Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 10:40, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение опыта и проблем формирования и функционирования международных фондовых бирж для дальнейшего развития рынка ценных бумаг и фондовых бирж Казахстана.
Введение 4
1 Теоретические основы деятельности рынка ценных бумаг международных фондовых бирж 7
1.1 Понятие, виды и особенности рынка ценных бумаг для 7
экономического развития страны
1.2 Методика расчетов рыночных курсовых индексов 13
1.3 Роль международных фондовых бирж в мировом хозяйстве 17
2 Анализ проблем функционирования международных фондовых бирж
2.1 Характеристика функционирования Токийской и Нью-Йоркской
фондовых бирж 21
2.2 Проблемы мошенничества и спекуляций на международных
фондовых биржах 34
2.3 Проблемы казахстанской фондовой биржи KASE 41
3 Направления совершенствования функционирования международных
фондовых бирж 50
3.1 Пути совершенствования функционирования международных
фондовых бирж 50
3.2 Действия по предотвращению мошенничества и спекуляций на
международных фондовых биржах 54
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение А. Листинговые требования Казахстанской фондовой биржи
Современные страховые компании формируют три группы резервов: математические резервы по страхованию жизни, технические резервы по иным видам страхования и резервы (фонды) предупредительных мероприятий.
Не менее актуальным в современных условиях является регулирование инвестиционной деятельности страховщика, в первую очередь той ее части, которая осуществляется за счет страховых резервов (а это фактически деньги страхователей), а не за счет собственных средств компании. Органы страхового надзора могут:
-
определять круг разрешенных
и запрещенных объектов
-
устанавливать максимальные и/
- утверждать методики расчета показателей надежности и ликвидности инвестиций по каждому объекту и в целом по инвестиционному портфелю компании, а также устанавливать нормативный размер этих показателей;
-
устанавливать ограничения
Регулирование размещения страховых резервов служит для достижения государством ряда целей. Во-первых, имеет значение прямой результат — обеспечение финансовой устойчивости страховщиков и гарантий выполнения ими обязательств перед клиентами. Во-вторых, регламентация размещения резервов имеет и косвенные последствия, в результате действия которых она может использоваться как регулятор структуры страхового рынка и капитала страховщиков (в частности, ужесточение инвестиционных требований отражается в первую очередь на мелких страховщиках, которые уступают позиции более сильным конкурентам, таким образом происходит укрупнение страховых компаний), регулятор инвестиционного рынка, инструмент стимулирования покупки определенных видов ценных бумаг. В некоторых странах покупка государственных долговых обязательств является обязательной для страховщиков. В этом случае, обязывая вкладывать резервы в государственные ценные бумаги, государство тем самым обеспечивает устойчивый спрос на них со стороны страховщиков и превращает страховую отрасль (а она перераспределяет в развитых странах до 8—10% ВВП) в стабильного заимодавца государства. Такие нормы могут использоваться в развитых странах, где инвестиции в государственные ценные бумаги считаются «безрисковыми».
Прямой обязанностью органов надзора является поддержание правопорядка на страховом рынке. Органы страхового надзора имеют полномочия на применение санкций по отношению к страховщикам — нарушителям законодательства, включая возможность направлять страховщикам предписания по устранению нарушений (с соответствующими механизмами контроля за их исполнением), приостанавливать и ограничивать действия лицензий страховщиков до устранения нарушений, отзывать лицензии и обращаться в суд с требованием о ликвидации страховой организации. Для защиты интересов страхователей в развитых странах в ответ на их жалобы и обращения органы страхового надзора имеют также право проводить целевые проверки текущей деятельности страховщиков (особенно широко эта практика применяется в США и Германии).
В некоторых странах используются такие методы регулирования, как отчисления страховщиков в обязательные государственные резервы, гарантийные фонды и внесение гарантийных депозитов. Максимального развития они достигли в США, так как там они вводятся на уровне каждого штата. В Германии, напротив, гарантийных инструментов нет. В отечественной практике подобные инструменты тоже пока не применяются.
Механизм их действия имеет две стороны. С одной стороны, они несут положительный эффект для рынка. Здесь действует свойственный страхованию принцип замкнутой раскладки ущерба: из средств этих фондов осуществляются выплаты в случаях крупных катастроф, банкротств страховщиков и т.д., поэтому они способствуют повышению надежности функционирования страхового рынка и защите прав потребителей страховых услуг. Кроме того, конъюнктурное изменение государством размеров гарантийных депозитов и отчислений в гарантийные фонды (так же как и нормы банковских резервов) косвенно либо стимулирует, либо сдерживает развитие страховой отрасли.
Однако, с другой стороны, обязательства обанкротившегося страховщика (вследствие непродуманной тарифной, андеррайтинговой или инвестиционной политики) фактически оплачиваются финансово благополучными компаниями, что снижает у страхователя стимулы к поиску надежных страховщиков, более обдуманному подходу к их выбору и, следовательно, не соответствует принципам свободной рыночной экономики.
Разумеется,
в рамках данной работы были рассмотрены
далеко не все существующие методы
регулирования страхового рынка, а
лишь те из них, которые наиболее широко
используются в международной практике.
Опыт развитых стран, по нашему мнению,
должен сыграть положительную роль в дальнейшей
интеграции Республики Казахстан в мировой
страховой рынок.
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Основные показатели страхового рынка
По состоянию на 1 января 2008 года на страховом рынке Республики Казахстан осуществляли лицензированную деятельность 41 страховая организация (перестраховочная) (в том числе: 7 - по страхованию жизни), 14 страховых брокеров и 44 актуария, В 2007 году были выданы лицензии на право осуществления страховой деятельности по отрасли «страхование жизни» 2 страховым организациям. Региональная сеть страховых организаций представлена 191 филиалом.
