Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:41, реферат
В рамках мировой глобализации для Казахстана главным является одновременное соблюдение трех требований: интегрирование в мировую экономику, конкурентоспособность на международной арене и обеспечение того, чтобы этот процесс привел к значимым и соразмерным изменениям внутри страны. Достижение этой цели становится проблематичным без участия в этом процессе каждого региона республики, поскольку экономика страны в целом зависит от экономики административно-территориальных единиц, ее составляющих.
5. Выполнение приведенных выше требований представляется достаточно сложным и в методическом, и в информационном аспектах.
6. В качестве основных критериев выделения “проблемных” регионов могут быть рекомендованы следующие:
7. 1) Относительно высокий уровень падения объемов производства и услуг. Лучше было бы использовать показатель душевого производства валового внутреннего продукта (ВВП), но применительно к уровню региона требуется методическое обеспечение такого показателя и введение его в систему постоянной разработки статистическими органами.
8. Целесообразность введения показателя объема производства (услуг) объясняется не только тем, что этот показатель отражает уровень хозяйственной деятельности предприятия. Не менее существенно, что состояние таких объектов оказывает непосредственное влияние на занятость населения и его доходы, уровень безработицы, поступления в бюджет и соответственно — на возможность нормального функционирования муниципального жилья, общегородских учреждений (школы, больницы и т.д.). Кроме того, необходимо учитывать, что на балансе предприятий до сих пор сохраняются объекты социальной инфраструктуры, а отдельные предприятия обеспечивают потребность города в тепле, воде и водоотведении.
9. В качестве количественной характеристики такого показателя может быть предложено его значение относительно соответствующих показателей по стране и по конкретному субъекту Федерации. Учитывая высокий уровень падения производства в стране и большинстве регионов, предлагается принять для кризисных регионов показатель выше средних данных не менее чем на 30%. Применительно к большинству предприятий это свидетельствует практически об их остановке и необходимости применения процедуры банкротства.
10. 2) Высокий уровень безработицы. Выше указывалось, что падение производства сопровождается нарастанием безработицы. Вместе с тем, как показывает анализ по стране в целом, по регионам и конкретным городам можно говорить об однонаправленной тенденции, т.е. повышение уровня спада вызывает повышение уровня безработицы, однако при этом количественные характеристики не совпадают — падение производства опережает сокращение численности занятых . Это объясняется нередко искусственными мерами по сдерживанию официальной безработицы путем предоставления отпусков по инициативе администрации, перехода к работе на неполный рабочий день, дробления ставок и т.д.
11. В связи с этим наряду с показателем, характеризующим уровень падения производства, введение показателя уровня безработицы представляется крайне необходимым. В современных условиях для этих целей можно использовать показатель официально зарегистрированной безработицы, регулярно разрабатываемый федеральным, региональными и городскими органами Министерства труда и социального развития. Этот показатель “уровень регистрируемой безработицы” характеризует удельный вес численности зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения.
12. Лучше было бы использовать показатель “уровень безработицы”, разрабатываемый в соответствии с рекомендациями МОТ — удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения. Однако в связи с тем, что на местах нет систематического учета всей совокупности безработных, а только тех, кто обращается в службу занятости, рекомендовать такой показатель в настоящее время не представляется возможным.
13. В качестве количественного критерия для кризисных регионов рекомендуется принять уровень безработицы выше средних показателей по РФ не менее чем на 50%.
14. 3) Сокращение численности населения. Длительное сохранение негативных процессов в регионах — падение производства и уровня жизни, рост безработицы — приводит к нежелательным социально-демографическим последствиям: оттоку населения, прежде всего, его наиболее активной части, росту смертности, сокращению рождаемости
15. Результатом этих процессов становится сокращение численности населения городов. В качестве количественного критерия можно принять сокращение населения за последние 3 года не менее чем на 5 процентов.
16. 4) Показатель экологической напряженности. Для определения этого показателя могут быть приняты критерии, рекомендованные Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (ныне Госкомэкология). При этом важно отметить официально принятые названия территорий экологического неблагополучия: “зона чрезвычайной экологической ситуации”, “зона экологического бедствия”.
