Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 18:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление основных признаков, основ и поведение чистой монополии в области цен и производства и ее приемлемость с точки зрения общества. Так же рассматриваются в условия, лежащие в основе существования чистой монополии ; поведение монополии в области цен и производства, в сравнении с поведением в этой же области чисто конкурентной отрасли.
Введение.
Выбранная тема является актуальной, поскольку все мы ежедневно имеем дело с монополиями - единственными продавцами продуктов и услуг. Например, посылая письмо, пользуемся услугами Почтовой службы ФГУП Почта России - монополии, спонсором которой выступает правительство. Когда мы звоним по местному (стационарному) телефону (ОАО «Уралсязьинформ»), включаем свет , приобретаем нефтепродукты (ОАО «ЛУКОЙЛ-Пермьнефтепродукт» ) мы также поддерживаем монополии.
Целью данной курсовой работы является выявление основных признаков, основ и поведение чистой монополии в области цен и производства и ее приемлемость с точки зрения общества. Так же рассматриваются в условия, лежащие в основе существования чистой монополии ; поведение монополии в области цен и производства, в сравнении с поведением в этой же области чисто конкурентной отрасли. Помимо прочего, рассматривается эффективность размещения ресурсов и производственной эффективности, а так же политика, посредством которой государство может улучшить поведение чистого монополиста в области цен и производства.
В данной работе использовались следующие материалы:
газета Financial Time , (январь 2011) ;
интернет газета Российский бизнес (январь 2011);
Агапова Т.А. «Микроэкономика»;
Гальцерин «Микроэкономика»;
Емцов Р.Г. Микроэкономика;
Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. — М.: Юристь, 2001. — 574 с.;
Кемпбелл Р. Макконнелл , Экономикс/ Принципы, проблемы и политика/ тринадцатое издание перевод с английского / / Москва: Инфра-М , - 1999 , 984 стр.;
Лившиц А.Я. «Введение в рыночную экономику»;
Хайман
Д.Н. «Современная микроэкономика: анализ
и применение».
1
Чистая монополия.
Абсолютная,
или чистая, монополия существует, когда
одна фирма является
единственным производителем
продукта, у которого
нет близких заменителей. Рассмотрим
признаки чистой монополии. [6]
Чистый, или абсолютный, монополист — это отрасль, состоящая из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, в данном случае слова «фирма» и «отрасль» — синонимы.
Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель вынужден приобретать продукт у монополиста или обходиться без него.
Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта, а «соглашается с ценой». Это связано с незначительностью ее доли совокупного предложения. Чистый монополист, напротив, «диктует цену», поскольку он контролирует общий объем предложения данного продукта. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может изменить его цену, манипулируя количеством предложенного продукта.
Чистый монополист не имеет конкурентов по определению.
Причиной возникновения монополии обусловлено существованием барьеров для вхождения в отрасль. Причем барьеры могут быть экономическими, техническими, юридическими и т.д. Определенные препятствия позволяют монополии удерживать конкурентов от вхождения в отрасль, другими словами, в условиях чистой монополии вхождение в отрасль заблокировано.
В зависимости от типа предлагаемого продукта или услуги монополист может рекламировать их, а может и отказаться от рекламы. Например, чистый монополист, продающий такой предмет роскоши, как бриллианты, мог бы разместить рекламу во многих изданиях, чтобы увеличить спрос. В результате некоторые люди, вместо того чтобы поехать в отпуск, купили бы разрекламированные бриллианты. Коммунальные предприятия, напротив, не видят смысла в широкой рекламе своих услуг и продуктов, поскольку люди, которым нужна вода, газ, электричество или телефонная сеть, знают, к кому обращаться.
Анализ чистой монополии важен, по крайней мере, по двум причинам:
1. Немалый объем экономической деятельности — 5 или 6% ВВП - осуществляется в условиях, которые приближаются к чистой монополии;
2.
Изучение чистой монополии полезно и с
той точки зрения, что оно дает возможность
понять более реальные рыночные структуры
монополистической конкуренции и олигополии.
Эти две рыночные ситуации сочетают в
различной степени черты чистой конкуренции
и чистой монополии.
2.
Барьеры для вхождения
в отрасль.
Отсутствие конкурентов, которое характеризует чистую монополию, в значительной степени объяснимо с точки зрения барьеров для вхождения в отрасль, то есть препятствий, которые мешают другим фирмам войти в отрасль. Барьеры для вхождения в отрасль также имеют отношение к объяснению существования олигополии или монополистической конкуренции между такими рыночными крайностями, как чистая конкуренция и чистая монополия.[7]
В случае чистой монополии барьеры для вхождения в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию. Несколько менее внушительные барьеры допускают существование олигополии, то есть рынка, подвластного нескольким фирмам. Еще меньшие барьеры приводят к наличию довольно большого числа фирм, характерного для монополистической конкуренции. Фактическое отсутствие таких барьеров помогает объяснить наличие очень большого числа конкурирующих фирм, которое является основой чистой конкуренции. Важный момент заключается в следующем: барьеры для вхождения в отрасль имеют отношение не только к крайнему случаю чистой монополии, но также и к «частичным монополиям».
