Логика вопросов и ответов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Результатом познания являются те, или иные формы знания, и ясно, конечно, что для осуществления процесса познания существенной является задача оформления и фиксации этих результатов. Но не менее важно в этом процессе уметь фиксировать и то, что является еще неизвестным и требует выяснения. Формами, в которых мы фиксируем знание того, что мы еще не знаем, что подлежит выяснению, являются как раз вопросы. Для понимания структуры вопроса подчеркнем: выделение того, что нам не известно, осуществляется всегда в рамках чего-то известного, познанного.

Содержание

Определение вопроса, его структура, виды и функции.
Корректные и некорректные вопросы. Софистический, провокационный, риторический вопросы.

Работа содержит 1 файл

Логика КР1 доделанное.docx

— 29.06 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

 

БГУИР

Факультет заочного обучения

Кафедра:   инженерной психологии и эргономики

 

Контрольная работа № 1

 

по дисциплине: «Начертательная геометрия и инженерная графика»

 

 

 

Выполнил студент гр.  200901

Специальности   ИПОИТ

Куценков А.В.

                            

 

Проверил: Рожнова Н.Г.

Оценка: ________________

________________________

(подпись)

________________________(дата)

     

Почтовый адрес:

Минская обл. Минский р-н. п.Лесной д.27 кв.56

т.  (8-029)  5056512

e-mail:   dvsnik443@mail.ru

 

 
 

 

Минск 2012

 

ТЕМА № 13

"Логика  вопросов и ответов".

План:
  1. Определение вопроса, его структура, виды и функции.
  2. Корректные и некорректные вопросы. Софистический, провокационный, риторический вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение вопроса, его структура, виды и функции

Результатом познания являются те, или иные формы знания, и ясно, конечно, что для осуществления процесса познания существенной является задача оформления и фиксации этих результатов. Но не менее важно в этом процессе уметь фиксировать и то, что является еще неизвестным и требует выяснения. Формами, в которых мы фиксируем знание того, что мы еще не знаем, что подлежит выяснению, являются как раз вопросы. Для понимания структуры вопроса подчеркнем: выделение того, что нам не известно, осуществляется всегда в рамках чего-то известного, познанного. Например: нам известно, что тела состоят из молекул, и в рамках этого знания могут возникнуть вопросы: что представляют собой сами молекулы, какова их величина, сколько молекул находится в некоторой единице объема вещества, связаны ли они между собой в телах или свободно двигаются и т.д. и т.п.

Вопрос - это логическая форма, включающая исходную информацию с одновременным  указанием на ее недостаточность  с целью получения новой информации в виде ответа.

Логическая структура  вопроса

• Искомое знание;

• Исходное знание;

• Требование перехода от незнания (непонимания) к знанию (пониманию), от исходного к искомому знанию.

Однако нельзя сказать, что  искомое является абсолютно неизвестным. Оно фиксируется в вопросе  в виде неполного, незавершенного, неопределенного знания, имеющего нередко обобщенный характер. В хорошо сформулированном вопросе точное указание на категорию или множество, к которому относится искомое, является необходимой его частью. Далее, в вопросе содержится весьма определенное знание.

Предшествующее знание, содержащееся в вопросе, составляет его логические предпосылки. В них явно или скрыто заключена исходная информация, необходимая и достаточная для постановки вопроса и необходимая, но не достаточная для разрешения его. Предпосылки направляют поиск ответа и определяют его смысловое содержание.

Виды вопросов

Рассмотрим основные виды вопросов с учетом: 1) семантики, 2) функций, 3) структуры, 4) отношения к обсуждаемой теме.

1. Семантика вопросов.

В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому выраженную в нем информацию не оценивают в терминах истинности и ложности, т.е о вопросе не говорят как об истинном или ложном.

Вместе с тем вопрос явно или неявно включает либо опирается  на определенное исходное, базисное знание, выступающее его предпосылкой. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя правильность или неправильность его постановки.

1. Правильно поставленным, или корректным, считается вопрос, предпосылка которого представляет собою истинное непротиворечивое знание.

2. Неправильно поставленным, или некорректным, считается вопрос с ложным или противоречивым базисом. Примером неправильно поставленного может быть следующий вопрос: «Какой вид энергии используется на НЛО?» Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную идею о существовании НЛО. О таком вопросе говорят как о неправильно, или некорректно, поставленном. Прежде чем выяснить вид энергии, следует установить факт существования самих НЛО.

