Налично-денежное обращение

Автор: v****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение организации и регулирования налично-денежного обращения в Республике Беларусь и разработка направлений по его совершенствованию.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
1) изучить понятие денежного оборота, его структуру и принципы организации;
2 определить агрегаты денежной массы и их значение в экономике государства;
3) выявить роль центрального банка в регулировании налично-денежного оборота;
4) обозначить особенности налично-денежного оборота в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа старасты.docx

— 263.12 Кб (Скачать)

     Резервные ставки являются в значительной мере административным инструментом денежно-кредитного регулирования и характеризуются глобальным, сильным и пролонгированным воздействием на ликвидность коммерческих банков, объемы их пассивных и активных операций. В связи с этим к изменению нормы обязательных резервов прибегают, как правило, достаточно редко и осторожно, отдавая предпочтение в регулирующих мероприятиях операциям Центрального банка на фондовом рынке.

     Политика  открытого рынка. Этот метод денежно-кредитного регулирования заключается в  покупке и продаже Национальным  банком ценных бумаг (преимущественно  государственных) за свой счет на денежном рынке. Соответственно к сделкам  открытого рынка не относится, например, покупка ценных бумаг непосредственно у их эмитента, а также текущие операции по поддержке курса государственных ценных бумаг за счет эмитента. Операции на открытом рынке могут проводиться как с ценными краткосрочными бумагами, так и долгосрочными, однако в последнем случае — только с целью регулирования денежного рынка. Следует отметить, что центральные банки иногда эмитируют собственные ценные бумаги с целью повышения эффективности своих интервенций на денежном рынке, поскольку большое число финансовых инструментов обеспечивает их взаимозаменяемость и большую гибкость политики открытого рынка.

     Операции  на открытом рынке используются как  основной инструмент денежно-кредитного регулирования в странах, где  достаточно развит денежный рынок и  государственный долг достигает  существенных размеров. Посредством  них происходит предоставление денежных средств коммерческим банкам (путем  покупки ценных бумаг) и изъятие  денежных ресурсов (путем продажи  ценных бумаг). Сделки на открытом рынке  сопровождаются мультипликационным эффектом и оказывают влияние на ликвидность коммерческих банков, величину их избыточных резервов и в конечном итоге на денежное предложение. Необходимо отметить, что в зависимости от целей и экономических условий политика открытого рынка может проводиться как самостоятельно, так и в сочетании с дисконтной политикой и политикой минимальных резервов [8, с. 23].

     Валютная  политика. Денежно-кредитное регулирование  покупательной способности национальной валюты имеет и внешнеэкономический аспект, поскольку стабильность денежной единицы подразумевает ее устойчивость не только во внутреннем экономическом обороте, но и в международном. Развитие интеграционных процессов в мировой экономике привело к тесной взаимосвязи национальных рынков ссудных капиталов открытых рыночных хозяйств с международными рынками ссудных капиталов, которая реализуется посредством операций на валютных рынках, перемещения "горячих" денег и долгосрочного капитала между странами и т.п. Это обусловило снижение эффективности национальной денежно-кредитной политики, поскольку темпы роста важнейших экономических показателей (в частности, валового национального продукта, инфляции, ставок ссудного процента и т.д.) находятся под сильным воздействием внешнеэкономических факторов, влияние которых иногда достаточно сложно нейтрализовать.

     Так, изменение конъюнктуры еврорынков и развитие мировой инфляции может  привести к колебаниям национальных процентных ставок, не поддающихся регулированию с помощью учетного процента. Более того, рыночные процентные ставки в свою очередь оказывают сильное воздействие на уровень официальных ставок, и центральные банки нередко устанавливают их исходя из рыночной конъюнктуры. Следует отметить так же, что часто затруднено проведение рестрикционных мероприятий в денежно-кредитной сфере отдельного государства вследствие доступности кредитных ресурсов на международных рынках ссудных капиталов.

