Микроэкономика в вопросах и ответах

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 00:06, шпаргалка

Описание работы

1. Потребности и их виды. Экономические блага. Две сферы экономики.

Потребность – это неосознанная или осознанная необходимость в чём-либо.

Виды потребностей:

Выживание

Гарантии безопасности

Социальная потребность (в общении)

Потребность в уважении

Потребность в самоуважении (самоусовершенствование)

Потребность - это объективно обусловленное и осознанное стремление человека или социальных общностей к достижению и воспроизводству наилучших условий жизни. В обществе всегда функционирует система потребностей.

Выделяют 3 вида потребностей:

- физические (материальные);

- социальные;

- духовные.

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика - Ответы на вопросы.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

    4. Доля расходов  в бюджете на  данный товар.  Чем большее место в бюджете занимает данный товар, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на него обычно мало влияет на потребительский спрос.

    5. Уровень доходов  потребителя. Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с различным уровнем дохода также неодинакова.

    6. Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми.

    7. ”Неоткладываемость” в удовлетворении конкретной потребности. Эластичность спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на другой срок, крайне низкая.  

    24. Эластичность предложения. 

    Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся условиям рынка называется эластичностью (с точки зрения математиков эластичность это отношение относительного прироста функции к относительному приросту независимой переменной).

    Теперь  обратимся к эластичности предложения. Как и спрос, количество предлагаемого  на рынке товара находится в определенной зависимости от многих переменных и прежде всего - рыночной цены товара. Эластичность предложения, как и эластичность спроса, колеблется в пределах от 0 до бесконечности. Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителя, для того, чтобы отреагировать на изменение цены продукта. Вообще говоря, следует ожидать, что чем больше по продолжительности время, которым обладает производитель, для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения.

    Различную степень эластичности предложения  можно проиллюстрировать разным наклоном линии предложения. Вертикальная линия соответствует абсолютно неэластичному предложению, горизонтальная, наоборот, - абсолютно эластичному. Как и в случае со спросом для характеристики эластичности предложения, важны не столько абсолютные изменения цены и объема предложения, сколько их процентные изменения. Единичную эластичность предложения будет отражать линейная функция предложения, проходящая через начало координат, независимо от наклона к осям.  

    В принципе же на верхнем участке кривой предложения эластичность меньше 1, но больше 0. На нижнем, наоборот, эластичность больше 1.

    Помимо  цены и времени на эластичность предложения  влияют другие факторы:

  • цены других товаров (ресурсов). Этот фактор подразумевает перекрестную эластичность предложения.
  • уровень достигнутого использования ресурсов. Подразумевает то, что если нет резервов: людских, материальных и др. , то возможности реагирования предложения весьма ограниченны.
  • степень монополизации отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей.
  • технологические особенности налаживания производства определенного товара. (Постройка судов , хлебопечение)
 

    25. Эффект дохода и эффект замещения.  Парадокс Гиффена. 

    Эффект  дохода – это  если цена на товар падает, то увеличивается покупательная способность, или реальный доход потребителя.

    Например, при постоянном доходе 200 руб. в неделю вы сможете приобрести 5 кг говядины по 40 руб. за 1кг. Но если цена говядины упадёт до 20 руб. за 1кг. , то вы уже можете купить те же 5кг. уже за 100 руб. И в неделю у вас окажется высвобожденными 100 руб. для приобретения дополнительного товара.

    Эффект  замещения – это  когда снижается цена на какой-то продукт, вследствие чего этот продукт стал дешевле по отношению ко всем другим продуктам. И потребители будут стремиться к приобретению этого товара в большем количестве. Т. е. на пример, если цена понизилась на говядину, то потребители могут заменить этой дешевой говядиной свинину, телятину, птицу и т. д.

    Не  всегда закон спроса бывает верным. Существуют отклонения от него. Например известен парадокс Гиффена .

    Англичанин Роберт Гиффен описал случай, при котором во времена голода спрос на картофель, цена которого существенно поднялась, также возрос. Причина состояла в том, что картофель был продуктом, потребляемым бедняками, и повышение цены на него вынудило их отказаться от других видов потребления, что привело к потреблению лишь картофеля. Кривая спроса на эти продукты будет отличаться от типичного графика спроса.

    Временные отклонения от закона убывающего спроса наблюдаются и в тех случаях, когда выпускается новый товар с повышенной ценой. Как правило, прежде чем покупатели разберутся в свойствах нового товара, спрос на него может существенно подскочить, несмотря на высокую цену. Но как только потребители поймут, что по качеству новый товар не лучше прежнего, спрос немедленно вернется на линию D.  

    26. Общая и предельная полезность. Ординализм и координализм. Закон  убывающей предельной полезности.  

    

    Ординалисты. Считают, что оценить можно только общую пользу в категорию “больше” или “меньше”, сама полезность не измерима в каких либо единицах, а просто больше потреблять лучше, чем меньше. А на сколько полезней не известно.

    Координалисты. Считают, что полезность измерима и вводят единицу полезности – utility (ютиль) и обозначают U.

    Общая полезность (U) – это  сумма всех индивидуальных полезностей под потребление данного количества благ и услуг. По мере роста потребления определённого блага, общая полезность возрастает.

