Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:41, реферат
В рамках мировой глобализации для Казахстана главным является одновременное соблюдение трех требований: интегрирование в мировую экономику, конкурентоспособность на международной арене и обеспечение того, чтобы этот процесс привел к значимым и соразмерным изменениям внутри страны. Достижение этой цели становится проблематичным без участия в этом процессе каждого региона республики, поскольку экономика страны в целом зависит от экономики административно-территориальных единиц, ее составляющих.
В настоящее время имеется объективная потребность в формировании и развитии самоуправления на всех уровнях территориальных образований, основой чего может послужить разработка и принятие Закона «О местном самоуправлении».
В последующем должен быть осуществлен новый этап реформ, в котором будут определены меры децентрализации государственных функций, которая во многом связана с обеспечением всех уровней государственного управления достаточными финансовыми средствами для полноценного предоставления закрепленных за ними государственных услуг.
Система и класс
Развитие местного и регионального самоуправления предполагает формирование широкого слоя предпринимателей как системообразующей части среднего класса, обеспечивающего своей производственно-коммерческой деятельностью устойчивое социально-экономическое развитие.
Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, устойчивое функционирование совокупности разномасштабных предпринимательских структур, от крупных корпораций до малого бизнеса, является неотъемлемым фактором устойчивого функционирования национальной экономики.
По данным статистики, на начало 2006 года количество субъектов малого предпринимательства увеличилось в республике на 18 процентов и составило 740 тысяч единиц. Численность занятых в малом бизнесе достигла полутора миллионов человек.
Наибольшее количество действующих субъектов малого бизнеса к началу текущего года приходилось на Южно-Казахстанскую область — 105,8 тысячи единиц (или 18,7 процента от общего количества), Алматинскую область — 62,9 тысячи (11,1 процента) и город Алматы — 63,3 тысячи (11,2 процента). Наименьшее количество действующих субъектов малого бизнеса в Кызылординской 14,9 тысячи (2,6 процента) и Мангистауской — 16,3 тысячи (2,9 процента) областях.
Вместе с тем работа по развитию предпринимательства требует дальнейшего совершенствования. В частности, немало нареканий имеется со стороны бизнеса на бюрократические препоны и произвол чиновников.
В первую очередь это относится к службам юридической, налоговой регистрации лиц как предпринимателей, регистрации прав на имущество, а также выдачи различных разрешений.
Проблематика рационального применения механизмов поддержки малого и среднего бизнеса на региональном уровне напрямую связана с формированием в областных и районных программах развития предпринимательских структур и специализированных институтов, составляющих инфраструктуру комплексной поддержки становления и устойчивой производственно-коммерческой деятельности частных предприятий.
Поддержка государством предпринимательства обеспечивает решение не только чисто экономических задач, она также способствует решению важных социальных проблем. В первую очередь она обеспечивает снижение безработицы, в особенности в регионах с относительно менее развитой промышленностью.
Создание малых и средних предприятий расширяет долю самозанятого населения, которое отличается повышенной экономической активностью, в том числе в сфере инновационной деятельности.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что мелкие и средние предприниматели отличаются ярко выраженной предприимчивостью, стремлением использовать все возможности для совершенствования производства, снижения себестоимости выпускаемой продукции и повышения качества товаров и услуг.
В этом контексте расширение деятельности малого и среднего бизнеса прямо корреспондируется со стратегическими целями социально-экономического развития Казахстана.
Вместе с тем предприниматели могут играть важную роль в процессах децентрализации системы управления, потому что из всех слоев населения имеют наибольший опыт практической управленческой деятельности.
Региональные ассоциации и другие объединения предпринимателей обладают большим потенциалом как активные участники становления и развития самоуправления в рамках областных, районных и локальных территориальных комплексов. Непосредственное участие этих ассоциаций в местном самоуправлении способствует оперативному решению конкретных задач жизнеобеспечения локальных сообществ, так как именно представители малого и среднего бизнеса обеспечивают устойчивое функционирование локальных рынков предметов первой необходимости, а также оказывают услуги, связанные с развитием жилищно-коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры.
Время инновационных проектов
Как уже отмечалось, в рамках общей программы совершенствования системы государственного управления в Казахстане в настоящее время большое внимание уделяется внедрению кластерной методологии для повышения эффективности межотраслевого и межрегионального взаимодействия отечественных товаропроизводителей.
