Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 00:06, шпаргалка
1. Потребности и их виды. Экономические блага. Две сферы экономики.
Потребность – это неосознанная или осознанная необходимость в чём-либо.
Виды потребностей:
Выживание
Гарантии безопасности
Социальная потребность (в общении)
Потребность в уважении
Потребность в самоуважении (самоусовершенствование)
Потребность - это объективно обусловленное и осознанное стремление человека или социальных общностей к достижению и воспроизводству наилучших условий жизни. В обществе всегда функционирует система потребностей.
Выделяют 3 вида потребностей:
- физические (материальные);
- социальные;
- духовные.
Основные черты рынка совершенной конкуренции:
-
на этом рынке действует
-
фирмы отрасли производят один
и тот же товар, поэтому для
покупателей абсолютно
-
отрасль является открытой для
входа в неё и выхода любого
количества фирм. Ни одна фирма
отрасли не предпринимает
38.
Основные черты рынка
Основные черты рынка монополистической конкуренции.
- Существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически не возможен.
- Продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи.
-
экономическое соперничество
- Вступление в отрасль является относительно лёгким.
Монополистическая конкуренция – это такая рыночная структура, в которой превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии.
Фирма
на рынке Монополистической
Отсюда цена P2 приносит фирме максимальную прибыль и убыток потребителю.
Убыток возникает потому, что потребитель теряет возможность получить дополнительный в объёме Q2 - Q3. А так же за меньшее кол-во товара Q2 вынужден платить цену Р2 выше равновесной Р3.
Основными способами конкурентной борьбы на рынке монополистической конкуренции являются:
- дифференциация товара, т. е. различие предложения. (по цвету, запаху, вкусу, виду, упаковки, дизайну и т. д. ).
-
дифференциация цен, когда на
один и тот же продукт одной
фирмы устанавливаются разные
цены при увеличении
- дискриминация цен – это установление разных цен на товары относящиеся к одной партии и производимые с одинаковыми средними издержками.
Рынок монополистической конкуренции может приносить выгоду как фирме в виде не большой сверхприбыли, экономии на издержках, так и потребители. (возможности выбора товара, а так же снижение цены в результате роста конкуренции).
При
монополистической конкуренции
отдельные фирмы отрасли
- реклама
-
изменение качественных
-
изменение условий продажи
Это
становится возможным вследствие специфики
данной рыночной структуры: поскольку
фирмы отрасли производят дифференцированный
продукт, товар каждой отдельной
фирмы оказывается восприимчивым к
неценовым факторам.
39. Олигополия. Основные модели поведения фирмы на рынке олигополии.
Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным.
Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.
Основные модели поведения фирмы на рынке олигополии:
1.
Не скоординированная модель, когда
стремясь к захвату рынка,
Таким образом, происходит порча цены, т. е. искусственно заниженная цена не отражает истинного состояния спроса и предложения, её снижение ведёт к росту спроса, но т. к. число фирм уменьшилось и предложение сократилось и возникает дефицит, то цена повышается, но уже выше бывшей цены рыночного равновесия. Такое поведение связано с большим риском, т. к. никто из конкурентов не имеет информации об уровне издержек соперников.
2. Тайный сговор или Картель.
Картель – это временное соглашение фирм одной отрасли оценок рынков сбыта, либо о том и о другом сразу. Т. к. не скоординированное поведение чревато банкротством нарушает стабильность рынка, не даёт крупным фирмам возможности к устойчивому развитию (+ эффект масштаба). Картель – ВНЕ ЗАКОНА!
3. Игра по правилам. Когда крупные фирмы строят рыночную стратегию зная, что их действия на рынке не вызовут отрицательной, ответной реакции со стороны конкурента, поэтому в течении длительного времени на рынке олигополии, фирмы предпочитают соблюдать правила игры, т. е. не менять ни цену, ни свою долю в рынке.
График кривой спроса на рынке олигополии показывает два преимущества олигополии.
-
возможность значительно
-
не менять объём производства
даже при изменении средних
издержек, т. к. расширение производства
требует изменения доли в
40.
Монополия. Основные черты
Монополии
– крупные хозяйственные
Виды монополий:
Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Концерн – это объединения акционерных обществ с формальным сохранением самостоятельности при фактической её утрате. В результате передачи контрольных пакетов акций крупнейшему банку, осуществляющий финансовый контроль за деятельностью А. О.
Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.
Для
фирмы монополии и в краткосроч
41. Особенности рынков факторов производства.
К Факторным рынкам относят:
Рынки Труда
Рынки Капитала
Рынки Земли
Отличия Факторных Рынков:
- Фирмы и Домохозяйства меняются местами, а именно, фирмы покупают, а домохозяйства продают.
-
Факторы производства в
- Факторы производства одновременно могут находиться в собственности одного лица и в пользовании другого в длительный период времени.
- Факторы производства способны приносить доход одновременно и владельцу и пользователю.
- Ограниченность ресурсов, что делает конкурентную борьбу за доступ к факторам производства более жесткую.
-
Высокая альтернативность
-
Относительно низкая
-
Спрос на факторных рынках
носит производный характер, т. е.
определяется спросом на конечную продукцию
производимую с использованием данного
фактора.
42.
Спрос и предложение на рынке
факторов производства.
43.
Капитал как фактор
Капитал – это любая ценность приносящая доход.
Капитал (в узком смысле) – это физическая форма капитала или здания, сооружения, техника и т. д. , что способно приносить доход длительный период времени.
Различают:
Основной капитал
Оборотный капитал
Основной капитал – это стоимость имущества переносимое по частям на стоимость готовой продукции и возвращающаяся по частям в выручке от реализации этой продукции.
Возмещение основного капитала происходит по мере износа:
Физический износ, т. е. потеря первоначальной стоимости в результате его эксплуатации, т. е. физических, технических и др. процессов.
Моральный износ, т. е. потеря первоначальной стоимости в результате: