Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:41, реферат
В рамках мировой глобализации для Казахстана главным является одновременное соблюдение трех требований: интегрирование в мировую экономику, конкурентоспособность на международной арене и обеспечение того, чтобы этот процесс привел к значимым и соразмерным изменениям внутри страны. Достижение этой цели становится проблематичным без участия в этом процессе каждого региона республики, поскольку экономика страны в целом зависит от экономики административно-территориальных единиц, ее составляющих.
— депрессивные регионы, демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;
— стагнирующие регионы, отличающиеся крайне низкими или «нулевыми» темпами развития;
— пионерные регионы, или регионы нового освоения;
— микрорегионы, или первичные экономические регионы, при дальнейшем дроблении которых их признаки теряются;
— экономические регионы первого порядка (или генеральные), то есть регионы высшего порядка, образующие схемы регионального макроделения страны;
— программные (плановые) регионы — регионы, на которые распространяются целевые программы, развитие и контуры которых не совпадают по территории с регионами единой сетки.
Например, зона экологического бедствия Аральского региона охватывает территорию 17 районов четырех областей Республики Казахстан: Актюбинской, Кызылординской, Карагандинской, Южно-Казахстанской и города Туркестана, и воздействует на все центральноазиатские республики;
— уникальные (проблемные и проектные) регионы, выделяемые в развивающихся странах и связанные с реализацией крупных новостроек или характеризующиеся крайне низким уровнем развития (проблемные). Например, строительство города Астаны, новой столицы республики, и города Алматы — крупнейшего регионального финансового центра.
Пространственные различия в обеспечении ресурсами, уровне экономического положения и качестве жизни населения, развитии инфраструктуры, в экологическом состоянии среды, остроте социальных конфликтов присущи практически всем странам независимо от их положения в мировой табели о рангах.
Даже в странах «большой семерки» региональный доход на душу населения разнится иногда по штатам, провинциям на 30—50 процентов. Эти контрасты постоянно и повсеместно продуцируются из-за несовпадения экономических и социальных, стратегических и тактических целей развития. Как показывает анализ, разница в социально-экономическом развитии регионов в последние годы значительно выросла и у нас в республике.
По объемам валового регионального продукта на душу населения разрыв между отдельными регионами увеличился почти в два раза: с семи процентов в 1999 году до 13 процентов в 2005 году. При этом регионы отличаются по своему потенциалу, экономической специализации, социальным проблемам.
Например, совокупный объем экономик Северо-Казахстанской, Алматинской, Акмолинской, Южно-Казахстанской и Жамбылской областей составляет только 16 процентов от республиканского валового регионального продукта, 18 процентов совокупных доходов местных бюджетов, десять процентов инвестиций в основной капитал от республиканского уровня.
В этих же регионах наименьшие доли валового регионального продукта на душу населения.
В то же время такие регионы, как Атырауская и Мангистауская области, а также города Астана и Алматы, производят около 44 процентов республиканского валового регионального продукта. Да, здесь сосредоточены минеральные и финансовые ресурсы, но другие регионы также имеют немалый потенциал. При этом следует отметить, что даже благополучные регионы не всегда могут достаточно грамотно использовать свои преимущества. Хотя Атырауская область, например, и характеризуется значительным экономическим потенциалом, там наблюдается сравнительно высокий уровень безработицы и наибольший среди всех регионов уровень распространения бедности.
Достаточно ярки региональные контрасты в уровнях развития производства и социальных стандартах жизни населения страны. Особенно выражены диспропорции между столичным регионом, бурно развивающимися областями запада Казахстана и сельскохозяйственными на юге и севере, между городом и селом.
В то же время неравномерно и размещение производительных сил в республике. Оно имеет свои особенности в разных экономических районах и природно-хозяйственных зонах, различающихся физико-географическими, историческими, демографическими условиями, развитостью инфраструктуры.
Причинами межрегиональных различий в уровне жизни населения является усиление и отраслевой, профессиональной, и социальной дифференциации.