В этом году начался второй этап реализации индустриально-инновационной стратегии развития как основного механизма повышения конкурентоспособности. К 2009 году появятся реальные результаты диверсификации обрабатывающего сектора и сферы услуг.
В целях стимулирования инвестиционной и инновационной активности во всех секторах экономики, максимизации долгосрочной ценности компаний с государственным участием Республики Казахстан созданы акционерные общества «Фонд устойчивого развития «Казына» и «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук».
Если АО «Казына» Правительством переданы государственные пакеты акций (доли участия) юридических лиц с участием государства, то АО «Холдинг «Самрук» получил государственные пакеты акций национальных компаний и иных акционерных обществ. Но цель фонда и холдинга общая — совершенствование корпоративного управления национальными компаниями, другими акционерными обществами и юридическими лицами с участием государства, и на этой основе содействие Правительству республики в диверсификации национальной экономики, реализации среднесрочных планов социально-экономического развития, государственных и отраслевых программ, в числе которых и Стратегия индустриально-инновационного развития.
Создаваемая таким образом в стране инновационная инфраструктура вкупе с институтами развития располагает необходимыми ресурсами, в том числе финансовыми, для реализации крупнейших инновационных проектов на республиканском и региональном уровнях.
По состоянию на 1 октября 2006 года портфель инвестиционных проектов состоит из 314 одобренных к финансированию проектов на сумму 2,2 миллиарда долларов США, из них 222 проекта на сумму 1,4 миллиарда долларов — в обрабатывающей промышленности, 58 проектов на сумму 0,6 миллиарда долларов — в добывающей, 34 проекта на сумму 0,3 миллиарда долларов — в инфраструктуре.
В течение третьего квартала 2006 года реализовано 53 инвестиционных проекта на сумму 553,3 миллиона долларов США.
В числе наиболее масштабных инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств казахстанских институтов развития, расширение Актауского морского международного торгового порта в северном направлении стоимостью 242,4 миллиона долларов США (из них за счет средств Банка развития Казахстана — 25 миллионов долларов США), строительство завода по производству листового стекла флоат-методом в городе Кызылорде стоимостью 180 миллионов долларов США, строительство завода по производству цемента в Карагандинской области стоимостью 140 миллионов долларов США, открытие производственного комплекса «Биохим» в Северо-Казахстанской области стоимостью 60,9 миллиона долларов США и другие.
В реализации казахстанской кластерной инициативы основной акцент в регионах должен быть смещен в сторону все большего участия акиматов как органов, напрямую контактирующих с бизнесом и имеющих достаточно полномочий и компетенции для решения возникающих несистемных проблем.
Усилия же Правительства будут сконцентрированы на крупных кластерах, решении проблем привлечения транснациональных корпораций, формировании экспортной стратегии и инфраструктурном обеспечении кластерных проектов.
На уровне отдельных регионов и тем более местного хозяйства целесообразно выделять локальные мини-кластеры. Предлагаемый термин обозначает группу производственно-коммерческих структур с тесными производственно-
Основным фактором, движущей силой создания этих кластеров, безусловно, является усиление конкурентных преимуществ и повышение эффективности производства. Их использование на местном уровне обладает большим потенциалом, в особенности для модернизации экономики депрессивных или удаленных от промышленных центров территориальных образований.
В зависимости от специализации отдельных районов могут быть созданы разнообразные локальные мини-кластеры. Как правило, в каждом районе существуют потенциальные возможности для формирования, по крайней мере, одного ведущего мини-кластера, вокруг которого организуется система, состоящая из нескольких кластеров, выполняющих различные функции по комплексному социально-экономическому развитию данного района.
Необходимо далее совершенствовать систему широкого использования форм и методов эффективного управления региональным и местным хозяйством, в том числе через внедрение комплексного подхода, позволяющего реализовать возможности рыночных механизмов при решении вопросов жизнеобеспечения через региональные потребительские рынки, мелкооптовые и розничные базары, институты социальной инфраструктуры и систему коммунального хозяйства
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»№№№№№
. Экономические проблемы регионов и их роль в действующей модели территориально-хозяйственных отношений в казахстанской экономической политике
Кризисные процессы в экономике, как уже отмечалось, охватили все регионы. Решающее негативное воздействие на социально-экономическое положение регионов оказывают макроэкономические факторы: сужение внутреннего рынка, инфляция, кризис неплатежей, обострившая внешняя конкуренция и др.
