Налично-денежное обращение

Автор: v****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение организации и регулирования налично-денежного обращения в Республике Беларусь и разработка направлений по его совершенствованию.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
1) изучить понятие денежного оборота, его структуру и принципы организации;
2 определить агрегаты денежной массы и их значение в экономике государства;
3) выявить роль центрального банка в регулировании налично-денежного оборота;
4) обозначить особенности налично-денежного оборота в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа старасты.docx

— 263.12 Кб (Скачать)

     Иногда  проводится деноминация, которая представляет собой увеличение нарицательной  стоимости обесценившихся денежных знаков без переименования денежной единицы и осуществляется с целью  упрощения ценообразования, упорядочения денежного обращения, облегчения учета  и расчетных операций, а также  для придания большего веса национальной валюте по сравнению с иностранными. Старые денежные знаки обмениваются на новые в соответствии с коэффициентом укрупнения, по нему же одновременно пересчитываются действующие цены, тарифы, номинальная заработная плата, балансы хозяйствующих субъектов и кредитных учреждений и т. д. При этом курс национальной валюты может быть повышен по коэффициенту, не совпадающему с коэффициентом деноминации, если это диктуется интересами государства во внешнеэкономической сфере.

     Устойчивость  денежного обращения зависит  от соответствия предложения денег  экономически обоснованному спросу на них. Спрос на деньги определяется спросом хозяйствующих субъектов, населения и государства на денежные средства в функциях средства обращения, платежа и накопления. В конечном счете, он зависит от уровня производства и цен, в том числе от цены на ссудный капитал — ссудного процента. Денежное предложение формируется на счет эмиссии денег, которая определяется размерами государственного долга, объемами кредитования общественного хозяйства, золото — валютными резервами государства (следует иметь в виду, что предложение денег зависит не только от величины денежной массы, но и от скорости денежного обращения).

     Поскольку равновесие между спросом на деньги и их предложением в современных условиях не обеспечивается автоматически, они могут отклоняться друг от друга в ту или иную сторону под воздействием различного рода факторов. Данные отклонения могут регулироваться, во-первых, стихийно, через механизм ценообразования на рынке ссудных капиталов. Так, увеличение спроса на деньги, в конечном счете, вызывает повышение ставки ссудного процента до величины, обеспечивающей новый уровень равновесия, и наоборот, уменьшение спроса на деньги обусловливает понижение равновесной ставки ссудного процента. Соответственно уменьшение денежного предложения, в конечном счете, приводит к возрастанию равновесной ставки, а его увеличение вызывает обратный процесс. Во-вторых, несовпадение спроса на деньги и их предложения может регулироваться посредством денежно-кредитной политики государства, которая влияет на конъюнктуру рынка ссудных капиталов главным образом путем изменения денежного предложения [11, с. 10].

     Однако  устойчивость денежного обращения, как известно, связана не только со сбалансированностью финансово-кредитной сферы, она зависит также от уровня товарного обеспечения обращающейся денежной массы. Денежное обращение отражает все экономические пропорции рыночного хозяйства, в том числе и пропорции товарного оборота, поскольку деньги опосредствуют движение общественного продукта через все фазы воспроизводства. Соответственно на состояние денежного обращения оказывают существенное влияние сбалансированность материально-вещественной и денежно-стоимостной структуры общественного воспроизводства (на всех уровнях), соблюдение важнейших экономических пропорций — воспроизводственных, отраслевых, территориальных и т.д.

     К числу основных воспроизводственных  пропорций обычно относят:

     - соотношение между сферой материального  производства и не-производственной сферой, где результат труда выступает в форме различного рода услуг. Недостаточное развитие непроизводственной сферы, например, приводит к возникновению неудовлетворенного платежеспособного спроса на услуги, ухудшает воспроизводство рабочей силы (т.е. опосредственно оказывает негативное воздействие на производство товаров), препятствует созданию новых рабочих мест и тем самым — уменьшению безработицы. Все это обусловливает возможность нарушения товарно-денежной сбалансированности в экономике;

     - соотношение между I и II подразделениями  общественного 
производства,  которое относится к важнейшим воспроизводственным  пропорциям. Произведенные товары должны соответствовать потребностям общества, в противном случае они не будут реализованы. Полная реализация общественного продукта возможна только при определенной пропорциональности между I и II подразделениями, обеспечивающей сбалансированный обмен между ними средствами производства и предметами потребления, а также удовлетворение потребностей отраслей не производственной сферы. Несоблюдение рассматриваемой пропорции прямо ведет к нарушению соответствия между натурально-вещественной и стоимостной формой  общественного продукта;

