Микроэкономика в вопросах и ответах

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 00:06, шпаргалка

Описание работы

1. Потребности и их виды. Экономические блага. Две сферы экономики.

Потребность – это неосознанная или осознанная необходимость в чём-либо.

Виды потребностей:

Выживание

Гарантии безопасности

Социальная потребность (в общении)

Потребность в уважении

Потребность в самоуважении (самоусовершенствование)

Потребность - это объективно обусловленное и осознанное стремление человека или социальных общностей к достижению и воспроизводству наилучших условий жизни. В обществе всегда функционирует система потребностей.

Выделяют 3 вида потребностей:

- физические (материальные);

- социальные;

- духовные.

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика - Ответы на вопросы.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

    А теперь рассмотрим неценовые факторы, сдвигающие кривую спроса, более подробно.

    1. Вкусы и предпочтения  потребителей.

    Очевидно, что изменения во вкусах, предпочтениях, моде оказывают существенное воздействие  на величину спроса на товар или  услугу. Возраст и семейное положение, а также некоторые другие моменты формируют вкусы и запросы покупателей. Иногда вкусы меняются быстро, в этом случае кривая спроса совершает сдвиги в сторону увеличения, или в обратную сторону очень быстро. В других случаях изменение вкусов происходит медленно, но постоянно.

    2. Цены на другие товары.

    По  характеру воздействия на спрос  на какой-то товар разграничивают изменения  цен на три вида товаров:

  • товары – заменители (конкуренты)
  • товары – взаимодополнители (комплементы)
  • товары, относительно независимые друг от друга.

    Возьмем к, примеру, бензин и автомобили. Резкое удорожание бензина способствует существенному снижению цен на автомобили (пока к нашей стране это не относится), и наоборот.

    3. Размер рынка. 

    Чем больше покупателей, тем больший  совокупный спрос они предъявляют.

    4. Доходы населения  и размеры накопленного  имущества. 

    Чем богаче население, тем больше спрос, и кривая движется вправо и вверх. Причем следует отметить, что с  ростом доходов увеличивается спрос  не на все товары, а, главным образом, на товары более высокого качества.

    5. Инфляционные ожидания.

    Довольно  часто увеличение спроса на товар, по причине ожидания быстрого роста  цен на него, принимают за нарушение  закона спроса, хотя в данном случае мы говорим об изменении функции  спроса.  

    21. Предложение товаров и услуг. Закон предложения. Факторы предложения.

    На  рынке спросу противостоит определенное предложение товаров. Под предложением понимают чью-либо готовность продать товар. Основными поставщиками товаров на рынок являются производители. Их сбытовая и ценовая политика подчиняется нескольким целям, главная из которых - максимизация прибыли.

    В то же время объем прибыли напрямую зависит от цены продукции.

    Если  рыночная цена товара имеет тенденцию  к повышению, то производители будут  заинтересованы в расширении объемов производства, и наоборот.

    Кроме цены, на уровень предложения влияют следующие факторы:

  • наличие производственных мощностей и природных ресурсов, рабочей силы (R)
  • характер технологии (К)
  • налоги и дотации (ТS)
  • природно-климатические условия (С)
  • цены на ресурсы и другие товары (от Р до Р )

      Итак объем предложения - это максимальное количество какого-то товара, которое согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях, перечисленных выше.

    Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. В общем виде функция предложения имеет вид:

    Q =f(P , P . . . P , R, K, C, TS и др. )

    Если  все факторы, кроме цены данного  товара, принять за неизвестные, то функция будет отражать зависимость количества предлагаемой продукции от ее цены:

    Q =f(P )

    Зависимость объема предложения от цены может  быть различной,

    однако  самой типичной будет следующая: чем выше рыночная цена, тем больше объем предложения, и наоборот.

