Монополия в условиях равновесия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:06, лекция

Описание работы

В данной лекции главной целью является то, чтобы получить представление о том, как предприятие определяется для себя оптимальные объемы выпуска продукции. Это предполагает построение экономических моделей поведения предприятия, в которых отражается взаимосвязь между различными объемами выпуска, ценам и динамикой издержек. Однако установление правил оптимального объема производства имеет определенную специфику в различных типах отраслевых структур рынка. Поэтому определение оптимальных объемов выпуска продукции рассматривается в условия чистой монополии, совершенной конкуренции, олигополии и монополистической конкуренции.

Работа содержит 1 файл

Монополия в условиях равновесия.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Исходя из принципа сопоставления  предельного дохода с предельными издержками, равновесие предприятия будет определяться следующим образом. Предприятие максимизирует прибыль или минимизирует убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при котором MR = МС или Р = МС, при условии, что цена превышает минимальные средние переменные издержки.

С учетом свободного входа  и выхода из отрасли в условиях совершенной конкуренции, долговременное равновесие отраслевого предприятия описывается посредством формулы Р = min АТС =МС =MR

Из этого равенства  следует, что в условиях совершенной конкуренции достигаются:

  1. Производственная эффективность, т.е. продукция производится самым дешевым способом и устанавливается наиболее низкая цена (Р = min АТС).
  2. Эффективность распределения ресурсов, что означает в статике соответствие отраслевого распределения ресурсов общественным потребностям (Р = МС).

Цена продукта может  рассматриваться как показатель того удовлетворения, которое общество готово получать от потребления дополнительной  единицы продукта. Предельные издержки могут рассматриваться как показатель потерь для общества тех ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других товаров.

Если Р > МС, то общество оценивает более высоко данный продукт, нежели другие товары, производимые из тех же ресурсов. Поэтому будет наблюдаться расширение производства данного продукта. Личная заинтересованность предпринимателей в этом будет объясняться - возникновением экономических прибылей. Если Р < МС, то возникает обратная ситуация.

Когда Р = МС, тогда общество оценивает данный продукт так же высоко, как и другие товары, производимые из тех же ресурсов. В такой ситуации возникает равновесие распределения ресурсов по отраслям, т.е. от распределения ресурсов достигается максимум эффекта для общества по всему перечню производимой продукции.

В динамическом аспекте (изменение вкусов потребителей, внедрение  новых технологий и т.д.) возникает  нарушение равенства МС = Р, что  устраняется соответствующим передвижением ресурсов по отраслям и изменением структуры совокупного производства. И в этом случае будет наблюдаться совпадение индивидуальных интересов поставщиков, с общественными.

Функционирование экономики совершенной  конкуренции связано с рядом  проблем. В такой системе существует проблема распределения доходов. Изменение структуры распределения доходов между различными слоями населения приводит к изменению структуры совокупного спроса, а затем и к изменению структуры совокупного производства. Негативное социальное последствие изменения совокупного производства, будет заключаться в том, что поставщики будут ориентироваться на платежеспособные потребности, т.е. производство будет направлено на удовлетворение тех, которые получают доход. Если лица получают доходы, не покрывающие их насущные потребности, то часть таких потребностей будет не удовлетворена. Это значит, что могут производиться предметы роскоши для богатых и в недостаточном количестве предметы первой необходимости для бедных.

В системе совершенной конкуренции  в процессе производства могут возникать побочные издержки в виде загрязнения окружающей среды.  Так  как поставщики будут стремиться избегать тех издержек производства, которые не окупаются (если цены полностью не отражают общественную оценку продукции).

По той же причине поставщики не будут производить общественные блага (поддержание обороноспособности, безопасности, бесплатное здравоохранение, наука и т.д.).

В некоторых отраслях производства достижение технического оптимума выпуска  продукции предполагает существование  небольшого количества предприятий или даже одного (естественная монополия), что противоречит модели совершенной конкуренции. К тому же сомнительно, чтобы небольшие по своим размерам предприятия были заинтересованы (из-за отсутствия барьеров распространения информации) и в состоянии осуществлять техническое развитие (по своим незначительным финансовым возможностям).

В модели совершенной  конкуренции предполагается, что  поставщики поставляют идентичную продукцию, что приводит к стандартизации потребления и не соответствует психологическому стремлению к разнообразию потребительского выбора. С другой стороны, недостаточная мотивация к техническому развитию не способствует появлению новых видов  продукции.

