Маркетинговые принципы в деятельности железнодорожного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта в нашей стране, на его долю приходится 2/3 объёма всех перевозок. В сравнении с другими видами транспорта он имеет такие преимущества, как регулярность работы независимо от времени года, времени суток и погодных условий, неограниченная дальность и достаточная скорость перевозки, способность перевозить самые различные грузы. Основной задачей железнодорожного транспорта является удовлетворение потребностей в перевозках контейнеров и грузов.

Содержание

1 МАРКЕТИНГОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Принципы, функции и задачи маркетинга на железнодорожном предприятии
1.2 Разработка маркетингового плана для железнодорожного предприятия
1.3 Организация службы маркетинга на железнодорожном предприятии
2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Характеристика железнодорожного предприятия
2.2 Основные показатели производственно-финансовой деятельности железнодорожного предприятия
3 РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВЫХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
3.1 Основные проблемы железнодорожного предприятия в области маркетинга и пути их решения
3.2 Разработка плана маркетинговой деятельности железнодорожного предприятия на 2004 год
4 БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ РЕШЕНИЙ ПРОЕКТА
4.1 Охрана труда
4.1.1 Общая характеристика проекта, анализ потенциальных опасностей и вредности
4.1.2 Расчёт вентиляции сварочного отделения
4.2 Охрана окружающей среды
4.3 Расчет выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Принципы и методы управления работой ждт2.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

Первичные данные представляют собой информацию, собранную впервые  для конкретной цели. Она образуется в результате использования одного или нескольких четко спланированных методов сбора необходимых данных:

Согласно классификации, предложенной Ф. Котлером, существует три метода сбора информации:

-     наблюдение;

-     опрос;

-     эксперимент /17/.

Под наблюдением понимается процесс, который:

-     служит определенной исследовательской цели;

-     происходит планомерно и систематически;

-     подвержен постоянному контролю с точки зрения надежности и точности.

Опрос – самая важная и распространенная форма сбора  данных в маркетинге, во время которого выясняют позиции людей или получают ответы на какие-либо вопросы. Существует 2 основных форм опроса – письменный опрос (или анкетирование) и устный опрос, который подразделяется на: личное интервью и телефонное интервью /17/.

Экспериментом называется исследование, при котором должно быть установлено, как изменение одной или нескольких независимых переменных влияет на одну (или многие) зависящую переменную. Для принятия решений необходимо располагать информацией о предположительном успехе отдельных альтернатив, которую можно получить с помощью эксперимента. Эксперименты могут быть лабораторными, проходящими в искусственной обстановке и полевыми, протекающими в реальных условиях.

Другой класс методов, используемых при проведении маркетинговых  исследований, представляют экономико-математические методы.

Можно выделить несколько  групп экономико-математических методов, используемых при проведении маркетинговых  исследований:

1) Статистические методы  обработки информации (определение  средних оценок, величин ошибок, степени согласованности мнений респондентов и т.д.).

2) Многомерные методы (в первую очередь факторный  и кластерный анализы). Они используются  для обоснования маркетинговых  решений, в основе которых лежат  многочисленные взаимосвязанные  переменные. Например, определение объема продаж нового продукта в зависимости от его технического уровня, цены, конкурентоспособности, затрат на рекламу и др.

3) Регрессионные и  корреляционные методы. Они используются  для установления взаимосвязей  между группами переменных, описывающих маркетинговую деятельность.

4) Имитационные методы. Они применяются тогда, когда.  переменные, влияющие на маркетинговую  ситуацию (например, описывающие конкуренцию), не поддаются определению с  помощью аналитических методов.

5) Методы статистической теории принятия решений (теория игр, теория массового обслуживания, стохастическое программирование), которые используются для стохастического описания реакции потребителей на изменение рыночной ситуации.

Проведя SWOT-анализ, фирма  определяет задачи и проблемы, которые необходимо решить при выполнении маркетингового плана. Задачи следует формулировать в виде конкретных целей, с указанием величин показателей, которых компании хотелось бы достичь в течение рассматриваемого периода. (Например, увеличить долю рынка до 15%, если текущая доля рынка составляет 10%).

Далее составляется маркетинговая  стратегия, используемая для достижения поставленных целей. Маркетинговая  стратегия – это логическая схема  маркетинговых мероприятий, с помощью  которой компания надеется выполнить свои маркетинговые задачи. Она состоит из отдельных стратегий для целевых рынков, позиционирования и маркетингового комплекса. Маркетинговая стратегия должна уточнить сегменты рынка, на которых компания планирует сосредоточить свои усилия.

