Налично-денежное обращение

Автор: v****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение организации и регулирования налично-денежного обращения в Республике Беларусь и разработка направлений по его совершенствованию.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
1) изучить понятие денежного оборота, его структуру и принципы организации;
2 определить агрегаты денежной массы и их значение в экономике государства;
3) выявить роль центрального банка в регулировании налично-денежного оборота;
4) обозначить особенности налично-денежного оборота в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа старасты.docx

— 263.12 Кб (Скачать)

     5) обеспечение сохранности ценностей; их хранение, ревизию, ответственность лиц, работающих с ценностями; прием ценностей на хранение;

     6)  совершение кассовых операций  с наличной иностранной валютой  и платежными документами в  иностранной валюте; порядок приема  и передачи валютных ценностей  кассами банка; порядок обработки, формирования и упаковки валютных ценностей; ревизию валютных ценностей; порядок работы обменных пунктов [4, c. 18].

     Для определения оптимального количества денег в экономике и регулирования  их выпуска в оборот необходимо использовать количественные величины, характеризующие денежное предложение. Такими величинами являются показатели денежной массы.

     Денежная  масса — это совокупный объем  всех покупательных и платежных средств в наличной и безналичной формах, находящихся в распоряжении государства, юридических и физических лиц и обслуживающих экономический оборот страны.

     На  величину денежной массы влияет множество  факторов: объем валового внутреннего  продукта и темпы экономического роста; уровень развития и структура  кредитной и банковской систем, финансовых рынков; соотношение наличного и  безналичного денежных оборотов; денежно-кредитная, валютная и финансовая политика государства; скорость оборота денег; состояние платежного баланса страны и т.д. [9, с. 78].

     Определение совокупного объема денежной массы  в обращении и ее структуры — достаточно сложная задача, поскольку в условиях обращения неразменных кредитных денег различные виды финансовых активов могут в той или иной степени выполнять различные денежные функции. На практике для целей мониторинга изменений совокупной денежной массы и ее отдельных составляющих используют специальные показатели — денежные агрегаты. Это показатели объема и структуры денежной массы, которые позволяют дать не только количественную оценку величины денежной массы, но и ее качественную характеристику, определить степень ее воздействия на экономическую активность в стране.

     В соответствии с международными стандартами  в качестве основного критерия выделения  различных показателей денежной массы используется ликвидность, под которой понимают скорость конверсии отдельных форм вкладов и сбережений в деньги как средство обращения и платежа и степень затрат на проведение данной операции. Принцип расчета денежных агрегатов заключается в том, что:

     - каждый последующий денежный агрегат включает предыдущий;

     - каждый последующий денежный агрегат включает менее ликвидные финансовые активы, чем предыдущий (т.е. по мере роста денежных агрегатов их ликвидность уменьшается).

     В связи с этим при определении  денежной массы часто используют понятия «деньги в узком смысле слова» и "деньги в широком смысле слова".

     «Деньги в узком смысле слова» являются наиболее ликвидным компонентом денежной массы. К ним обычно относят наличные деньги и депозиты (вклады) до востребования. В отличие от срочных вкладов депозиты до востребования можно в любое время без всяких ограничений использовать в полной сумме для проведения расчетов и платежей. Вследствие высокой ликвидности «деньги в узком смысле слова» активно участвуют в проведении торговых и других экономических операций. Существует довольно тесная взаимосвязь динамики их объема с уровнем экономической активности в стране [4, с. 19].

     «Деньги в широком смысле слова» наряду с  наличностью и депозитами до востребования  включают «потенциальные деньги» — срочные депозиты и сберегательные вклады, ценные бумаги и т.д. Необходимость определения объема «денег в широком смысле слова» и его регулирования обусловлена развитием финансовых рынков, появлением все большего числа новых финансовых инструментов (например, различных видов ценных бумаг), их растущей взаимозаменяемостью. В связи с этим на практике прослеживается усиление влияния изменений широких денежных агрегатов на экономические процессы в стране. Количество и состав применяемых денежных агрегатов различается по странам. Это обусловлено спецификой национальных хозяйств: уровнем развития экономики, финансовых рынков и кредитной системы; особенностями организации денежного обращения, проводимой экономической и денежно-кредитной политикой и другими факторами. В развитых странах обычно используются следующие основные агрегаты:

     M1 — обычно включает наличные  деньги в обращении и депозиты до востребования (средства на текущих банковских счетах);

     М2 — содержит агрегат М1 и, как правило, срочные депозиты и сберегательные вклады в коммерческих банках;

     М3 — состав этого агрегата в наибольшей степени зависит от уровня развития банковской системы и финансовых рынков различных стран. Наряду с  агрегатом М2 в зависимости от страны может включать срочные депозиты в крупных размерах, сберегательные вклады в специальных кредитно-финансовых институтах, депозитные сертификаты крупных коммерческих банков или другие денежные активы.

     Применяются и более широкие денежные агрегаты. Для обеспечения стабильности национальной денежной единицы центральный банк страны принимает меры, направленные на поддержание необходимой структуры  денежной массы, оптимальной в существующих экономических условиях. Относительное равновесие между соотношением различных денежных агрегатов считается достигнутым, если темпы роста агрегатов М2 и М3 превышают темпы роста М1.

     Денежные  агрегаты в Республике Беларусь с  учетом уровня развития безналичных  расчетов населения, рынка банковских услуг, финансовых рынков и ряда других причин отличаются по своему составу  от показателей, применяемых в развитых странах.