     Весьма  важно, что в современных условиях в открытых рыночных хозяйствах уровень валютного курса вместе с объемом денежной массы и ставкой процента выступает как важнейшая промежуточная цель денежно-кредитной политики государства, ток как его изменение оказывает влияние на совокупные предложение и спрос. В то же время он является инструментом регулирования внутреннего денежного оборота.

     Внешнеэкономическая функция денежно-кредитного регулирования реализуется посредством проведения валютной политики государства, представляющей собой комплекс мероприятий, в денежно-кредитной и валютной сферах о целью воздействия на покупательную способность национальной денежной единицы, валютный курс и темпы экономического роста. Центральные банки влияют на межстрановые перемещения капиталов, используя следующие инструменты валютного регулирования:

     - учетную ставку, увеличение уровня  которой способствует переливу  капиталов из-за границы в повышению курса национальной валюты, а понижение стимулирует обратные процессы;

     - операции на открытом рынке  (в т.ч. с иностранной валютой  и валютными ценностями), которые  направлены на нейтрализацию  воздействия на внутренний рынок  ссудных капиталов неблагоприятной  конъюнктуры еврорынков;

     - валютные интервенции, прямо влияющие  на динамику валютного курса;

     - изменение валютного курса. Девальвируя  курс национальной валюты, Центральный  банк преследует цель стимулирования  совокупного спроса, а ревальвация,  напротив, направлена на его ограничение;

     - валютные ограничения, которые  устанавливаются в законодательном или административном порядке. К ним относятся, например, установление прямого валютного контроля над операциями в иностранной валюте, введение двойного валютного рынка, ограничение или запрещение выплаты процентов по вкладам нерезидентов, введение лимитов на международные активы и обязательства коммерческих банков и т.п. [8, с. 24].

     Таким образом, совершенствование методологической базы наличного денежного обращения:

     Разрабатываются новые и совершенствуются действующие  нормативные акты Банка Беларуси, предусматривающие единые принципы работы с наличными деньгами для всех участников (субъектов) наличного денежного оборота - учреждений Национального Банка, кредитных организаций и хозяйствующих субъектов.

     Продолжается  работа по дальнейшему совершенствованию методологического обеспечения кредитных организаций по вопросам ведения кассовых операций, правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег, в рамках которой рассматривается возможность: принятия кредитными организациями наличных денег от организаций для последующего их перечисления на счета, открытые в подразделениях расчетной сети Национального Банка; совершения операций с наличными деньгами в обособленных помещениях для проведения операций с ценностями, расположенных в нескольких зданиях кредитной организации, и другие вопросы.

       Остается актуальной работа по внесению изменений в законодательные акты Республики Беларусь в части снятия административной ответственности с должностных лиц кредитных организаций за невыполнение требований по осуществлению функции контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами порядка ведения кассовых операций и работы с наличными деньгами и передачи функции контроля налоговым органон,

     Оптимизация банковской сети предусматривает не только закрытие неперспективных расчетно-кассовых центров, но и строительство новых объектов наличного денежного обращения, интегрирующих функции расчетно-кассового центра и межрегионального хранилища, позволяющих осуществлять полный цикл операций с денежной наличностью, включающий уничтожение ветхих банкнот в процессе ее обработки.

     Модернизация  технологических процессов работы с денежной наличностью

     Модернизация - один из основных приоритетов в  сфере организации наличного  денежного обращения. Осуществляется техническое персоснащение кассовых узлов счетно-сортировальными машинами высокой и средней производительности, внедряются технологии уничтожения ветхих банкнот в процессе обработки денег, цифровая телевизионная система наблюдения и регистрации автоматизированного учета эмиссионио-кассовых операций.

       Поддержание чистоты наличного  денежного обращения

     Это еще одно направление деятельности Национально Банка Беларуси,   включающее   обеспечение   необходимого уровня физического состояния  денежных знаков и отсутствие среди  них поддельных банкнот.

     Решение этих вопросов требует как внесения организационных изменений в работу всей банковской системы, так и совершенствования самих денежных знаков. Национальный Банк осуществляет постоянный мониторинг состояния фальшивомонетничества в банковской системе Республики Беларусь. 

