Налично-денежное обращение

Автор: v****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение организации и регулирования налично-денежного обращения в Республике Беларусь и разработка направлений по его совершенствованию.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
1) изучить понятие денежного оборота, его структуру и принципы организации;
2 определить агрегаты денежной массы и их значение в экономике государства;
3) выявить роль центрального банка в регулировании налично-денежного оборота;
4) обозначить особенности налично-денежного оборота в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа старасты.docx

— 263.12 Кб (Скачать)

     Обладая относительной независимостью от органов  исполнительной власти, Центральный  банк в то же время при выработке  основных направлений денежно-кредитной  политики осуществляет координацию  намечаемых мероприятий с экономической  политикой правительства, что обеспечивает эффективность воздействия на общее  состояние экономики. Денежно-кредитное регулирование может быть направлено либо на увеличение денежной эмиссии и расширение объемов совокупного кредитования (экспансионистская денежно-кредитная политика), либо на сдерживание их темпов роста и ограничение (рестрикционная денежно-кредитная политика. Необходимо отметить, что эффективность проводимой денежно-кредитной политики зависит не только от действий Национального банка. Сильное влияние на нее оказывает чрезвычайная сложность и многофакторность денежно-кредитной сферы современного развитого рыночного хозяйства, причем многие протекающие в ней процессы слабо поддаются регулированию со стороны Центрального банка. Это касается, в частности, скорости оборота денег, которая, наряду с объемом денежной массы, оказывает непосредственное воздействие на денежное предложение.

     Регулирующее  воздействие Национального банка  на денежный оборот осуществляется через  рынки ссудных капиталов, изменение  конъюнктуры которых влияет на принятие экономическими агентами решений относительно объема и структуры своих расходов, установления цен и т.д. При этом в качестве промежуточных целей монетарного регулирования (конечная, кок известно — стабильность цен и экономического роста) обычно выступают рыночные ставки ссудного процента и объем денежной массы в обращении. Практика показала, что добиться одновременной стабилизации величины процента и денежной массы невозможно, так как контроль денежного предложения одновременно допускает достаточно сильные колебания процентных ставок, и наоборот. В связи с этим в современных условиях в качестве основной промежуточной цели чаще всего выступает объем денежной массы, так как рыночные ставки ссудного процента могут контролироваться Центральным банком лишь опосредственно, его воздействие выступает как один из многочисленных факторов формирования нормы процента, причем не самый существенный. Кроме того, мероприятия Центрального банка могут оказывать влияние на процент только в краткосрочной перспективе и не сказываются на долгосрочных процентных станках.

     Использование, объема денежной массы в качестве ключевого параметра воздействия  и, соответственно, индикатора состояния  денежного оборота, также не лишено недостатков. В частности, не поддаются  однозначному контролю со стороны Национального  банка внутренние факторы прироста денежной массы, еще в меньшей  степени он может контролировать воздействие на национальный денежный оборот операций,  совершаемых на международных рынках ссудных капиталов. Чрезмерное увеличение денежной массы  само по себе необязательно вызывает рост цен (хотя повышение уровня цен на длительный период без чрезмерного возрастания денежной массы невозможно). Вместе с тем рассматриваемый промежуточный параметр достаточно адекватно отражает состояние денежного обращения, так как на долгосрочных временных интервалах наблюдается тесная корреляция между динамикой денежной массы и уровнем рыночных цен.

       Для регулирования денежной массы  в обращении Национальный банк  определяет на предстоящий период  состав денежных агрегатов, подлежащих контролю, а также их количественные характеристики. Набор монетарных показателей, выступающих в качестве промежуточных целей денежно-кредитной политики, различается по странам и определяется исходя из представлений о том, насколько устойчиво данный агрегат коррелирует с реальным объемом  производства и  уровнем цен и насколько он поддается регулированию. Контроль за динамикой монетарных агрегатов центральные банки в настоящее время осуществляют путем таргетирования, т.е. установления количественных целевых ориентиров роста денежной массы. Мероприятия, проводимые в рамках денежно-кредитной политики, направлены на достижение запланированных параметров. Понятно, что правильное определение последних является чрезвычайно важным для эффективного регулирования денежного оборота.

     Воздействие Национального  банка на денежный оборот в процессе проведения денежно-кредитной политики может осуществляться в современных условиях посредством: 

     - эмиссионной политики;

     - учетной и ломбардной политики;

     - политики минимальных резервов;

     - политики открытого рынка;

     - валютной политики.