При рассмотрении барьеров для вхождения в отрасль при монополии рассмотрим важных момента:
1. Относительная редкость. Барьеры для вхождения в отрасль не являются абсолютно непреодолимыми, поскольку чистая монополия встречается относительно редко. При том что научно-исследовательская деятельность и научно-технический прогресс могут усилить рыночную позицию фирмы, они могут также подорвать монопольную власть. С течением времени создание новых технологий может уничтожить существующие позиции монополии. Развитие систем курьерской доставки писем, внедрение факсов и электронной почты подорвали монопольную власть почтовой службы. Монополии кабельного телевидения ослаблены внедрением новых технологий, позволяющих телефонным компаниям передавать аудио- и видеосигналы, что дает возможность потребителям смотреть программы в любое удобное для них время.
Аналогичным образом преимущества обладателей патентов можно обойти с помощью разработки новых, отличных от существующих продуктов, являющихся, тем не менее, их заменителями. Кроме того, могут быть найдены новые источники стратегического сырья. Можно также сказать, что монополия с одной фирмой в отрасли может функционировать сверх отпущенного ей времени только при поддержке правительства, например монополия почтовой службы на доставку специальной почты.
2.
Приемлемость. Монополии могут быть
приемлемы или неприемлемы с точки зрения
экономической эффективности. В некоторых
случаях (на предприятиях коммунального
обслуживания и в отраслях массового производства)
может возникнуть ситуация, когда рыночный
спрос и особенности технологии обусловят
необходимость существования монополии,
что обеспечит эффективное производство
с низкими издержками. Однако выводы относительно
происхождения монополии (собственность
на сырье, патенты, лицензирование и нечестная
конкуренция) указывают скорее на нежелательность
монополии.
2.1
Эффект масштаба.
Современная
технология в некоторых отраслях
такова, что эффективное малозатратное
производство может быть достигнуто, только
если производители являются чрезвычайно
крупными как в абсолютном выражении,
так и относительно доли рынка. Там, где
эффект масштаба производства очень значителен,
кривая средних издержек фирмы будет понижаться
на протяжении большого отрезка в сторону
горизонтальной оси объема производства
см.рис.2.1 [7].
Рис.
2.1. Различные кривые долгосрочных средних
издержек.
При данном рыночном спросе достижение низких затрат на единицу продукции и, следовательно, низкой цены единицы продукции для потребителей зависит от существования небольшого числа фирм или, в крайнем случае, только одной фирмы.
Для анализа рассмотрим рис. 2.2. На нем представлен эффект масштаба, то есть снижающиеся средние совокупные издержки, во всем диапазоне производства. В результате любой конкретный объем продукции может быть произведен с наименьшими издержками, когда имеется единственный производитель - монополия. Заметьте, что монополия могла бы произвести 200 единиц при издержках 10 дол. на единицу продукции и совокупных издержках 2 тыс. дол. Если бы в отрасли было две фирмы и каждая из них производила бы 100 единиц, издержки в расчете на единицу продукции составили бы 15 дол., а совокупные издержки выросли бы до 3 тыс. дол. (200 х 15 дол.). Еще более острая конкурентная ситуация с четырьмя фирмами, где каждая производила бы по 50 единиц, способствовала бы резкому увеличению издержек на единицу продукции и совокупных издержек до 20 дол. и 4 тыс. дол. (200 х 20 дол.) соответственно.
Вывод: чтобы производить любой объем продукции с минимальными общими издержками, используя наименьшее количество ресурсов, отрасль должна быть чистой монополией.
Рис. 2.2. Эффект масштаба: пример естественной монополии.
Если чистая монополия существует изначально, легко увидеть, почему эффект масштаба будет функционировать в качестве барьера, защищающего эту фирму от конкуренции. Вновь создающиеся фирмы, старающиеся попасть в эту отрасль в качестве мелких производителей, будут иметь очень мало шансов на выживание и развитие. Новые фирмы — мелкие производители - не смогут производить с такой же экономией издержек, как и монополист, и поэтому не смогут добиться прибыли, необходимой для выживания и роста.
Другой вариант - «начать, уже достигнув внушительного размера», то есть войти в отрасль крупномасштабным производителем. Однако новому предприятию очень трудно найти денежные средства для приобретения большого объема капитального оборудования, необходимого для обеспечения эффекта масштаба во всем диапазоне производства. Финансовые барьеры для упомянутого выше варианта в большинстве случаев настолько велики, что как бы кладут запрет на этот вариант. Масштаб производства объясняет, почему желание войти в такую отрасль, как автомобилестроение, производство алюминия и стали, проявляется чрезвычайно редко.
Все изложенные обстоятельства определяют естественную монополию, которая имеет место в том случае, когда масштаб производства настолько велик, что товар или услуга могут быть произведены одной фирмой при более низких средних совокупных издержках, чем, если бы их производили две фирмы или более.
Данное рассуждение подразумевает, что более низкие издержки на единицу продукции у монополии позволяют ей назначать и более низкую цену, чем, если бы отрасль была более конкурентоспособной. Но этого может не произойти. В дальнейшем будет рассмотрено то, как чистая монополия может назначать намного более высокие цены, чем издержки на единицу продукции, и получать значительную экономическую прибыль. У чистой монополии преимущество в издержках может материализоваться в виде прибыли для компании, а не в виде более низких цен для потребителя. По этой причине правительство обычно регулирует деятельность естественных монополий, оговаривая цену, которую они могут назначить.
Большая
часть предприятий