Корпорации комплексного развития
Поэтому Казахстан не является исключением в стремлении улучшить жизненный уровень в отставших регионах, ликвидировать региональные диспропорции социально-экономического развития.
Государственная политика регулирования регионального развития с момента приобретения Казахстаном независимости всегда была направлена на достижение провозглашаемых национальных целей: максимальной занятости населения, улучшения качества жизни, справедливого распределения доходов, стабильного экономического роста.
Эти обстоятельства заставляют Правительство страны уделять основное внимание «территориальному переустройству» страны в целях достижения сбалансированности в размещении хозяйства и населения. Как следствие — действие большинства принятых государственных программ направлено именно на развитие регионов.
Кроме того, с целью эффективной реализации развития территорий Правительством разработана Стратегия территориального развития Республики Казахстан на период до 2015 года. Стратегия направлена на формирование конкурентоспособной специализации регионов, создание условий по концентрации производственных и трудовых ресурсов в экономически перспективных районах и становление «полюсов роста», развитие инфраструктуры территорий во взаимоувязке со становлением «кластерного» пути.
На смену концепции равномерного развития регионов должна прийти концепция поляризованного их формирования, где «полюсами роста» могут стать наиболее динамично развивающиеся города или области, интегрированные в региональные и глобальные рынки и выступающие в роли так называемых девелоперов для всех остальных регионов страны, а в перспективе — для всего Центрально-Азиатского региона.
В связи с этим, наряду с мерами по обеспечению условий для роста экономической активности, приоритетом регулирования станет формирование «полюсов роста» общенационального масштаба. Усилия региональных властей, на наш взгляд, должны сконцентрироваться на выработке конкурентной стратегии развития своих регионов и опорных городов, встраивании их в общую стратегию позиционирования страны на региональном и мировом рынках.
%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%
Лекция 6. Проблемные регионы.
План
проблемные регионы: понятие и классификация
Кризисные регионы
Отсталые регионы
Депрессивные регионы
Приграничные регионы
Регионы Севера.
1. проблемные регионы: понятие и классификация
Невозможно найти регион, в котором отсутствуют проблемы социально-экономического развития, однако, в проблемных регионах они проявляются особенно ярко. Итак, какие же регионы относятся к проблемным?
Можно выделить следующие качественные признаки проблемных регионов:
особая кризисность проявления крупных проблем, создающих угрозу социально-экономической стабильности
Наличие ресурсного потенциала, особенно важного для национальной экономики
Особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для реализации стратегических интересов страны
Недостаток собственных ресурсов для самостоятельного решения проблем.
Необходимо отметить, что проблемы регионов могут быть связаны как с ухудшением показателей социально-экономической динамики, так и, напротив, со слишком быстрыми темпами развития. В этом случае слишком быстрое развитие является проблемой, так как не все элементы социально-экономической системы региона могут развиваться с одинаковой скоростью. Как правило, наиболее активно развиваются отрасли хозяйственной специализации регионов, а отрасли нематериального производства, социальной сферы, связанные с удовлетворением потребностей, проживающих на данной территории, напротив, отстают. В советский период это было связано с остаточным принципом финансирования социальной сферы и нематериального производства. В современных условиях - частные хозяйствующие субъекты, действующие на территории региона, в первую очередь ориентированы на извлечение прибыли, а территориальные органы управления не обладают достаточными ресурсами для реализации политики интеграции интересов населения, власти и бизнеса. С подобными проблемами обычно сталкиваются так называемые проблемные регионы авангардного типа (регионы нового освоения, свободные экономические зоны и т.п.).
Как же осуществляется классификация проблемных регионов? Существует два подхода к выделению проблемных регионов: на основе количественных и качественных критериев. Подход на основе количественных критериев предполагает выделение проблемных регионов путем оценки степени остроты (кризисности) важнейших проблем на основе системы индикаторов. Подход на основе качественных критериев предполагает классификацию путем выделения основных проблем социально-экономического развития конкретного региона. Данный подход целесообразно применять в случае необходимости разработки политики оздоровления экономики региона.