     Эмиссионная политика. Одной из важнейших предпосылок  поддержания устойчивости денежного  обращения Национальным   банком является возможность его полного  контроля собственной эмиссии. Эффективность  такого контроля во многом зависит  от принятой системы валютных курсов. Так, в условиях функционирования валютных курсов, фиксированных по отношению к доллару США (Бреттон-Вудская валютная система), центральные банки европейских стран зачастую были обязаны осуществлять значительные валютные интервенции в пользу американской валюты, чтобы удержать ее от девальвации. Это нередко приводило к вынужденной избыточной эмиссии национальной валюты, которая использовалась для закупки долларов США в необходимом объеме. В современных условиях функционирования системы плавающих валютных курсов обязательства центральных банков по проведению интервенций в пользу иностранной валюты частично сохраняются, в частности в странах, где курс национальной валюты привязан к курсу валюты другого государства.

       Национальный банк обладает исключительным  правом эмиссии наличных денег.  При обеспечении коммерческих  банков наличными деньгами учитывается не только потребность в них, но и состояние денежного обращения. Следует отметить, что чем больше удельный вес наличных денег в денежной массе, тем сильнее зависимость коммерческих банков от Центрального банка.

     Монопольное положение Национального  банка  государства в налично-денежной сфере дает ему возможность в  определенной мере контролировать и  безналичный оборот. Безналичная  эмиссия коммерческих банков, осуществляемая ими в ходе кредитных операций, вызывает дополнительную потребность  в наличных деньгах, а также сопровождается ростом обязательных резервов, которые  они хранят на счетах в Центральном  банке. Понятно, что без предоставления последним дополнительной денежной массы (т.е. без эмиссии Центрального банка) эмиссионные возможности  коммерческих банков реализовать достаточно сложно [14, с. 31].

     Однако  Национальный банк не может использовать изменение денежной базы как инструмент прямого регулирования объема денежной массы на краткосрочных временных  интервалах, ток как предложение  денег Центрального банка не является основным фактором, определяющим масштабы кредитной деятельности коммерческих банков. В частности, наличие избыточных резервов коммерческих банков не приводит с неизбежностью к расширению ими кредитования, поскольку при принятии решений учитывается уровень ликвидности и платежеспособности банка. В то же время повышенный спрос на дополнительные активы для регулирования текущих минимальных резервов со стороны коммерческих банков после принятия ими решения о кредитной экспансии может быть удовлетворен необязательно за счет денег Центрального банка, а, например, путем обращения на межбанковский денежный рынок. Краткосрочное регулирование денежной массы посредством эмиссионной политики Центрального банка ограничено в отношении управления не только кредитной рестрикцией, но и кредитной экспансией коммерческих банков.

     Учетная (дисконтная) и ломбардная политика. Являясь "кредитором в последней инстанции" для кредитных учреждений. Центральный банк предоставляет им ссуды посредством переучета (редисконтирования) векселей (учетный кредит) и под залог векселей и других ценных бумаг (ломбардный кредит).

     Переучет  векселей как инструмент регулирования  начал использоваться раньше других методов денежно-кредитной политики, и долгое время оставался основным из них. Изменяя процентную ставку по учетным кредитам (учетный процент или дисконт), а также ставку по ломбардным кредитам, Центральный банк влияет на их доступность для коммерческих банков и, следовательно, на формирование ресурсной базы кредитных учреждений. Это, в свою очередь, приводит к изменению объемов кредитования экономики, т.е. денежного предложения.

     Учетный процент часто называют официальной  учетной (или официальной процентной) ставкой. Следует отметить, что в  целях денежно-кредитного регулирования  могут использоваться как одна, так  и несколько официальных ставок рефинансирования, дифференцированных в зависимости от вида и обеспечения  ссуд. В связи с большей рискованностью операций по предоставлению ломбардных кредитов ломбардная ставка несколько  выше учетной (на 1—4%), обычно между  ними поддерживается стабильное соотношение. Учетная и ломбардная ставки Национального банка, как правило, служат долгосрочными ориентирами для формирования процентных ставок на рынках ссудных капиталов.

