Модернизация системы регионального и местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:41, реферат

Описание работы

В рамках мировой глобализации для Казахстана главным является одновременное соблюдение трех требований: интегрирование в мировую экономику, конкурентоспособность на международной арене и обеспечение того, чтобы этот процесс привел к значимым и соразмерным изменениям внутри страны. Достижение этой цели становится проблематичным без участия в этом процессе каждого региона республики, поскольку экономика страны в целом зависит от экономики административно-территориальных единиц, ее составляющих.

Работа содержит 1 файл

Рег_экономика.doc

— 530.50 Кб (Скачать)

 

"Казахстан будет вести дипломатические переговоры с Узбекистаном. Надеемся, что достигнем договоренности по назревшей проблеме", подчеркнул министр иностранных дел РК.

 

-----

 

ВИЦЕ-МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РК И ПОСОЛ УЗБЕКИСТАНА В КАЗАХСТАНЕ ОБСУДИЛИ СОСТОЯНИЕ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ – МИД РК

Астана. 9 октября. КАЗИНФОРМ

 

В ходе встречи 8 октября вице-министра иностранных дел РК Нурлана Онжанова с Послом Республики Узбекистан в Казахстане Турдикулом Бутаяровым было обсуждено состояние двусторонних отношений, в том числе вопросы укрепления торгово-экономического взаимодействия, приграничного сотрудничества, а также положение казахской диаспоры в Узбекистане. Н.Онжанов подчеркнул важность углубления дружественных отношений между двумя странами. Об этом сообщили Казинформу в управлении информации и анализа Министерства иностранных дел Республики Казахстан.

 

Стороны сошлись во мнении о том, что казахстанско-узбекская граница должна оставаться границей дружбы и добрососедства. Все возникающие вопросы должны решаться путем двусторонних переговоров и консультаций. В этой связи была поддержана инициатива казахстанской стороны о проведении 16 октября в городе Шымкенте под эгидой внешнеполитических ведомств рабочей встречи руководителей пограничных служб и таможенных органов Казахстана и Узбекистана для обсуждения вопросов приграничного сотрудничества

 

 

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

 

Наркоторговля через российско-казахстанскую границу: вызов и проблемы противодействия

С российской стороны к границе непосредственно прилегают 70 административных районов, в пределах которых расположено более 1500 населенных пунктов и проживают свыше 3 млн. чел. (Муллаянов Р.Ш. Актуальные проблемы пограничной политики современной России. - Границы безопасности и безопасность границ. Челябинск, 2001, с. 44.) В Казахстане с РФ граничат 7 областей из 14, а именно области Атырауская, Западно-Казахстанская (административный центр – Уральск), Актюбинская, Кустанайская, Северо-Казахстанская (Петропавловск), Павлодарская и Восточно-Казахстанская (Усть-Каменогорск). Явно преобладающая часть границы расположена в сходных ландшафтных условиях степной и полупустынной зоны в сочетании с малым количеством естественных препятствий. Пограничные реки выполняют функцию рубежа на участках протяженностью не более 150 км. Выраженной ландшафтной барьерностью обладают лишь часть участка Алтайского края и участок Республики Алтай. Оба они расположены в горной местности, что существенно затрудняет трансграничное сообщение.

             

 

 

 

В граничащих с Казахстаном российских регионах проживает около 26 млн. чел. (По оценке на 1999 г. Рассчитано по: Энциклопедия СНГ. Выпуск: Регионы России. История. Демография. Хозяйство. Финансы. Инвестиции. Банки. Страхование. Экология. М., 2001.), из которых более 3 млн. – в непосредственно прилегающих к границе административных районах (Муллаянов Р.Ш. Ук. соч. С. 44.). Население северных и западных приграничных регионов Казахстана составляет 5,8 млн. чел., из них – чуть более 2 млн. проживают в примыкающих к РФ административных районах (Рассчитано по: Национальный состав населения республики Казахстан. т. 2. Алматы, 2000.). Демографические пропорции в непосредственно прилегающей к границе зоне можно считать, таким образом, сопоставимыми, хотя соответствующий потенциал приграничных регионов почти в пять раз различается в пользу России. При этом выраженная демографическая барьерность (затрудняющая трансграничное взаимодействие ввиду слабой заселенности приграничных территорий) характерна лишь для частей западного и восточного участков. В первом случае (приграничная зона, включающая территории, с одной стороны, Астраханской и Волгоградской, с другой – Атырауской и Западно- Казахстанской областей) сказывается ландшафтная и коммуникационная барьерность полупустынного Заволжья, во втором (зона, включающая часть приграничных территорий Алтайского края, Республики Алтай, а также Восточно-Казахстанской области) – Горного Алтая. Особенно сильна такая барьерность во втором случае, учитывая, что средняя плотность населения в приграничных районах Республики Алтай составляет менее 1 чел. на км.2. В Казахстане по данным на март 2003 г. насчитывалось 48 тыс. лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами; в неофициальных оценках экспертов называлась цифра 250 тыс. чел. Основную долю потребителей – 42,5% - составляла наиболее уязвимая для деструктивного психологического воздействия категория – молодые люди в возрасте до 26 лет, из которых 25% - в возрасте от 12 до 16 лет (М.С. Ашимбаев, Г.А. Курганбаева, Л.М. Музапарова, Л.Ю. Гусева, А.С. Досымов. Указ. соч., с. 5-6.). По данным Министерства здравоохранения Казахстана, около 70% лиц с диагнозом "наркоман" зависимы от потребления героина.

