Роль монополии в условиях России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:35, реферат

Описание работы

Разрушение рынков монополистами не сулит экономике ничего хорошего. Подавляя конкуренцию, они подавляют стимулы к технологическим инновациям, делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствии конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно навязать потребителям монопольные цены.

Работа содержит 1 файл

роль монополии.docx

— 45.45 Кб (Скачать)

3. Роль монополии  в условиях России

Разрушение рынков монополистами  не сулит экономике ничего хорошего. Подавляя конкуренцию, они подавляют  стимулы к технологическим инновациям, делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом  за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствии конкурентов не обязательно осваивать  эффективные технологии, снижать  затраты и расширять сбыт, достаточно навязать потребителям монопольные  цены. В монополизированной экономике  цены слабо реагируют на колебания  потребностей и спроса, а монополии  заглушают импульсы, которые идут от спроса к производству.

 

При изучении того или иного  рынка принимается во внимание способность, действующих на нем фирм обеспечить своевременное обновление выпускаемой  продукции, ее высокую конкурентоспособность, высокое качество, эластичность цен. Если эти требования недостижимы, то рынок признается монополизированным, а действующие на нем фирмы  подлежат демонополизации . Контроль за степенью монополизации наиболее чувствителен в отраслях, генерирующих технологические нововведения и оказывающие влияние на состояние всей экономики. Монопольная политика вызывает в ответ формирование государственной политики, главной задачей которой становится поддержание высокой конкурентоспособности рынков.

 

В России с переходом к  рыночным отношениям, когда предприятия  получили реальную экономическую самостоятельность, остро встала проблема демонополизации  экономики. Предприятия, освободившись  от зависимости перед вышестоящими органами, министерствами и ведомствами, поучив полное право определять объемы производства и цены реализуемой  продукции, начали действовать как  классические рыночные монополии .

 

Основной из всех проблем  советской экономики был маленький  рынок сбыта ее продукции и  поэтому слишком небольшие объемы производства. Причина кроется в  том, что основным целевым рынком был лишь СССР или, в лучшем случае, Советский Союз плюс Восточная Европа. По ценам 1990 года эти рынки составляли лишь примерно 3.000 млрд.долл. - сравним с 20.000 млрд.долл. мировой экономики в целом. Продажи на таком небольшом рынке не позволяли иметь конкурентоспособные масштабы производства. В то же время на внутреннем уровне советско-российская экономика оказалась высоко монополизированной. Но даже несмотря на это российские предприятия из-за своей малозначительности оказались неспособными добиться настоящей эффективности в условиях либерализации цен и начавшейся вслед за ней разрушительной инфляции .

 

Экономика России претерпевает существенные изменения. В ходе приватизации очевидно уже разрушены старые технологические  комплексы, этому способствовали процессы разрушения общего экономического пространства сначала между Союзом и странами Восточной Европы, потом между  республиками бывшего СССР. Но если в начале приватизации многие экономисты считали, что предприятия сами, под  влиянием рыночных механизмов, начнут искать пути к новым формам объединений, создавать новые хозяйственные комплексы, то они ошибались. Необходимо участие государства, которое должно координировать деятельность предприятий, указывать им общие ориентиры.

 

Государственный монополизм в России складывался под влиянием следующих факторов:

 

- наличие административно  командной системы управления: директивное  управление и централизованные  доходы;

 

- устойчивый и массовый  дефицит, монополия возникая из дефицита может сама его воспроизводить, так как не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса;

 

- концентрация и специализация  производства. Здесь можно выделить  и распространившуюся в свое  время систему натурального распределения,  которая разрушает рынок и  обеспечивает всевластие монополий.

 

Российские монополии  не являются естественными. Централизация  в настоящее время, выражается в  создании концернов и ассоциаций, только для того, чтобы обеспечить "спокойное" существование. Стратегия  отечественных монополий направлена на расширение группы товаров неэластичного  спроса. Если спрос на товар сохраняет  прямую и перекрестную эластичность по цене и доходу, то возможность  манипулирования ценами существенно  ограничена и наоборот. Монопольные  структуры не готовы к открытой и  честной конкуренции. Они продолжают по-прежнему надеются на поддержку  государства, хотя и возобладала  преимущественно иная тенденция, неслучайно Россия старается обеспечит максимально возможную открытость национального рынка.