     Национальный  банк Республики Беларусь рассчитывает следующие денежные агрегаты:

     М0 (наличные деньги в обороте) — банкноты и монеты в обращении на руках у физических лиц и в кассах юридических лиц;

     М1 — агрегат М0 плюс переводные депозиты, включающие остатки средств юридических и физических лиц — резидентов Республики Беларусь — на счетах до востребования в белорусских рублях;

     М2 (денежная масса в национальном определении) — агрегат М1 плюс другие депозиты (срочные депозиты), открытые в банках юридическими и физическими лицами — резидентами Республики Беларусь;

     М2 (рублевая денежная масса) — агрегат М2 плюс средства в ценных бумагах (кроме акций) юридических и физических лиц — резидентов Республики Беларусь — в белорусских рублях;

     М3 (широкая денежная масса) — агрегат  М2 плюс переводные и срочные депозиты в иностранной валюте, средства в ценных бумагах (кроме акций) в иностранной валюте и депозиты в драгоценных металлах юридических и физических лиц — резидентов Республики Беларусь.

     Для оценки платежеспособного спроса выделяют активную денежную массу, рублевую и  совокупную. Рублевая активная денежная масса включает наличные деньги в  обращении и переводные депозиты в национальной валюте, т.е. равна по величине агрегату М1. Совокупная активная денежная масса наряду с агрегатом M1 содержит депозиты до востребования в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте).

     На  основе денежных агрегатов можно  определить коэффициент монетизации экономики, который показывает уровень обеспечения национального хозяйства денежными средствами. Он рассчитывается как отношение денежной массы к валовому внутреннему продукту.

     В современных условиях на степень  обеспеченности экономики деньгами влияют не только величина денежной массы, но и покупательная способность составляющих ее денежных средств. В связи с этим различают номинальную и реальную денежную массу. Номинальная денежная масса рассчитывается на основе сложившегося уровня цен. При определении реальной денежной массы номинальную денежную массу корректируют с учетом темпов инфляции, поэтому реальная денежная масса меньше номинальной. Если темпы инфляции в стране превышают темпы роста денежной массы, то, несмотря на увеличение номинальной денежной массы, реальная денежная масса сокращается. При прочих равных условиях это приведет к нехватке денежных средств для расчетов и платежей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОГО  ОБОРОТА И ЕГО 

     РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 
 

    2.1  Регулирование налично-денежного  обращения в Республике  Беларусь 
     

     Налично-денежное обращение регулируется следующими нормативно-правовыми актами Республики Беларусь:

     - Банковский Кодекс Республики  Беларусь;

     - Правила организации налично-денежного  обращения в Республике Беларусь;

     - Инструкция о порядке ведения  кассовых операций и расчетов  налично-денежными средствами в  белорусских рублях на территории  Республики Беларусь;

     - Порядок расчетов между юридическими  лицами и индивидуальными предпринимателями  в Республике Беларусь;

     - Инструкция о мерах ответственности  за нарушение правил ведения  кассовых операций и расчетов  наличными денежными средствами  в Республике Беларусь.

     В соответствии с действующим законодательством  Республики Беларусь организации независимо от организационно-правовых форм и  сферы деятельности должны хранить  свободные денежные средства в учреждениях  банков. Расчеты по своим обязательствам производятся ими, как правило, в  безналичном порядке через банки. Но в отдельных случаях (для оплаты труда своих работников и лиц, привлеченных по гражданско-правовым договорам, закупки материалов и  других товарно-материальных ценностей  для хозяйственных нужд, а также  при осуществлении отдельных  расчетов с физическими или юридическими лицами) организации используют наличные денежные средства [17, с. 21].

     За  нарушения ограничений по учету  наличных денег, а также по их использованию  в расчетах, осуществляемых юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями и частными нотариусами (далее—предприятия), законодательством Республики Беларусь установлены достаточно строгие меры ответственности. Их применение регламентируется сразу несколькими правовыми актами, но наиболее важным среди них является Инструкция о мерах ответственности за нарушение правил ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.06.2003 № 125 (далее — Инструкция).

     В отличие от многих актов отечественного законодательства Инструкция достаточно успешно применялась со дня своего вступления в силу, так сказать, в  первозданном виде, не подвергаясь  какой-либо корректировке. Однако, в конце концов и до нее дошли руки: постановлением Правления Национального банка РеспубликиБеларусьот26.12.2006 №213 (далее—постановление № 213), вступившим в силу 9 февраля 2007 г., в Инструкцию внесены изменения и дополнения, которые затрагивают интересы большого числа предприятий, а значит, заслуживают внимательного рассмотрения [17, с. 22].

     Ведение кассовых операций неразрывно связано  с правилами приемом наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), которые регламентируются отдельным нормативным актом — постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 09.01.2002г. № 18/1 «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» (далее — постановление №18/1). Изменения и дополнения в этот документ внесены постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 07.02.2007 № 158/22 (далее — постановление № 158/2), вступившим в силу 15 февраля 2007 г.

       За осуществление предприятиями расчетов наличными денежными средствами с нарушением требований, предусмотренных п. 5 и 6 порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359 (далее — Порядок), взыскивается штраф в размере от 100 до 200% от суммы платежей, произведенных с нарушением установленного ограничения. При этом в фактический размер расчетов наличными денежными средствами согласно п. 4 Инструкции включаются все проведенные предприятием операции по приему наличных денежных средств от других предприятий и по расчетам указанными средствами с другими предприятиями в течение месяца.

Информация о работе Налично-денежное обращение