Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:41, реферат
В рамках мировой глобализации для Казахстана главным является одновременное соблюдение трех требований: интегрирование в мировую экономику, конкурентоспособность на международной арене и обеспечение того, чтобы этот процесс привел к значимым и соразмерным изменениям внутри страны. Достижение этой цели становится проблематичным без участия в этом процессе каждого региона республики, поскольку экономика страны в целом зависит от экономики административно-территориальных единиц, ее составляющих.
Корпорации комплексного развития
Поэтому Казахстан не является исключением в стремлении улучшить жизненный уровень в отставших регионах, ликвидировать региональные диспропорции социально-экономического развития.
Государственная политика регулирования регионального развития с момента приобретения Казахстаном независимости всегда была направлена на достижение провозглашаемых национальных целей: максимальной занятости населения, улучшения качества жизни, справедливого распределения доходов, стабильного экономического роста.
Эти обстоятельства заставляют Правительство страны уделять основное внимание «территориальному переустройству» страны в целях достижения сбалансированности в размещении хозяйства и населения. Как следствие — действие большинства принятых государственных программ направлено именно на развитие регионов.
Кроме того, с целью эффективной реализации развития территорий Правительством разработана Стратегия территориального развития Республики Казахстан на период до 2015 года. Стратегия направлена на формирование конкурентоспособной специализации регионов, создание условий по концентрации производственных и трудовых ресурсов в экономически перспективных районах и становление «полюсов роста», развитие инфраструктуры территорий во взаимоувязке со становлением «кластерного» пути.
На смену концепции равномерного развития регионов должна прийти концепция поляризованного их формирования, где «полюсами роста» могут стать наиболее динамично развивающиеся города или области, интегрированные в региональные и глобальные рынки и выступающие в роли так называемых девелоперов для всех остальных регионов страны, а в перспективе — для всего Центрально-Азиатского региона.
В связи с этим, наряду с мерами по обеспечению условий для роста экономической активности, приоритетом регулирования станет формирование «полюсов роста» общенационального масштаба. Усилия региональных властей, на наш взгляд, должны сконцентрироваться на выработке конкурентной стратегии развития своих регионов и опорных городов, встраивании их в общую стратегию позиционирования страны на региональном и мировом рынках.
Одним из механизмов мобилизации ресурсов, как подчеркивал в своем Послании народу Глава государства, должно стать формирование в развитых региональных центрах социально-предпринимательских корпораций (СПК), миссией которых станет обеспечение прорывного развития регионов путем диверсификации экономики, создание эффективной системы корпоративного управления, консолидация государственных активов и предпринимательской инициативы для решения экономических и социальных задач.
Главным же направлением деятельности этих корпораций будет управление государственными активами, внедрение принципов социальной ответственности бизнеса в регионах, создание там конкурентоспособных, экспортоориентированных производств, инициирование новых проектов и привлечение дополнительных инвестиций, создание спроса на товары и услуги малого предпринимательства.
Осознавая, что развитие таких корпораций будет способствовать созданию крупных региональных центров, концентрирующих в себе экономическую активность не только своего, но и смежных регионов, и способных выступить катализаторами формирования конкурентоспособных региональных кластеров, Правительство целеустремленно решает вопросы их создания.
Благодаря этой работе в течение месяца были определены ключевые принципы создания СПК, основные их задачи и принципы корпоративного управления, механизм передачи СПК объектов государственной собственности и земельных ресурсов, права недропользования, разработаны типовые схемы участия СПК в транспортной инфраструктуре и сервисных проектах вокруг инфраструктурных объектов.
Всего планируется создать семь СПК: Каспийский, с центром в городе Атырау, в него войдут Атырауская и Мангистауская области; Уральский, с центром в городе Актобе (Западно-Казахстанская и Актюбинская области); Жетысуский, с центром в городе Алматы (город Алматы и Алматинская область); Сарыаркинский, с центром в городе Караганде (Карагандинская область); Иртышский, с центром в городе Усть-Каменогорске (Восточно-Казахстанская и Павлодарская области); Южный, с центром в городе Шымкенте (Южно-Казахстанская, Жамбылская и Кызылординская области) и Северный, с центром в городе Костанае (Костанайская, Северо-Казахстанская, Акмолинская области и город Астана).