Если неправильно поставленный вопрос умышленно используется с  целью запутать отвечающего, то такой вопрос квалифицируется как улавливающий, или «провокационный». Пример такой уловки – древнегреческий софистический вопрос: «Продолжаешь ли ты бить своего отца?» Любой ответ на него – и «да», и «нет» - приводит к признанию, что ты бил своего отца.

2. Функции вопросов.

По познавательной функции  вопросы подразделяются на два основных вида: 1) уточняющие, или ли-вопросы, и 2) восполняющие, или что-вопросы.

1. Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения. Например: «Верно ли, что Колумб открыл Америку?»; «Является ли Швейцария членом НАТО?».

Грамматический признак  уточняющих вопросов – наличие в  предложении частицы ли: «Верно ли, что…»; «Является ли…»; «Действительно ли, что…» - и другие синонимические выражения. Отсюда название уточняющего вопроса – «ли-вопрос».

Явно выражается в ли-вопросе предпосылка – это знание о предмете (Колумбе; Швейцарии и т.п.) и знание о возможном признаке этого предмета (открыть Америку; быть членом НАТО; и т.п.). Неизвестным в ли-вопросе является принадлежность предмету указанного признака.

2. Восполняющим называется вопрос, направленный на выяснение новых свойств у исследуемых явлений. Например: «Где состоялся международный суд над преступниками Второй мировой войны?»; «Кто открыл Америку?»; «Каким законом предусмотрено данное преступление?».

Грамматический признак  восполняющих вопросов – наличие  в предложении вопросительных слов: кто? что? когда? как? – и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информацию о том, что представляет собой исследуемый объект. Отсюда и название восполняющего вопроса – «что-вопрос».

В приведенных выше примерах нуждающееся в дополнении знание выражено в следующих суждениях: «Где-то состоялся международный суд над преступниками Второй мировой войны»; «Кто-то открыл Америку»; «Совершено определенное (данное) преступление».

Область поиска ответов на что-вопрос представляет собою множество высказываний, определяемых вопросительным словом (кто? что? когда? какой? и т.д.). Найденный ответ дополняет неопределенное базисное знание новой информацией о свойствах: месте, времени, причинах и т.д. исследуемых явлений. Поскольку ответ на что-вопрос – это выбор истинного суждения из множества возможных, то его называют открытым вопросом.

3. Структура вопросов.

По своему составу ли-вопросы и что-вопросы могут быть 1) простыми или 2) сложными.

1. Простым называется вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов.

В простом ли-вопросе под оператором вопроса стоит одно суждение. В простом что-вопросе содержится лишь одно вопросительное слово, относящееся к одному нуждающемуся в дополнении суждению. Все приведенные выше примеры ли-вопросов и что-вопросов являются простыми.

2. Сложным называют вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть: а) соединительными (конъюнктивными); б) разделительными (дизъюнктивными); в) смешанными (соединительно-разделительными).

а) Соединительный вопрос –  это два или более простых  вопроса, связанных союзом и.

Пример такого ли-вопроса: «Верно ли, что к обвиняемому одновременно могут быть применены в качестве санкции ссылка и высылка?»

Схема соединительного что-вопроса может иметь различные варианты. В одном случае конъюнктивно объединяются различные вопросительные слова: т.е. «где и когда имело место p». Пример такого вопроса – «Где и когда был подписан акт о капитуляции Японии в конце Второй мировой войны?» Второй вариант – одно и то же вопросительное слово относится к различным суждениям:  т.е. «где имело место p и q?» Пример такого вопроса: «Где были подписаны акты о капитуляции Японии и Германии в конце Второй мировой войны?» Третий вариант сложного конъюнктивного что-вопроса – объединение первых двух: ( , т.е «где и когда имело место p и q?»

б) Разделительный вопрос –  это два и более простых  вопроса, связанных союзом или.

Разделительный ли-вопроса имеет следующий вид: «верно p или верно q». Например: «Верно ли, что в данном случае имело место убийство или это было самоубийство?»

Схема разделительного что-вопроса, как и в случае соединительного, также имеет три разновидности. Первый вариант: ( , т.е. «где или когда имело место p?» Пример такого вопроса: «Где или когда была Куликовская битва?» Второй вариант: т.е. «Q относится к p или q?» Например: «Петр I разбил под Полтавой шведов или Поляков?» Третий вариант вопроса: (т.е. « Q или P относится к p или q?»

