Модернизация системы регионального и местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:41, реферат

Описание работы

В рамках мировой глобализации для Казахстана главным является одновременное соблюдение трех требований: интегрирование в мировую экономику, конкурентоспособность на международной арене и обеспечение того, чтобы этот процесс привел к значимым и соразмерным изменениям внутри страны. Достижение этой цели становится проблематичным без участия в этом процессе каждого региона республики, поскольку экономика страны в целом зависит от экономики административно-территориальных единиц, ее составляющих.

Работа содержит 1 файл

Рег_экономика.doc

— 530.50 Кб (Скачать)

 

     Заметно активизировались интеграционные процессы между приграничными регионами Казахстана и России.

 

     В целях рассмотрения и решения практических вопросов сотрудничества между приграничными регионами Казахстана и России 29—30 мая 2006 года в г. Уральске состоялось шестое заседание Подкомиссии по приграничному сотрудничеству Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Республикой Казахстан и Российской Федерацией. В ходе заседания обсуждались наиболее проблемные вопросы, возникающие на приграничных территориях двух государств, а также перспективные пути их решения. Отмечена необходимость более системной работы в решении вопросов по развитию приграничной торговли, взаимных инвестиций, обеспечения условий для создания совместных предприятий.

 

     Кроме этого, на заседании рассмотрен ряд вопросов в области торговли, транспорта, сельского хозяйства, миграции, таможенного и пограничного контроля, охраны природных ресурсов и окружающей среды и др. Большое внимание уделено вопросам подготовки планируемого к проведению в октябре 2006 года в г. Уральске очередного Форума руководителей приграничных регионов с участием глав государств Республики Казахстан и Российской Федерации.

 

     Проблемные вопросы и предложения по углублению приграничного сотрудничества

 

     Огромный потенциал, которым обладают приграничные регионы, может использоваться с еще большей эффективностью при решении проблемных вопросов, которые существуют и в определенной мере тормозят дальнейшее развитие приграничного сотрудничества.

 

     В настоящее время не решена в полной мере проблема взаимных неплатежей, которые подрывают доверие партнеров друг к другу, недостаточен уровень инвестиционного сотрудничества, отсутствует необходимая нормативно-правовая база по вопросам приграничного сотрудничества, имеет место недостаточная финансовая поддержка приграничных регионов.

 

     Развитие приграничной торговли сдерживают как институциональные, так и региональные проблемы. Главные из них:

создание системы льгот для организации приграничной торговли;

увеличение федерального финансирования для обустройства пунктов пропуска на российско-казахстанской границе;

снижение экспортных железнодорожных тарифов;

упрощение схемы прохождения границы гражданами, постоянно проживающими на приграничных территориях;

резкое улучшение работы таможенных и пограничных служб, автоинспекций сопредельных территорий;

наличие единых требований по сертификации продукции и единых таможенных пошлин.

 

     На наш взгляд, для создания более благоприятных условий приграничного сотрудничества следовало бы принять специальный закон о приграничной торговле, который бы закрепил либеральный режим во взаимной торговле, льготные условия для деятельности региональных предпринимателей на приграничной территории, позволил бы создавать специальные зоны и центры приграничной торговли на сопредельных территориях.

 

     Сдерживающее влияние по-прежнему продолжают оказывать высокий уровень в России тарифов на услуги естественных монополий в сфере транспортировки электрической энергии, нефти и газа; недостаточная согласованность политики двух государств в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности, несовершенство нормативно-правовой базы, необходимой для создания интегрированных структур и финансово-промышленных групп, особенно в области машиностроения и металлургии; длительное таможенное оформление грузов, а также проблемы, связанные с возвратом НДС.

 

     Имеют место необустроенность и неоснащенность ряда автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска. Многие пропускные пункты обустроены и работают по временной схеме, большинство из них удалено от линии границы, отсутствует необходимая инфраструктура. В сочетании с недостаточно эффективной организацией прохождения таможенного и пограничного контроля это приводит к значительному затягиванию процедуры перехода границы, снижению пропускной способности таможенных пунктов и, как следствие, ограничивает рост двустороннего товарооборота.

 

     Требуют решения вопросы упрощения порядка таможенного оформления грузов при осуществлении международных автомобильных перевозок, согласования перечня пунктов пропуска на казахстанско-российской государственной границе и мест пересечения жителями приграничных регионов казахстанско-российской государственной границы, создания системы межгосударственного экологического мониторинга на приграничных территориях Казахстана и России, входящих в бассейн реки Урал, организации прямого международного железнодорожно-паромного сообщения через порты Астраханского водно-транспортного узла, Махачкалу и Актау.