 

3. Равновесие предприятия-монополиста

 

По-иному формируется равновесие предприятия в условиях монополии. Спрос в условиях монополии падающий, ибо монополист в состоянии влиять на цену посредством изменения собственных объемов производства, так как продажа дополнительной единицы продукции оказывает понижающее влияние на цену. Тогда предельный доход падает быстрее, чем цена. Предельный доход n-ой единицы может быть подсчитан как разница в валовом доходе при переходе от производства (n- 1) к n-ой единице продукции или же как цена n-ой единицы за вычетом убытка на предыдущих единицах продукции, вызванного уменьшением цены. Рассмотрим на примере числовой таблицы:

 

Количество

Цена (д.е.)

Валовой доход

(д.е.)

Предельный

доход   (д.е.)

1

134

134

134

2

124

248

114

3

114

342

94

4

104

416

74

5

94

470

54

6

84

504

34


 

МR3 = 114 – 2´10 = 94

МR3 = 342 – 248 = 94

 

В целом можно сказать, что чем менее эластичен спрос, тем больше производство дополнительной единицы продукции приводит к  снижению цены и большему падению  предельного дохода. Поэтому на тех  участках  спроса, где спрос становится неэластичным, т. е. значения предельного дохода становятся отрицательными, монополист не будет понижать цену, так как это будет приводить к снижению валового дохода при росте издержек, что означает сокращение экономической прибыли.

Более значительное снижение предельного дохода по сравнению со снижением цены означает, что достижение монополистом равновесного объема производства, при котором MR = MC , сопровождается превышением цены Рm уровня предельного дохода MR и предельных издержек MC. Валовая прибыль монополиста составит ( Рm – АТС ) ´ Q.

Следует подчеркнуть  особо то, что монополист назначает  не самую высокую цену так как  он заинтересован в максимизации не удельной , а совокупной прибыли  Существование чистой монополии  не означает автоматически , что монополист присваивает экономические прибыли. Монополист может нести и убытки. Все зависит от состояния спроса и издержек .

По сравнению с совершенной  конкуренцией в условиях чистой монополии будут меньше объемы производства, но продаваться продукция будет по более высокой цене Рm. Из этого следует, что в условиях монополии общество будет платить более высокую цену за меньшие объемы продукции. Все это означает, что в условиях монополии не достигается ни технический оптимум производства (продукция производится не самым дешевым способом), ни эффективное распределение ресурсов (цена не совпадает с предельными издержками, она выше их, что предполагает недостаточность объемов производства монополизированной продукции для общества).

При сравнении эффективности чистой монополии и совершенного конкурента обычно предполагается, что у них идентичные средние издержки. В действительности это значительное упрощение. Спрос может быть недостаточным для того, чтобы поддерживать большое число конкурирующих предприятий, каждое из которых реализовывало бы при этом технологический оптимум производства. В такой ситуации недостаточный спрос удовлетворялся бы совершенными конкурентами, которые производили продукцию не самым дешевым способом. В сравнении с их уровнем издержек монополист, используя свое положение единственного поставщика, может достичь технологического оптимума при недостаточном спросе. Тогда продукция в условиях монополии производилась бы дешевле. Возможно, что это привело бы к установлению более низкой продажной цены (даже при присвоении монополистом экономической прибыли) и более высоким объемам производства.

Хотя эффект масштаба производства может свидетельствовать  в пользу монополии, существуют и другие противоположные аргументы.

Монополистам приписывается стремление к «спокойной жизни» (X –неэффективность). Отсутствие конкуренции может объяснить тот факт, что вместо максимизации экономической прибыли монополист может отдать предпочтение реализации других целей: уклонение от риска, отказ от совершенствования производства, снижение интенсивности работы, трудоустройство некомпетентных родственников и т.д. Это означает, что фактические издержки монополиста при любом уровне объема производства могут быть выше минимальных.

Монополист, стремясь сохранить  или завоевать монопольное положение может тратить значительные средства для реализации этих целей: обработка общественного мнения, расходы на рекламу, лоббирование в органах государственного управления. Это увеличивает издержки монополиста. Существует мнение, что монополии менее склонны к техническому развитию, поскольку конкуренция не угрожает их положению, позволяющему присваивать экономические прибыли. Однако такое мнение является достаточно спорным, так как можно привести противоположные аргументы. Технологическое развитие приводит к снижению издержек и укрепляет барьеры входа в отрасль.

Монополии обычно являются акционерными обществами, капитал которых в значительной степени сконцентрирован в руках небольших групп держателей акций, что предопределяет получение ими высоких доходов от распределения монопольных прибылей. Это усиливает социальное неравенство в распределении доходов.

