Микроэкономика в вопросах и ответах

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 00:06, шпаргалка

Описание работы

1. Потребности и их виды. Экономические блага. Две сферы экономики.

Потребность – это неосознанная или осознанная необходимость в чём-либо.

Виды потребностей:

Выживание

Гарантии безопасности

Социальная потребность (в общении)

Потребность в уважении

Потребность в самоуважении (самоусовершенствование)

Потребность - это объективно обусловленное и осознанное стремление человека или социальных общностей к достижению и воспроизводству наилучших условий жизни. В обществе всегда функционирует система потребностей.

Выделяют 3 вида потребностей:

- физические (материальные);

- социальные;

- духовные.

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика - Ответы на вопросы.doc

— 312.00 Кб (Скачать)
">    37. Основные черты рынка совершенной  конкуренции. Выбор фирмы на  совершенно конкурентном рынке. 

    Основные  черты рынка совершенной  конкуренции:

    - на этом рынке действует большое  число фирм, каждая из которых  независима от поведения других фирм и принимает любое решение самостоятельно. Любая фирма отрасли не в состоянии воздействовать на рыночную цену производимого отраслью товара;

    - фирмы отрасли производят один  и тот же товар, поэтому для  покупателей абсолютно безразлично, товар какой фирмы приобретать.

    - отрасль является открытой для  входа в неё и выхода любого  количества фирм. Ни одна фирма  отрасли не предпринимает какого  – либо противодействия, как  не существует и каких –  либо законодательных ограничений  этому процессу.  

    38. Основные черты рынка монополистической  конкуренции. Ценовая и неценовая  конкуренция.  
 

    Основные  черты рынка монополистической  конкуренции.

    - Существует достаточно большое  число фирм, что ограничивает  контроль каждой над ценой,  отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически не возможен.

    - Продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи.

    - экономическое соперничество влечёт  за собой и ценовую, и неценовую  конкуренцию. 

    - Вступление в отрасль является относительно лёгким.

    Монополистическая конкуренция –  это такая рыночная структура, в которой превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии.

    Фирма на рынке Монополистической конкуренции может установить цену в пределах рыночного спроса, т. к. кривая спроса становится менее эластичным, а спрос и предельный доход не совпадают.

    Отсюда  цена P2 приносит фирме максимальную прибыль и убыток потребителю.

    

    Убыток  возникает потому, что потребитель теряет возможность получить дополнительный в объёме Q2 - Q3. А так же за меньшее кол-во товара Q2 вынужден платить цену Р2 выше равновесной Р3.

    Основными способами конкурентной борьбы на рынке монополистической  конкуренции являются:

    - дифференциация товара, т. е. различие предложения. (по цвету, запаху, вкусу, виду, упаковки, дизайну и т. д. ).

    - дифференциация цен, когда на  один и тот же продукт одной  фирмы устанавливаются разные  цены при увеличении дополнительных  издержек по доставке, упаковке, расфасовке.

    - дискриминация цен – это установление разных цен на товары относящиеся к одной партии и производимые с одинаковыми средними издержками.

    Рынок монополистической конкуренции  может приносить выгоду как фирме  в виде не большой сверхприбыли, экономии на издержках, так и потребители. (возможности выбора товара, а так же снижение цены в результате роста конкуренции).

    При монополистической конкуренции  отдельные фирмы отрасли используют в конкурентной борьбе такие неценовые  факторы, как:

    - реклама

    - изменение качественных характеристик  товара

    - изменение условий продажи продукции. 

    Это становится возможным вследствие специфики  данной рыночной структуры: поскольку  фирмы отрасли производят дифференцированный продукт, товар каждой отдельной  фирмы оказывается восприимчивым к неценовым факторам.  

    39. Олигополия. Основные модели поведения  фирмы на рынке олигополии.

    Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным.

    Обычно  на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

    Основные  модели поведения  фирмы на рынке  олигополии:

    1. Не скоординированная модель, когда  стремясь к захвату рынка, фирмы  устраивают так называемую войну  цен, а именно снижают цену, до тех пор пока не появится  конкурент со средними издержками производства выше чем у остальных, в результате чего он либо выбывает из игры, либо подчиняется более сильному партнёру, либо вливается в сильную фирму как составная часть.

