Модернизация системы регионального и местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:41, реферат

Описание работы

В рамках мировой глобализации для Казахстана главным является одновременное соблюдение трех требований: интегрирование в мировую экономику, конкурентоспособность на международной арене и обеспечение того, чтобы этот процесс привел к значимым и соразмерным изменениям внутри страны. Достижение этой цели становится проблематичным без участия в этом процессе каждого региона республики, поскольку экономика страны в целом зависит от экономики административно-территориальных единиц, ее составляющих.

Работа содержит 1 файл

Рег_экономика.doc

— 530.50 Кб (Скачать)

 

Сложившаяся система господдержки пришла в противоречие с экономическими условиями и федеративными отношениями. Для повышения эффективности использования природно-ресурсного и производственного потенциала Крайнего Севера, создания достойных условий жизни его населения необходим системный пересмотр форм и методов государственной политики в отношении северных территорий.

 

Реформирование северной политики должно вестись по следующим направлениям:

 

реструктуризация экономики на базе использования природных ресурсов с учетом рыночных условий, новых социальных и экологических требований;

 

расширение финансового потенциала путем закрепления доходов от использования природных ресурсов, создания механизмов стабилизации финансового положения северных территорий;

 

регулирование состава населения и рынков труда;

 

реформирование существующей системы северных гарантий;

 

создание эффективной системы поддержки коренных малочисленных народов, включая сферу традиционного жизнеобеспечения и расширение занятости в государственном и рыночном секторах;

 

совершенствование механизма завоза грузов в малодоступные северные регионы.

 

Для преодоления трудностей переходного периода и успешной интеграции в мировые рынки северные базовые предприятия должны пройти несколько стадий качественных изменений. Они касаются целей функционирования, взаимоотношений с потребителями, смещения приоритетов от объемных показателей к показателям экономической эффективности, ценовой политики. Условия внешней среды функционирования этих предприятий, с одной стороны, будут характеризоваться ужесточением экологических ограничений при эксплуатации природных ресурсов, уменьшением прямой государственной поддержки, с другой - новыми возможностями международной кооперации в рамках совместных фирм, сервисных контрактов, соглашений о концессиях, разделе продукции, технической помощи и др.

 

Необходимы экстренные меры по спасению потенциально жизнеспособных в рыночных условиях предприятий путем их внутренней реструктуризации (сокращение численности, передача социальной сферы и др.), привлечения внебюджетных средств через выпуск корпоративных ценных бумаг, гарантирования кредитов иностранных и отечественных коммерческих банков, а в исключительных случаях отсрочку таможенных выплат. В дальнейшем господдержка должна стимулировать постепенный переход от добычи первичного сырья к интенсивным наукоемким технологиям его переработки.

 

Миграционная политика государства на Севере в ближайшие годы должна быть ориентирована на переселение избыточного населения, в том числе пенсионеров и людей, отработавших в районах Крайнего Севера по трудовым договорам. Одновременно должны вырабатываться подходы к привлечению сюда новых работников из других районов страны.

 

При осуществлении инвестиционных проектов и расширении хозяйственной деятельности должен получить применение вахтовый метод. Использование вахтового метода организации работ и договорных форм найма позволит привлекать работников оптимального половозрастного состава и профессионально-квалификационного уровня.

 

Реформирование государственной северной политики требует четкого определения южной границы районов Крайнего Севера, установленной на основе природно-климатического районирования. Это позволит сконцентрировать ресурсы для поддержки наиболее проблемных территорий. Специальные меры государственной поддержки в приоритетном порядке будут осуществляться в арктической зоне, ввиду специфических черт, отличающих ее от других районов Севера, а также особых национальных интересов России.

 

Особое внимание будет уделяться обеспечению экологической безопасности в Арктике, особенно при эксплуатации, консервации и утилизации судов с ядерными силовыми установками, а также решению проблемы обращения с радиоактивными отходами, возникающими в результате деятельности атомных ледоколов, подводных лодок и электростанций. Требуется установление особого режима природопользования, гарантирующего сохранение арктических территорий как мирового экологического ресурса.

 

Сохраняется важнейшая обязанность государства защитить самых уязвимых представителей коренных малочисленных народов, сохранить систему медицинского обслуживания национальных сел и бригад оленеводов, систему дошкольного, общего образования и подготовки национальных кадров. Безусловно приоритетной является поддержка традиционного жизнеобеспечения исчезающих этносов - юкагиров, энцев, сроков, орочей, негидальцев, алеутов, нганасан, чуванцев, тофаларов, саамов.

 

Государственная поддержка поставок энергоносителей и продовольствия на Север должна осуществляться дифференцированно по регионам с учетом значительных различий в объемах собственных доходов региональных бюджетов, транспортно-географических условий и энергопотенциалов каждого северного субъекта РФ. Постепенно акцент будет смещаться от частной проблемы завоза на создание современной транспортной инфраструктуры, новых технологий использования местных энергоресурсов и развития северного коммунального хозяйства.