Совокупный
объем активов страховых
Таблица 1 – Структура активов страховых организаций, млн. тенге
Активы | 01.01.2007 | 01.01.2008 | 2007/2006 | ||
сумма | доля, % | сумма | доля, % | ||
Деньги | 9131,1 | 6,8 | 7359,0 | 3,3 | -20,0% |
Вклады размещенные | 25554,5 | 18,9 | 63747,1 | 28,5 | в 2,5 раза |
Ценные бумаги | 66259,2 | 48,9 | 78162,3 | 35,0 | 18,0% |
Операция «обратное РЕПО» | 13360,0 | 9,9 | 20664,7 | 9,2 | в 1,5 раза |
Страховые премии к получению от страхователей и посредников | 10638,0 |
7,8 |
11472,6 |
5,1 |
7,8 |
Основные средства | 2920,2 | 2,2 | 4195,4 | 1,9 | 43,7% |
Активы перестрахования | - | - | 21138,5 | 13,0 | - |
Прочая дебиторская задолженность | 3455,5 | 2,5 | 6027,2 | 2,7 | 74,7% |
Другие активы | 4109,2 | 3,0 | 2789,4 | 1,3 | -32,1% |
Итого активов | 135489,7 | 100,0 | 223556,1 | 100,0 | 65,0% |
Значительное
увеличение совокупных активов страховых
организаций произошло в связи
с изменениями структуры
По состоянию на 1 января 2008 года сумма обязательств страховых организаций составила 97 279,3 млн. тенге, что на 75,9% больше, чем на аналогичную дату прошлого года. Увеличение совокупных обязательств произошло в основном за счет роста страховых резервов. На отчетную дату объем страховых резервов, сформированных страховыми (перестраховочными) организациями для обеспечения исполнения принятых обязательств по действующим договорам страхования и перестрахования, составил 86 359,8 млн. тенге, что на 88,8% больше объема сформированных резервов на 1 января 2007 года.
За 2007 год совокупный размер собственного капитала страховых организаций увеличился на 46 076,1 млн. тенге или на 57,5% и по состоянию на 1 января 2008 года составил 126 276,8 млн. тенге (Таблица 2).
Таблица 2 – Финансовые показатели, млн. тенге
01.01.2007 | 01.01.2008 | 2007/2006 | |
Совокупные активы | 135489,7 | 223556,1 | 65,0 |
Обязательства | 55289,0 | 97279,3 | 76,9 |
в т.ч. страховые резервы | 45749,5 | 86359,8 | 88,8 |
прочие обязательства | 9539,5 | 10919,5 | 14,5 |
Собственный капитал (по балансу) | 80200,7 | 126276,8 | 57,5 |
Данное
увеличение произошло в основном
за счет создания на рынке страховых
услуг новых страховых (перестраховочных)
организаций.
2.2 Инвестиционный портфель страховых организаций
Основную
долю в инвестиционном портфеле страховых
организаций занимают вклады в БВУ,
которые увеличились по сравнению
с 2006 годом в 2,5 раза. Данная тенденция
прежде всего обусловлена ростом
активов страховых организаций с 135 489,7
млн. тенге до 223 556,1 млн. тенге или на 65%,
а также дефицитом на финансовом рынке
высоколиквидных финансовых инструментов,
за исключением вкладов в БВУ. Также одной
из причин увеличения вкладов страховых
активов в БВУ могла стать ситуация, связанная
с ликвидностью в банковском секторе (увеличение
размера вознаграждения по банковским
вкладам, размещение дочерними страховыми
организациями страховых активов в материнские
компании - банки). Наблюдается увеличение
инвестиций и в негосударственные ценные
бумаги нерезидентов. При этом следует
отметить, что доля негосударственных
ценных бумаг в портфеле страховых организаций
уменьшилась с 43,11% до 36,75%, составив 59 219
млн. тенге. В 2007 году наблюдается снижение
доли государственных ценных бумаг. Это
связано с отменой требования Агентства
по обязательному размещению определенной
части активов в ГЦБ. Так, доля государственных
ценных бумаг РК снизилась - с 17,46% до 10,23%.
(Таблица 3).
Таблица 3 – Структура инвестиционного портфеля страховых организаций, млн. тенге
Инвестиционный
портфель |
01.01.2007 | 01.01.2008 | 2007/2006 | ||
сумма | доля,% | сумма | доля,% | ||
Государственные ценные бумаги РК | 17008 | 17,46 | 16491 | 10,23 | -3,0% |
Вклады в БВУ | 25555 | 21,96 | 63747 | 39,56 | в 2,5 раза |
Ценные бумаги МФО | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | - |
Паи иностранных инвестиционных фондов | 11 | 0,01 | 21 | 0,01 | - |
Негосударственные ценные бумаги эмитентов РК | 41956 | 43,11 | 59219 | 36,75 | 41,1% |
Государственные ценные бумаги эмитентов | 6140 | 1,31 | 599 | 0,37 | -90,2% |
Негосударственные ценные бумаги эмитентов нерезидентов РК | 83 | 5,14 | 426 | 0,26 | в 5,1 раза |
Операции «Обратное РЕПО» | 13782 | 11,01 | 20665 | 12,82 | 51,1% |
Итого | 104535 | 100,0 | 160350 | 100,0 | 54,1 |
Информация о работе Международные фондовые биржи: опыт и проблемы функционирования