    Функция предложения от цены может, как и функция спроса задаваться тремя способами:

    1. Графическим 

    2. Табличным

    3. Аналитическим

    Q = -a+b*P (Например Q =-2+2P)

    Линия S называется кривой предложения. Имеет, как правило, положительный наклон и выпукла в сторону объема. Но в некоторых случаях могут использоваться линейные характеры функций спроса и предложения (прямые).

    А теперь рассмотрим некоторые неценовые  факторы, влияющие на объем предложения:

  • цены на исходные ресурсы. Чем ниже затраты на исходное сырье, материалы, топливо, а также рабочую силу, тем большее количество продукции по более низкой цене предприниматель сможет предложить на рынок. Таким образом кривая предложения сместиться вправо и вниз.
  • технологические возможности производителей. Чем выше уровень прогресса, тем эффективнее становиться производство, то есть на каждую единицу затраченных ресурсов производителя все больше количество конечного продукта. Кривая предложения в этом случае сдвигается вправо и вниз.
  • цены на другие продукты. Рассмотрим пример: снижение цены на говядину, в частности как это было совсем недавно с говядиной, зараженной бешенством, побудило фермеров выращивать больше птицы. Следовательно, изменение цен на другие товары способно смещать кривую предложения .
  • число продавцов. Чем больше производителей выпускают данный продукт, тем больше рыночное предложение смещает кривую вправо .
  • ожидания производителей. Например, производители зерна, ожидая, что цены на него вырастут, не станут продавать его ни государству ни населению, потому, что при условии повышения цены они смогут выгодно его реализовать.
  • налоги и дотации. Учитывая, что большинство производителей рассматривают налоги как затраты своего производства, повышение налогов будет увеличивать затраты производителя и уменьшать предложение. Напротив, дотации фактически снижают затраты, а соответственно увеличивают предложение.
 

    22. Взаимодействие спроса и предложения.  Рыночное равновесие. Последствия  отклонения цены от равновесной  цены.  

    

      Равновесие на рынке означает, что в результате взаимодействия спроса и предложения установилась такая цена, при которой объём спроса (QD) равен объёму предложения (QS). QD=QS

    Равновесие  рыночных цен находится в точке  пересечения кривых спроса и предложения. Ценой равновесия следует считать  цену такого уровня, при котором  предложение соответствует спросу.

      Равновесная цена устанавливается  при двух условиях:

    - когда количество, которое покупатели  хотят купить соответствует количеству, которое продавцы хотят продать;

    - отсутствует тенденция к изменению  цены и количества.

      Спрос и предложение испытывают  на себе влияние многочисленных  факторов и по-разному на них реагируют. Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризует их эластичность.  

    23. Эластичность спроса (по цене, по  доходу, перекрёстная).

    Потребители очень сильно реагируют на изменение  спроса и предложения. Соответственно, что быстрота и интенсивность реакции на изменившиеся условия будет разной. Однако степень реакции в отношении одного и того же вида продукции существенно варьируется. Кто-то реагирует сильнее, кто-то слабее. Разная интенсивность реакции может наблюдаться при изменении цены на товар и при изменении дохода, при изменении моды и при изменении ценовых ожиданий. Наблюдение и изучение реакции типичных потребителей и типичных производителей на изменение тех или иных условий позволяет прогнозировать реакцию рынка в целом.

    Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся условиям рынка называется эластичностью (с точки зрения математиков эластичность это отношение относительного прироста функции к относительному приросту независимой переменной).

    Рассмотрим  реакцию спроса на изменение цены на товар. Зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него называется эластичностью спроса по цене, или иначе прямой эластичностью. Если покупатель быстро и однозначно реагирует на изменение цены, то в этом случае спрос эластичен. И, наоборот, если реакция слабая и вялая, то значит, что спрос неэластичен. Если изменение цены влечет за собой такое же изменение объема спроса, то, значит, эластичность спроса равна единице.

    Таким образом, различают три вида эластичности спроса:

  • эластичный
  • неэластичный
  • с единичной эластичностью.