 

Приоритетный объект государственной поддержки в Арктике Северный морской путь. Наличие самого мощного в мире ледокольного флота создает реальные предпосылки использования этого пути для транзитного судоходства в продленные сроки навигации и круглогодично - в западной части. Необходима стратегия технико-технологической модернизации и развития ледокольного и транспортного арктического флота.

 

 

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

 

К ПРОЦВЕТАНИЮ ЕДИНЫМ МАРШРУТОМ

 

     ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАЗАХСТАНА И РОССИИ ПРОДОЛЖАЕТ ДИНАМИЧНО РАЗВИВАТЬСЯ. В ТОВАРООБОРОТЕ РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ КАЗАХСТАН УВЕРЕННО ДЕРЖИТ ТРЕТЬЕ МЕСТО, УСТУПАЯ ЛИШЬ УКРАИНЕ И БЕЛОРУССИИ. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВТОРЫМ КРУПНЕЙШИМ ПОКУПАТЕЛЕМ КАЗАХСТАНСКОЙ ПРОДУКЦИИ И ЗАНИМАЕТ ЛИДИРУЮЩИЕ ПОЗИЦИИ ПО ОБЪЕМАМ ПОСТАВОК В КАЗАХСТАН.

 

     Основными статьями казахстанского экспорта в Российскую Федерацию являются:

топливно-энергетические товары,

минеральные продукты,

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного),

металлы и изделия из них,

продукция химической промышленности.

 

     Казахстанский импорт из Российской Федерации в основном формируется за счет поставок топливно-энергетических товаров, машин, оборудования и транспортных средств, металлов и изделий из них, продукции химической промышленности. Важной статьей во взаимной торговле являются продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. В связи с чем требует урегулирование вопроса поставок данной продукции между двумя странами и выработка взаимовыгодных маршрутов.

 

     В то же время, несмотря на рост товарооборота между Республикой Казахстан и Российской Федерацией в абсолютном значении, анализ структуры товарооборота показывает, что в прошлом году не удалось достичь цели по существенному увеличению казахстанского экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью.

 

     Производство конкурентоспособных и экспортно-ориентированных товаров, работ и услуг на уровне мировых стандартов является главным приоритетом государственной индустриально-инновационной политики Республики Казахстан.

 

     Важным фактором двусторонних отношений является региональное сотрудничество.

 

     Из 89 регионов Российской Федерации 76 имеют торгово-экономические связи с Республикой Казахстан.

 

     Активно развивается торгово-экономическое сотрудничество приграничных регионов Республики Казахстан и Российской Федерации. Развитие сотрудничества на уровне административно-территориальных образований, и прежде всего приграничных территорий, стало важной особенностью в современных межгосударственных отношениях двух стран. Здесь решаются многие жизненно важные проблемы, включая внешнеполитические, экономические, гуманитарные и другие, цементируются взаимоотношения между государствами. Оно реально помогает решать или смягчать отдельные проблемы межгосударственных отношений, укреплять и развивать исторически сложившиеся связи. Приграничное сотрудничество также создает условия, способствующие прекращению оттока населения из стратегически важной, в основном малонаселенной приграничной территории.

 

     Позитивный импульс развитию торгово-экономических отношений приграничных регионов Казахстана и России дала встреча Президентов Республики Казахстан и Российской Федерации с главами приграничных регионов в г. Челябинске 17 мая 2005 года. Результатом является прежде всего рост внешнеторгового оборота приграничных регионов Казахстана и России.

 

     Наиболее активными участниками внешнеторговой деятельности с Республикой Казахстан являются: Челябинская область (товарооборот с Казахстаном в I полугодии 2006 года составил 682,2 млн долл. США), Оренбургская (373 млн долл.), Омская (247 млн долл.), Тюменская (221 млн долл.), Алтайский край (171 млн долл.), Новосибирская (139 млн долл.), а также Самарская, Волгоградская, Курганская области, товарооборот которых с Казахстаном превысил 80 млн долл.

 

     В целом за январь — июнь 2006 года приграничные регионы России получили из Казахстана: более 3 млн тонн нефти, минеральные продукты, более 1 млн тонн глинозема, черные и цветные металлы, уголь, продовольственные товары и сырье для их производства, значительное количество зерна, железной и марганцевой руды, фосфат, каучук, древесину и целлюлозно-бумажные изделия и другие виды продукции. Казахстан также остается основным поставщиком металлургической продукции. В регионы России из Казахстана поступили: прокат черных металлов, окатыши и концентраты железных руд, ферросплавы, марганец, холоднокатаный хром, глинозем, рафинированная медь, свинец, цинк, бронзовый и латунный прокат, цезий, тантал, ниобий, губчатый титан и другие редкоземельные металлы.