в) Смешанный вопрос –  это объединение соединительных и разделительных вопросов:

1) Например «верно ли p и q или m и n?». Это дизъюнктивный вопрос, включающий два конъюнктивных сочетания.

2) Например: «Где могут быть обнаружены p или q и когда появятся m или n?»

Приведем пример смешанного вопроса: «Со-держит ли это деяние состав преступления и каким именно уголовным законом оно предусмотрено?»

Этот сложный вопрос состоит  из двух простых. Первый из них –  ли-ворос: «Содержит ли это деяние состав преступления?». Второй – что-вопрос: «Каким именно уголовным законом это деяние предусмотрено?». Вопросы эти связанны последовательной конъюнктивной связью: лишь получив утвердительный ответ на первый вопрос, можно ставить второй вопрос.

4. Отношение к обсуждаемой  теме.

В процессе обсуждения спорных  проблем в науке, политике, судопроизводстве или деловых беседах практически важно различать два типа вопросов по их отношению к существу обсуждаемой темы. Один тип – это вопросы по существу темы, другой – не по существу темы.

1) Вопрос по существу  темы – это запрос мысли,  прямо или косвенно связанный  с обсуждаемой темой, ответ  на который уточняет либо дополняет  исходную информацию. Такие вопросы  допустимы и правомерны в любом  информационном общении. При этом  оценка вопроса как релевантного, или по существу темы – это  не формально-структурная, а информационно-содержательная  задача, решение которой определяется  знанием существенных характеристик обсуждаемой проблемы.

2) Вопрос не по существу  темы – это вопрос, который  не имеет непосредственного отношения к обсуждаемой теме. Обычно такие вопросы лишь чисто внешне кажутся связанными с поставленной на обсуждение проблемой. Принятие и обсуждение таких вопросов часто уводит дискуссию в сторону от решения основной идеи. Нередко их используют с целью затянуть дискуссию.

Корректные и  некорректные вопросы. Софистический, провокационный, риторический вопросы.

Вопрос является логически  корректным, если на него можно дать истинный ответ, снижающий познавательную неопределенность. На логически некорректные вопросы такого ответа дать нельзя.

Различают несколько типов  логической некорректности вопросов.

Бессмысленные вопросы

 а) В формулировке  вопроса содержатся выражения,  ни смыслы, ни значения которых  не известны. Пример. На лекции  по логике студентам был задан  следующий вопрос: «Приводят ли  критическое метафизирование абстракциями и дискредитация тенденции церебрального субъективизма к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?»

б) Все выражения, входящие в формулировку вопроса, имеют определенные смыслы или значения, однако между этими выражениями нет согласования. Пример: «Будете ли вы проживать в республике последние десять лет?»

 

Недоопределенные вопросы

 а) В формулировке  вопроса содержатся многосмысленные термины, и из контекста не ясно, в каком из возможных смыслов они употребляются в дан¬ном случае.

Пример: «Вы за или против передачи земли народу?» Не ясно, что такое народ. Рабочие? Крестьяне? Все население страны? Не ясно, что понимается под передачей. Продать? Дать бесплатно? Дать тем, кто ее обрабатывает? Всем сельским жителям?

б) В процессе общения  могут возникать ситуации, когда  задаются вопросы, вообще-то являющиеся корректными, но воспринимаемые в качестве некорректных из-за того, что в их формулировках содержатся выражения, не известные данным лицам или данной аудитории или неправильно понимаемые. Вопросы данного типа также являются недоопределенными. В таких случаях нужно или пояснить неизвестные или неправильно понимаемые выражения, или заменить их известными.

Провокационные вопросы. Предпосылкой вопроса является ложное суждение. На такой вопрос нельзя дать истинный ответ. Пример: «Перестал ли ты бить свою жену?» Предпосылкой этого вопроса является утверждение: «Ты бил свою жену, а сейчас перестал бить или продолжаешь бить?»

Посредством провокационных вопросов иногда ставят в затруднительное положение логически не подготовленных  людей. Так, в ходе дискуссии о гуманизации уголовных наказаний противникам отмены смертной казни задавались вопросы:

Информация о работе Логика вопросов и ответов