    Могут встречаться ситуации, когда спрос  оказывается абсолютно неэластичным к любому самому большому изменению  цены, или, наоборот, обладает бесконечной  эластичностью. Например, подорожание хлеба с 1000 рублей до 2500 не вызвало сокращение спроса. С другой стороны, при фиксированных ценах их административное повышение на 20-30% было способно на какое-то время парализовать спрос на подорожавший товар.

    А теперь рассмотрим три вида эластичности спроса подробней.

      Эластичный. Так как микро экономика в современных условиях рассматривает инструмент принятия управленческих решений на уровне одного хозяйствующего объекта (предприятия), группы (концерн) и на уровне структурных подразделений отдельного хозяйствующего субъекта, то мы можем рассмотреть эластичность спроса на примере определения происходящих изменений с денежными поступлениями; с точки зрения покупателя, что происходит с общей выручкой в случае изменения цены.

    Таким образом, если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей  выручки. Потому, что даже при меньшей  цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более  чем достаточным для компенсации  потерь от снижения цены.

      Неэластичный. Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Небольшое расширение продаж, которое произойдет в этом случае, окажется недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции.

      Единичная эластичность. В специальном случае единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без всяких изменений. Потеря выручки, вызванная снижением цены, будет в точности компенсирована расширением продаж. И наоборот, прирост выручки, полученный благодаря росту цены, будет в точности компенсирован потерей выручки, вызванной сокращением спроса.

    Графически  различная ценовая эластичность спроса на товар может быть выражена через различный наклон линий  спроса. Спрос с абсолютной эластичностью графически будет выглядеть как горизонтальная линия, а абсолютно неэластичный спрос - как вертикаль.

      Помимо словесного заключения  об эластичности или, наоборот, неэластичности спроса часто  бывает необходимо дать количественную  оценку этой характеристике спроса. Степень эластичности спроса по цене измеряется при помощи коэффициента прямой эластичности.

    В случае линейного вида функции спроса независимо от наклона к координатным осям эластичность будет различной  на разных участках.

    При одинаковых абсолютных изменениях цен (Р) на всем протяжении линии D одинаковыми будут и изменения объема спроса Q однако, процентные изменения цен и объема спроса будут разными. В верхней части графика абсолютная величина эластичности спроса будет больше 1, приближаясь к бесконечности в точке Р. В нижней части графика все наоборот. Только в середине графика в точке N, эластичность спроса будет равна 1.

    Кроме эластичности спроса по цене товара существуют другие виды эластичности спроса, то есть зависимость его от других факторов. К ним прежде всего относится эластичность спроса по доходу. Она отражает зависимость изменения спроса отдельного потребителя, отрасли, рынка в целом от роста или уменьшения индивидуального или совокупного денежного дохода. Следующий вид эластичности спроса - перекрестная эластичность. Эта эластичность показывает зависимость процентного изменения спроса на какой-то товар от процентного изменения цены на какой – то другой товар.

    Факторы, оказывающие влияние  на эластичность спроса:

    1. Наличие на рынке товаров-заменителей.

      Вообще говоря, чем больше хороших  заменителей товара предлагается  на рынке потребителю, тем эластичнее  спрос на него. С другой стороны  чем их меньше, чем их полезные  свойства хуже свойств и характеристик  данного товара тем эластичность меньше. Также стоит отметить, что эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узки рамки этого продукта. (Спрос на машинное масло Мобил является более эластичным, чем спрос на машинное масло вообще, но хорошего заменителя масла как такового не существует).

    2. Универсальность  использования товара. Чем специфичней продукт и его характеристики, тем ниже эластичность спроса на него (инсулин).

    3. Фактор времени.  Вообще говоря, спрос на продукт тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Одна из причин этого правила заключается в том, что потребитель, как человек, имеет привычки.

Информация о работе Микроэкономика в вопросах и ответах