Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:41, реферат
В рамках мировой глобализации для Казахстана главным является одновременное соблюдение трех требований: интегрирование в мировую экономику, конкурентоспособность на международной арене и обеспечение того, чтобы этот процесс привел к значимым и соразмерным изменениям внутри страны. Достижение этой цели становится проблематичным без участия в этом процессе каждого региона республики, поскольку экономика страны в целом зависит от экономики административно-территориальных единиц, ее составляющих.
Казправда
Модернизация системы регионального и местного самоуправления
В рамках мировой глобализации для Казахстана главным является одновременное соблюдение трех требований: интегрирование в мировую экономику, конкурентоспособность на международной арене и обеспечение того, чтобы этот процесс привел к значимым и соразмерным изменениям внутри страны. Достижение этой цели становится проблематичным без участия в этом процессе каждого региона республики, поскольку экономика страны в целом зависит от экономики административно-
Региональная политика как составная часть политики государства направлена на ориентацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Ее можно охарактеризовать как систему намерений и действий, которая реализует, во-первых, интересы государства в отношении регионов, во-вторых, внутренние интересы самих регионов, осуществляет это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей, используя при этом методы и способы, учитывающие природу современных региональных процессов.
До 2001 года макроэкономические показатели, которых удалось достичь к тому времени, свидетельствовали о позитивных тенденциях в развитии нашего государства. Однако в отличие от стран с оптимальными региональными параметрами, позволяющими создать развитую местную экономику и местное самоуправление, регионы Казахстана характеризовались обширными территориями, низкой плотностью населения, сильно рассредоточенным производственным потенциалом и сравнительно небольшой емкостью внутреннего рынка.
В период трансформации экономической и социальной систем в 90-х годах прошлого столетия значительно ослабла регулирующая роль государства в развитии территорий, что выразилось прежде всего в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие. Это отрицательно сказалось на экономике отдельных регионов, возросли различия между регионами по уровню жизни, доступности социальных услуг, развитию производственной и транспортной инфраструктур. Развитые в прошлом регионы республики с высококвалифицированными кадрами, высокой плотностью населения переживали глубокий спад производства и демографический кризис.
Большие проблемы создавали появившиеся депрессивные сельские районы и малые города.
Переходный процесс удлинялся из-за неоднородности экономического пространства Казахстана, значительных различий в возможностях адаптации регионов к рыночным условиям. На рост и многообразие региональных проблем значительное влияние оказали следующие процессы:
— формирование нового геополитического и экономического пространства;
— переход от административно-плановой экономики к экономике рыночного типа с нестабильным государственным регулированием;
— экономический кризис;
— возникновение новых приграничных регионов со специфическими инфраструктурными, производственными, гуманитарными проблемами.
Чтобы создать устойчиво растущую экономику, необходимо было решать проблемы снижения межрегиональных различий, целенаправленно регулировать развитие экономики регионов. Поэтому в декабре 2001 года по указанию Президента Нурсултана Назарбаева постановлением Правительства была принята Концепция региональной политики Республики Казахстан на 2002—2006 годы.
Концепция определила основными принципами государственной региональной политики системность, приоритет территории, оптимальное сочетание интересов государства и его регионов или предоставление самостоятельности регионам в определении стратегии их развития, расселение населения в экономически перспективных и благоприятных для жизнедеятельности районах, смягчение усиливающейся территориальной дифференциации, необходимость государственного решения важнейших региональных проблем, имеющих республиканское значение.
Реализация Концепции вкупе с другими принятыми властями мерами привела к тому, что если десять лет назад ВВП на душу населения в Казахстане составлял чуть более 700 долларов, то в 2004 году он достиг 2 252 долларов, в 2005 году вышел на уровень 3 124 долларов, и уже к 2009 году Казахстан планирует достичь ВВП на душу населения около 9 000 долларов США, то есть нынешнего уровня таких стран, как Чехия или Польша. По паритету покупательской способности наше государство уже близко к этим показателям.
