Автор: v****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 11:15, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение организации и регулирования налично-денежного обращения в Республике Беларусь и разработка направлений по его совершенствованию.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
1) изучить понятие денежного оборота, его структуру и принципы организации;
2 определить агрегаты денежной массы и их значение в экономике государства;
3) выявить роль центрального банка в регулировании налично-денежного оборота;
4) обозначить особенности налично-денежного оборота в Республике Беларусь.
Кроме того, в фактическую сумму расчетов наличными денежными средствами между предприятиями включаются и личные средства физических лиц, использованные в интересах предприятия, с которым они состоят в трудовых отношениях. При этом ранее в названном пункте Инструкции разъяснялось, что такими личными средствами могут быть банковская пластиковая карточка, расчетный чек, чек из чековой книжки, наличные денежные средства и др [17, с. 22].
Постановлением № 213 уточнено, что в фактическую сумму расчетов наличными включаются любые использованные личные средства указанных физических лиц в наличной форме (без указания их вида). Как и прежде, момент такого включения определяется по дате фактического расходования личных средств физическими лицами, а не по дате составления ими авансовых отчетов или фактического возмещения предприятием использованных этими лицами средств.
Кроме того, с 9 февраля 2007 г. при отсутствии разрешения руководителя обслуживающего банка на проведение предприятием расчетов наличными денежными средствами штраф взыскивается с предприятия, не получившего соответствующего разрешения, от всей суммы проведенных расчетов наличными денежными средствами (ранее этого уточнения не было). Исключение составляют индивидуальные предприниматели независимо от наличия текущего (расчетного) счета в банке, частные нотариусы, а также использование личных средств физических лиц при оформлении документов, необходимых для регистрации вновь образуемому предприятию, и другие установленные законодательством случаи. Согласно прежней редакции п. 4 Инструкции штраф при отсутствии разрешения руководителя обслуживающего банка взыскивался с предприятия, не получившего соответствующего разрешения, только если общая сумма платежа (платежей) не превысила установленный Порядком предельный размер расчетов. Следовательно, можно говорить о некотором расширении сферы действия данной нормы.
С 11 декабря 2006 г. в п. 11 Правил ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.03.2003 № 57 (далее — Правила кассовых операций), включено положение, согласно которому наличные деньги, полученные от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) после заезда инкассаторов или сдачи выручки самостоятельно, не являются сверхлимитными в случае документального подтверждения времени продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) и сдачи их на следующий рабочий день в банк либо организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь4. Однако в п. 6 Инструкции, устанавливающем ответственность за нарушение данного правила, говорилось только о наличных деньгах, полученных от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) в конце рабочего дня после заезда инкассаторов или сдачи выручки самостоятельно.
Получалось, что если инкассаторы по какой-либо причине (например, из-за удаленности предприятия от отделений банков) заезжали за деньгами не в конце рабочего дня, а раньше, то все полученные после их приезда наличные деньги уже должны были считаться сверхлимитными со всеми вытекающими из этого последствиями в виде солидного штрафа (25% от суммы выявленного превышения лимита остатка кассы за каждый рабочий день предприятия). Данное противоречие двух нормативных актов требовало исключить упоминание о конце рабочего дня из п. 6 Инструкции, что и было сделано постановлением №213 [13, с. 31].
Согласно п. 7 Инструкции за несоблюдение установленных сроков сдачи выручки в кассу банка, службе инкассации банка либо организации Минсвязи взыскивается штраф в размере 10% от суммы выручки, не сданной в установленные сроки. Из этого правила имелось несколько странное исключение: за несоблюдение порядка и сроков сдачи выручки предприятиями, их подразделениями с круглосуточным режимом работы, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, специализированными кооперативами, общественными организациями (объединениями), осуществляющими предпринимательскую деятельность, направленную только на решение уставных целей и задач, лимит остатка кассы которым не устанавливается в соответствии с законодательством Республики Беларусь, взыскивался штраф уже в удвоенном размере—20% от суммы не сданной в установленные сроки выручки.
Постановлением № 213 данная несправедливость устранена, и с указанных субъектов хозяйствования теперь должен взыскиваться штраф в размере всего 1 % от суммы несданной выручки, поступившей в период между установленными банком сроками сдачи выручки. Кроме того, из этой выручки еще нужно будет вычитать размер фактической потребности в разменных наличных деньгах на каждое рабочее место кассира, установленный в соответствии с законодательством Республики Беларусь на дату совершения нарушения. В то же время из п. 7 Инструкции исключено упоминание о предприятиях и их подразделениях с круглосуточным режимом работы, которые теперь будут штрафоваться на общих основаниях.
Пункт 12 Инструкции, содержащий правило, согласно которому меры ответственности, установленные данным нормативным актом, применяются за каждое нарушение отдельно, дополнен несколькими нормами.
Во-первых, в случае использования выручки на расчеты наличными денежными средствами между предприятиями в размере, не превышающем предельный размер расчетов наличными денежными средствами, установленный Порядком, при наличии претензий к текущему (расчетному) счету предприятия по платежам, предшествующим четвертой группе очередности, штрафные санкции применяются согласно п. 9 Инструкции (то есть взыскивается штраф в размере 10% от суммы нарушения).