 

Согласно оценкам казахстанских экспертов, в стране оседает до 30% ввозимых наркотиков, тогда как 70% транспортируется дальше; из них явно преобладающая доля – в Россию. Как уже было отмечено выше, перевоз наркотиков через российско-казахстанскую границу означает переход из среднего регионального рынка на один из самых крупных в мире рынков наркопотребления.

 

 

 

Официально количество состоящих на учете наркоманов в РФ составляет всего 400 тыс. чел., но экспертные оценки численности наркозависимых колеблются от 3 до 4 млн. чел., причем две трети потребителей - молодежь в возрасте до 30 лет (World Drug Report 2004…, p. 29; Наркоагрессия. Ни в какой другой стране мира она не приобрела таких масштабов, как в России (интервью с зам. директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ ген.-лейт. Александром Михайловым). – Родная газета, 14 мая 2004 г., с. 6.). Из них около 1 млн. чел. потребляют героин, что далеко превосходит аналогичные показатели Великобритании и Италии (260 тыс. чел.), Германии (170 тыс.), Франции (165 тыс.), Испании (145 тыс.) и т.д. (World Drug Report 2004…, p. 29.) За последние 10 лет количество наркоманов в РФ увеличилось в 9 раз, а годовые доходы наркомафии по разным оценкам составляют от 8 до 18 млрд. долл. (Наркоагрессия…)

 

Значительная доля наркопотребления приходится на федеральные округа и регионы, непосредственно примыкающие к границе с Казахстаном. По числу наркозависимых лидирует Сибирский Федеральный округ: по данным на 2004 г. это число превышало 85 тыс. чел. (Рассчитано по: Ваша безопасность: Журнал Главного управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ по Сибирскому федеральному округу (Новосибирск). Спецвыпуск 2004 г. С.6.) В то время как в среднем по России на 100 тыс. населения приходится 226 чел., состоящих на наркологическом учёте, в Сибирском федеральном округе доля таких лиц достигает 437; что превышает соответствующие среднероссийские показатели почти в 2 раза (Интервью с начальником отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Сибирской оперативной таможни подполковником таможенной службы В.В. Калининым, 4.08.2004.). При этом в одной Тюменской области на учете наркологических учреждений и органов внутренних дел в 2003 г. находилось 26 тыс. чел., согласно экспертным оценкам число наркозависимых превышало 50 тыс. (См.: Тюменская область без наркотиков. Выступление члена Совета Федерации РФ А.С. Гаврина на Втором всемирном конгрессе антинаркотических сил, Москва 26-27 июня 2003. – Наркотики.ру. ) В Уральском Федеральном округе по официальным данным на 2002 г. на учете находилось около 49,5 тыс. наркоманов (10,7% от состоящих на учете в целом по России), однако по экспертным оценкам такая численность может достигать около 235 тыс. чел. (Территория УрФО - перевалочная база для доставки наркотиков. – Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, ) В приграничных регионах Приволжского Федерального округа - Саратовской и Оренбургской областях - число наркозависимых по официальным данным на 2004 г. примерно равнялось, соответственно, 8 и 9 тыс. чел. (О состоянии и мерах по противодействию наркомании и незаконному обороту наркотиков. Приволжский федеральный округ. Коллегия по вопросам безопасности при Полномочном) Если принять методику подсчета, предложенную в интервью с представителем авторского коллектива начальником отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Сибирской оперативной таможни подполковником таможенной службы В.В. Калининым (количество зарегистрированных наркоманов следует умножить на полтора и затем на грамм, чтобы получить примерную суточную дозу наркотиков (Интервью с начальником отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Сибирской оперативной таможни подполковником таможенной службы В.В. Калининым 4.08.2004 г.)), беря в расчет наиболее типичную на 2003-2004 г. цену в 1000 долл. за грамм и при допущении, что в 70% случаев наркозависимые потребляют героин, то можно предположить, что годовой оборот этого наркотика в двух приграничных округах (Приволжском и Сибирском) составляет, как минимум, не менее 1,8 млрд. долл., а с добавлением оборота на рынке каннабисных наркотиков и рынка Южного федерального округа достигает, по крайней мере, 2,5 млрд. долл. Значительная доля упомянутого оборота приходится именно на приграничные регионы: в одной Саратовской области по экспертным оценкам он превышает 24 млн. долл. (А.А. Иванов. Наступление на наркобизнес. – Наркомат, 2004, № 3, с.17.), а в Тюменской области – 200 млн. долл. (треть регионального бюджета) (См.: Тюменская область… .). Возможности и объемы транспортировки наркотиков через границу зависят от различных факторов: пограничного режима, ландшафтных условий, наличия путей сообщения, отчасти от степени вовлеченности местного населения и т.п.

