Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:41, реферат
В рамках мировой глобализации для Казахстана главным является одновременное соблюдение трех требований: интегрирование в мировую экономику, конкурентоспособность на международной арене и обеспечение того, чтобы этот процесс привел к значимым и соразмерным изменениям внутри страны. Достижение этой цели становится проблематичным без участия в этом процессе каждого региона республики, поскольку экономика страны в целом зависит от экономики административно-территориальных единиц, ее составляющих.
Используя полученные данные, можно предположить о том, что в последние годы главные трансграничные маршруты наркотрафика постепенно смещаются на восток при общем возрастании объема контрабанды практически на всех направлениях и участках. Если за период с 2000 по 2002 г. чаще других упоминались региональные участки Челябинской, Оренбургской, Астраханской и Омской областей, в 2003 г. регионы северо-западного и северо-восточного направления..
фигурировали в сообщениях примерно одинаковое число раз (при этом на первом месте, как и в предыдущие годы, был участок Челябинской области), то с периода с январь по август 2004 г. в сводках заметно чаще фигурировали регионы северо-восточного направления, особенно Алтайский край (8 раз) и Восточно-Казахстанская область (10), при том, что количество упоминаний участков Оренбургской (6) и Челябинской (7) областей также оставалось значительным. Это может говорить о том, что нефтегазодобывающие регионы РФ, население которых заметно выделяется на общенациональном уровне по своей покупательной способности, становятся для наркоторговцев все более привлекательным рынком, учитывая продолжающееся повышение мировых цен на нефть. О растущей роли Сибири (также как и Дальнего Востока) как региональных наркорынков свидетельствуют статистические данные, в соответствии с которыми по количеству изъятого героина Сибирский федеральный округ занимает ведущее место в России (21% конфискованного в РФ объема) (ГУ ФСКН СФО РФ: Пресс-релиз от 30.07.2004 г. (машинописный текст). С.1.).
Учитывая, что трансграничная автомобильная сеть путей сообщений по своей густоте явно превосходит железнодорожную (если принимать во внимание пути, ведущие к границе из глубины страны и при этом учитывать только дороги с твердым покрытием, то в 7 раз), и что при использовании первой можно более свободно варьировать время доставки контрабанды, неудивительно, что автомобильный (в особенности грузовой) транспорт используется наркокурьерами более часто. Этот вывод иллюстрируется и оценкой В.В. Калинина, отметившего, что такой способ повышает мобильность,также как и возможность сокрытия наркотиков среди крупных партий груза (Интервью с начальником отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Сибирской оперативной таможни подполковником таможенной службы В.В. Калининым, 4.08.2004.). Согласно официальной статистике, в Сибирском федеральном округе главными средствами доставки наркотиков выступают (в убывающей последовательности по степени значимости) автомобильный (75% зафиксированных случаев), железнодорожный (20%) и авиационный (5%) транспорт (См.: Информация по пресечению незаконного оборота наркотиков УФСБ РФ по Новосибирской области. Новосибирск, 2004 (машинописный текст), С.3-4; Наркотраффик в приграничных регионах Сибирского федерального округа по периметру российско-казахстанской границы: Аналитическая справка ГУ ФСКН РФ СФО, август 2004 г. (машинописный текст), с. 1-2.). Сопоставимые статистические пропорции имеют место в масштабе Казахстана, где, по данным Комитета по борьбе с наркоманией и наркобизнесом Министерства юстиции, в 2003 г. в 60% случаев задерживались наркокурьеры, пользовавшиеся автотранспортом и в 33% - железнодорожным транспортом (Абжалиева А.Р. Наркоситуация в Республике Казахстан: тенденции и перспективы. - Аналитическое обозрение, Алматы, 2004, №.1, с. 31.). С другой стороны, использование поездов и отчасти пассажирских автобусов повышает шансы избежать тщательного контроля благодаря тому, что пограничные и таможенные службы имеют лишь относительно небольшое количество времени для проверки пассажиров и грузов. На некоторых участках (в частности, Волгоградской и Астраханской областей) наркотики чаще перевозятся поездами ввиду слабой развитости автодорожной сети.