При проведении сегментации  важно иметь в виду, что в  целом смысл сегментации состоит  не просто в выделении групп потребителей (тем или иным образом) как таковых, а в поиске целевого сегмента рынка, для которого продукт в данном месте, в данное время и в данных условиях подходит наилучшим образом. Это позволит руководству предприятия или фирмы обратить внимание на конкретные нужды и запросы потребителей и соответствующим образом выстроить маркетинговую стратегию.

Потенциальные клиенты  железнодорожного предприятия могут группироваться по географическому, демографическому, психографическому и поведенческому признакам.

-     Географические (определение целевых групп по географическим признакам).

Возможные потребители  продукта группируются по регионам проживания и (или) по численности жителей в населенном пункте. Определяется местожительство данной целевой группы (области или республики в составе РФ, районы и города областного подчинения, районы городов и т. д.). Наиболее значимый показатель сегментации для железнодорожных предприятий. Существуют рынки региональных, российских и зарубежных железнодорожных перевозок.

-     Демографические (определение целевых групп по демографическим признакам).

Потребители группируются по возрастным группам, уровню доходов, профессиональному составу, уровню образования и (или) религиозным убеждениям. Здесь, в первую очередь, можно выделить рынки грузовых и пассажирских перевозок.

-     Психографические (определение целевых групп по психографическим признакам).

Возможна группировка потребителей по следующим признакам: стиль жизни, социальный слой, личные качества.

-     Поведенческие (определение целевых групп по поведенческим признакам).

Возможна сегментация  по характеру покупки, отношению  потребителей к статусу постоянного клиента, поиску выгод от покупки, готовности к покупке, нуждаемости в продукте, лояльности к продукту и (или) восприятию продукта.

Целевые группы можно  определять как по одному, так и  по нескольким признакам.

При определении целевых  групп /1, стр. 28-29/ необходимо ответить на следующие вопросы:

-     Имеются ли несколько различных типов описаний потребителя? Каков размер каждой целевой группы? Можно ли сформулировать профиль (профили) своего потребителя?

-     Являются ли потребители изделия также его покупателями? Если нет, кто имеет на них решающее влияние?

-     После того, как изделие приобретено, кто влияет на его потребителей? Степень этого влияния? Как этих людей можно описать?

-     Составляет ли целевая группа приблизительно 50 процентов от общей емкости рынка или же придется действовать на более узком сегменте?

-     Можно ли определить один узкий сфокусированный профиль целевого заказчика? Что это за профиль?

-     Целевой рынок остается устойчивым или же имеет тенденции к сужению?

-     Какие проблемы и возможности можно выделить при анализе целевых групп?

После сегментирования  и определения целевых групп  определяются стратегии по всем компонентам  маркетингового комплекса: товара, цены, методов продвижения, методов распространения. Рассмотрим эти компоненты:

Товар как элемент  комплекса маркетинга рассматривается  по трем стадиям зрелости: товар  по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением. В данном случае, товар по замыслу – доставка грузов от производителя к потребителю, товар в реальном исполнении – быстрая и качественная перевозка. В условиях рынка мало обеспечить перевозку со станции отправления до станции назначения. Необходимо еще думать о качестве подвижного состава (локомотивов и вагонов), без которых немыслим перевозочный процесс, нужна грамотная организации погрузки, выгрузки, доставки грузов от грузоотправителя в пункты отправления, от станции назначения – грузополучателю, т.е. о предоставлении в высшей мере индивидуализированным в своих потребностях клиентам дополнительных фирменных транспортных услуг. Все это составляет товар с подкреплением.

Цена – это количество денег, которое должны заплатить  покупатели, чтобы получить товар. К  этой группе переменных относятся:

-     цена по прейскуранту;

-     скидки;

-     срок платежа;

-     условия кредита.

Можно выделить следующие этапы  формирования политики ценообразования  для железнодорожных организаций:

-     постановка целей ценообразования;

Разнообразные цели ценообразования  могут быть сведены в три группы: 1) обеспечение выживаемости предприятия на рынке, что достигается за счет ценового покрытия всех издержек производства; 2) максимизация текущей прибыли, когда наряду с покрытием издержек производства цена позволяет создать максимально возможную прибыль; 3) получение конкурентных преимуществ для увеличения рынков сбыта и роста объема продаж.