Территориальное проблемное районирование не носит сплошного характера. В качестве проблемных регионов могут рассматриваться следующие типы территорий:
Субъекты федерации
Части субъектов федерации
Несколько субъектов Федерации
Сопредельные части субъектов Федерации.
2. Кризисные регионы
Выделение кризисных регионов осуществляется на основе первого подхода, т.е. на основе количественных критериев. В этом случае проводится сопоставление регионов по основным показателям социально-экономического развития и выделяются территории, где эти значения существенно отклоняются в худшую сторону от средненациональных или эталонных значений. Таким образом, к категории кризисных относятся регионы, в которых значения основных социально-экономических показателей существенно хуже, чем в среднем по стране.
Кризисные регионы, расположенные в непосредственной территориальной близости, образуют так называемые кризисные пояса. На территории России сегодня выделяются следующие кризисные пояса:
Центральный пояс
Южный пояс
Уральский пояс
Восточный пояс.
Наиболее крупным является Центральный кризисный пояс. В его состав входят части Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов.
Основными проблемами Центрального кризисного пояса являются:
Спад производства
Высокая безработица
Низкий уровень жизни
Низкая бюджетная обеспеченность
Высокий уровень депопуляции населения.
Таким образом, в регионах, образующих историческое ядро территории российского государства, наблюдаются устойчивые тенденции свертывания экономической активности и деградации локальных систем расселения.
В состав Южного кризисного пояса входят сопредельные регионы Северного Кавказа и южная часть Поволжья. Основными проблемами Южного кризисного пояса являются:
Спад производства
Хронически трудоизбыточная конъюнктура рынка труда в сочетании с высокой рождаемостью
Низкий уровень жизни
Низкая бюджетная обеспеченность
Межэтнические военные конфликты
Высокая численность вынужденных переселенцев и беженцев.
Таким образом в Южном кризисном поясе свертывание экономической активности протекает на фоне сохранения положительного естественного прироста населения и хронического наличия значительного количества избыточной рабочей силы.
Уральский кризисный пояс, на первый взгляд, включает территории, развивающиеся сравнительно благополучно. В его состав входят территории Уральского и Западно-сибирского экономических районов. Вместе с тем, особенности отраслевой структуры региональной экономики, а именно: высокая концентрация производств, существенно загрязняющих окружающую среду (черная, цветная металлургия, химическая промышленность); значительная доля предприятий добывающей промышленности с истощающейся сырьевой базой, предприятий ВПК, потерявших госзаказ и рынки сбыта, обуславливают появление таких проблем регионального развития как:
Локальный спад производства
Высокая техногенная нагрузка и экологические риски хозяйственной деятельности.
Восточный (Южно-Сибирско-
Основными проблемами данного пояса являются:
Спад производства и высокая безработица
Низкая бюджетная обеспеченность и низкий уровень доходов населения
Слабая транспортная доступность
Низкая плотность населения и отсутствие сформировавшихся систем расселения
Низкий уровень развития отраслей региональной специализации.
Таким образом, экономический спад в Восточном кризисном поясе протекает на фоне исторически низкого уровня развития региональных экономических комплексов.
Анализ проблем кризисных поясов россии свидетельствует о недостаточности классификации на основе только количественных критериев. Так, во всех кризисных поясах наблюдается спад производства, высокая безработица, низкая бюджетная обеспеченность, однако причины, обусловившие кризисное состояние существенно отличаются.
3. Отсталые (слаборазвитые) регионы
Выделение отсталых (слаборазвитых) регионов является примером второго, качественного подхода к выделению проблемных регионов.
Характерными чертами развития слаборазвитых регионов являются:
Состояние длительного застоя
Низкая интенсивность хозяйственной деятельности
Малодиверсифицированная отраслевая структура экономики
Слабый научно-технический потенциал
Низко развитая социальная сфера.
Информация о работе Модернизация системы регионального и местного самоуправления