 

Монопольные структуры необходимы для решения определенных социально-экономических  задач. Следовательно при осуществлении демонополизации экономики следует учитывать факт объективной необходимости монополизации. Можно выделить два варианта трансформации:

 

1. Демонополизации предшествует  переход к рынку, и создаются  предпосылки для конкуренции.

 

2. Борьба с монополизмом  в процессе перехода к рынку.  Центральное место здесь занимает  механизм рыночного саморегулирования  и косвенного воздействия на  экономику.

 

Законом о конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках, принятым в России в 1991 году определены организационные  и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции. Законом предусмотрено, что если фирма имеет долю рынка в размере 35%, то считается, что она обладает монопольной властью. Для таких фирм предусмотрена декларация цен и их регулирование со стороны государства, обязательное предоставление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показатели качества.

4. Реестр монополистов

Система государственного регулирования  экономикой, сформированная во всех индустриально  развитых странах, в качестве обязательного  элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурентной среды на рынке товаров  и услуг. При этом одним из главных  инструментов, ограничивающих монополистическую  деятельность, основой, создающей гарантии для существования конкуренции, является антимонопольное законодательство.

 

Первый в России антимонопольный  нормативный акт - Закон "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" был  принят 22 марта 1991 года. При его подготовке был воспринят зарубежный опыт антимонопольного регулирования и учтены особенности  экономики России: в нем предусмотрено  ограничение монополистической  деятельности не только хозяйствующих  субъектов, но и органов власти и  управления.

 

Закон явился основой для формирования в Российской Федерации антимонопольного законодательства, подготовки и принятия соответствующих нормативных документов.

 

К таким документам следует отнести  Правила рассмотрения дел о нарушении  антимонопольного законодательства (утверждены приказом ГКАП России от 12 мая 1994 г. № 53), Закон о дополнении Уголовного кодекса  РСФСР и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

 

Отдельный блок составляют акты о  Государственном Реестре предприятий-монополистов и о специальном регулировании  их деятельности. Правовые основы антимонополизма содержатся в Законах о предприятиях и предпринимательской деятельности, об арбитражном суде, арбитражном процессе, в нормативных, документах, регулирующих процесс приватизации.

 

Для определения предприятия-монополиста  важно установить не только его долю на рынке (понятия "предприятие, занимающее доминирующее положение на рынке" и "предприятие, занимающее монопольное  положение на рынке" употребляются  в законодательстве как синонимы), но и выявить наличие признаков, позволяющих характеризовать поведение  предпринимателя как монополиста.

 

ГКАП России согласно предоставленному Законом праву устанавливать  предельную величину доли, достижение которой позволяет считать положение  предприятия доминирующим, определил  два условия, позволяющие охарактеризовать положение хозяйствующего субъекта как доминирующее: его доля на рынке  и способность ограничивать конкуренцию.

 

Включение предприятия в государственный  Реестр объединений и предприятий-монополистов означает признание предприятия  монополистом. Составление и утверждение  Государственного Реестра возложено  на ГКАП России.

 

При составлении реестра использовался  только один из признаков -доля на рынке, в то время как понятие "доминирующее положение" требует установления в каждом конкретном случае наличия некоторых признаков, характеризующих положение предприятия как доминирующего.

 

Порядок формирования государственного Реестра, виды Реестров, порядок исключения из Реестра определен приказами  ГКАП РФ № 60 от 10 октября 1991 г. и №45 от 20 февраля 1992 г. В них предусмотрены  порядок уведомления предприятий-монополистов о включении в Реестр, обязательная публикация Реестра в средствах  массовой информации ("Экономическая  газета", "Финансовая газета", журнал "Законодательство и экономика").

 

Формирование региональных реестров ГКАП России предоставил своим территориальным  управлениям. Включение в Реестр зависит от географического рынка, на котором предприятие занимает доминирующее положение, и не зависит  от формы собственности. Реестр содержит три раздела - товары народного потребления, услуги и продукция производственно-технического назначения.

 

Включение и исключение из Реестра  предприятий, признанных монополистами, постоянный контроль за ценами и производством осуществляется ГКАП России, Комитетом по ценам.

 

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта вызывает другие правовые последствия: отнесение имуществе к федеральной  собственности, ограничение и особенности  приватизации и др. В связи с  этим был принят совместный нормативный  акт "О порядке взаимодействия Госкомимущества России, комитетов  по управлению имуществом и государственных  антимонопольных органов России в процессе приватизации государственных  предприятий и создании холдинговых  компаний".