Учредителем и единственным акционером СПК станет Правительство страны. Для решения поставленных перед корпорациями задач им будут переданы объекты государственной собственности, земельные ресурсы, право недропользования.
В настоящее время готовится проект Указа Президента «О мерах по созданию и капитализации социально-предпринимательских корпораций» и целый ряд постановлений Правительства (не менее пяти) по этому вопросу.
Особую роль будет играть развитие городов Астаны и Алматы как важнейших центров в Евроазиатской системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов. В целом развитие этих городов будет ориентировано на становление их как бизнес-центров в масштабе Центрально-Азиатского региона.
На принятие Стратегии влияют и такие естественно-географические факторы, как обширная территория с суровым климатом на большей части республики, низкая в среднем плотность населения, дифференцированный потенциал природных ресурсов. Весьма значительная дифференциация и неравномерность распределения естественных и трудовых ресурсов. Так, на юге республики сконцентрировано примерно 3/4 населения, в то время как они располагают всего десятой частью всего природоресурсного потенциала.
Территориальная неоднородность страны также оказывает существенное влияние на эффективность экономики, стратегию и тактику проведения экономических реформ.
Развитие экономики в рыночных условиях выявило как конкурентные преимущества регионов, так и их недостатки, связанные с различными возможностями адаптации к рынку.
Стратегия территориального развития Республики Казахстан определяет концептуальные подходы к решению вопросов комплексного развития территории, диверсификации и модернизации региональных экономик, оптимального расселения населения, размещения объектов производственной и социальной инфраструктур.
В преддверии вхождения Казахстана в ВТО и неизбежного усиления в связи с этим международной конкуренции стране в целом, ее регионам выработка такой стратегии необходима.
Курс — на эффективность управления
Региональная политика — важный инструмент развития нашего государства, что требует тщательного научного, взвешенного подхода к данной области. Это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут существовать на каждой конкретной территории лишь случайно и без гарантированного успеха. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.
Регионализация государственного управления имеет объективные политические (демократия) и экономические (рынок) основы. Природные, хозяйственные различия между регионами предопределяют актуальность повышения эффективности регионального управления, поиска оптимального варианта разграничения прав и ответственности между центральными и местными органами.
Успешное проведение реформ возможно лишь при активной государственной политике, учитывающей специфику каждого региона. Неприемлемы ни чрезмерный централизм, не способный учесть многообразие местных условий, традиций, ни местничество, игнорирующее общенациональные интересы.
Современные подходы построения демократических основ государственности предполагают использование принципов децентрализации, которые в сочетании с другими создают условия продуктивного хозяйствования на всех уровнях территориальных образований.
Безусловно, это требует новых подходов к формированию региональной политики, поиска новых методик, таких как стратегическое планирование, программирование и проектный менеджмент. Они должны стать сутью обновлений в государственном управлении ближайшего будущего, в повышении его эффективности. Поэтому сегодня актуально:
— обозначить сущность региональной политики в Республике Казахстан на современном этапе как составной части политики государства;
— решить вопрос межбюджетных отношений для эффективного управления регионами;
— проанализировать децентрализацию государственного управления как основы регионального развития;
— изучить совершенствование отношений между республиканскими и местными уровнями управления;
— изучить состояние и перспективы обеспечения устойчивого развития регионов.
В Послании Президента страны Нурсултана Назарбаева народу Казахстана указывается, что необходимо продолжить реформы по ускоренной экономической, социальной и политической модернизации, в которой большую значимость приобретают упорядочение и повышение эффективности системы государственного управления.
Модернизация позволит усовершенствовать взаимоотношения между центральными, региональными и местными органами управления на основе усиления децентрализации управленческих функций.
