Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:11, курсовая работа
Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта в нашей стране, на его долю приходится 2/3 объёма всех перевозок. В сравнении с другими видами транспорта он имеет такие преимущества, как регулярность работы независимо от времени года, времени суток и погодных условий, неограниченная дальность и достаточная скорость перевозки, способность перевозить самые различные грузы. Основной задачей железнодорожного транспорта является удовлетворение потребностей в перевозках контейнеров и грузов.
1 МАРКЕТИНГОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Принципы, функции и задачи маркетинга на железнодорожном предприятии
1.2 Разработка маркетингового плана для железнодорожного предприятия
1.3 Организация службы маркетинга на железнодорожном предприятии
2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Характеристика железнодорожного предприятия
2.2 Основные показатели производственно-финансовой деятельности железнодорожного предприятия
3 РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВЫХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
3.1 Основные проблемы железнодорожного предприятия в области маркетинга и пути их решения
3.2 Разработка плана маркетинговой деятельности железнодорожного предприятия на 2004 год
4 БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ РЕШЕНИЙ ПРОЕКТА
4.1 Охрана труда
4.1.1 Общая характеристика проекта, анализ потенциальных опасностей и вредности
4.1.2 Расчёт вентиляции сварочного отделения
4.2 Охрана окружающей среды
4.3 Расчет выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основополагающими принципами управления маркетингом на железнодорожном транспорте являются:
- целенаправленность (ориентация на долгосрочную перспективу, а не на сиюминутную выгоду);
- объективность (непредвзятое изучение условий функционирования железных дорог: макроокружения, микроокружения и внутренней среды железнодорожного транспорта);
- оперативность (своевременное реагирование на изменение существующего и потенциального спроса);
- гибкость (адекватное приспособление транспортного производства к требованиям рынка, к структуре спроса на перевозки; ориентация на интересы потребителей транспортных услуг, учет конкретных «тонких» требований клиентов, обеспечивающий их удержание и привлечение на железнодорожный транспорт);
- инновационность (постоянное совершенствование продукта и его составных элементов, разработка новых видов транспортных услуг и технологий перевозок);
- активность (целенаправленное воздействие на объекты исследований: транспортный рынок, спрос на перевозки железнодорожным транспортом);
- продуктивность (ориентация на конечные результаты: оптимальный уровень транспортной составляющей в конечной цене продукции, прибыль, рентабельность, сроки доставки, сохранность грузов, безопасность движения).
1.2 Разработка маркетингового
плана для железнодорожного
Данный параграф написан на основании методики Ф. Котлера /17, стр.125-131/. Методика представляет собой полноценное практическое руководство для составления маркетинговых планов и заслуживает подробного освещения в теоретической части дипломной работы. По этой методике, подробный маркетинговый план должен содержать следующие разделы: аудит макросреды и микросреды предприятия, текущее состояние рынка и анализ сильных и слабых сторон предприятия (SWOT-анализ), задачи и проблемы, маркетинговые стратегии и маркетинговый комплекс, программы действий, бюджеты и порядок контроля.
Факторы макросреды маркетинга
железнодорожных предприятий
Наиболее сильным
Самое радикальное воздействие
на маркетинг железнодорожных
К политическим факторам макросреды железнодорожного предприятия можно отнести государственные органы исполнительной и законодательной власти, федеральные и международные организации, ассоциации и другие союзы, сформированные на профессиональной основе, оказывающие опосредованное влияние на состояние товарного и транспортного рынков. Выделим здесь следующие организации: Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, национальная ассоциация транспортников (НАТР), Ассоциация пользователей услуг транспорта (ГРАССО), Координационный совет по логистике, Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России), Российская ассоциация международных экспедиторов (РАМЭ), Международная федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), Международная ассоциация по мультимодальному транспорту (ИМТА), Ассоциация международных перевозок (АСМАП).
Железнодорожные предприятия берут на вооружение факторы научно-технического прогресса, способствующие повышению уровня качества оказываемых работ и услуг.
К экологическим факторам, оказывающим влияние на деятельность железнодорожных предприятий можно отнести удорожание цен на энергоносители, а также повсеместное загрязнение окружающей среды и необходимость, в связи с этим, перехода на повсеместное использование электровозной тяги
К факторам культурного
окружения можно отнести
Основными факторами микросреды маркетинга железнодорожных предприятий являются клиенты, поставщики и конкуренты.
К клиентам предприятий относятся заказчики, плательщики и потребители предлагаемых услуг.
Поставщики подразделяются на перевозчиков («Российские железные дороги») и поставщиков сопутствующих услуг. Поставщики сопутствующих услуг – специализированные компании или государственные организации, выполняющие отдельные операции, не входящие в состав перевозочного процесса, но связанные с его подготовкой и осуществлением. К поставщикам сопутствующих услуг относятся: страховые компании, таможенные брокеры, склады, порты, перевалочные пункты и др.
К конкурентам железнодорожных
предприятий относятся
Выявление действующих и потенциальных конкурентов проводится, как правило, на основе одного из подходов: первый связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых на рынке основными конкурирующими фирмами; второй ориентируется на классификацию конкурентов в соответствии с типами рыночной стратегии, ими применяемой.