 

Процедура исключения объединений  и предприятий из Реестра монополистов предполагает, что в Реестр они  были включены правомерно. На практике же оказывается, что в Реестр попали предприятия, доля которых на рынке  ниже 35%, либо отсутствует второй признак  доминирующего положения предприятия - способность ограничивать конкуренцию. Поэтому многие предприятия оспаривают правильность включения в Реестр. Законодательством предусматривается, что в этом случае предприятие  вправе обратиться в арбитражный  суд.

 

Включение предприятия в государственный  Реестр вызывает применение к ним  специального регулирования деятельности: восстановление сложившихся хозяйственных  связей, введение принудительного распределения  продукции, государственное регулирование  цен и ряд иных жестких мер, вплоть до реорганизации предприятий, злоупотребляющих монопольным положением. Порядок применения этих .мер первоначально был определен Указом президента РФ от 20 февраля 1992 г. "О мерах по стабилизации работы промышленности РФ в 1992 г.". Дальнейшую детализацию он получил в постановлении правительства РФ от 27 февраля 1992 г. № 132, возложившим организацию мер по специальному регулированию хозяйственной деятельности предприятий-монополистов на Комиссию правительства по оперативному регулированию ресурсообеспечения. Этой Комиссии предоставлен целый ряд полномочий: внесение в ГКАП предложений о включении в Реестр и об исключении из него, регулирование поставок продукции. Комиссия вправе направлять поставщикам и покупателям предписания об обязательной поставке продукции в государственный резерв, направлять им документы на поставку продукции. Предписания и документы являются основанием для заключения договоров, а в случае отказа поставщика или его уклонении от заключчния договора для обращения в арбитражный суд с заявлением о принуждении к заключению договора.

 

1 Приказом ГКАП России от 12 маяя1994 г. № 53 утверждены правила рассмотрения  дел о нарушениях антимонопольного  законодательства, разработанные в  соответствии с п. Зет. 27 Закона  РСФСР "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках" и регламентирующие  поряяок и сроки рассмотрения дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства и принятия по ним решений.

 

Конкретный размер штрафа определяется в зависимости от вида правонарушения, степени вины нарушителя и наступивших  последствий. Уплата штрафа хозяяствующим субъектом не освобождает его от обязанности выполнять требования ГКАП «территориального» управления, содержащиеся в выданном ему предписании. В случае невыполнения выносятся повторные предписания с указанием нового срока его исполнения. При этом сумма штрафа может быть увеличена в пределах размера штрафа, установленного законодательством (от 50 тыс. до 1 млн руб.).

 

Для предприятий-монополистов, включенных в Реестр, предусмотрено декларирование цен на продукцию и товары, а  также государственное регулирование  цен, осуществляемое Комитетом по ценообразованию  при Министерстве экономики России, установленное в Положении, утвержденном 29 декабря 1991 г. Министерством экономики  и финансов Российской Федерации.

 

Ряд нормативных актов предусматривает  меры, касающиеся демонополизации хозяйствующих  структур: разделение ассоциаций, концернов, иных объединений предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и нарушающих антимонопольное  законодательство, а также создание самостоятельных предприятий с  правом юридического лица путем выделения  из состава действующих предприятий  структурных единиц и иных подразделении.

 

Меры по демонополизации экономики  тесно связаны с приватизацией  государственных и муниципальных  предприятий, создают для ее проведения необходимые условия. На это направлены Указы Президента России от 25 и 29 ноября 1991 г. о коммерциализации торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

 

Инструкция "О порядке контроля за приобретением паев, долей участия  товариществ и простых именных  акций акционерных обществ и  порядке признания лиц, контролирующих имущество друг друга", утвержденная приказом ГКАП РФ от 18 января 1994 г. № 5, определяет порядок контроля за соблюдением  антимонопольного законодательства при  приобретении инвестором 35 или более  процентов акций, паев и долей  участия в уставном капитале эмитента или акций, обеспечивающих более 50 процентов голосов акционеров при размещении их среди учредителей акционерного общества, при увеличении размеров первоначального уставного капитала путем выпуска акций или увеличения паев, долей участия, при обращении акций между инвесторами.

Информация о работе Роль монополии в условиях России