Во-вторых, одновременное применение штрафных санкций по совокупности нарушений, предусмотренных п. 5 — 7 Инструкции (несвоевременное оприходование в кассу наличных денег, превышение установленных лимитов остатков касс и несоблюдение сроков сдачи выручки), не допускается в случае установления фактов неоприходования в кассу предприятия наличных денежных средств. Штрафные санкции в этом случае должны применяться согласно ч. 2 п. 6 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 20.12.1991 №1323-ХII «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», в соответствии с которой денежные средства (выручка), принятые с нарушением установленного порядка их приема при реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет, взыскиваются в доход республиканского бюджета.
В-третьих, одновременное применение штрафных санкций по совокупности нарушений, предусмотренных п. 6 и 7 Инструкции (превышение установленных лимитов остатков касс и несоблюдение сроков сдачи выручки), теперь недопускается в случае нарушений порядка и сроков сдачи выручки, приведших к превышению лимита остатка кассы. При этом будет взыскиваться штраф в размере 10% от суммы выручки, не сданной в установленные сроки [13, с. 32].
Постановлением № 213 уточнены и действия банков, выявивших нарушения предприятием Порядка или Правил кассовых операций. В первом случае банк должен направить в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту постановки предприятия на учет уведомление о выявленных нарушениях порядка (в произвольной форме) и копию акта проверки. Если же предприятие своевременно не уплатило штрафные санкции, по результатам проведенной банком проверки соблюдения Правил кассовых банк обязан в установленные законодательством сроки направить в инспекцию МНС по месту постановки предприятия на учет уведомление согласно приложению к Инструкции вместе с копиями решения о применении к предприятию экономических санкций и акта проверки.
Последнее дополнение, внесенное в п. 14 Инструкции, должно порадовать индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов. С 9 февраля 2007 г. к ним не применяются штрафные санкции за нецелевое использование наличных денежных средств, полученных из касс банков. Напомним, что за аналогичное нарушение, допущенное юридическими лицами, взыскивается штраф в размере 10% от суммы нарушения.
Внесение
изменений в постановление №18/
Так
как установка платежных
В результате и возникло постановление № 158/2, являющееся своеобразным «предложением, от которого нельзя отказаться». С 1 марта 2007 г. юридические лица и их структурные подразделения, а также индивидуальные предприниматели при получении выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий месяц в размере более 5 000 базовых величин (на объектах бытового обслуживания населения — более 2 500 базовых величин) обязаны установить платежные терминалы для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек. Исключение составляют незначительная группа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в ч. 2 п. 2.1 постановления № 18/1 (осуществляющих перевозку пассажиров на легковых автомобилях-такси, продажу билетов на проезд воздушным, внутренним водным, железнодорожным транспортом и т.п.), а также отдельные организации потребительской кооперации.
В число «обязанных» установить терминалы попали субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие торговлю и (или) оказывающие платные услуги населению на объектах согласно приложению 1 к постановлению № 18/1, а также организации, оказывающие платные медицинские, риэлтерские и туристические услуги [13, с. 33].
На все работы по первоначальному оснащению указанных объектов платежными терминалами отводится 6 месяцев (то есть к 1 сентября текущего года их не только нужно установить, но и организовать проведение «реальных» платежей), причем количество устанавливаемых терминалов должно составлять в процентном отношении к количеству кассовых кабин либо контрольно-кассовых узлов объекта: в течение первого года—30%, в течение второго — 65% и в течение третьего года — 100%.
По вышеуказанным причинам внесено дополнение и в ч. 1 п. 2.2 постановления № 18/1, согласно которому субъектам хозяйствования разрешено принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг без использования КСА и СКС, а также платежных терминалов только в перечисленных в данной норме случаях. При этом перечень таких «бескассовых» случаев расширен и в него дополнительно включены:
- оказание услуг по проживанию общежитии и сдаче в наем квартир;
-
эксплуатация детских
-
продажа товаров, за
-
оказание индивидуальными
Войдя в положение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые еще до 1 августа 2004 г. приобрели и начали применять модели (модификации) билетопечатающих машин, не включенные впоследствии в Государственный реестр кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, разработчики постановления № 158/2 разрешили им применять свои устаревшие модели (модификации) еще в течение года — до 1 января 2008 г. Аналогичное послабление сделано и для моделей (модификаций) СКС, используемых при взимании платы запроезд по платным автомобильным дорогам в пунктах взимания дорожных сборов и не включенных в Государственный реестр. Их также можно применять до 1 января 2008 г.
2.2
Организация кассовых
операций в Республике
Беларусь
Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе предприятия Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 50 «Касса». Остаток по этому счету на конец отчетного периода отражается в активе баланса по строке 261 Бухгалтерского баланса [10, с. 27].
Счет 50 «Касса» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации.
К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:
50-1 «Касса организации»,
50-2 «Операционная касса»,
50-3 «Денежные документы» и др.
На
субсчете 50-1 «Касса организации» учитываются
денежные средства в кассе организации.
Когда организация производит кассовые
операции с иностранной валютой,
то к счету 50 «Касса» должны быть
открыты соответствующие