 

     Необходимо на межправительственном уровне решить вопрос создания достаточного количества пунктов упрощенного пропуска через государственную границу для граждан Казахстана и России, постоянно проживающих в приграничных районах. Необходимо также строительство и оборудование дополнительных пунктов пропуска, что повысит интенсивность грузовых и пассажирских перевозок, улучшит таможенный и паспортный контроль, снизит морально-психологические издержки граждан при пересечении границы.

 

     Требуют решения вопросы выдачи единых для Республики Казахстан и Российской Федерации весовых сертификатов во избежание многоразовых взвешиваний автомобильных транспортных средств по маршруту их следования; гармонизации национальных норм двух государств в области содержания автодорог, транспортных коридоров, автоподходов к автомобильным пунктам пропуска с приведением их в соответствие с международными стандартами.

 

     Целесообразно создание и реализация совместных проектов в важнейших отраслях экономики: энергетике, нефтегазовом секторе, топливно-энергетической, обрабатывающей, легкой, химической отраслях промышленности; увеличение информационного обмена, проведение выставок, ярмарок, открытие торговых домов на приграничных территориях Казахстана и России.

 

     Требуется ускорить подписание межправительственного Соглашения о порядке уплаты налогов российскими предприятиями, имеющими свое имущество и рабочие места на территории Республики Казахстан.

 

     В ближайшие годы приграничные регионы Казахстана и России при условии государственной поддержки, повышения качества продукции могут увеличить долю во взаимных поставках машин и оборудования, продукции высоких переделов. Коренным интересам двух стран отвечает углубление научно-производственной кооперации. Большие перспективы в налаживании в Казахстане совместного производства алюминия, электроэнергии, сотрудничества в добывающих отраслях. Хорошими предпосылками для развития научно-технических и производственных связей является объективная заинтересованность предприятий в развитии хозяйственного взаимодействия, нацеленного на производство экспортной продукции для третьих стран.

 

     Дальнейшему развитию приграничного сотрудничества будет также способствовать создание единой информационной системы в рамках приграничных регионов, которая даст российским и казахстанским предприятиям сведения о действующем законодательстве, реализуемых и разрабатываемых на соседних территориях проектах, заказах на поставку продукции и строительстве объектов, проведении тендеров и конкурсов.

 

     Снятие вышеуказанных барьеров в сфере приграничного сотрудничества позволит в ближайшие годы резко нарастить объем товарооборота между Казахстаном и Россией.

 

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

 

"Gazeta.kz" - Приграничные проблемы Казахстана и Узбекистана

11:06 29.05.2002

 

Александр Лебедев

 

В минувшее воскресенье в Алматы ряд общественных организаций провели митинг по проблеме приграничных территорий на стыке Южно-Казахстанской области Казахстана и Ташкентской области Узбекистана. Общественности эта проблема уже известна как "проблема Багыса и Туркестанца", двух небольших поселков на спорной территории, население которых стало настоящим заложником нерешенного конфликта.

 

Предыстория нынешних событий многократно описывалась в казахстанских СМИ. Тем не менее, напомним ее вкратце.

 

В трактовке казахстанских общественно-политических организаций, озвучивающих этот вопрос, ситуация выглядит так: историю возникновения вопроса казахстанские общественные организации, занимающиеся этой проблемой, трактуют так, во времена СССР, когда границы между двумя республиками были фактически административными они часто произвольно менялись, последний такой прецедент был в Южном Казахстане в 1956 году, когда было принято решение о передаче Узбекской ССР территорий Бостандыкского района Казахской ССР. Тогда было оговорено, что из общей площади района в 539,5 тысяч га в составе Казахстана должны остаться пастбища площадью в 121 тысячу га., на территории которых и расположены ныне печально известные села Багыс и Туркестан. Но фактически вся территория района оказалась передана соседней республике, что обнаружилось лишь в последние годы.

 

Надо заметить, что данная трактовка истоков проблемы фактически является на сегодня единственной, так как официальные власти Казахстана предпочитают по возможности отмалчиваться, давать комментарии по локальным событиям в масштабе этой большой проблемы. Позиция же узбекской стороны в Казахстане официально вообще никогда не озвучивалась. Это, видимо, по мысли официального Ташкента, должно символизировать, что с южной стороны спорных территорий настолько уверены в своей правоте, что не считают даже нужным говорить на эту тему. Может быть, это и психологически выверенный шаг, но с другой стороны, подобная узбекская позиция делает казахстанскую публику более внимательной к заявлениям отечественных общественных движений типа Республиканского штаба "Багыс", что половина современной территории Узбекистана является исконно казахстанской, приобретенной в советские времена, или что 65% территории Узбекистана - казахская этническая территория, а граница между двумя республиками на большом участке "не казахстанско-узбекская, а казахско-казахская".