     Разрабатывается комплекс мер, позволяющий контролировать способность счетно-сортировальных машин, используемых в кредитных  организациях, проверять машиночитаемые защитные признаки банкнот Национального Банка. 

       Реализация намеченных мероприятий  по модернизации наличного денежного  оборота позволит Национальному Банку обеспечить на должном уровне и с оптимальными издержками стабильное функционирование наличного денежного обращения и полноценное обеспечение денежной наличностью потребностей экономики и населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Денежные  отношения представляют собой довольно сложную систему, которая отражает различные стороны воспроизводственного процесса. Это обусловлено тем, что все созданные продукты и оказываемые услуги, предназначенные для производственного или личного потребления и принимающие товарную или нетоварную форму, реализуются за соответствующую сумму денег. Денежный оборот регулируется центральным банком. При этом регулирование денежного обращения центральным банком может быть направлено на любой из элементов денежно-кредитного рынка: на объем предложения денег в наличной и безналичной формах, величину спроса на кредит и его цену. Возможность воздействия на предложение денег обеспечивается совмещением в лице центрального банка субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и субъекта денежно-кредитного регулирования. При этом монополия на эмиссию банкнот создает базу для контроля над наличной составляющей денежного обращения, а особая роль центрального банка в формировании кредитных ресурсов банковской системы в целом — основу для определения возможного объема банковских кредитов.

     Научная и рациональная организация налично-денежного  оборота имеет важное значение для решения многих социально-экономических проблем. В этой сфере денежных отношений происходит окончательная реализация стоимости совокупного общественного продукта, произведенные товары получают общественное признание. В процессе реализации товаров устанавливается, насколько производство удовлетворяет запросы личного потребления, что во многом определяет нормальную циркуляцию денег в стране и устойчивость их покупательной способности, т.е. оптимизирует количество наличных денег.

     Оборот  наличных денег основан на принципах, предполагающих, что субъекты хозяйствования всех форм собственности обязаны хранить свои денежные средства на открытых счетах в учреждениях банков; наличные деньги, необходимые для выплаты заработной платы или осуществления других платежей, субъекты хозяйствования получают из касс банков; субъекты хозяйствования могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов и использовать часть выручки на собственные нужды в пределах норм, установленных учреждениями банков, а все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка касс должны быть сданы в обслуживающие учреждения банков.

     Государство должно постоянно изучать действие этих факторов и воздействовать на них в направлении уменьшения наличных денег в сфере обращения. Уменьшение массы денег в обращении достигается посредством ускорения их движения через кассы банков, что позволяет обслужить больший денежный оборот с меньшей суммой наличных денег. Это в свою очередь позволяет сэкономить на издержках обращения, связанных с изготовлением и хранением наличных денег, а также укрепляет их покупательную способность, поскольку в этом случае за каждой единицей стоит относительно большая масса товарно-материальных ценностей и платных услуг.

     Финансовая  стабилизация является главной целью  денежно-кредитной политики для  переходных государств, что выражается, прежде всего, в обеспечении внутренней и внешней стабильности национальной валюты, что и происходит в нестабильных условиях выравнивания структуры внешних и внутренних цен, проблем дефицита торгового и платежного баланса и структурной перестройки экономики. Существуют два типа денежно-кредитной политики: жесткая либо мягкая. Жесткая - хотя и ведет к снижению монетизации экономики и, как следствие, к увеличению бартерных операций, тем не менее, быстро останавливает инфляцию, стабилизирует обменный курс и стимулирует структурную перестройку. По этому пути пошли страны Балтии и ЦВЕ. В то же время существует мнение, что жесткое денежно-кредитное регулирование имеет и отрицательные последствия: оно способно поставить на грань банкротства не только бесперспективные предприятия, но и те, которые могли бы выстоять и адаптироваться на международных рынках. Республика Беларусь к настоящему времени сохранила большую часть экономики и относительно высокий уровень производства именно благодаря отказу от жесткой денежно-кредитной политики.

Информация о работе Налично-денежное обращение