Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:35, реферат
Разрушение рынков монополистами не сулит экономике ничего хорошего. Подавляя конкуренцию, они подавляют стимулы к технологическим инновациям, делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствии конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно навязать потребителям монопольные цены.
3. Роль монополии в условиях России
Разрушение рынков монополистами
не сулит экономике ничего хорошего.
Подавляя конкуренцию, они подавляют
стимулы к технологическим
При изучении того или иного рынка принимается во внимание способность, действующих на нем фирм обеспечить своевременное обновление выпускаемой продукции, ее высокую конкурентоспособность, высокое качество, эластичность цен. Если эти требования недостижимы, то рынок признается монополизированным, а действующие на нем фирмы подлежат демонополизации . Контроль за степенью монополизации наиболее чувствителен в отраслях, генерирующих технологические нововведения и оказывающие влияние на состояние всей экономики. Монопольная политика вызывает в ответ формирование государственной политики, главной задачей которой становится поддержание высокой конкурентоспособности рынков.
В России с переходом к
рыночным отношениям, когда предприятия
получили реальную экономическую
Основной из всех проблем
советской экономики был
Экономика России претерпевает существенные изменения. В ходе приватизации очевидно уже разрушены старые технологические комплексы, этому способствовали процессы разрушения общего экономического пространства сначала между Союзом и странами Восточной Европы, потом между республиками бывшего СССР. Но если в начале приватизации многие экономисты считали, что предприятия сами, под влиянием рыночных механизмов, начнут искать пути к новым формам объединений, создавать новые хозяйственные комплексы, то они ошибались. Необходимо участие государства, которое должно координировать деятельность предприятий, указывать им общие ориентиры.
Государственный монополизм в России складывался под влиянием следующих факторов:
- наличие административно командной системы управления: директивное управление и централизованные доходы;
- устойчивый и массовый дефицит, монополия возникая из дефицита может сама его воспроизводить, так как не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса;
- концентрация и специализация
производства. Здесь можно выделить
и распространившуюся в свое
время систему натурального
Российские монополии
не являются естественными. Централизация
в настоящее время, выражается в
создании концернов и ассоциаций,
только для того, чтобы обеспечить
"спокойное" существование. Стратегия
отечественных монополий
Монопольные структуры необходимы для решения определенных социально-экономических задач. Следовательно при осуществлении демонополизации экономики следует учитывать факт объективной необходимости монополизации. Можно выделить два варианта трансформации:
1. Демонополизации предшествует переход к рынку, и создаются предпосылки для конкуренции.
2. Борьба с монополизмом
в процессе перехода к рынку.
Центральное место здесь
Законом о конкуренции
и ограничении
4. Реестр монополистов
Система государственного регулирования
экономикой, сформированная во всех индустриально
развитых странах, в качестве обязательного
элемента предусматривает создание
благоприятных условий для
Первый в России антимонопольный
нормативный акт - Закон "О конкуренции
и ограничении
Закон явился основой для формирования
в Российской Федерации антимонопольного
законодательства, подготовки и принятия
соответствующих нормативных
К таким документам следует отнести Правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (утверждены приказом ГКАП России от 12 мая 1994 г. № 53), Закон о дополнении Уголовного кодекса РСФСР и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
Отдельный блок составляют акты о
Государственном Реестре
Для определения предприятия-
ГКАП России согласно предоставленному
Законом праву устанавливать
предельную величину доли, достижение
которой позволяет считать
Включение предприятия в государственный
Реестр объединений и предприятий-
При составлении реестра
Порядок формирования государственного
Реестра, виды Реестров, порядок исключения
из Реестра определен приказами
ГКАП РФ № 60 от 10 октября 1991 г. и №45 от
20 февраля 1992 г. В них предусмотрены
порядок уведомления
Формирование региональных реестров
ГКАП России предоставил своим
Включение и исключение из Реестра предприятий, признанных монополистами, постоянный контроль за ценами и производством осуществляется ГКАП России, Комитетом по ценам.
Доминирующее положение
Процедура исключения объединений
и предприятий из Реестра монополистов
предполагает, что в Реестр они
были включены правомерно. На практике
же оказывается, что в Реестр попали
предприятия, доля которых на рынке
ниже 35%, либо отсутствует второй признак
доминирующего положения
Включение предприятия в государственный Реестр вызывает применение к ним специального регулирования деятельности: восстановление сложившихся хозяйственных связей, введение принудительного распределения продукции, государственное регулирование цен и ряд иных жестких мер, вплоть до реорганизации предприятий, злоупотребляющих монопольным положением. Порядок применения этих .мер первоначально был определен Указом президента РФ от 20 февраля 1992 г. "О мерах по стабилизации работы промышленности РФ в 1992 г.". Дальнейшую детализацию он получил в постановлении правительства РФ от 27 февраля 1992 г. № 132, возложившим организацию мер по специальному регулированию хозяйственной деятельности предприятий-монополистов на Комиссию правительства по оперативному регулированию ресурсообеспечения. Этой Комиссии предоставлен целый ряд полномочий: внесение в ГКАП предложений о включении в Реестр и об исключении из него, регулирование поставок продукции. Комиссия вправе направлять поставщикам и покупателям предписания об обязательной поставке продукции в государственный резерв, направлять им документы на поставку продукции. Предписания и документы являются основанием для заключения договоров, а в случае отказа поставщика или его уклонении от заключчния договора для обращения в арбитражный суд с заявлением о принуждении к заключению договора.
1 Приказом ГКАП России от 12 маяя1994
г. № 53 утверждены правила
Конкретный размер штрафа определяется в зависимости от вида правонарушения, степени вины нарушителя и наступивших последствий. Уплата штрафа хозяяствующим субъектом не освобождает его от обязанности выполнять требования ГКАП «территориального» управления, содержащиеся в выданном ему предписании. В случае невыполнения выносятся повторные предписания с указанием нового срока его исполнения. При этом сумма штрафа может быть увеличена в пределах размера штрафа, установленного законодательством (от 50 тыс. до 1 млн руб.).
Для предприятий-монополистов, включенных
в Реестр, предусмотрено декларирование
цен на продукцию и товары, а
также государственное
Ряд нормативных актов
Меры по демонополизации экономики
тесно связаны с приватизацией
государственных и
Инструкция "О порядке контроля за приобретением паев, долей участия товариществ и простых именных акций акционерных обществ и порядке признания лиц, контролирующих имущество друг друга", утвержденная приказом ГКАП РФ от 18 января 1994 г. № 5, определяет порядок контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении инвестором 35 или более процентов акций, паев и долей участия в уставном капитале эмитента или акций, обеспечивающих более 50 процентов голосов акционеров при размещении их среди учредителей акционерного общества, при увеличении размеров первоначального уставного капитала путем выпуска акций или увеличения паев, долей участия, при обращении акций между инвесторами.