     - соотношение между элементами  стоимости общественного продукта  — стоимостью потребленных средств производства, необходимого и прибавочного продукта. Это соотношение во многом определяет темпы экономического роста и уровень доходов населения и зависит от производительности общественного труда, требований к качеству рабочей силы, социальных условий в обществе (сложившегося уровня жизни) и т.п. Рост производительности труда ведет к снижению удельного веса необходимого продукта (т.е. продукта, используемого для нормального в существующих социально-экономических условиях воспроизводства рабочей силы), однако наряду с этим действует и противоположная тенденция под воздействием таких факторов, как возрастание потребностей, развитие НТП, интенсификация производства. На удельный вес стоимости потребленных средств производства оказывает влияние, с одной стороны, рост производительности труда (в сторону уменьшения), с другой — развитие НТП (в сторону увеличения). Изменение доли необходимого продукта и стоимости потребленных средств производства воздействует на величину прибавочного продукта, который является источником накопления для расширения производства, а также источником повышения уровня потребления;

     - соотношение между фондом накопления  и фондом потребления в национальном  доходе. Как известно, средства фонда  накопления используются на расширение воспроизводства. Норма производственного накопления оказывает, решающее воздействие на динамику темпов и пропорций общественного производства. Однако перенакопление сверх реальных потребностей производства, выражающееся в чрезмерных инвестициях, нарушает товарно-денежную сбалансированность, ограничивает ресурсы  потребления и, соответственно, реальные доходы населения;

     - соотношение между отдельными  стадиями процесса воспроизводства — производством, распределением, обменом и потреблением. Производство и потребление должны быть сбалансированы. В процессе производства создаются продукты, предназначенные для потребления, для удовлетворения тех или иных потребностей людей. В конечном счете, уровень потребления определяется развитием производства, однако оказывает и обратное влияние на него, порождая новые потребности и тем самым, стимулируя производство новых товаров. Воздействует на уровень потребления и характер распределения, в процессе которого устанавливается доля хозяйствующих субъектов в реализации и использовании общественного продукта. Распределение также, с одной стороны, зависит от производства, а с другой — оказывает активное влияние на его уровень и структуру через распределение средств производства и рабочей силы по подразделениям производства, отраслям и отдельным предприятиям. Стадия обмена характеризуется относительной самостоятельностью, происходящие здесь процессы не всегда обусловлены состоянием производства, но могут оказать на него, а также на распределение и потребление серьезное негативное воздействие (в частности, в случае развития инфляции). Однако относительная самостоятельность обмена не означает его независимость от производства, распределения и потребления. Для поддержания устойчивости денежного обращения необходимо обеспечивать сбалансированность натурально-вещественной и денежно-строимостной структуры общественного продукта в ходе его движения по всем стадиям воспроизводства [14, с. 28].

     Помимо  рассмотренных, на устойчивость денежного  обращения оказывают влияние  и другие воспроизводственные пропорции, например, соотношение между темпами  роста производительности труда  и средней заработной платы, между  темпами роста денежных доходов  населения и производства предметов  потребления и оказания услуг и т.д. Важное значение имеет также соблюдение отраслевых пропорций, к которым относятся соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями, межотраслевые и внутриотраслевые пропорции. Отраслевая структура производства определяет товарное предложение, его соответствие или несоответствие потребностям общественного хозяйства и населения (в качестве обеспечения, денег могут выступать лишь товары, пользующиеся спросом). Следует также отметить влияние на устойчивость денежного обращения территориальных пропорций, которые представляют собой соотношения между размещением производительных сил и производством товаров в отдельных экономических районах. Несбалансированность производства и потребления в экономических районах вызывает миграцию денег, которая может выступить дестабилизирующим фактором на региональных товарных и денежных рынках.

     Пропорции общественного производства взаимосвязаны, представляют собой единую систему. Их основу составляет взаимодействие производства и потребления, рыночным выражением которого является соотношение платежеспособного спроса на товары и их предложения. Любые нарушения пропорций общественного производства проявляются на рынке в форме диспропорции между спросом и предложением. Однако соотношение спроса и предложения не только пассивно реагирует на возникающие дисбалансы, но и выступает как регулирующий фактор, способствующий пропорциональному развитию, так как стремится к состоянию равновесия. Регулирующая функция спроса и предложения реализуется через воздействие их соотношения на уровень рыночных цен.

     Хотя  спрос и предложение тесно  связаны между собой, они выступают  как самостоятельные элементы рыночных отношений, обладают относительной  независимостью развития. Предложение  может некоторое время возрастать без увеличения спроса, а развитие спроса опережать предложение или не совпадать с ним по направлению. В конечном счете, эти процессы могут сами по себе вызвать диспропорцию между спросом и предложением.