17. 5) Показатель политической нестабильности. Для количественной характеристики этого показателя могут быть приняты масштабы миграции (массовый отток населения) и соответственно — сокращение численности населения города.
18. Среди отмеченных выше показателей особый интерес представляет сокращение численности населения, т.к. этот показатель регулярно разрабатывается статистическими органами, он в значительной мере отражает как позитивные, так и негативные процессы, происходящие в городах.
19. Вместе с тем, как показывает анализ, на численность населения, на показатели его естественного и механического движения оказывает влияние большое число факторов, имеющих весьма различную направленность. В общем виде, по-видимому, можно сказать, что есть зависимость между негативными процессами, падением уровня жизни (в широком смысле) и оттоком населения. Однако эта зависимость в современных условиях может реально проявиться лишь при крайней ситуации, когда вопрос стоит практически о возможности выживания в данном месте. Это в значительной мере объясняется жесткой “привязкой” населения к местам проживания в связи с неразвитостью рынка жилья, а также низким уровнем доходов преобладающей части населения.
20. К числу таких крайних случаев может быть отнесено нахождение данного региона в районах межнациональных и иных, в т.ч. вооруженных конфликтов, в зонах катастрофических бедствий природного или антропогенного характера (техногенные аварии и природные катастрофы), либо в регионах, где резко меняется общегосударственная политика и население практически лишается средств существования.
21. Примером первого случая может служить ситуация в Чечне, где ряд городов (и других поселений) оказался в зоне боевых действий. В частности, в Грозном население сократилось по официальной экспертной оценке в два с лишним раза, при этом необходимо отметить неполноту учета естественного движения и миграции. Примером зон катастрофических бедствий могут служить города, попавшие в зону землетрясений (например, на Сахалине), но не все города, находящиеся, например, в зоне Чернобыльской аварии, теряют население. В частности, население г. Новозыбкова не только не сократилось, но даже увеличилось (на 1.01.1991 г. было 42,4 тыс. человек, а на 1.01.1997 г. — 43,3 тыс. человек).
22. Особая ситуация складывается в городах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях. Наряду с тем, что общие для страны кризисные процессы проявились здесь с наибольшей остротой, не менее негативное влияние оказало существенное изменение общегосударственной политики по отношению к северным территориям. Это проявилось, прежде всего, в кардинальном изменении режима компенсации за работу в этих районах. Если раньше стоял вопрос о закреплении здесь кадров, то в последние годы взят курс на резкое сокращение проживающего здесь населения.
23. Об этом свидетельствует анализ группы малых городов, в которых сокращение численности населения за 5 лет (с 1.01.1991 г. по 1.01.1996 г.) превысило 10%: из 27 городов 21 — это города, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, а 3 — это города республик Северного Кавказа.
%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%
Концепция, г.Астана 2001 год
"КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 2002-2006 ГОДЫ"
1.1. Демографические изменения
Численность населения на 1 октября 2001 года по сравнению с
итогами переписи 1999 года снизилась на 0,9 % и составила 14810
тыс. чел. При этом доля городского населения составляет 56,1 %,
сельского - 43,9 %. Прирост постоянного населения в текущем году
отмечен только в четырех областях: Южно - Казахстанской,
Кызылординской, Атырауской, Мангистауской и в городе Астане.
Особенно сократилась численность населения в северных и
центральных областях: Акмолинской, Костанайской, Северо -
Казахстанской, Павлодарской, Карагандинской. Основной причиной
явилась механическая убыль - миграция населения за пределы
республики.
Коэффициент естественного прироста населения за 9 месяцев
2001 года составил 5,05 промилле. Среднереспубликанский уровень
коэффициента рождаемости превышен только в пяти областях: Южно -
Казахстанской - 24,08 промилле, Кызылординской - 22,09,
Мангистауской - 19,24, Атырауской - 17,85, Жамбылской - 17,49.