При этом возможность затеряться в массе пассажиров для многих наркокурьеров представляется очень серьезным преимуществом, учитываемым при выборе способа доставки: в более чем 90 случаях (из 166, в которых указывался использовавшийся контрабандистами транспорт) наркотики перевозились либо в пассажирских поездах, либо в автобусах. Неудивительно, что, по оценкам представителей региональных силовых структур, на участке Саратовской области переориентация наркокурьеров на использование автомобильного транспорта произошла лишь после отмены поезда «Ташкент-Москва» (См., например: Кулишов С. Противоборство. – Наркомат, 2004, № 3, с. 21; Шинкарев А.И. Важнейшие направления. – Там же, с. 26.).
В видовой структуре ввозимых наркотиков по всем данным доминируют каннабисные (марихуана, гашиш, конопля) и опиатные (героин, опий-сырец). В целом, каннабисные наркотики провозятся в большем объеме, что во многом объясняется их относительно низкой ценой и более коротким маршрутом транспортировки, во время которой требуется пересекать лишь одну межгосударственную границу, а именно с Россией. Однако в значительном большинстве конкретных случаев контрабанды (169), отмеченных в базе данных, осуществлялась контрабанда опиатов, и в первую очередь, героина. Доля «тяжелых» наркотиков по сравнению с «легкими» в наркопотреблении как приграничных регионов, так и по России, неуклонно растет, что практически единодушно отметили и интервьюированные нами региональные представители таможенной, пограничной служб и Госнаркоконтроля. Помимо гораздо большей рентабельности перевозок героина свою роль играет и возможность ограничиться транспортировкой относительно небольших партий, которые значительно легче сокрыть от контроля (в том числе и с применением служебных собак).
Дальнейшее развитие ситуации, очевидно, будет, как и прежде, определяться изменением платёжеспособного спроса наркопотребителей и уровнем рентабельности наркобизнеса: с одной стороны, значительный приток героина на приграничные наркорынки будет способствовать (и уже способствует) снижению его (героина) розничной цены (Ориентировочная оптовая цена героина на «черном рынке», по мнению специалистов, варьируется в диапазоне от 150 до 450 рублей за грамм, а розничная – от 800 до 1200 рублей.); с другой, ее снижение цены и, следовательно, размера доходов наркодельцов при исключительно высоком риске подобного рода предпринимательства побуждает помещать вырученный капитал в более дешёвые, но и доступные виды наркотиков, в частности, опий, что обеспечивает более быстрый оборот финансовых ресурсов наркобизнеса. Закономерно, что число случаев задержания крупных партий опия в последнее время существенно растет. При том, что наркоманы пытаются изготавливать из него героин кустарным способом, имеется предположение о существовании на территории РФ лабораторий, где и происходит процесс переработки опия.
Нелегальная переправка наркотиков через границу требует от курьеров применения все более изощренных приемов сокрытия груза. Способы такого сокрытия весьма разнообразны. По большей части, их можно разделить на следующие разновидности: 1) маскировка в крупных партиях перевозимых овощей или фруктов (в том числе, внутри плодов), промышленных товаров и сырья; 2) сокрытие внутри тела (заглатывание и т.п.); 3) сокрытие в личных вещах, под одеждой или обувью; 4) оборудование тайников в автотранспорте или использование потайных мест в вагонах поезда; 5) сокрытие в упакованных партиях продовольствия и промышленных товаров (в том числе и в фабричной упаковке и вмонтированных при их производстве тайниках); 6) сброс наркотиков на участках перед пропускными пунктами с последующим подбором груза сообщниками.