Вместе с тем кризисные явления имеют значительные региональные особенности. Наибольший спад производства характерен для регионов с высокой концентрацией отраслей с сокращающимся спросом (особенно оборонной промышленности, сельского хозяйства и инвестиционного машиностроения). По мере развития открытой выносной экономики преимущества получают, в первую очередь, регионы с развивающейся рыночной инфраструктурой и экспортирующие продукцию с высокой валютной эффективностью.
Из экономического кризиса первыми выходят крупные городские агломерации - центры банковского и торгового капитала; здесь начинается рост физического объема валового внутреннего продукта и реальных доходов населения.
Движение к казахстанскому рынку пока еще не смогло преодолеть начавшуюся в конце 80-х годов тенденцию территориальной дезинтеграции экономики. Продолжает снижаться интенсивность межрегионального обмена по основным видам товаров. Опережающий рост транспортных тарифов сделал нерентабельными устоявшиеся хозяйственные связи окраинных регионов, создал опасность их обособления от экономического ядра Казахстана и преимущественно экономической ориентации на соседние государства. Например, уже несколько лет критической является ситуация с вырубкой на топливо лесов в Западно-Казахстанской области, тогда как в Экибастузском регионе простаивают сотни вагонов угля.
Увеличивается дифференциация регионов по уровню жизни. Существенно различается покупательная способность номинальных денежных доходов с учетом региональной дифференциации прожиточного минимума. Выше среднереспубликанской покупательная способность номинальных денежных доходов с учетом региональной дифференциации прожиточного минимума.
Углубление различий между регионами осложняет проведение казахстанских реформ, чревато опасностями социально-экономических конфликтов. В ходе экономической реформы серьезные различия наблюдаются в темпах и направлениях ее проведения. Модели реформирования регионов, опирающиеся на использование региональных льгот и дотаций, в основном исчерпали свои возможности. Сохраняются различия между регионами по интенсивности рыночных преобразований и использованию административных методов регулирования.
В этой ситуации особенно важно проводить дифференцированную по регионам государственную политику.
Важнейшим направлением проводимой в регионах экономической реформы выступают институциональные рыночные преобразования.
Ход реформ затрудняется также объективными особенностями регионального развития, в том числе специализацией ряда регионов на узком наборе видов хозяйственной деятельности, усугубляемой неразвитостью сферы услуг.
Рассмотрим некоторые вопросы исполнения республиканского бюджета и, в связи с этим тенденции в соотношении республиканского и территориальных бюджетов.
Доля прямых налогов повысилась, а косвенных - понизилась. В доходной базе территориальных бюджетов наблюдается уменьшение удельного веса прямых и косвенных налогов вместе взятых при одновременном увеличении доли других налогов и сборов.
В результате удельный вес доходов в региональных бюджетах (без субвенций) вырос. Сложилась серьезная, хотя и корректируемая, но асимметрия налогово-бюджетной системы с позиций взаимоотношений между центром и регионами. Две трети территорий находится на дотации республиканского бюджета, а общая сумма передаваемых по взаимным расчетам бюджетных средств составляет около 20% всех финансовых ресурсов регионов. Есть регионы, которые живут только на дотации. Многие делают очевидную ставку на НДС, подоходные налоги и ресурсные платежи, - они обеспечивают большую долю поступлений в территориальные бюджеты.
На сегодня, к сожалению, не принят целый ряд остро необходимых законов, например, закон об антидемпинге, о зерне, недобросовестной конкуренции, которые способствовали бы большей управляемости в экономике.
Государственная региональная политика до сегодняшнего дня в основном направлена на решение краткосрочных задач и ликвидацию критических ситуаций. По существу как таковой выверенной и долгосрочной региональной политики в республике нет, поскольку устранение или смягчение территориальных диспропорций на народнохозяйственном и отраслевом уровне прямо не входит в число приоритетных целей, но, в то же время, выбранные методы бюджетного выравнивания через трансферты остаются неэффективными и еще более усугубляют ситуацию.
Информация о работе Модернизация системы регионального и местного самоуправления