Организация пространства
На предварительном этапе реализации Стратегии «Казахстан-2030» (1998—2000 годы) были проведены основные политические и социально-экономические реформы, создана стабильная и устойчивая государственная система, заложены основы будущего роста. В 2001 году был утвержден первый десятилетний стратегический план, конкретизированный в дальнейшем среднесрочными индикативными планами развития на пятилетний период. В общегосударственном плане содержатся приоритеты развития регионов, отвечающие стратегии системного развития страны.
В настоящий момент Казахстан вышел на траекторию устойчивого экономического роста. По оперативным данным Агентства по статистике, рост ВВП по итогам 2005 года составил 9,7 процента. Значительно изменилась структура экономического роста: если в 2004 году промышленность обеспечила 32,3 процента от общего роста ВВП, то по итогам 2005 года ее доля по оценке снизилась до 14,5 процента.
Это произошло вследствие снижения темпов роста в экспортно-сырьевых отраслях, главным образом, горнодобывающей и металлургической. В прошлом году эти отрасли дали прибавку к ВВП только в 2,7 процента, поскольку рост добычи сырой нефти составил всего 1,2 процента, а в металлургии произошло снижение объемов производства на 6,2 процента.
Перспективно выглядит отрасль строительства: если в 2004 году ее вклад в общем росте ВВП составлял 6,1 процента, то в 2005 году он увеличился до 7,8 процента.
Успехи социально-экономического развития Казахстана сегодня признаны всеми международными финансовыми и рейтинговыми агентствами.
В отчете по мировой конкурентоспособности, опубликованном Всемирным экономическим форумом в 2005 году, Казахстан занял 61-е место по индексу роста конкурентоспособности, оставив позади все страны СНГ (например, Украина в этом отчете занимает 68-е место, Азербайджан — 62-е, Таджикистан — 92-е, а Кыргызстан — 104-е место). Это синтетический индикатор, который учитывает три основные составляющие конкурентоспособности: состояние технологий, общественных институтов и макроэкономической среды.
Следует особо отметить: по показателю «макроэкономическое управление» Казахстан в настоящее время, по отчету ВЭФ, занимает десятое место в мире. При этом по технологическому прогрессу он занял 61-е место, по индексу общественных институтов — 76-е и по индексу макроэкономической среды — 41-е. Эти показатели значительно выше всех других стран СНГ.
В соответствии с положениями Послания Президента РК народу Казахстана на ближайшие три года Правительство поставило перед собой цель достичь следующих ключевых индикаторов. В первую очередь обеспечить среднегодовой реальный прирост валового внутреннего продукта в размере 8,8 процента, что позволит решить стратегическую задачу: в 2008 году удвоить ВВП по отношению к 2000 году.
Что же касается важнейшего показателя — роста ВВП на душу населения, то в 2008 году на каждого казахстанца должно приходиться 7 680 долларов США, что в два раза выше сегодняшнего уровня. Также планируется обеспечить рост производительности труда в среднем на восемь процентов ежегодно. При этом среднегодовой прирост промышленного производства — на уровне восемь процентов. Инвестиции в основной капитал должны увеличиваться в среднем на 18,6 процента в год. Особое внимание будет уделено антиинфляционным мерам: планируется удержать уровень среднегодовой инфляции в «коридоре» 6,9—8,5 процента в 2006 году, 5—7 процентов — в 2007—2008 годах.
В соответствии с поручениями Президента страны определены и приоритетные направления деятельности Правительства на среднесрочную перспективу. Это:
1) эффективная интеграция в мировую экономику как основа качественного прорыва в экономическом развитии страны;
2) дальнейшая модернизация и диверсификация экономики Казахстана как фундамент устойчивого экономического роста;
3) современная социальная политика, нацеленная на защиту наиболее уязвимых слоев населения и стимулирующая производительное развитие экономики;
4) развитие современной системы науки и образования, духовного потенциала народа, процветание культуры;
5) переход на современные принципы и стандарты в организации сферы здравоохранения;
6) территориальное развитие, соответствующее потребностям сбалансированного развития экономики.
В этих условиях целью государственного вмешательства в развитие регионов стала такая пространственная организация экономической деятельности, при которой жители всех регионов будут иметь равные возможности в достижении желаемого благосостояния и качества жизни.