 

     Продолжают укрепляться партнерские связи регионов Казахстана с г. Москвой, особенно в продовольственной сфере, в части поставок в г. Москву казахстанского зерна, которые в 2005 году составили около 200 тыс. тонн. Определены на последующие годы приоритеты взаимодействия между г. Москвой и Республикой Казахстан. Прежде всего это наука и высокие технологии, машиностроение, биотехнологии, строительство и организация малого бизнеса.

 

     Активизировалось сотрудничество г. Санкт-Петербурга с Казахстаном. Объем внешней торговли между г. Санкт-Петербургом и Казахстаном в 2005 году вырос и достиг 280 млн долл. США. Крупные поставки продукции осуществляются «Обуховским заводом», заводом «Двигатель», ОАО «Севкабель», ООО «Роско». Перспективными направлениями сотрудничества г. Санкт-Петербурга и Казахстана являются: участие объединения «Кировский завод» в обновлении парка современных тракторов, поставка запчастей, организация ремонта тракторов и производства запчастей в Казахстане; участие консорциума «ОАО «Силовые машины» в поставках энергооборудования; организация поставок в г. Санкт-Петербург казахстанской продовольственной пшеницы.

 

     Активно сотрудничает с Казахстаном Оренбургская область.

 

     Торговля с восточным соседом приносит области каждый пятый доллар в ее внешнеторговый оборот. Из 170 совместных предприятий, работающих в Оренбуржье, половина создана с участием казахстанских партнеров. В первую очередь речь идет о проектах в металлургии, машиностроении, строительстве, добыче полезных ископаемых.

 

     Однако в трех регионах (Челябинской, Новосибирской областях и Республике Алтай) отмечается падение объемов импорта из Казахстана. Так, например, объем импорта Челябинской области в I полугодии 2006 года снизился по сравнению с I полугодием 2005 года на 30,7%, Новосибирской области — на 15%.

 

     В январе — июне 2006 года прослеживается в основном рост экспорта товаров из приграничных регионов России. Так, например, Казахстан занимает второе место по экспорту продукции из Саратовской, Новосибирской и Волгоградской областей (рост экспорта области на 40%), из Челябинской области (43,2% от общего объема экспорта области), из Алтайского края (40% от общего объема экспорта края). Особенно возросли поставки газо- и нефтепроводных труб, нефтепродуктов, рельсов и шпал, подвижных средств и ремонтных деталей для железнодорожного транспорта, теле- и радиоаппаратуры, летательных аппаратов и оборудования для них, продукции строительного комплекса, каустической и кальцинированной соды, а также других видов промышленной продукции. Много совместных проектов реализовано в области автомобилестроения.

 

     Снижение объемов экспорта в Казахстан отмечается в Республике Алтай (на 12,2%), Курганской области (на 4,9%), Алтайском крае (на 2,4%).

 

     Нельзя не отметить определенную однобокость внешней торговли приграничных регионов Казахстана и России. Преобладающими товарами в казахстанском экспорте по-прежнему являются нефть, цветные и черные металлы, уголь и другие сырьевые товары, а также продукция первого передела. Ощутимого роста казахстанского экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью пока не произошло.

 

     Показателем нацеленности на долговременное сотрудничество приграничных областей Казахстана и России является создание совместных предприятий и открытие представительств российских и казахстанских компаний как в Казахстане, так и в России.

 

     Российский капитал в Казахстане задействован в отраслях нефтедобычи, машиностроения, транспортных перевозок, строительстве, переработки сельхозпродукции, торговли продуктами питания и товарами народного потребления. Например, достигнута договоренность между АО «НК Казахстан Инжиниринг» и ОАО «КамАЗ» об организации производства автомобильных агрегатов и узлов, а также спецтехники на базе «Семипалатинского машиностроительного завода». Крупными межгосударственными объединениями являются «Казросхром», «Коксохим», автомобильный комплекс на базе УралАза и Костанайского дизельного завода. В Алтайском крае осуществляется несколько совместных проектов предприятиями региона с казахстанскими партнерами. Так, в настоящее время ОАО «Алттрак» завершает подготовительную работу по созданию совместного предприятия с ОАО «Казахстантрактор» (г. Павлодар) и Семипалатинским машиностроительным заводом. Завершаются работы по объединению технологических линий Костанайского дизельного и Алтайского моторного заводов. Саратовским учебным центром «Трайтек» создано совместное предприятие на базе Карагандинской областной ТПП по подготовке и переподготовке специалистов по информационным технологиям с выдачей сертификатов международного образца, в г. Уральске открыто представительство Саратовской губернской торгово-промышленной палаты.

Информация о работе Модернизация системы регионального и местного самоуправления