    Таким образом, происходит порча цены, т. е. искусственно заниженная цена не отражает истинного состояния спроса и предложения, её снижение ведёт к росту спроса, но т. к. число фирм уменьшилось и предложение сократилось и возникает дефицит, то цена повышается, но уже выше бывшей цены рыночного равновесия. Такое поведение связано с большим риском, т. к. никто из конкурентов не имеет информации об уровне издержек соперников.

    2. Тайный сговор или Картель. 

    Картель – это временное соглашение фирм одной отрасли оценок рынков сбыта, либо о том и о другом сразу. Т. к. не скоординированное поведение чревато банкротством нарушает стабильность рынка, не даёт крупным фирмам возможности к устойчивому развитию (+ эффект масштаба). Картель – ВНЕ ЗАКОНА!

    3. Игра по правилам. Когда крупные фирмы строят рыночную стратегию зная, что их действия на рынке не вызовут отрицательной, ответной реакции со стороны конкурента, поэтому в течении длительного времени на рынке олигополии, фирмы предпочитают соблюдать правила игры, т. е. не менять ни цену, ни свою долю в рынке.

    График  кривой спроса на рынке олигополии показывает два преимущества олигополии.

    - возможность значительно повысить  цену при том же объёме производства.

    - не менять объём производства  даже при изменении средних  издержек, т. к. расширение производства  требует изменения доли в рынке.  А это в свою очередь требует снижение цены, но фирмы предпочитают не трогать цены, т. к. опасаются последствия ценовой войны.

    40. Монополия. Основные черты фирмы  – монополиста. 

    Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

      Виды монополий:

    Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

    Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

    Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

    Концерн – это объединения акционерных обществ с формальным сохранением самостоятельности при фактической её утрате. В результате передачи контрольных пакетов акций крупнейшему банку, осуществляющий финансовый контроль за деятельностью А. О.

    Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

    В 60-х годах в США и некоторых  странах капитала появились и  начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

    

    Для фирмы монополии и в краткосрочный период и в долгосрочный период, кривая индивидуального предложения монополистической фирмы совпадает с рыночным предложением. Поэтому монополист может назначить любую цену в пределах от min AVC (в краткосрочный период) min AТC (в долгосрочный период) до кривой рыночного спроса.  

    41. Особенности рынков факторов  производства.

    К Факторным рынкам относят:

    Рынки Труда

    Рынки Капитала

    Рынки Земли

    Отличия Факторных Рынков:

    - Фирмы и Домохозяйства меняются местами, а именно, фирмы покупают, а домохозяйства продают.

    - Факторы производства в отличии  от потребительских товаров являются  источником создания благ и  услуг, т. е. удовлетворяют производственные  потребности. 

    - Факторы производства одновременно могут находиться в собственности одного лица и в пользовании другого в длительный период времени.

    - Факторы производства способны  приносить доход одновременно  и владельцу и пользователю.

    - Ограниченность ресурсов, что делает  конкурентную борьбу за доступ к факторам производства более жесткую.

    - Высокая альтернативность использования  факторов производства.

    - Относительно низкая мобильность  факторов производства, особенно  труда и земли. 

    - Спрос на факторных рынках  носит производный характер, т. е. определяется спросом на конечную продукцию производимую с использованием данного фактора.  

    42. Спрос и предложение на рынке  факторов производства.  

    43. Капитал как фактор производства. Уровень дохода на капитал.  Процент. 

    Капитал – это любая ценность приносящая доход.

    Капитал (в узком смысле) – это физическая форма капитала или здания, сооружения, техника и т. д. , что способно приносить доход длительный период времени.

    Различают:

    Основной  капитал

    Оборотный капитал

    Основной  капитал – это стоимость имущества переносимое по частям на стоимость готовой продукции и возвращающаяся по частям в выручке от реализации этой продукции.

    Возмещение  основного капитала происходит по мере износа:

    Физический  износ, т. е. потеря первоначальной стоимости в результате его эксплуатации, т. е. физических, технических и др. процессов.

    Моральный износ, т. е. потеря первоначальной стоимости в результате:

Информация о работе Микроэкономика в вопросах и ответах