     Необходимо  отметить, что эффективность дисконтной и ломбардной политики во многом зависит от потребности коммерческих банков в кредитах Центрального банка. Если ранее, в ряде стран существовала практика прямой увязки уровня процентных ставок коммерческих банков с величиной учетной и ломбардной ставок на основе предписаний Центрального банка, то в современных условиях норма банковского процента определяется в основном рыночными факторами, так как для выравнивания колебаний своей ликвидности кредитные учреждения по большей части прибегают к займам на межбанковском денежном рынке. Частичная утрата официальными процентными ставками индикативной функции в настоящее время связана также с развитием операций центральных банков на открытом рынке, которые обусловливают изменение спроса и предложения на денежном рынке и тем самым оказывают более сильное воздействие на формирование рыночных процентных ставок, чем учетная политика. Однако взаимосвязь между краткосрочными рыночными и официальными процентными ставками сохраняется, поскольку условия рефинансирования Центральным банком кредитных учреждений и размещения их избыточных резервов на его счетах продолжают выступать как альтернатива условиям займов и размещения вкладов на денежном рынке и таким образом влияют на последние. Кроме того, учетную политику обычно проводят в сочетании с политикой открытого рынка, что позволяет усилить их эффективность и добиться желаемого влияния на уровень рыночных процентных ставок [14, с. 35].

     Для усиления своего влияния на движение процентных ставок центральные банки  в дополнение к учетной и ломбардной политике широко применяют регулирование видов ценных бумаг, подлежащих переучету и перезалогу, изменение требований к ним; установление лимитов переучета и перезалога (как общей суммы данных кредитов, так и их объемов для отдельных кредитных учреждений), а также повышенных ставок при превышении этих лимитов; дифференциацию ставки дисконта по отдельным заемщикам и т.п.

     В условиях открытой рыночной экономики  центральные банки при проведении учетной и ломбардной политики принимают  во внимание не только состояние и  потребности внутреннего денежного оборота, но и влияние внешних факторов. В частности, внутренние официальные процентные ставки устанавливаются с учетом конъюнктуры международных рынков ссудных капиталов, чтобы предотвратить нежелательную миграцию национальной и иностранной валюты, способную негативно воздействовать на курс национальной валюты и устойчивость денежного оборота в стране. Политика минимальных резервов. Эта политика состоит в установлении обязательных резервных требований к коммерческим банкам, заключающихся в необходимости, хранения последними определенной части средств на беспроцентных счетах в Центральном банке. Изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк может регулировать условия предоставления кредитов экономике и объем кредитных вложений.

     Резервные требования устанавливаются в зависимости  от используемой методики в процентах либо к фактическому объему кредитных вложений коммерческих банков, либо к сумме привлеченных ими средств (в этом случае к общей величине депозитов могут быть причислены средства, находящиеся в кассах коммерческих банков, как это практикуется, например, в США). Применение нормы обязательных резервов, рассчитанной на основе пассивных операций, способствует улучшению структуры денежной массы и банковской ликвидности, однако ее регулирующее воздействие на устойчивость денежного оборота через изменение условий кредитования является косвенным и опосредованным. Рассчитанная на основе активных операций, норма обязательных резервов используется для прямого регулирования кредитных вложений. Следует отметить, что для усиления избирательности воздействия обязательного резервирования на деятельность коммерческих банков норма обязательных резервов обычно дифференцируется по различным признакам (например, размер резервов по вкладам — в зависимости от их срочности).

     В целом применение политики минимальных  резервов позворегулировать в долгосрочной перспективе спрос коммерческих банков на деньги Национального  банка, а через воздействие на величину мультипликатора — объем депозитной мультипликации, т.е., дает возможность контролировать динамику денежной массы. Кроме того, норма обязательного резервирования оказывает влияние на уровень рыночных процентных ставок, так как изменение объема резервов, хранящихся на беспроцентных счетах, прямо отражается на рентабельности коммерческих банков, вынуждая их в случае понижения последней пересматривать свою процентную политику. Обычно снижение процентов по депозитным вкладам клиентов затруднено вследствие конкуренции между банками, поэтому чаще всего происходит повышение процентных ставок по кредитам, что соответствует рестрикционным мероприятиям Центрального банка. Наконец, политика минимальных резервов может применяться для регулирования внутреннего валютного рынка, например, путем изменения нормы резервирования по вкладам нерезидентов в национальных банках.

Информация о работе Налично-денежное обращение