Согласно собранной базе данных, заметно чаще, чем в других случаях, задерживались нарушители, использовавшие четвертый способ, что может свидетельствовать как о его наибольшей популярности, так и об относительно меньшей (по сравнению с другими) надежности. Отчеты, фиксирующие задержание нарушителей, пытавшихся сокрыть наркотики путем глотания, становятся все более редкими после 2001 г., что по самым разным данным связано с успехами правоохранительных органов, научившихся выявлять контрабандистов и фактически перекрывших каналы нелегальной транспортировки с использованием данного метода.
Наркокурьеры, его применяющие, выявляются как путем визуального наблюдения (выдают себя неадекватным поведением), так и другими способами (Так, провозящие наркотики внутриполостным путем пассажиры рейсовых автобусов, следующих через Алтайский край, выявляются с использованием медицинских аппаратов ультразвуковой диагностики.). Довольно часто (более 40 отмеченных в базе случаев) для провозки мелких или средних партий использовался третий способ: подавляющее большинство задержанных в таких случаях – пассажиры поездов или автобусов. Некоторые из данных случаев выглядят весьма курьезными. 8 августа 2003 на участке Оренбургской области был задержан гражданин Казахстана, пытавшийся провезти в рейсовом автобусе Актюбинск-Оренбург 17 кг. марихуаны (рекордная партия, перевозившаяся таким способом из числа отмеченных в базе данных!) в своей сумке. Довольно необычным способом сокрытия немалых партий героина (в первом из упоминаемых далее случаев – 1,5, а во втором – 1,3 кг.), которые контрабандисты (соответственно, 2 гражданки Узбекистана и 1 гражданин Узбекистана) пытались спрятать в … подошвах своей обуви.
@@@@@@@@@@@@@@@
Ситуация на границе сегодня сложная. Она характеризуется:
расширением масштабов контрабандной деятельности, организованной международно й преступности, связанной с наркобизнесом;
ухудшением общей криминогенной обстановки, а также социально-экономического положения в приграничных районах Казахстана;
наличием этнических противоречий, активизацией миграционных процессов.
Станция Оренбург — крупнейший перевалочный пункт грузового и пассажирского движения среднеазиатс кого направления. Ежесуточно через Оренбург следуют 24 пары грузовых и 13 пар пассажирских поездов. С Казахстаном область связывают 3 республиканские магистрали, 5 шоссейных и многочисленные степные дороги.
Граница области с Казахстаном оснащена 26 таможенными постами, но летом ее можно пересечь практически в любом месте. В сопредельных с Казахстаном областях России в 1996 г. в два раза вырос поток перевозок наркотиков, на 20% увеличился сбыт фальшивых купюр, завозимых из Казахстана.
В 1996 г. сотрудниками Оренбургской таможни изъято более 22 кг наркотиков, по фактам нарушения таможенных правил возбуждено 6 уголовных дел, наложено штрафов на сумму более 12 млрд. руб.
Из Казахстана в Оренбургскую область нелегально везут продукты питания (чаще всего некачественные), самодельную водку, цветные металлы. Из области вывозят зерно, горюче-смазочные материалы, нефть, ширпотреб. Все перечисленное не что иное, как угроза экономической безопасности страны.
В связи с этим Президентом РФ издан Указ о проведении эксперимента по невойсковой охране отдельных участков Государствен ной границы РФ, в том числе и нашей области. В Оренбуржье создан отдел пограничной стражи Федеральной пограничной службы с целью организации контроля над участком Российско-казахстанской границы. Основная его задача — это пресечение каналов незаконной миграции, в первую очередь граждан третьих стран, а также контрабан ды наркотиков, направляемых в Россию. Отделом погранстражи ведется работа по созданию групп содействия из числа гражданского населения для более надежной охраны границы. Предусматрива ется и привлечение казаков, что согласуется с Указом Президента России "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной службе". Надо сказать, что реакция на организацию невойсковой охраны границы неадекватная. МИД Казахстана однозначно отрицательно высказывался против этих мероприятий. В ноте, направленной МИД России, отмечалось, что "привлече ние к мероприятиям казачьих формирований... может нанести серьезный ущерб сложившимся традициям добрососедства и дружбы народов, а любые непродуманные действия лиц, прежде всего из казачьих формирований, участвующих в невойсковой охране, неизбежно приведут к возникновению напряженности и конфликтным ситуациям между населением приграничных территорий с соответствующими последствиями..."