 

Представители общественных организаций Казахстана также заявляют, что Узбекистан не имеет права на распространение своего суверенитета на данный участок территории, создавая на этих землях таможенные и пограничные посты, размещая там военный контингент. А отказ Ташкента передать территорию в 121 тысячу га Казахстану они характеризуют как узурпацию части территории суверенного государства.

 

Надо заметить, что долгие годы о наличии спорных территорий на границе двух соседних стран широкая публика не знала. Громкое звучание эта проблема обрела два года назад, когда узбекские полицейские и пограничники, въехав в Багыс на бронетранспортере, начали устанавливать в нем подобие пограничных знаков (печально знаменитая история с колышками, сопровождавшаяся насилием над местными жителями). С тех пор проблема приграничья стала одним из самых важных факторов межгосударственных отношений, и решить ее не смогла даже встреча лидеров двух стран в прошлом году, когда было заявлено, что линия прохождения границы Казахстана и Узбекистана согласована на 96%. В оставшиеся 4% как раз и входят поселки Багыс и Туркестанец и окружающие их территории.

 

Но "линия противостояния" прошла не только между узбекской и казахстанской позицией в отношении спорных территорий. Сейчас уже очевидно, что у этой линии есть и внутриказахстанское продолжение: общественные организации все чаще критикуют официальные органы, прежде всего в лице министерства иностранных дел республики, за их позицию по проблеме территорий. Еще в феврале этого года Республиканский штаб "Багыс" при Движении "Азат" заявлял, что власти Казахстана хотят поселок Туркестанец передать Узбекистану, а Багыс оставить в Казахстане. После этого МИД и межведомственная комиссия по изучению проблемы критиковались движением за недостаточное внимание к документам, способным усилить позицию Казахстана на переговорах с Ташкентом. Этому же, в общем, был посвящен и прошедший в воскресенье митинг.

 

Официальные казахстанские источники по прежнему воздерживаются от комментариев сложившейся ситуации, что не является для них проблемой, учитывая традиционную слабость общественных организаций в диалоге с властями. Но в самое последнее время у этой проблемы появился новый аспект.

 

Обострение внутриполитической ситуации в Киргизии, где оппозиция в качестве повода для наступления на власти использовала как раз тему территориальных уступок Китаю, создало прецедент воздействия таких внешнеполитических шагов на внутриполитическую ситуацию в странах региона. Учитывая, что почти все страны Средней Азии имеют территориальные проблемы друг с другом, это потенциально достаточно опасный прецедент. Некоторые казахстанские эксперты начали говорить о том, что Казахстану надо внимательнее присмотреться к ситуации в Киргизии и извлечь из нее уроки. В целом такие намеки-прогнозы, наверное, излишне драматизируют ситуацию: известно, что население в Казахстане намного менее политизировано, чем в Киргизии, и власти более четко контролируют ситуацию. Но более ясно обозначить свою позицию по отношению к проблеме спорных территорий с Узбекистаном казахстанскому МИД и прокомментировать критику в свой адрес все же не мешало бы.

 

]

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

К.Токаев: Узбекистан - дружественный сосед Казахстана, поэтому между нашими странами должны быть хорошие двусторонние отношения

10.10.2003 / политика

 

 

Kazakhstan today, 9 октября

 

Для решения проблем на казахстанско-узбекской границе "Казахстан будет вести дипломатические переговоры с Узбекистаном". Об этом сегодня, 9 октября на пресс-конференции в Астане сообщил министр иностранных дел Касымжомарт Токаев.

 

По его мнению, "приграничная проблема должна быть решена дипломатическим путем". "Узбекистан - дружественный сосед Казахстана, поэтому между нашими странами должны быть хорошие двусторонние отношения", - подчеркнул К. Токаев. "Если между двумя государствами будут позитивные отношения, это хорошо не только для этих стран, но и для всего центрально-азиатского региона", - сказал министр.

 

Он высказал надежду, что Казахстан и Узбекистан "достигнут договоренности по назревшей проблеме".

 

-----

 

ПРОБЛЕМЫ НА ГРАНИЦЕ КАЗАХСТАНА И УЗБЕКИСТАНА ДОЛЖНЫ БЫТЬ РЕШЕНЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКИМ ПУТЕМ – МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РК

Астана. 9 октября. КАЗИНФОРМ

 

Приграничная проблема Казахстана и Узбекистана должна быть решена дипломатическим путем, считает министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев. Об этом он сообщил на брифинге в Астане, передает агентство Казинформ.

 

"Узбекистан - это дружественный и вечный сосед Казахстана, поэтому между нашими странами должны быть хорошие двусторонние отношения", подчеркнул К. Токаев. "Если между двумя государствами будут позитивные отношения, это хорошо не только для этих стран, но и для всего центрально-азиатского региона", сказал глава внешнеполитического ведомства.

Информация о работе Модернизация системы регионального и местного самоуправления