     Система пропорций общественного производства постоянно изменяется под влиянием роста общественных потребностей и НТП, а также развития международного разделения труда и мировых товарных рынков. В современных условиях активное воздействие на структуру общественного воспроизводства оказывает государство, используя для этого государственные заказы, инвестиции из средств госбюджета, государственные закупки товаров, предоставление кредитов, субсидий, налоговых льгот, поддержку новых отраслей промышленности, систему ускоренной амортизации основного капитала и т.п. [14, с. 29].

     Поддержание устойчивости национальной валюты является в современных условиях одной  из важнейших экономических задач  государства. Государственные регулирующие мероприятия практически направлены на обеспечение сбалансированности платежеспособного спроса и товарного предложения, соблюдение экономически обоснованных товарно-денежных пропорций и воздействуют прямо или косвенно на динамику воспроизводственных процессов, размеры инвестиций, уровень цен, заработной платы и т. д. При этом объектом государственного регулирования выступают главным образом денежные отношения, процессы, протекающие в денежно-кредитной сфере, так как возникающие здесь дисбалансы дают первичный толчок развитию инфляции, а зачастую являются и основными ее причинами. 

     Поскольку любое нарушение сбалансированности денежного оборота оказывает  негативное воздействие на экономику  в целом, существует необходимость  достаточно жесткой его регламентации  функционирования единой централизованной системы регулирования денежных отношений. Управление денежным оборотом ее стороны государства производится главным образом путем бюджетно-финансового и денежно-кредитного регулирования, которые составляют основу государственного регулирования экономики в целом.

     Бюджетно-финансовое регулирование осуществляется посредством изменения величины и структуры государственных расходов, а также налогообложения хозяйствующих субъектов и физических лиц. Следует отметить, что применение фискальных мер управления денежным оборотом довольно эффективно, однако требует, как правило, сравнительно длительной административной и законодательной процедуры. В связи с этим фискальная политика недостаточно оперативна и, кроме того, не обладает избирательностью действия. Необходимо также иметь в виду, что значительный дефицит государственного бюджета и рост государственного долга, как это имеет место в настоящее время во многих странах, препятствуют масштабному применению фискальных мер, в частности, увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью стимулирования экономического роста.

     Денежно-кредитное  регулирование характеризуется  большей гибкостью, позволяющей оказывать на денежный оборот более частые, тонкие и избирательные воздействия, обеспечивает более быструю отдачу осуществляемых мер, их значительную эффективность, располагает многочисленным рыночным инструментарием, как общего, так и селективного действия, практически ограждено от политического давления. Оно представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную (в частности банковскую) систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Конечной целью денежно-кредитного регулирования является поддержание покупательной способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста.

     Денежно-кредитное  регулирование является функцией и  прерогативой Центрального банка страны, который обладает правом эмиссии национальной валюты и несет ответственность за ее устойчивость. Его роль значительно выросла в ходе процесса демонетизации золота, когда возникла необходимость постоянного регулирования денежного обращения. В современных рыночных условиях Центральный банк — орган централизованного государственного контроля и управления денежно-кредитной сферой. Воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, Центральный банк тем самым оказывает влияние на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов и цен и т.д. Денежно-кредитное регулирование осуществляется в рамках денежно-кредитной политики, которую центральный банк разрабатывает и проводит. В русле долгосрочной стратегии (поддержание устойчивости обращающихся денег) определяются тактические цели его деятельности, объекты, конкретные параметры и инструменты воздействия на денежно-кредитную сферу. Эффективность денежно-кредитного регулирования с позиций обеспечения устойчивости денежного оборота во многом зависит от иерархии целей денежно-кредитной политики, т.е. от того значения, которое придается в текущем периоде стабильности цен по сравнению с тактическими макроэкономическими целями. Например, при определенных условиях постоянная небольшая инфляция может оказаться предпочтительнее, чем краткосрочное значительное отвлечение ресурсов из воспроизводственного процесса, необходимое для обеспечения стабильности денежного оборота. В то же время краткосрочные макроэкономические цели должны увязываться с долгосрочной задачей, быть подчинены ей, поскольку неправильное определение приоритетов наиближайшую перспективу может, в конечном счете, привести к усилению инфляции и снижению темпов экономического роста в связи с тем, что денежно-кредитные мероприятия обычно оказывают долговременное воздействие на экономику и уровень цен [14, с. 30].

Информация о работе Налично-денежное обращение