 

В ландшафтно-коммуникационном плане российско-казахстанская граница является достаточно контактной, что создает широкие возможности перевозки наркотиков по существующим транспортным путям через существующие на них пункты контроля. Ее пересекают 16 железнодорожных магистралей (если считать число путей, ведущих к границе из глубины страны, то их число сокращается до 7), примерно 200 автодорог, из которых – 6 автомагистралей, 36 дорог с твердым покрытием, 33 – без покрытия, остальные – грунтовые, которые в плохих погодных условиях становятся труднопроходимыми (Рассчитано по: Человек и граница. Российско-Казахстанское приграничье. Социальный паспорт и одномерные статистические распределения. Челябинск, 2001, с. 6, 11, 14-16, 24, 29, 34, 43, 48; а также по данным автора.). Количество таких дорог с трудом поддается учету; приводимые Федеральной пограничной службой данные отражают наличие далеко не всех дорог, изображаемых даже на картах приграничных регионов, не говоря уже о картах местности. Степень коммуникационной контактности региональных участков границы довольно существенно различается Наименее контактны участки Республики Алтай (1 второстепенная автодорога) и Волгоградской области (5 второстепенных автодорог и одна железнодорожная магистраль, идущая вдоль приграничной зоны и несколько раз пересекающая границу), тогда как Тюменская область (по насыщенности трансграничными коммуникациями), Омская область (по качественному представителе Президента Российской Федерации и Координационное совещание руководителей правоохранительных органов. Нижний Новгород, 2004. сопоставлению протяженности границы с упомянутой насыщенностью), Челябинская область и Алтайский край (по числу железных дорог) в рассматриваемом отношении, напротив, являются лидерами.

 

Строившаяся в советский период транспортная инфраструктура создавалась как единый комплекс, составляющие которого порою проектировались без учета административных границ между союзными республиками.

 

Как результат, некоторые автомобильные и железные дороги на коротких участках пересекают теперь уже государственную границу, возвращаясь, затем, на территорию "своей" страны. В ряде случаев (особенно когда речь идет о железнодорожных магистралях) это создает серьезные проблемы в плане зависимости от сопредельной стороны транспортного сообщения между частями одного и того же государства, а также несовпадения ведомственной принадлежности таких участков с государственной (По данным Федеральной пограничной службы РФ, в зоне российско-казахстанской границы насчитывается 8 арендуемых железнодорожных участков, проходящих по территории сопредельного государства. 4 таких участка арендуется Россией и 4 – Казахстаном.). В таких зонах условия для выявления и пресечения контрабанды (в том числе и наркотиков) менее благоприятны, а возможности проведения правонарушителями операций с использованием неопределенного юридического статуса соответствующих участков существенно расширяются.

             

 

 

 