Однако результаты проведенных социологических исследований в пяти приграничных с Казахстаном районах Оренбуржья по проблеме отношения пригранич ного населения области к проблеме государственной границы между Россией и Казахстаном показали, что значительное большинство опрошенных жителей приграничных районов Оренбургской области высказалось за необходимость государственной границы между двумя государствами. При этом 18,5% опрошенного населения высказалось за строго охраняемую границу, 62,5% поддерживают их, но оговаривают, чтобы граница была достаточно свободной для деловых поездок и контактов с родственниками (табл. 1).
Соотношение к вопросу о государственной границе среди русских и казахов приведено в Таблице 1.
Национальность Отношение к вопросу о государственной границе
Должна быть строго охраняемой Должна быть охраняемой, но достаточно свободной для контактов Затрудняюсь с ответом
Русские
Казахи 21.0
10.0 64.0
61.0 15.0
29.0
Обращает на себя внимание, что почти каждый третий из опрошенных казахов Оренбургского приграничья ушел от ответа на вопрос о государственной границе.
Отношение к государственной границе населения пригриничных районов отражено в Таблице 2.
Национальность Отношение к вопросу о государственной границе
Должна быть строго охраняемой Должна быть охраняемой, но достаточно свободной для контактов Затрудняюсь с ответом
Соль-Илецкий
Ясенский
Домбаровский
Акбулакский
Первомайский 11.0
17.0
33.0
12.0
19.0 70.0
44.0
49.0
79.0
70.0 19.0
39.0
18.0
9.0
11.0
Следует обратить внимание на то, что менее всего поддержива ют идею о строго охраняемой границе респонденты из районов, в которых была зафиксиро вана относительно наибольшая активность в торгово-экономичес ких сделках с жителями Казахстана.
С чего же, по мнению жителей приграничья, необходимо уже сегодня начинать охрану государственной границы?
40% опрошенных считают, что она должна сейчас создаваться, а охраняться только пограничной службой, 14% высказалис ь за усиление таможенных и контрольно -пропускных пунктов. Вместе с тем, предложение о создании на первых порах невойсковой охраны границы силами казаков, местного населения получило поддержку со стороны только 6% опрошенных.
Почти столько же (5%) высказались за организацию войсковой охраны с одновременным привлечением сил невойсковой охраны.
Исследования также констатируют неудовлетворенность жителей приграничных с Казахстаном районов Оренбургской области своим материальным положением. Уровень материального благополучия является одним из факторов, влияющих на характер межнациональных отношений. В приграничных районах респонден ты из семей с плохим и очень плохим материальным положением более склоны к проявлению недоброжелательности к лицам другой национальности, чей доход несколько выше. Это отношение переносится полностью на этнос.
Другим фактором, осложняющим межнациональную жизнь, стало положение русских и русскоязычных в Казахстане, их иммиграция в Россию. Если в 1993 г. в Оренбуржье прибыло из Казахстана только 8% мигрантов от общего числа беженцев и переселенцев, зарегистрирован ных областной службой миграции, то в 1994 г. эта цифра возросла до 30%, в 1995 г. она составила уже 37%, в 1996 г. — 44%, а за 8 месяцев 1997 г. — 51%. Такая ситуация в Казахстане вызывает в приграничных районах Оренбуржья эффект "бумеранга", то есть среди русских увеличивается неприязнь к российским казахам. В Оренбуржье проживает 111 тыс. казахского населения.
Информация о работе Модернизация системы регионального и местного самоуправления