В разных сферах хозяйственной  деятельности монополии часто применяют дифференцированные цены на одну и ту же продукцию, при чем степень дифференциации цен не обусловлена различием в издержках производства. Например, различаются цены на электроэнергию для промышленных предприятий и домашних хозяйств, по времени суток (разные тарифы днем и ночью). Дифференцированы тарифы за пользование телефонными услугами в зависимости от расстояния и времени суток. Дифференцированы цены на авиабилеты, турпоездки и т.д.

Ценовая дискриминация возможна тогда, когда осуществимо сегментирование рынка (разделение покупателей на разные группы). Такая процедура основывается на разной эластичности спроса разных групп покупателей. Еще одним условием осуществимости ценовой дискриминации выступает невозможность перепродажи монополизированной продукции покупателями одной группы покупателям другой.

Рассмотрим последствия  ценовой дискриминации на примере  вышеприведенной числовой таблицы. Предположим, что у монополиста имеются условия для осуществления идеальной ценовой дискриминации. Это означает, что исходя из различной потребности разных покупателей в монополизированной продукции монополист в состоянии установить максимальную цену для каждого покупателя, которую тот готов заплатить, нежели отказаться от потребления продукции. Покупатель первой единицы готов заплатить 134 денежной единицы, покупатель второй соответственно 124, третьей – 114 и т.д. Если предположить, что до ценовой дискриминации равновесный объем производства монополиста составлял 4 единицы, а равновесная цена 104 д.е., то теперь ситуация будет иной. Во-первых, осуществляя ценовую дискриминацию монополист увеличит свой валовый доход и вследствие этого свою экономическую прибыль. Валовый доход монополиста составит: 134+124+114+104 = 476 д.е., что на 60 д.е. больше, чем до того момента, когда монополист не осуществлял ценовую дискриминацию. Во-вторых, можно сделать вывод, что при идеальной ценовой дискриминации  предельный доход совпадает с ценой. Тогда равновесный объем производства монополиста будет определяться совпадением предельных издержек с ценой. Это означает, что монополист, осуществляющий ценовую дискриминацию, будет производить больше продукции, а покупатель, чья потребность в продукции наименее настоятельна приобретет ее за более низкую цену.

Таким образом, с точки  зрения некоторых последствий ценовой  дискриминации, поведение монополиста, который ее применяет, приближается к поведению предприятия, испытывающего конкуренцию. В ряде случаев ценовая дискриминация способствует сглаживанию социального неравенства, поскольку монополист может продавать свою продукцию по более высокой цене более состоятельным покупателям , а по низким ценам менее состоятельным

Существуют различные  варианты контроля монополий:

- политика, направленная  на определение законных рамок  конкуренции;

- политика регулирования  рыночной деятельности монополий;

- политика прямого  руководства хозяйственной деятельности  монополий со стороны государства.

Политика, направленная на определение законных рамок развития конкуренции, предусматривает контроль поведения, имеющего целью установление монополии и применение монопольных цен. Она представлена тремя формами регулирования: контроль за соглашениями, слияниями (горизонтальными, вертикальными, конгломеративными), контроль за злоупотреблением монопольным положением на рынке (монополистическое ценообразование, ограничительные договора о поставках). К разновидности этой политики можно отнести и запрет коммерческой деятельности, не являющейся формой монополистической практики, но преследуемой по закону (коррупция, фальсификация товаров, промышленный шпионаж, недобросовестная реклама и т.п.). В большинстве случаев реализация такой политики наталкивается на значительные препятствия. Например, иногда очень трудно доказать, что одинаковые действия рыночных поставщиков являются результатом заключенного между ними соглашения, а не общей реакцией на изменившиеся условия хозяйствования на данном рынке. Также бывает подчас весьма сложно определить соотношение между положительными и отрицательными последствиями монополистической деятельности, прежде чем принять решение о ее запрете.

Политика регулирования  рыночной деятельности монополиста  направлена не на предотвращение возникновения  монопольного положения, а на установление отдельных правил поведения для  монополиста с целью ограничения  его власти и устранения неблагоприятных  последствий при размещении ресурсов. Эта политика направлена на то, чтобы заставить монополиста вести себя так, как если бы он находился в конкурентном секторе. Она представлена следующими формами: налогообложение, контроль за уровнем цен. Обе формы весьма осторожно применяются на практике в связи с тем, что их применение требует такого объема объективной информации, который очень затруднительно получать для каждого отдельного случая. Негативные последствия такой политики могут выражаться в развитии новой бюрократии, неопределенности финансовых последствий при налогообложении (на кого упадет тяжесть налога), значительных издержках при проведении подобной политики, необходимости в некоторых случаях выделения дотаций на производство.

Информация о работе Монополия в условиях равновесия