Среди важнейших задач совершенствования системы управления можно выделить кардинальное повышение управляемости процессами социально-экономического развития на уровне отдельных регионов. Несмотря на то, что Казахстан является унитарным государством, система рыночных отношений объективно требует децентрализации функций, непосредственно связанных со сферой жизнеобеспечения населения и развитием местного хозяйства с учетом особенностей природного и социально-экономического потенциала каждого региона.
В настоящее время экономическая теория еще не располагает в достаточной степени разработанными положениями по последовательному преобразованию системы территориального управления и ее адаптации к условиям современной рыночной экономики. Остаются дискуссионными организационные принципы, формы и методы трансформации территориальных систем управления. Существуют различные методологические подходы к проведению децентрализации управления, к распределению управленческих функций между центральными, региональными и местными органами управления и самоуправления.
В специальной литературе предлагаются альтернативные варианты проведения процессов децентрализации, но они носят излишне генерализованный характер и не подкреплены убедительно обоснованными критериями и показателями повышения уровня управляемости региональными и локальными социально-экономическими системами.
Недостатки сложившейся практики хозяйствования и управления территориальными образованиями в Казахстане в значительной степени вызваны слабым привлечением конкретных инициатив, исходящих от первичных уровней местных территориальных систем.
Активизация местных инициатив, которая может рассматриваться как поэтапное развертывание элементов саморазвития в общей системе регионального управления, дает возможность проявиться скрытым или явным резервам социально-экономического роста в территориальных образованиях любого уровня — от крупного регионального до локального.
Формирование рациональной системы управления социально-экономическими процессами в рамках территориальных образований включает в себя исследование направлений развития местного самоуправления. Его научное обоснование становится все более актуальным и значимым.
Быстрые темпы экономического развития в целом по стране сопровождаются дифференциацией в уровне развития отдельных регионов.
Темпы роста уровня жизни в нефтедобывающих областях, в крупных городах и промышленных центрах значительно опережают повышение благосостояния в менее развитых регионах, в особенности в сельской местности. В результате возникают диспропорции, которые в значительной степени сдерживают реализацию стратегических целей по построению социально ориентированной рыночной экономики в Казахстане.
В связи с этим целесообразно в полной мере задействовать опыт стран с развитой рыночной экономикой по преодолению диспропорций в социально-экономическом развитии между региональными системами различного масштаба.
Однако прямой перенос, копирование форм и методов выравнивания уровней жизни в различных регионах малопродуктивно. Поэтому, на наш взгляд, необходимо глубокое переосмысление опыта развитых стран и адаптация форм, методов и механизмов активизации производственной и коммерческой деятельности в относительно менее развитых регионах.
Возможности организации местного самоуправления на уровне территориальных образований Казахстана в нынешней ситуации определяются успехами и достижениями в социально-экономической области, вызванными как внутристрановыми, так и внешнеэкономическими факторами, связанными с благоприятной рыночной конъюнктурой мирового рынка на энергоносители и другие экспортные товары республики.
Все это на территориальном уровне позволяет решать насущные потребительские задачи жизнеобеспечения населения.
Как правило, эти потребительские нужды реализуются на местном уровне, где население проживает и участвует, активно или пассивно, в экономическом процессе.
Задачей местного управления как раз и является активизация социально-экономических процессов, обеспечение населения всеми необходимыми услугами, в том числе через усиление функций местного самоуправления.
Анализируя состояние правовых аспектов проблемы, следует отметить, что в Конституции Республики Казахстан (статья 89) признается необходимость функционирования местных органов самоуправления и гарантируется их самостоятельность в пределах установленных полномочий.
Эти задачи последовательно решаются путем создания законодательной базы системы управления на территориальном уровне. В рамках данного процесса был принят Закон «О местном государственном управлении в Республике Казахстан». Он регулирует общественные отношения, определяя компетенцию, организацию местного государственного управления, а также правовое положение депутатов маслихатов.
Информация о работе Модернизация системы регионального и местного самоуправления