Не случайно, что географические закономерности наркотрафика во многом связаны с расположением транспортной инфраструктуры. Использование магистральных путей существенно укорачивает время доставки; а наличие на маршруте пунктов пограничного и таможенного досмотра не рассматривается контрабандистами в качестве непреодолимого препятствия, так как при существующих техниках сокрытия наркотиков в сочетании с высокой интенсивностью транспортных потоков и недостаточной оснащенностью постов для адекватного контроля над ними, вероятность обнаружения запрещенных к ввозу грузов, в целом, невелика. Вместе с тем, как отметил, в частности, начальник отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Сибирской оперативной таможни, подполковник таможенной службы В.В. Калинин, перевозить крупные партии наркотиков в обход таможенных постов невыгодно, ибо это создает серьезный риск задержания и полного досмотра (Интервью с начальником отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Сибирской оперативной таможни подполковником таможенной службы В.В. Калининым, 4.08.2004 г.). Согласно известным автору экспертным оценкам, по крайней мере, 70% контрабанды провозится через действующие пропускные пункты, а не в обход их. В ряде случаев наркокурьеры сочетают использование главных авто- и железнодорожных магистралей с обходом пунктов контроля пешим ходом или на автотранспорте в приграничной зоне. Через российско-казахстанскую границу наркотики ввозятся практически на всем ее протяжении. Почти через каждый регион (за исключением, быть может, Республики Алтай, граница которой с Казахстаном проходит по горной местности при отсутствии используемых для регулярного сообщения дорог) пролегают свои пути наркотрафика. Как уже отмечалось выше, маршруты транспортировки героина в среднем значительно длиннее, чем каннабисных наркотиков; судя по всему, они являются и более диверсифицированными. Если каннабисные наркотики поступают из Чуйской (Шуйской) долины Южного Казахстана, то опиаты завозятся в Казахстан из Афганистана через Таджикистан, Киргизию, Узбекистан и Туркмению. По мнению заместителя начальника Управления организации работы по выявлению преступлений, связанных с наркотиками Департамента борьбы с наркотиками МВД РК Н. Р. Кадырова, перевалочными пунктами транспортировки героина в Казахстане являются: в случае использования железнодорожного транспорта Бейнеу и Атырау (на западном направлении), Тараз, Алматы и Астана с дальнейшей переправкой в Екатеринбург (на северном и восточном); при использовании автомобильного транспорта – Чимкент, Караганда и Астана (Кадыров Н.Р. Оценка эффективности действующих мер по пресечению наркотраффика в Республике Казахстан. - Аналитическое обозрение, Алматы, 2004, №.1, с. 37.). На тех же участках, где происходит непосредственное пересечение границы, маршруты транспортировки опиатов и каннабисных практически совпадают. И в том, и в другом случае можно выделить несколько магистральных направлений, во многом ориентированных, на существующие в РФ подпольные оптовые наркорынки (С использованием информации: Afghanistan Opium Survey 2003 (буклет).):

 

 

 

1. Нижневолжское. Идет из Западного Казахстана в Нижнее Поволжье с дальнейшими ответвлениями на Украину и в страны ЕС, в центральные и поволжские регионы РФ, на Северный Кавказ. Пересечение осуществляется, в первую очередь, на участке, разделяющем Атыраускую и Астраханскую области.

 

2. Северо-западное. Проходит из Западно-Казахстанской, Актюбинской, Кустанайской, Карагандинской и Северо-Казахстанской областей Казахстана через участки Саратовской, Самарской, Оренбургской, Челябинской и Курганской областей и далее в не граничащие с Казахстаном регионы Уральского федерального округа (Свердловскую область, Ханты- Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа), Поволжье и центральные районы РФ, главным образом – в Москву и Санкт-Петербург, из которых часть партий переправляется далее – в страны Восточной Европы.

 

3. Северо-восточное. Проходит из Северо-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей через Курганскую, Омскую, Тюменскую, Новосибирскую области и Алтайский край в нефтегазодобывающие регионы Сибири.

 

Для изучения структуры ввоза наркотиков через российско-казахстанскую границу исследовательской группой был проведен ивент-анализ. Его объектом стали новостные сообщения сети Интернет, находимые в наиболее популярных российских поисковых системах «Апорт» и «Яндекс» по ключевым словам и фразам (например «наркотики+российско-казахстанская граница»). Выявленные таким образом случаи анализировались в соответствии со стандартной схемой, включающей следующие характеристики: 1) дата события; 2) тип наркотика; 3) упоминаемый объем наркотиков; 4) количество и гражданство вовлеченных в преступление людей; 5) направление транспортировки; 6) использованная преступниками тактика сокрытия контрабанды; 7) имелись ли факты коррупции в рассматриваемом случае? 8) предлагаемые меры. С использованием указанной процедуры рассмотрению подверглись 233 факта за период с июля 1997 по август 2004. Конечно, репрезентативность такого анализа имеет определенные ограничения, главными из которых являются неравномерность освещаемости событий электронными новостными лентами за указанный период (об относительно полной освещаемости интересующего нас круга событий можно говорить, в основном, по отношению к периоду с 2003 по 2004 гг., на который приходится 147 из отмеченных случаев) и по отношению к различным регионам, а также трудности обнаружения соотвествующей информации некоторых электронных новостных лент даже через ведущие поисковые системы Рунет. Следует также учитывать, что структура показателей задержаний не всегда адекватно отражает структуру наркотрафика, ибо соответствующая картина по тому или иному участку может сильно зависеть от успешности действий государственных органов или контрабандистов. Тем не менее, применение ивент-анализа источников из сети Интернет, как представляется, позволило выявить ряд важных структурных особенностей и тенденций наркотрафика через российско- казахстанскую границу, сделать ряд предположений, проверка которых представляет принципиальную важность для проведения дальнейшего исследования.

Информация о работе Модернизация системы регионального и местного самоуправления