Критерии и классификация
В унитарных государствах, к числу которых относится и Казахстан, региональная политика проводится центральным правительством, которое в равной степени пользуется и макро-, и микроинструментами. Средства и формы региональной политики в большинстве государств направлены на решение проблем в депрессивных, старопромышленных, аграрных районах с экстремальными природными условиями, чрезмерной концентрацией населения.
При классификации регионов в индустриально развитых странах чаще всего используются следующие критерии: уровень экономического развития; темпы экономического развития; тип территориальной структуры хозяйства; коэффициент плотности населения; темпы прироста населения.
В классификациях регионов принята следующая терминология:
— депрессивные регионы, демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;
— стагнирующие регионы, отличающиеся крайне низкими или «нулевыми» темпами развития;
— пионерные регионы, или регионы нового освоения;
— микрорегионы, или первичные экономические регионы, при дальнейшем дроблении которых их признаки теряются;
— экономические регионы первого порядка (или генеральные), то есть регионы высшего порядка, образующие схемы регионального макроделения страны;
— программные (плановые) регионы — регионы, на которые распространяются целевые программы, развитие и контуры которых не совпадают по территории с регионами единой сетки.
Например, зона экологического бедствия Аральского региона охватывает территорию 17 районов четырех областей Республики Казахстан: Актюбинской, Кызылординской, Карагандинской, Южно-Казахстанской и города Туркестана, и воздействует на все центральноазиатские республики;
— уникальные (проблемные и проектные) регионы, выделяемые в развивающихся странах и связанные с реализацией крупных новостроек или характеризующиеся крайне низким уровнем развития (проблемные). Например, строительство города Астаны, новой столицы республики, и города Алматы — крупнейшего регионального финансового центра.
Пространственные различия в обеспечении ресурсами, уровне экономического положения и качестве жизни населения, развитии инфраструктуры, в экологическом состоянии среды, остроте социальных конфликтов присущи практически всем странам независимо от их положения в мировой табели о рангах.
Даже в странах «большой семерки» региональный доход на душу населения разнится иногда по штатам, провинциям на 30—50 процентов. Эти контрасты постоянно и повсеместно продуцируются из-за несовпадения экономических и социальных, стратегических и тактических целей развития. Как показывает анализ, разница в социально-экономическом развитии регионов в последние годы значительно выросла и у нас в республике.
По объемам валового регионального продукта на душу населения разрыв между отдельными регионами увеличился почти в два раза: с семи процентов в 1999 году до 13 процентов в 2005 году. При этом регионы отличаются по своему потенциалу, экономической специализации, социальным проблемам.
Например, совокупный объем экономик Северо-Казахстанской, Алматинской, Акмолинской, Южно-Казахстанской и Жамбылской областей составляет только 16 процентов от республиканского валового регионального продукта, 18 процентов совокупных доходов местных бюджетов, десять процентов инвестиций в основной капитал от республиканского уровня.
В этих же регионах наименьшие доли валового регионального продукта на душу населения.
В то же время такие регионы, как Атырауская и Мангистауская области, а также города Астана и Алматы, производят около 44 процентов республиканского валового регионального продукта. Да, здесь сосредоточены минеральные и финансовые ресурсы, но другие регионы также имеют немалый потенциал. При этом следует отметить, что даже благополучные регионы не всегда могут достаточно грамотно использовать свои преимущества. Хотя Атырауская область, например, и характеризуется значительным экономическим потенциалом, там наблюдается сравнительно высокий уровень безработицы и наибольший среди всех регионов уровень распространения бедности.
Достаточно ярки региональные контрасты в уровнях развития производства и социальных стандартах жизни населения страны. Особенно выражены диспропорции между столичным регионом, бурно развивающимися областями запада Казахстана и сельскохозяйственными на юге и севере, между городом и селом.
В то же время неравномерно и размещение производительных сил в республике. Оно имеет свои особенности в разных экономических районах и природно-хозяйственных зонах, различающихся физико-географическими, историческими, демографическими условиями, развитостью инфраструктуры.
Причинами межрегиональных различий в уровне жизни населения является усиление и отраслевой, профессиональной, и социальной дифференциации.
Информация о работе Модернизация системы регионального и местного самоуправления