Монополия в условиях равновесия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:06, лекция

Описание работы

В данной лекции главной целью является то, чтобы получить представление о том, как предприятие определяется для себя оптимальные объемы выпуска продукции. Это предполагает построение экономических моделей поведения предприятия, в которых отражается взаимосвязь между различными объемами выпуска, ценам и динамикой издержек. Однако установление правил оптимального объема производства имеет определенную специфику в различных типах отраслевых структур рынка. Поэтому определение оптимальных объемов выпуска продукции рассматривается в условия чистой монополии, совершенной конкуренции, олигополии и монополистической конкуренции.

Работа содержит 1 файл

Монополия в условиях равновесия.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Политика прямого руководства хозяйственной деятельностью монополий со стороны государства направлена на предприятия, находящиеся в собственности государства (административная монополия). Методы управления административными предприятиями зависят от цели их хозяйственной деятельности, поставленной государством (например, максимизация прибыли, обеспечение условий функционирования другим хозяйствующим субъектам и т.д.). В случае использования косвенных методов управления административные предприятия, приобретая статус рыночных производителей, работают с меньшими издержками, чем тогда, когда они управляются директивными методами. Однако в обоих случаях эффективность хозяйствования административных предприятий, как правило, уступает эффективности частных монополий. Это объясняется действием причин управленческого характера: способностью органов хозяйственной власти отразить в своих планах перспективы развития экономики, корректировать систему экономических нормативов с учетом изменяющейся хозяйственной среды, стремлением предприятий к «спокойной жизни» и т.д.

 

Заключение

 

Совершенная конкуренция  предполагает существование большого количества мелких предприятий, каждое из которых в отдельности не может  влиять на существующую рыночную цену. Все производители производят однородную продукцию. Производители имеют полную свободу входа на отраслевой рынок и выхода из него. Каждое предприятие может продавать по существующей рыночной цене все то, что оно производит, и нет необходимости в продаже продукции по более низкой цене

В противоположность  совершенной конкуренции в условиях абсолютной (чистой) монополии на рынке существует единственный поставщик продукции, не имеющей близких заменителей. Другими признаками абсолютной монополии выступают способность монополиста влиять на уровень продажной цены и наличие отраслевых барьеров входа в отрасль. Существование отраслевых барьеров входа может быть обусловлено технологическими, экономическими и политическими причинами. Различие в отраслевых барьерах объясняет наличие разных видов монополий, которые будут рассмотрены ниже.

Олигополия характеризуется  тем, что на рынке действует несколько  крупных поставщиков, контролирующих сбыт. Вход на такой рынок и инициирование конкуренции требуют крупных затрат. Если продукция поставщиков приблизительно одного качества (производство стали, алюминия), то такая олигополия называется недифференцированной олигополией. Если качество различно (автомобилестроение), то олигополия называется дифференцированной.

Монополистическая конкуренция  характеризуется тем, что существует легкость входа на рынок и даже мелкие поставщики могут эффективно конкурировать с крупными поставщиками (например, в розничной торговле, легкой промышленности). Производители поставляют продукцию, имеющую много действительных или мнимых различий.

Под равновесием предприятия понимается такая ситуация, при которой предприятию невыгодно ни наращивать, ни сокращать производство. Любое изменение в объемах производства сопряжено либо с сокращением валовой прибыли, либо с нарастанием валовых убытков.

Предприятие достигает максимума прибыли при совпадении предельных издержек с предельным доходом. Это совпадение показывает оптимальные размеры производства на предприятии, которые называются экономическим оптимумом. Различие между экономическим и техническим оптимумом заключается в том, что в первом случае осуществляется максимизация общей прибыли, а во втором минимизация средних издержек производства. Отказываясь от технического оптимума и стремясь к экономическому, предприятие соглашается на более низкие удельные прибыли, если в результате дополнительно произведенные единицы продукции более чем компенсируют понижение удельной прибыли. Последующее увеличение размеров производства сверх объемов экономического оптимума привело бы к снижению прибыли предприятия, так как предельные издержки были бы уже больше предельного дохода.

Более низкие размеры  производства означали бы недоиспользование  всех возможностей увеличения прибыли. Общая прибыль предприятия - это положительная разница между валовой выручкой (валовым доходом) и валовыми издержками. Она называется экономической прибылью (избыточная прибыль). Эта прибыль проистекает из благоприятного формирования цены (среднего дохода) по отношению к средним издержкам производства.

Общая прибыль максимизируется  при таком объеме производства, когда валовая выручка превышает валовые издержки на максимальную величину.

Невозможно исключить  ситуацию, при которой рыночная цена будет формироваться ниже минимальных  средних общих издержек. Когда  цена становится ниже минимальных средних издержек производства, тогда предприятие несет потери. Хотя цена ниже средних общих издержек, но она может быть выше средних переменных издержек. Цена тогда покрывает часть средних постоянных издержек. Постоянные издержки характеризуются тем, что предприятие их несет даже тогда, когда вообще по каким-то причинам может остановиться выпуск продукции. С учетом этого предприятию в течение определенного периода может быть выгодно производить продукцию, если выручка от реализации полностью покрывает переменные издержки, а также часть постоянных издержек.

Таким образом, всякий раз, когда цена превышает минимум  средних переменных издержек, но находится  ниже средних общих, предприятие  может выпускать продукцию, возмещая часть (но не все) постоянных издержек.

Нижней границей текущей рентабельности производства было бы снижение цены до уровня минимальных средних переменных издержек.. При еще более низкой цене начинается отказ от выпуска продукции и может наступить полное банкротство предприятия.

 

                           Список используемой литературы

 

1.Экономическая теория. Учебное пособие. Медведев И.П. Белгород: НИиРИО БЮИ МВД РФ,1998.

2.Экономическая теория: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. В.Д.Камаева. - 6-е изд. - М., ВЛАДОС, 2001.

3.Экономика. Учебник. /Под ред. Булатова А.С. М.: БЕК, 2001.

Брагина Е. Конкуренция  любимое дитя рынка. / МЭ и МО, 2003, № 4, с. 149-153.

4.Гельвановский И. и др. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макро уровневом измерениях. // РЭЖ, 2004, № 3.

5.Никифоров А. Концепция антимонопольной политики и реформа. //Вестник МГУ. Серия экономическая, 2004, № 1, с. 14-29.

6.Кузнецова О., Медведев И. Монополизм и антимонопольное регулирование в российской экономике. Учебное пособие по спецкурсу. - Белгород: Нии РИО БВШ МВД РФ, 1995.




Информация о работе Монополия в условиях равновесия