на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов и цен и т.д. Денежно-кредитное регулирование осуществляется в рамках денежно-кредитной политики, которую центральный банк разрабатывает и проводит. В русле долгосрочной стратегии (поддержание устойчивости обращающихся денег) определяются тактические цели его деятельности, объекты, конкретные параметры и инструменты воздействия на денежно-кредитную сферу. Эффективность денежно-кредитного регулирования с позиций обеспечения устойчивости денежного оборота во многом зависит от иерархии целей денежно-кредитной политики, т.е. от того значения, которое придается в текущем периоде стабильности цен по сравнению с тактическими макроэкономическими целями. Например, при определенных условиях постоянная небольшая инфляция может оказаться предпочтительнее, чем краткосрочное значительное отвлечение ресурсов из воспроизводственного процесса, необходимое для обеспечения стабильности денежного оборота. В то же время краткосрочные макроэкономические цели должны увязываться с долгосрочной задачей, быть подчинены ей, поскольку неправильное определение приоритетов наиближайшую перспективу может, в конечном счете, привести к усилению инфляции и снижению темпов экономического роста в связи с тем, что денежно-кредитные мероприятия обычно оказывают долговременное воздействие на экономику и уровень цен [14, с. 30].