-     формирование политики ценообразования;

Политика ценообразования формируется  как способ реализации выбранной  цели. Она предусматривает скоординированную  совокупность действий, включающих: определение целевого рынка, анализ услуг железнодорожного предприятия, анализ других элементов стратегии маркетинга, определение общей ценовой политики, разработку ценовой стратегии и установление конкретных цен.

-     разработка ценовых стратегий;

Ф. Котлером выделены следующие  стратегии ценообразования:

Таблица 1.1

Матрица ценовых стратегий  в системе «цена-качество» /17 стр. 211/

Качество товара

Цена

Высокая

Средняя

Низкая

Высокое

Стратегия премиальных  наценок

Стратегия глубокого  проникновения на рынок

Стратегия повышенной ценностной значимости

Среднее

Стратегия завышенной цены

Стратегия среднего уровня

Стратегия доброкачественности

Низкое

Стратегия ограбления

Стратегия показного  блеска

Стратегия низкой ценностной значимости


-     реализация ценовых стратегий;

Реализация ценовой  стратегии главным образом опирается  на выбор и использование методов  ценообразования. Выделяют следующие  методы ценообразования: 1) затратные, цена устанавливается как сумма  всех издержек и желаемой прибыли; 2) рыночные, цена устанавливается на основе ощущаемой ценности товара; 3) конкурентные, когда цена является результатом компромисса между ценовыми притязаниями железнодорожной организации и покупательской способностью потребителя. Железнодорожные предприятия используют, как правило, затратный метод ценообразования.

Методы распространения  включают в себя действия компании, которые делают товар доступным  для целевых потребителей. При  определении методов распространения  товаров изучаются:

-     каналы сбыта;

-     охват рынка;

-     местоположение;

Каналы распределения  чаще всего классифицируют по количеству коммерческих посредников между  производителем и потребителем. Как  правило, железнодорожные предприятия  оказывают свои услуги напрямую, реже присутствует один посредник.

В комплекс продвижения  входят реклама, стимулирование сбыта, прямые продажи и связи с общественностью. Ф. Котлер дает следующие их определения /17/:

-     Реклама – любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг, которую заказывает и финансирует определенный спонсор.

-     Личная продажа – представление товара одному или нескольким потенциальным клиентам, осуществляемое в процессе непосредственного общения и имеющее целью продажу и установление длительных взаимоотношений с данными клиентами.

-     Стимулирование сбыта – единовременные побудительные меры, поощряющие приобретение тех или иных товаров и услуг.

-     Связи с общественностью – налаживание отношений между компанией и различными контактными аудиториями посредством создания выгодной для компании репутации, положительного «корпоративного имиджа», с одной стороны, и устранением или предупреждением нежелательных слухов, сплетен и действий – с другой.

Далее рассчитывается бюджет маркетинговых мероприятий.

Существуют четыре наиболее общих метода расчета бюджета в целом: от наличных средств, в процентах к сумме продаж, конкурентного паритета и на основании целей и задач.

-     Метод расчета от наличных средств – выделение компанией такой суммы на выполнение маркетинговых мероприятий, которую она, по ее мнению, может себе позволить.

К сожалению, такой метод  расчета совершенно игнорирует влияние  маркетинговых мероприятий на объем  сбыта и поэтому приводит к  завышенным или заниженным расходам.

-     Метод расчета в процентах от суммы продаж – расчет бюджета в определенном процентном отношении от текущей или прогнозируемой выручки, либо как процент от цены товара.

По сравнению с предыдущим, этот метод имеет ряд преимуществ. Он прост в применении и отображает взаимозависимость между затратами, продажной стоимостью товара и суммой прибыли в расчете на единицу товара. Но у такого метода множество недостатков. Он рассматривает сбыт как предпосылку продвижения, а не как результат. Бюджет определяется исходя из доступных средств, а не из перспектив развития бизнеса. Этот метод не допускает незапланированных затрат, в некоторых случаях необходимых для оживления торговли. Выбор конкретной процентной доли произволен и не обоснован какими-либо объективными соображениями, кроме прошлого опыта фирмы или аналогичных затрат фирм-конкурентов.

Информация о работе Маркетинговые принципы в деятельности железнодорожного предприятия