    Предельная  полезность (MU) –  это прирост общей полезности при увеличении потребления данного блага на одну дополнительную единицу.

      Закон убывающей полезности (MU) – С ростом потребления данного блага, предельная полезность от каждой дополнительной единицы убывает.  

    27. Содержание теории поведения  потребителя. Потребительский выбор.  Правило максимизации полезности.

    Потребительский выбор.

    Средний потребитель – это вполне разумный человек, который пытается так распорядиться  своим денежным доходом, чтобы извлечь  из него как можно большее удовлетворение или полезность. Типичный потребитель  стремиться получить за свои деньги “всё, что можно”, или максимизировать совокупную полезность.

    Мы  можем считать также, что средний  потребитель имеет достаточно отчётливую систему предпочтений в отношении  товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Мы исходим из того, что покупатели прекрасно представляют себе, какую именно предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных продуктов, которые они могут надумать купить.

    Оптимальным потребительским выбором считается  такой выбор, когда самая высокая  кривая безразличия и самая низкая Бюджетная линия имеют общую точку касания.

    Оптимальным называется выбор потребителя, приносящий ему максимум пользы и минимум затрат.

    Правило максимизации полезности – это такое распределение денежного дохода потребителя, при котором последний затраченный рубль на приобретение каждого вида продуктов, приносил бы одинаковую добавочную (предельную) полезность.  

    28. Кривые безразличия и бюджетные  линии. 

    Кривая  безразличия (полезности) – это множество точек, каждой из которой соответствует ассортиментный набор дающий потребителю одинаковый уровень полезности.

      

    Для каждого потребителя можно построить  индивидуальную карту кривых безразличия, где будут иметься кривые полезности (U) расположенные ближе или дальше от начала координат.

    Самую большую полезность будет приносить, та кривая которая удалена от начала координат на максимальное расстояние.

    Переход из т. a в т. b сопровождается увеличением  потребления одного товара и отказом  от другого, это позволяет рассчитать предельную норму замещения одного товара другим.

    

    >1 Высокая норма предпочтения на  стороне товара В. 

    =1 Полное взаимозаменяемость товара  А и В. 

    <1 Низкая норма предпочтения товара  А. 

    =0 Потребитель не отказывается  от товара А. 

    Положение кривой безразличия позволяет определить вкусы потребителя. К той оси на которой расположен желаемый товар кривая наиболее крута и наоборот.

    Бюджетная линия – это  множество точек каждой из которых соответствует ассортиментному набору, который потребитель может купить при данном доходе и при неизменных ценах.

      

    29. Фирма как субъект рынка. Виды  и цели фирм.

    Фирма – это организационная единица бизнеса, осуществляющая производство товаров и оказание услуг с использованием собственных и привлечённых ресурсов с целью получения прибыли.

    Фирма - это экономическая единица, нанимающая факторы производства для изготовления продукции – товаров или услуг, которые она затем продает домохозяйствам, другим фирмам или государству. Фирмы относят к сектору производителей. Экономисты выделяют следующие свойства фирм:

    1) каждая фирма принимает единое  решение, как если бы она  состояла из одного человека. Это позволяет экономистам рассматривать  фирму как первичную, единую  компоненту производственного процесса, а домохозяйства - аналогичной  компонентой процесса потребления;

    2) большинство своих решении фирмы  принимают, преследуя единственную  цель - получить максимальную прибыль;

    3) фирмы являются полновластными  пользователями факторов производства. На ресурсном рынке роль фирм  аналогична роли, которую играют домохозяйства на рынке товаров и услуг.

    Фирма, как правило, выступает в статусе  юридического лица, (атрибуты юридического лица: расчётный счёт и печать) имеет: имя или название, фирменный знак, цвет и другую символику.

    Цели  фирмы:

    Максимизация прибыли

    Получение плановой рентабельности, т. е. экономической  прибыли >0

    Достижение  безубыточности, т. е. прибыль = 0

    Минимизация убытков.

    Сохранение  фирмы на рынке (избежать банкротство)

    Захват  рынка с помощью ценовой войны

    Устранение  конкурента методами недобросовестной конкуренции.  

    30. Краткосрочный и долгосрочный  периоды в деятельности фирмы.  Особенности выбора.  

    

    Краткосрочный период – это период, в котором рост объёма производства происходит, когда хотя бы один ресурс постоянен.

    Краткосрочный период слишком короткий, чтобы предприятие смогло изменить свои производственные мощности, но достаточно продолжительный для изменения степени интенсивности использования этих фиксированных мощностей.

    В краткосрочном периоде издержки делятся постоянные(FC) и переменные(VC), и не зависят от объёма производства.

    Долгосрочный  период – это период, в котором масштабы деятельности фирмы расширяются так, что все ресурсы фирмы оказываются переменными.

    Долгосрочный  период достаточно продолжительный, чтобы  изменить количества всех занятых ресурсов, включая и производственные мощности.

    В долгосрочном периоде, где все издержки выступают как переменные. Перед  фирмой стоит задача, как правильно  выбрать масштаб своей деятельности, т. е. определить, быть её мелкой, средней или крупной фирмой.

Информация о работе Микроэкономика в вопросах и ответах