Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 00:06, шпаргалка
1. Потребности и их виды. Экономические блага. Две сферы экономики.
Потребность – это неосознанная или осознанная необходимость в чём-либо.
Виды потребностей:
Выживание
Гарантии безопасности
Социальная потребность (в общении)
Потребность в уважении
Потребность в самоуважении (самоусовершенствование)
Потребность - это объективно обусловленное и осознанное стремление человека или социальных общностей к достижению и воспроизводству наилучших условий жизни. В обществе всегда функционирует система потребностей.
Выделяют 3 вида потребностей:
- физические (материальные);
- социальные;
- духовные.
Уже было сказано о самостоятельности в выборе форм и видов деятельности, однако к этому следует добавить: рыночной экономике свойственны процессы саморегулирования, распространяющиеся не только на управление предприятием, но и на его создание и ликвидацию. Причем, в отличие от условий государственной экономики, в рамках рынка предприятия независимы от разного рода государственных директив, а в идеале - зависят только от финансового состояния на самом предприятии. Итак, на основе перечисленных фундаментальных принципов функционирует вся рыночная экономическая система.
Проблемы формирования рыночных отношений в России.
Существуют специфические проблемы в области перехода к рынку: очень трудно переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не пробовала жить в нормальной рыночной экономике. Последние 70 лет страна жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или существовала в тисках государственной идеологии. Предполагалось, что это даст возможность существованию огромной очень централизованной государственной машине. Любая другая форма экономической деятельности, кроме работы на государственном предприятии и, отчасти, в кооперативах, преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой, государственная экономика работала не столь эффективно и не позволяла воздавать полностью за труд людей и их инициативу. Система распределения продукции не могла стимулировать увеличение ее производства. Нормой стала система распределения потребительских товаров по карточкам, талонам и др.
Учитывая все эти психологические, социальные и экономические особенности России, нетрудно понять, что бросать ее в стихию рынка опасно - это может вызвать катастрофу, как в политическом, так и в экономическом плане. Но и затягивание введения реформ чревато не меньшими опасностями.
Чтобы
вся рыночная система функционировала,
нужно сделать гораздо больше,
чем обуздать инфляцию и укрепить
национальную валюту, отрегулировать
банковское дело как основной источник
кредитов в рыночной экономике. Следует
выработать эффективную внешнеторговую
политику, которая не сковывала бы деятельность
отечественных предпринимателей и не
сдерживала бы приток капитала из-за рубежа.
А чтобы ресурсы распределялись эффективно,
необходимо стимулировать развитие бирж
- как фондовых, так и сырьевых, и биржи
труда.
18.
Собственность. Взаимосвязь
Собственность - это есть исторически определенный тип экономических отношений между людьми по поводу средствпроизводства и результатов труда (экономическое содержание собственности).
Правовое
содержание собственности - это есть
урегулированные законом
Отношения собственности
Собственность является основой экономической системы общества, основой совокупности производственных отношений, т. к. во-первых, из отношения собственности вырастают все элементы производственных отношений (характер производства и труда, характер состязательности, содержание высшей цели производства); во-вторых, на основе отношений собственности преобразуется социально-классовая структура общества; в-третьих, отношения собственности пронизывают все фазы воспроизводящих процессов (производство, обмен, распределение, потребление), и соединяют их единым социально-экономическим содержанием.
Собственность - это не застывшие экономические отношения, это развивающаяся экономическая категория, которая связывает деятельность экономических субъектов и выступает общей формой движения материальных объектов.
Субъектами собственности
Субъекты собственности всегда
закрепляются законом о
Объектами собственности являются средства производства, денежные ресурсы, природные богатства.
Собственность
характеризуется многообразием
форм. Это многообразие объективно
обусловлено уровнем развития производительных
сил (развитием разделения труда, уровнем
технической оснащенности, степенью концентрации
производства, потенциалом общечеловеческой
– экономической культуры).
19.
Частная собственность как
Частная собственность означает, что средства производства, и результаты производства принадлежат отдельным лицам.
Различают 2 вида частной собственности:
- трудовая;
- нетрудовая.
Частная трудовая собственность основана на личном труде собственника средств производства. Результаты труда принадлежат ему.
Частная нетрудовая собственность основана на использовании чужого труда (т. е. отчужденного от средств производства). Результаты труда достаются собственнику средств производства.
Смешанная собственность - это такая собственность, в которой сочетается трудовая, нетрудовая и общественная формы собственности.
Приватизация – это часть системных преобразований в переходной экономике, без которой (как впрочем и без других системных преобразований) невозможна экономически эффективная реализация частной собственности.
Главной
целью приватизации для России было
становление новой системы
Развитие форм собственности осуществляется через такие процессы, как огосударствление и разгосударствление.
Сегодня преобразование
Приватизация собственности в России осуществляется в соответствии с "Законом о приватизации".
Приватизация государственного
имущества - это есть отчуждение
имущества предприятий и
Приватизация осуществляется
- предоставление льгот на приобретение государственного имущества трудовым коллективам приватизируемого предприятия;
- принцип законности;
-
обеспечение социальной
-
приоритетное предоставление
-
безвозмездная передача части
государственного имущества
-
принцип приватизации
-
принцип свободного выбора
-
принцип полного,
20. Спрос на товары и услуги. Закон спроса. Факторы спроса.
В
основе ценообразования лежит
Человеку свойственно естественное желание потреблять, однако экономическая наука имеет дело лишь с теми потребностями, которые воплощаются в платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос согласует желания потребителей с их объективными возможностями в приобретении тех или иных товаров.
Итак, спрос можно определить как то количество товара, которое потребители готовы и в состоянии приобрести по определенной цене в течение некоторого времени.
Объемом спроса на какой - либо товар называется максимальное количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся: цена данного товара, цены других товаров, величина денежных доходов, вкусы и предпочтения потребителей, накопленное имущество и другие.
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса. Прежде всего объем спроса на товар определяется его ценой. Понятно, что обычно люди стремятся купить товары подешевле, но это не говорит о том, что они готовы покупать товары менее качественные и только дешевые.
Но
какой бы качественный, технически
сложный или дорогой товар
человек ни покупал, все равно
сохраняется обратная зависимость
между ценой товара и величиной
спроса на него. То есть при прочих равных
условиях спрос на товар тем больше, чем
ниже его цена. Именно эта зависимость
называется законом
спроса. Эту зависимость можно преобразовать
в функцию спроса от цены, если прочие
факторы, влияющие на объем спроса, принять
за неизменные величины:
Q
=f(P )
Функция спроса от цены может задаваться тремя способами:
1. Табличным
2. Графическим
3. Аналитическим
Q =a-b*P (например: Q =7-2P )
Кривая спроса показывает, как меняется объем спроса потребителя в зависимости от уровня цены на товар. Изменение объема спроса в зависимости от изменения цены на товар представляет собой движение по кривой спроса.
К числу прочих факторов, определяющих объем спроса, относятся:
размер дохода потребителя (I)
вкусы покупателей (T)
цены на другие товары (P. . . . . P )
общее число покупателей, размер рынка (Х)
накопленное имущество (W)
инфляционные ожидания (IE)
В
общем виде функция спроса записывается
так:
Q =f(P , I, T, P . . . P , X, W, IE
и т. д. )
Помимо
этого принято различать
Также, одному и тому же объему спроса соответствуют разные цены спроса (Р и Р, соответствующие объему Q).