Отрицательное сальдо миграции населения за 8 месяцев 2001
года составило 71,9 тыс. чел. Наиболее интенсивной была миграция в
страны СНГ, в которые эмигрировало около 70 % из общего числа
выехавших за пределы Казахстана. Активными по внешней миграции
остаются Костанайская, Павлодарская, Карагандинская области. Среди
эмигрантов значителен удельный вес русских (56,7 %) и немцев
(22,2 %).
Во внутриобластном передвижении преобладает социально
вынужденная миграция из сельской местности в города, чем
усугубляется напряжение на рынках труда городов и криминогенная
обстановка в них. Переселенцы, формально обретая статус городского
жителя, практически не вовлекаются в сферу социальной,
производственной и культурной жизни.
ерриториальное разделение труда
За годы независимости и радикальных экономических реформ
направления специализации регионов не претерпели существенных
изменений, лишь изменились уровни развития отраслей. Здесь
наибольшее влияние оказывает конъюнктура мирового рынка в части
традиционных товаров казахстанского экспорта.
Значительное развитие получили Атырауская и Мангистауская
области, основными отраслями экономики которых являются
нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая
промышленность, на долю которых приходится свыше 90 % всей
промышленной продукции областей.
В Актюбинской области добывается хромовая руда, нефть и газ.
Существует возможность для расширения промышленности строительных
материалов. Основой промышленности Кызылординской области в
настоящее время является добыча нефти.
Основными отраслями экономики Восточно - Казахстанской и
Карагандинской областей являются цветная и черная металлургия. На
территории этих областей расположено большинство разведанных
запасов месторождений руд цветных и черных металлов. Одно из
первых мест в списке минерально - сырьевых ресурсов Казахстана
занимает медь, значительные запасы которой находятся в
месторождениях Карагандинской области.
Павлодарская область является лидером по добыче угля в
стране. Ее доля составляет 72,3 % добычи угля в стране. Далее
следует Карагандинская область с показателем в 23,9 % и Восточно -
Казахстанская - 3,4 %.
Высокий научно - технический, интеллектуальный потенциал,
морально и физически неизношенное оборудование размещены,
преимущественно, на оборонных предприятиях Западно - Казахстанской
и Северо - Казахстанской областей, а также в г. Алматы.
Культурным и интеллектуальным центром страны остается г.
Алматы, акценты в специализации которого постепенно смещаются в
сторону финансового центра. Активно формируется деловой и
культурный центр в новой столице страны - городе Астане.
Зерновое производство республики сосредоточено в северных
областях - Костанайской, Северо - Казахстанской, Акмолинской,
которые ориентированы на производство товарной пшеницы, крупяных и
фуражных культур.
Специализация на сельскохозяйственном производстве,
преимущественно на выращивании овощей и фруктов, технических
культур, сохраняется за аграрным югом республики - Алматинской,
Жамбылской и Южно - Казахстанской областями
1.10. Проблемы малых городов, депрессивных сельских и приграничных районов
В Казахстане 7 средних и 58 малых городов, где проживает
около 23 % городского населения республики.
В малых городах с промышленностью преимущественно добывающего
профиля проживает 7,5 % городского населения республики, в городах
с предприятиями агропромышленного направления - 6,1, в городах с
обрабатывающей промышленностью - 5,6, в городах, имеющих
рекреационное значение - 1, в центрах военно - промышленного
комплекса - 0,8, на транспортных узлах - 1,9 % городского
населения республики.
Основными проблемами практически всех малых городов
республики являются: длительный спад производства и, как
следствие, высокий уровень безработицы; существенное снижение
жизненного уровня; отток населения из этих городов; недостаток
бюджетных средств и инвестиций; проблема содержания объектов
социальной сферы; слабые транспортные связи; недостаточная
обеспеченность электроэнергией и теплом из-за низкой
платежеспособности потребителей.
Сложная экономическая и социальная ситуация сложилась в
"угольных" городах - Абай, Сарань, Шахтинск, где большинство шахт
уже отработано, в городах, градообразующими объектами которых
служили предприятия по добыче фосфорных удобрений - Каратау и
Жанатасе; свинцово - цинковых руд - г. Текели. В результате
Информация о работе Модернизация системы регионального и местного самоуправления