При первом подходе конкурирующие фирмы группируются в соответствии с типом потребностей, которым удовлетворяет их продукция, и выделяются следующие основные группы конкурентов:
- фирмы, ориентирующиеся на удовлетворение всего комплекса запросов, предъявляемых потребителем к данному товару;
- фирмы, специализирующиеся на удовлетворении специфических потребностей отдельных сегментов рынка;
- фирмы, намечающие выход на рынок с аналогичной продукцией;
- фирмы, обслуживающие другие рынки аналогичной продукцией, выход которых на данный рынок является вероятным;
- фирмы, производящие товары-заменители, способные вытеснить данный продукт на рынке.
В основе метода выявления конкурентов
на базе группировок по типу стратегии
лежит группировка в
- стратегия в области экспансии на рынке;
- стратегия в области ценовой политики и политики качества;
- стратегия в области технологии.
SWOT-анализ включает
- выявление изменений структуры потребительских предпочтений (открывающихся на рынке возможностей);
- оценка предполагаемых действий конкурентов по использованию этих возможностей (угроз);
- определение целей и стратегии фирмы по реагированию на появляющиеся возможности и угрозы;
При проведении SWOT-анализа оцениваются следующие показатели деятельности предприятия, по отношению к конкурентам /25/:
1) Финансы.
- Оценка структуры активов (по финансовым коэффициентам).
- Инвестиционный рейтинг.
- Доход на активы.
- Норма прибыли.
- Доход на вложенный капитал.
2) Производство.
- Используемое оборудование.
- Производственные мощности.
- Численность работников.
- Система контроля качества.
- Совокупная факторная производительность.
- Возможности расширения производства и зон обслуживания.
- Возраст технологического оборудования.
3) Организация и управление.
- Численность инженерно-технического и управленческого персонала.
- Скорость реакции управления на изменения во внешней среде.
- Четкость разделения полномочий и функций.
- Тип организационной структуры управления.
- Качество используемой в управлении информации.
- Степень гибкости организационной структуры управления.
4) Маркетинг.
- Доля рынка.
- Репутация фирмы.
- Престиж торговой марки.
- Расходы по стимулированию сбыта.
- Численность сбытового персонала.
- Ценовая политика и уровень цен.
- Организационные и технические средства для сбыта.
- Уровень и качество обслуживания.
- Число клиентов.
- Качество поступающей информации о рынке.
5) Кадровый состав.
- Уровень квалификации производственного персонала.
- Расходы по подготовке и переподготовке персонала.
- Уровень подготовки сбытового персонала в технической отрасли.
6) Технология.
- Применяемые стандарты и степень их совместимости.
- Новые продукты.
- Расходы на НИОКР.
Для получения данных, используемых в SWOT-анализе необходимо проведение маркетинговых исследований.
Под маркетинговыми исследованиями понимается процесс поиска, сбора, анализа, оценки и отображения информации по различным аспектам внешней и внутренней среды железнодорожного транспорта, связанным с производством и реализацией транспортной продукции.
Процедуру маркетингового исследования, состоящую из комплекса
последовательных частных
1) Разработка концепции
- определение целей;
- постановка проблемы;
- формирование рабочей гипотезы;
- определение системы показателей.
2) Получение и анализ
- разработка рабочего инструментария;
- процесс получения данных;
- обработка и анализ данных.
3) Результаты и основные выводы исследования:
- оформление результатов исследования;
- формирование выводов и рекомендаций.
Концепция маркетингового исследования – это подробное определение содержания предмета исследования, общая постановка задачи в пределах данного исследовательского замысла. Речь идет о выработке первоначального представления о целях и проблематике исследования, формировании рабочей гипотезы.
Цель исследования зависит от фактически сложившейся рыночной ситуации. Это общая постановка задач, которая вытекает из стратегических установок маркетинговой деятельности предприятия.
Маркетинговые исследования всегда нацелены на определение и решение какой-либо конкретной проблемы, то есть на совокупность задач, вытекающих из главной задачи. В первую очередь исследуются те проблемы, от решения которых зависит современное состояние и дальнейшее развитие рынка.
Рабочая гипотеза – это
вероятные предположения о
- достоверность;
- предсказуемость;
- проверяемость;
- возможность формализации.
Рабочая гипотеза – основа для определения той системы показателей, которые необходимы для данного исследования, получение и анализ эмпирических данных, связанных с разработкой рабочего инструментария, который представляет собой совокупность методов и средств сбора, обработки и анализа информации для проверки рабочей гипотезы исследования.
Рабочий инструментарий – это целенаправленный выбор методов и приемов для решения конкретных, специфических задач. Его разработка складывается из ряда этапов, включающих определения:
- методов и процедур сбора первичных данных;
- методов и средств обработки полученных данных;
- методов анализ и обобщения материалов по проверке рабочих гипотез.
На этапе сбора данных необходимо определить вид интересующей информации и способы ее наиболее эффективного получения. При этом совокупность необходимых данных в системе маркетинговых исследований принято разделять на первичную и вторичную информацию. Вторичные данные представляют собой уже существующие, собранные ранее для других целей материалы. Они, как правило, содержатся в статистической и текущей отчетности, отраслевых публикациях, правительственных изданиях, периодической печати и т.д. На железных дорогах это, например, отчет о грузовой работе (Г0-1), о породовой погрузке (Г0-2), о постанционном отправлении и прибытии (Ц0-11), о грузообороте и доходах от перевозок грузов (ЦО-12), о межрайонном обмене грузов (ЦО-16) и другие.
Информация о работе Маркетинговые принципы в деятельности железнодорожного предприятия